litceysel.ru 1 2 ... 8 9




КЕМЕРОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

КУЛЬТУРЫ И ИСКУССТВ


НАУЧНАЯ БИБЛИОТЕКА


Информационная КУЛЬТУРА ЛИЧНОСТИ


БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ


КЕМЕРОВО

2006



Составитель: Денисова Н. В.

Компьютерное оформление: Сергеев А.В.


Библиографический указатель отражает нормативно-правовые, справочные, научные, учебные и учебно-методические документы по проблемам информационной культуры, опубликованные за период с 1973 по 2006 г..

В первой части указателя отражены публикации, характеризующие теорию, методику и опыт формирования информационной культуры личности. Во вторую часть указателя включены работы, расположенные в соответствии с основными разделами учебной программы курса «Основы информационной культуры личности» и предназначенные в помощь как тем, кто преподает, так и тем, кто изучает данный курс.

Библиографический указатель предназначен для исследователей, занимающихся разработкой теории формирования информационной культуры личности, учителей и преподавателей, внедряющих курс «Основы информационной культуры личности» в учебный процесс образовательных учреждений различных звеньев системы непрерывного образования. Его могут использовать библиотекари различных типов и видов библиотек, осуществляющие информационную подготовку читателей. Указатель может быть рекомендован широкому кругу читателей, стремящихся повысить уровень своей информационной культуры.


Информационная культура личности [Текст]: библиографический указатель / сост. Н. В. Денисова; НБ КемГУКИ.- Кемерово: Кемеровский государственный университет культуры и искусств, 2006. - 90 с.

ВВЕДЕНИЕ


ЧАСТЬ 1. Информационная культура личности как научное направление и

область практической деятельности (теория, методика, опыт)



1.1 Нормативные и правовые документы

1.2. Отдельные издания

1.3. Авторефераты диссертации

1.4. Статьи и тезисы

1.5. Учебные программы и учебно-методические разработки

1.6. Дипломные работы


ЧАСТЬ 2. Информационная культура личности как учебная дисциплина

2.1. Информационные ресурсы общества и информационная культура

2.2. Основные типы информационно-поисковых задач и алгоритмы

их решения

2.3. Аналитико-синтетическая переработка источников информации в учебной, научно-познавательной, научно-исследовательской деятельности личности

2.4. Технология подготовки и оформления информационных продуктов

как резуль­татов самостоятельной работы с информацией

2.5. Информационная культура и информационно-коммуникационные

технологии


Именной указатель


Указатель периодических изданий


ОТ СОСТАВИТЕЛЯ


Уровень информационной культуры человека, как правило, определяется не только усвоенными им знаниями и умениями в области информационных процессов и компьютерных дисциплин, а также способностью существовать в информационном обществе. Для того, чтобы привить ему информационную культуру, необходимо создать вокруг него определенную информационную среду, для освоения которой требуются специальные знания, умения, навыки. Ценность же самой информационной культуры состоит в том, что она обогащает личность, обеспечивая становление мировоззрения и мироощущения личности, помогая определить свое место в жизни и в обществе, давая возможность для самореализации и самосовершенствования.

В результате многолетних исследований на факультете информационных технологий Кемеровского государственного университета культуры и искусств (КемГУКИ) была сформулирована концепция формирования информационной культуры личности, в рамках которой разработана модель курса «Основы информационной культуры личности». На базе созданной модели был подготовлен комплекс учебных программ по основам информационной культуры личности, рассчитанных на различные категории обучающихся: учащихся общеобразовательных школ (1-11 классы), учителей, студентов, аспирантов вузов. Все разработанные учебные программы, независимо от категории пользователей, для которых они предназначены, объединяет единство цели – облегчить положение потребителя информации в условиях современного «информационного взрыва», научить его рациональным приемам поиска, анализа и синтеза информации, вооружить методикой информационного самообслуживания. Реализации этой цели способствует интегративный характер курса, в котором используется достижения целого рада дисциплин: информатики, библиотековедения и библиографоведения, прикладной лингвистики, функциональной стилистики, теории текста, прикладной психологии, логики, культуры чтения.


Разработанный в КемГУКИ курс «Основы информационной культуры личности» оказался широко востребованным в общеобразовательных учреждениях и библиотеках не только Кузбасса, но и далеко за его пределами. В России оказалось немало энтузиастов, горячо взявшихся за решение проблемы информационного всеобуча. Однако значительным барьером в их деятельности продолжает оставаться отсутствие учебников учебных пособий по основам информационной культуры личности. Дефицит учебной, учебно-методической литературы побудил научную библиотеку КемГУКИ подготовить библиографический указатель «Информационная культура личности», цель которого - собрать воедино рассредоточенные по многим источникам публикации по теории и методике формирования информационной культуры личности, а также публикации, раскрывающие содержание учебной дисциплины «Основы информационной культуры личности». Указатель отражает междисциплинарный характер феномена информационной культуры, различные исследовательские подходы к анализу и практике формирования информационной культуры.

В структуре библиографического указателя выделяются две части. Материал в первой части указателя - «Информационная культура личности как научное направление и область практической деятельности (теория, методика, опыт)» расположен в соответствии с различными видами изданий: нормативные и правовые документы, отдельные издания, авторефераты диссертаций, статьи и тезисы, учебные программы и учебно-методические разработки, дипломные работы. Особо следует отметить включение в состав указателя сведений о дипломных работах, посвященных информационной культуре личности и отражающих студенческие научные исследования, выполненные на факультете информационных технологий Кемеровского государственного университета культуры и искусств.

Отличительной особенностью второй части указателя – «Информационная культура личности как учебная дисциплина» является то, что в основу структурирования материала положена программа соответствующего учебного курса. Содержание данной части сгруппировано в соответствии с четырьмя основными разделами курса «Основы информационной культуры личности»:


- Информационные ресурсы общества и информационная культура;

- Основные типы информационно-поисковых задач и алгоритмы

их решения;

- Аналитико-синтетическая переработка источников информации в учебной, научно-познавательной, научно-исследовательской деятельности личности;

- Технология подготовки и оформления информационных продуктов

как резуль­татов самостоятельной работы с информацией.

Завершают наполнение второй части указателя библиографические описания документов, посвященных соотношению информационной культуры и информационно-коммуникационных технологий.

Общий объем указателя составляет 853 библиографических описаний документов, опубликованных за 1973-2006 гг. Данный хронологический охват не случаен, так как именно в этот период происходило зарождение, становление и развитие самого понятия «информационная культура». В отборе материала для указателя были использованы: РЖ «Информатика» (1995-2006 гг.), Библиографическая информация: «Библиотечное дело и библиография» (1993-2006), прикнижные и пристатейные списки литературы.

Справочный аппарат представлен именным указателем, включающим имена авторов, соавторов, составителей и редакторов упоминаемых документов, а также указателем периодических изданий, в который вошли практически все существующие издания, освещающие проблему информационной культуры личности.

Библиографические описания в указателе даны в соответствии с действующим ГОСТом 7.1 – 2003 «Библиографическая запись. Библиографическое описание». В описаниях были применены сокращения в соответствии с ГОСТом – 7.12 – 93 «Библиографическая запись. Сокращение слов на русском языке».

Указатель, представляющий собой систематизированный перечень литературы, можно использовать при разработке лекций, практических занятий, бесед и других форм обучения. Он может быть также полезен и учащейся молодежи, самостоятельно осваивающей основы информационной культуры личности.


Составитель считает своим долгом выразить особую признательность за ценные рекомендации, полученные в процессе работы над указателем, доктору педагогических наук, профессору, академику Международной академии наук высшей школы, действительному члену Гуманитарной академии Н. И. Гендиной и кандидату педагогических наук, доценту кафедры технологии документальных коммуникаций Г.А.Стародубовой.


Заведующая справочно-библиографическим отделом научной библиотеки Кемеровского государственного

университета культуры и искусств Н. В. Денисова


ЧАСТЬ 1. Информационная культура личности как научное направление и

область практической деятельности

(теория, методика, опыт)


1. 1. НОРМАТИВНЫЕ И ПРАВОВЫЕ ДОКУМЕНТЫ



  1. Всемирная конвенция об авторском праве [Электронный ресурс] // http://www.fips.ru/avp/law/inter/GEN_KON0.HTM

  2. ГОСТ 7.0-99 Информационно-библиотечная деятельность. Библиография. Термины и определения [Текст].- Минск: Издательство стандартов, 2000.- 14 с.

  3. ГОСТ 7.1-2003 Библиографическая запись. Библиографическое описание [Текст]: общие требования и правила оформления.- Взамен ГОСТ 7.1-84, Введен 1.07.2004.- М.: ИПК издательство стандартов, 2004.- 71 с.

  4. ГОСТ 7.9-95 Реферат и аннотация. Общие требования [Текст].- Минск, 1996.- 8 с.

  5. ГОСТ 7.25-2001 Тезаурус информационно-поисковый одноязычный. Правила разработки, структура, состав и форма представления [Текст].- Минск: Издательство стандартов, 2002.- 19 с.

  6. ГОСТ 7.27-80 Научно-информационная деятельность [Текст]: основные термины и определения.- Введен 01.01.82.- М.: Издательство стандартов, 1983.- 12 с.
  7. ГОСТ 7.32-2001 Отчет о научно-исследовательской работе [Текст]: структура и правила оформления.- Взамен ГОСТ 7.32-91, Введен 01.07.2002.- М.: ИПК издательство стандартов, 2001.- 15 с.


  8. ГОСТ 7.49-84 Рубрикатор ГАСНТИ. Структура, правила использования и ведения [Текст].- М.: Издательство стандартов, 1985.-5 с.

  9. ГОСТ 7.57-89 Издания. Издательские книготорговые и библиографические указатели [Текст].- М.: Издательство стандартов, 1990.- 12 с.

  10. ГОСТ 7.60-2003 (ИСО 5127-2-83) Издания. Основные виды. Термины и определения [Текст].- М.: Издательство стандартов, 2001.- 94 с.

  11. ГОСТ 7.61-96 Издания. Государственные (национальные) библиографические указатели. Общие требования [Текст].- Минск: Издательство стандартов,1997.- 17 с.

  12. ГОСТ 7.73-96 Поиск и распространение информации. Термины и определения [Текст].- Минск: Издательство стандартов, 1998.- 15 с.

  13. ГОСТ 7.74-96 Информационно-поисковые языки. Термины и определения [Текст].- Минск: Издательство стандартов, 1997.- 29 с.

  14. ГОСТ 7.77-98 Межгосударственный рубрикатор научно-технической информации. Структура, правила использования и ведения [Текст].- Минск: Издательство стандартов, 1999.- 8 с.

  15. ГОСТ 7.83—2001 Электронные издания. 0сновные виды и выходные сведения // Стандарты по библиотечно-информационной деятельности.- СПб.: Профессия, 2003.- С. 462-474.

  16. ГОСТ Р 51141—98. Делопроизводство и архивное дело. Термины и определения [Текст] // Стандарты по библиотечно-информационной деятельности.- СПб.: Профессия, 2003.- С. 531-541.

  17. Доктрина информационной безопасности РФ [Текст] // Российская газета.- 2000.- 28 сентября.

  18. Закон Российской Федерации о научно-технической информации [Текст] // Информационные ресурсы России. - 1994.- № 4.- С. 4-8.

  19. Закон РФ «О средствах массовой информации» [Текст] // Российская газета.- 1995.- 26 июля.- №161.

  20. Концепция информатизации высшего образования Российской Федерации [Текст].- М.: Пресс-сервис, 1994.- 100 с.
  21. Концепция Российского законодательства в области Интернета (о развитии глобальной сети Интернет в России) [Текст] // СМИ и Интернет: проблемы правового регулирования / автор-составитель В. Н. Монахов.- М.:ЭКОПРИНТ, 2003.- С. 215-228.


  22. Об информации, информатизации и защите информации: федеральный закон от 25 февраля 1995 г. № 24-ФЗ [Текст] // Библиотека и закон: справочник.- М., 1997. - Вып. 2.- С. 103-114.

  23. Об участии в международном информационном обмене: федеральный закон от 4 июля 1996 г. № 85-ФЗ [Текст] // Собрание законодательства РФ.- 1996.- № 28.- С. 33-47.

  24. Окинавская Хартия глобального информационного общества [Текст] // Дипломатический вестник.- 2000.- № 8.- С. 51-56.

  25. ОСТ 29.130-97 Издания. Термины и определения. Введ.08.01.97 [Текст] // Издательские стандарты.- М., 1998.- С. 507-548.

  26. ОСТ 29.132-99 Энциклопедии. Основные виды. Требования к основному тексту, аппарату издания и издательско-полиграфическому оформлению [Текст] // Стандарты по издательскому делу: сб. документов / сост. А. А. Джиго, С. Ю. Калинин.- 3-е изд.-М.: Экономистъ, 2004.- С. 547-555.

  27. ОСТ 29.133-99 Справочники. Основные виды. Требования к основному тексту, аппарату издания и издательско-полиграфическому оформлению [Текст] // Стандарты по издательскому делу: сб. документов / сост. А. А. Джиго, С. Ю. Калинин.- 3-е изд.-М.: Экономистъ, 2004.- С. 556- 562.

  28. Положение о Государственной системе научно-технической информации [Текст] // НТИ. Сер. 1.- 1997.- № 11.- С. 24-26.

  29. Сборник основных российских стандартов по библиотечно-информационной деятельности [Текст] / сост. Т. В. Захарчук, О. М. Зусьман.- СПб.: Профессия, 2005.- 547 с.

  30. СТП 1.003-98 Система вузовской учебной документации. Виды вузовских учебных изданий. Термины и определения [Текст] // Гендина Н. И. Нормативно-методическое обеспечение учебного процесса в вузе. Стандарты высшего учебного заведения / Н. И. Гендина, Н. И. Колкова.- Кемерово, 2002.- С. 14-21.
  31. СТП 1.004-98 Система вузовской учебной документации. Общие требования к представлению содержания, оформлению и порядку подготовки вузовских учебных изданий [Текст] // Гендина Н. И. Нормативно-методическое обеспечение учебного процесса в вузе. Стандарты высшего учебного заведения Н. И. Гендина, Н. И. Колкова.- Кемерово, 2002.- С. 22-31.


  32. СТП 1.101-98 Система вузовской учебной документации. Лекции. Виды и требования [Текст] // Гендина Н. И. Нормативно-методическое обеспечение учебного процесса в вузе: стандарты высшего учебного заведения / Н. И. Гендина, Н. И. Колкова.- Кемерово, 2002.- С. 32-36.

  33. СТП 1.102-98 Система вузовской учебной документации. Семинарские занятия. Виды и требования [Текст] // Гендина Н. И. Нормативно-методическое обеспечение учебного процесса в вузе: стандарты высшего учебного заведения / Н. И. Гендина, Н. И. Колкова.- Кемерово, 2002.- С. 37-41.

  34. СТП 1.103-98 Система вузовской учебной документации. Лабораторные (практические) занятия. Виды и требования [Текст] // Гендина Н. И. Нормативно-методическое обеспечение учебного процесса в вузе стандарты высшего учебного заведения / Н. И. Гендина, Н. И. Колкова.- Кемерово, 2002.- С. 42-46.

  35. СТП 1.104-98 Система вузовской учебной документации. Курсовые работы (проекты) [Текст] // Гендина Н. И. Нормативно-методическое обеспечение учебного процесса в вузе. Стандарты высшего учебного заведения / Н. И. Гендина, Н. И. Колкова.- Кемерово, 2002.- С. 47-62.

  36. СТП 1.105-98 Система вузовской учебной документации. Дипломные работы (проекты) [Текст] // Гендина Н. И. Нормативно-методическое обеспечение учебного процесса в вузе. Стандарты высшего учебного заведения Н. И. Гендина, Н. И. Колкова.- Кемерово, 2002.- С. 63-81

  37. СТП 1.201-98 Система вузовской учебной документации. Учебные программы. Структура и форма представления [Текст] // Гендина Н. И. Нормативно-методическое обеспечение учебного процесса в вузе. Стандарты высшего учебного заведения / Н. И. Гендина, Н. И. Колкова.- Кемерово, 2002.- С. 82-94.
  38. СТП 1.203-98 Система вузовской учебной документации. Курс лекции Структура и форма представления [Текст] // Гендина Н. И. Нормативно-методическое обеспечение учебного процесса в вузе. Стандарты высшего учебного заведения / Н. И. Гендина, Н. И. Колкова.- Кемерово, 2002.- С. 105-110.


  39. СТП 1.205-98 Система вузовской учебной документации. Сборники планов семинарских занятий Структура и форма представления [Текст] // Гендина Н. И. Нормативно-методическое обеспечение учебного процесса в вузе. Стандарты высшего учебного заведения / Н. И. Гендина, Н. И. Колкова.- Кемерово, 2002.- С. 114-121.

  40. Стандарты по библиотечно-информационной деятельности [Текст]: сб. стандартов / сост. Т. В. Захарчук, О. М. Зусьман. – СПБ.: Профессия, 2003. - 576 с.

  41. Стандарты по библиотечному делу [Текст]: сборник / сост. Т. В. Захарчук.- СПб.: Профессия, 2000. - 512 с.

  42. Стандарты по издательскому делу [Текст] / сост. А. А. Джиго, С. Ю. Калинина.- М.: Юристъ, 1998.- 376с.

  43. Стандарты по издательскому делу [Текст] / сост. А. А. Джиго, С. Ю. Калинин. - 3-е изд.-М.: Экономистъ, 2004.- 623 с.

  44. Федеральный Закон об авторском праве и смежных правах [Текст] // Российская газета.- 1993.- 3 августа.- № 147.



следующая страница >>