litceysel.ru 1

«Утверждаю»

Исполнительный директор

НОУ СПО «Оренбургский юридический

колледж» (техникум)

____________ А.С. Епифанцева

« ___ » ____________ 2012 г.




ПРИМЕРНЫЕ ЗАДАНИЯ ДЛЯ ПОДГОТОВКИ К ЭКЗАМЕНУ

для студентов очной формы обучения

Дисциплина: «Русский язык»


НОРМЫ РУССКОГО ЯЗЫКА

I вариант

1. В каком слове нет окончания?

1) распускается

2) в дали

3) стол

4) глядя

2. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых пишется Н?

Рассказа(1)ая Петром Ильичом история была явно им выдума(2)а: у него и в помине не было назва(3)ого брата, о котором он так восхищё(4)о упоминал.

1) 1, 2

2) 3, 4, 5

3) 2, 3

4) 1, 2, 3. 4, 5

3. В каком ряду во всех словах пропущенные гласные корня нельзя проверить ударением?

1) кн..гиня, ижд..венец, пл..вник

2) к..вычки, за..вить, ум..лять (достоинства)

3) к..лбаса, п..стила, предл..жение

4) б..стион, зав..нтить, в..нтиляция

4. В каком ряду во всех словах пропущена одна и та же буква?

1) пр..оритет, пр..открыть, пр..равнять

2) ни..ложить, чере..полосица, в..махивать

3) о..бросить, пре..рассудок, по..ложный

4) пред..юльский, спорт..гра, с..змала

5. В каком ряду на месте пропусков пишется одна и та же буква?

1) назнач..т директором, пряч..щий ключ

2) люди повер..т ему, стро..щееся здание

3) всё хлопоч..т о деле, держ..щий власть

4) дети увид..т мир, беле..щий парус

6. В каком варианте ответа указаны все слова, где пропущена буква Е?

А. ноч..вать

Б. гречн..вый

В. завистл..вый

Г. стро..вой

1) А, В, Г

2) Б, В

3) А, Г


4) А, Б, Г

7. В каком предложении НЕ со словом пишется раздельно?

1) Жених её, расчётливый и (не)добрый человек, был известен на всю округу своим жестоким нравом.

2) Громкие речи отнюдь (не)всегда признак ума.

3) (Не)грамотность инженера-конструктора была для всех очевидна.

4) Владимир был худ и (не)хорош собой.

8. В каком предложении оба выделенных слова пишутся раздельно?

1) (ПО)ЭТОМУ и другим симптомам вашей болезни сложно решить, ЧТО(БЫ) вам назначить.

2) (В)ПЕРЕДИ Челкашу улыбался солидный заработок, и он мечтал, как загуляет завтра (ПО)УТРУ.

3) Мы (С)НАЧАЛА едем по шоссе, а (ЗА)ТЕМ по просёлочной дороге.

4) (НА)ВСТРЕЧУ с друзьями мы приехали (ВО)ВРЕМЯ.

9. Укажите правильное объяснение постановки запятой или её отсутствия в предложении:

Уже давно стемнело ( ) и звёзды ярко засияли на бархатном тёмно-синем покрывале небосвода.

1) ССП, перед союзом И нужна запятая.

2) Простое предложение с однородными членами, перед союзом И запятая не нужна.

3) ССП, перед союзом И не нужна запятая.

4) Простое предложение с однородными членами, перед союзом И нужна запятая.

10. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?

Но вот (1) выбрав момент (2) сержант рывком вскочил на ноги (3) и (4) что-то прокричав (5) головой вперёд бросился через рельсы (6) сразу исчезнув на той стороне.

1) 1, 2, 3, 4, 5, 6

2) 2, 3, 4, 5, 6

3) 1, 2, 4, 5

4) 1, 2, 4, 5, 6

11. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?

Огромное здание сельского клуба стояло (1) как раз (2) возле нашей школы, а вот стадион (3) напротив (4) был очень далеко.


1) 1, 2

2) 3, 4

3) 2, 3

4) 4

12. Укажите правильное объяснение пунктуации в данном предложении.

Будут деньги ( ) поедем на всё лето к Чёрному морю.

1) Ставится двоеточие, вторая часть бессоюзного предложения имеет причинное значение.

2) Ставится тире, первая часть бессоюзного предложения обозначает условие совершения действия, о котором говорится во второй части.

3) Ставится тире, вторая часть имеет значение вывода.

4) Ставится двоеточие, вторая часть раскрывает содержание первой части.

13. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?

Мы поехали в музей (1) экспозиция (2) которого (3) была обновлена (4) и интересно составлена.

1) 1, 3

2) 2

3) 3, 4

4) 1

14. Какой вариант ответа показывает правильную расстановку запятых в предложении?

Блокадный Ленинград стал символом несгибаемой стойкости и мужества (1) и (2) когда Международному трибуналу были продемонстрированы фотографии (3) на которых умирающие от голода дети делали снаряды для фронта (4) то многие отказывались верить (5) что такое возможно.

1) 1, 2, 3, 4, 5

2) 2, 3, 4

3) 2, 3, 4, 5

4) 1, 3, 4, 5

15. В каком предложении придаточную часть сложноподчинённого предложения нельзя заменить причастным оборотом?

1) Событие, о котором пойдёт речь, стало уже легендой.

2) Три тополя, которые когда-то посадили на краю поля, превратились в огромных великанов.

3) Он заметил в банках с водой на окнах букеты белых и нежных нарциссов, которые склонялись на своих ярко-зелёных тучных и длинных стеблях с сильным ароматным запахом.

4) Иностранец окинул взглядом высокие дома, которые квадратом окаймляли пруд.



НОРМЫ РУССКОГО ЯЗЫКА

II вариант

1. В каком слове нет суффикса -ЕЦ?

1) отец

2) мудрец

3) венец

4) тунеядец

2. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых пишется НН?

Постоя(1)ые внутре(2)ие противоречия терзали душу этого труже(3)ика, муче(4)ика науки, убеждё(5)ого только в том, что избра(6)ый им путь верен.

1) 1, 2, 5, 6

2) 3, 4, 5

3) 4, 5, 6

4) 2, 3, 4

3. В каком ряду во всех словах пропущена безударная проверяемая гласная корня?

1) сп..ши (на урок), бл..ндин, об..жал (малыша)

2) з..ря, посв..тить (стихотворение)

3) р..птание, запл..тить (долг), поз..лоченный

4) ум..лять (о пощаде), зам..рять, д..льфин

4. В каком ряду во всех словах пропущена одна и та же буква?

1) и..жарить, ни..вергать, ра..считать

2) пр..доставить, камень пр..ткновения, пр..небрежение

3) пред..дущий, сверх..зысканный, раз..грать

4) сверх..естественный, без..ядерный, без..укоризненный

5. В каком ряду во всех словах пропущена буква Е?

1) возглавля..мый, он езд..т, выгор..л

2) испыту..мый, он посе..т, завис..л

3) постро..нный, он потерп..т, выпрям..лся

4) взвеш..нный, он выскаж..т, посе..л

6. В каком варианте ответа указаны все слова, где пропущена буква И?

А. завис..л

Б. намал..вать

В. жемчуж..на

Г. выздоравл..вать

1) А, В, Г

2) Б, В

3) В, Г

4) А, Б, Г

7. В каком предложении НЕ со словом пишется слитно?

1) Душа, никогда (не)страдавшая, не может постичь счастья.

2) Выбирай друга (не)торопясь, ещё меньше спеши променять его.


3) Грибок (не)высок, да крепок.

4) Мне (не)дорог твой подарок - дорога твоя любовь.

8. В каком предложении оба выделенных слова пишутся через дефис?

1) Мы шли (ПО)ПРЕЖНЕМУ пути через (СВЕТЛО)ЗЕЛЁНОЕ поле.

2) (ПО)ПРЕЖНЕМУ ДУЛ (СЕВЕРО)ВОСТОЧНЫЙ ветер, и небо было затянуто тучами.

3) Жара (ПО)НЕМНОГУ спадала, но (ПО)ПРЕЖНЕМУ было душно.

4) Вы прекрасно говорите (ПО)ТУРЕЦКИ. Я имею (В)ВИДУ ваше произношение.

9. Укажите правильное объяснение постановки запятой или её отсутствия в предложении:

Русская правдивая, горячая душа звучала, дышала в песне ( ) и хватала вас за сердце, хватала прямо за его русские струны.

1) ССП, перед союзом И нужна запятая.

2) ССП, перед союзом И не нужна запятая.

3) Простое предложение с однородными членами, перед союзом И запятая не нужна.

4) Простое предложение с однородными членами, перед союзом И нужна запятая.

10. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?

Пёстрая шкура леопарда (1) перехваченная золотой стрелою (2) легко повисла с округлого плеча на выгнутое бедро (3) и (4) переливаясь на солнце (5) казалась живым существом.

1) 1, 2, 4, 5

2) 1, 2, 3, 5

3) 1, 2, 5

4) 2, 4, 5

11. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?

За широким полем большое озеро, которое (1) кажется (2) судоходно. Оно (3) видно (4) издалека и (5) кажется (6) узкой синей полоской.

1) 1, 2

2) 1, 2, 5, 6

3) 1, 2, 3, 4

4) 1, 5

12. Как объяснить постановку двоеточия в данном предложении.

С первым лучом солнца он уже был на ногах: ему предстоял долгий и трудный путь по Гималаям.


1) Вторая часть бессоюзного предложения указывает на причину того, о чём говорится в первой части.

2) Первая часть бессоюзного предложения указывает на время совершения действия, о котором говорится во второй части.

3) Вторая часть бессоюзного сложного предложения дополняет, раскрывает содержание первой части.

4) Ставится двоеточие после обобщающего слова перед однородными членами.

13. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?

Доброта - качество (1) излишек (2) которого не вредит (3) никому (4) и никогда.

1) 2, 3, 4

2) 1

3) 1, 3

4) 2

14. Какой вариант ответа показывает правильную расстановку запятых в предложении?

Старый охотник резонно заметил (1) что (2) если продукты не упрятать в большую железную бочку (3) медведь-шатун (4) злой и голодный (5) преодолеет страх перед человеком и явится пообедать.

1) 1, 2, 3

2) 1, 3, 4, 5

3) 1, 2, 3, 4, 5

4) 2, 3. 4,

15. В каком предложении придаточную часть сложноподчинённого предложения нельзя заменить причастным оборотом?

1) Старый князь, при котором жила Агафья, был большой любитель псовой охоты.

2) Я где-то читал, как по одной надписи, которая была вырезана на камне, учёные открыли жизнь целой страны.

3) Тут было много офицеров, которые отличились в боях.

4) Огромный олень, который величаво вышел на освещённую луной поляну, внезапно резко метнулся в ближайшие кусты ольшаника.


ПРОЧИТАЙТЕ ТЕКСТ И ВЫПОЛНИТЕ ЗАДАНИЯ 1-11 (ЧАСТЬ В).

I вариант

Счастье.

(1) Я считала, что мне в жизни очень не повезло, поскольку осталась без мужа с ребёнком. (2) Много работала, сына помогали воспитывать мои отец и мать.


(3) Я помню, как однажды, когда была в доме родителей, мне не спалось. (4) Стояла поздняя осень, за окном лил сильный дождь, и стучало железо на крыше. (5) Я просто не могла заснуть от тоски, которая подступила к сердцу, от щемящей мысли, что все мы, люди, несчастны. (6) Да, несчастны, ибо не ведаем, что делаем, чего хотим, надеясь жить на земле вечно. (7) В такие моменты думаешь о какой-то безысходности

(8) Шёл уже первый час ночи, когда я вышла на кухню, чтобы успокоиться. (9) А на кухне горел свет, потому что там был отец, который писал очередную статью. (10) Отец часто работал по ночам, и сейчас он подошёл к окну покурить. (11) Облокотившись о подоконник, отец смотрел на дождь, на стекло в потёках, а услышав шаги мои, выпрямился и обернулся. (12) Его лицо показалось мне таким бледным, старым, беспомощным, морщины такими усталыми, что я тут же подумала о самом страшном. (13) Может, он болен и скоро умрёт?.. (14) Мне стало безумно жаль его, и я сказала, едва сдерживая слёзы:

- Вот, папа, мы с тобой не можем заснуть и оба мы несчастливы.

(15) - Несчастливы?! - повторил он удивлённо.

(16) - И тут отец заморгал своими добрыми глазами, посмотрел на меня, вроде бы ничего не понимая.

(17) - Что ты, милая! (18) О чём ты?.. (19) Все живы, нет войны, все в сборе в моём доме - вот я и счастлив!

(20) Я всхлипнула, а он обнял меня, как маленькую. (21) Ему всего и нужно, чтобы мы были все вместе. (22) И он готов был ради этого работать день и ночь, трудиться не покладая рук.

(23) А когда я уезжала к себе на квартиру, постылую, холодную, они, мать и отец, стояли на лестничной площадке, и плакали, и махали, и повторяли мне вслед:

- Мы любим тебя, мы любим тебя…

(24) На душе потеплело


(25) Как много и мало нужно человеку для счастья!

(По Ю. В. Бондареву)

Задания 1-11

1. О чём автор не рассуждает в своём тексте?

1) Родители всегда готовы прийти на помощь своим детям.

2) Видеть здоровыми своих близких - уже счастье.

3) Проблема отцов и детей существовала во всякую эпоху.

4) Ощущать себя любимым близкими людьми и дарить им свою любовь - счастье.

2. Какой(-ие) тип(ы) речи представлен(-ы) в предложениях 3-7?

1) повествование и описание

2) рассуждение и повествование

3) повествование

4) описание и рассуждение

3. Укажите предложение, в котором использован фразеологизм?

1) 1

2) 11

3) 22

4) 25

Ответы к заданиям 4-6 запишите словами

4. Укажите способ образования слова (О) БЕЗЫСХОДНОСТИ (предложение 7).

5. Из предложений 20-25 выпишите личный глагол, употреблённый в значении безличного.

6. Определите тип подчинительной связи в словосочетании ПОДОШЁЛ ПОКУРИТЬ (предложение 10).

Ответы к заданиям 7-11 запишите цифрами

7. Среди предложений 9-16 найдите сложное, в состав которого входит безличное. Напишите номер этого сложного предложения.

8. Среди предложений 10-24 найдите предложение, осложнённое обособленным определением и приложением. Напишите номер этого предложения.

9. Среди предложений 1-9 найдите сложноподчинённое(-ые) предложение(-я) с неоднородным параллельным присоединением придаточных. Напишите номер(-а) этого(-их) предложения(-й).

10. Среди предложений 8-14 найдите такое, которое связано с предыдущим при помощи притяжательного местоимения. Напишите номер этого предложения.

11. Прочитайте фрагмент рецензии, составленной на основе текста, который вы анализировали, выполняя задания 1-10. В этом фрагменте рассматриваются языковые особенности текста. Некоторые термины, использованные в рецензии, пропущены. Вставьте на места пропусков цифры, соответствующие номеру термина из списка. Если вы не знаете, какая цифра из списка должна стоять на месте пропуска, пишите цифру 0.


«Чтобы показать психологическое состояние героини, автор использует____(«тоски, которая подступила к сердцу»), ____(«безумно жаль», «щемящей мысли»). Сделать рассказ эмоциональным, убедительным помогают и синтаксические средства выразительности: ____ (например, в предложениях 12, 22, 23), ____ (предложение 25).


Список терминов

1) противопоставление

2) парцелляция

3) олицетворение

4) экспрессивный лексический повтор

5) эпитеты

6) ряды однородных членов

7) сравнение

8) риторическое восклицание

9) синтаксический параллелизм


ПРОЧИТАЙТЕ ТЕКСТ И ВЫПОЛНИТЕ ЗАДАНИЯ 1-11.

II вариант

Красавица

(1) Чиновник казенной палаты, вдовец, пожилой, женился на молоденькой, на красавице, дочери воинского начальника. (2) Он был молчалив и скромен, а она знала себе цену. (3) Он был худой, высокий, чахоточного сложения носил очки цвета йода, говорил несколько сипло и, если хотел сказать что-нибудь погромче, срывался в фистулу. (4) А она была невелика, отлично и крепко сложена, всегда хорошо одета, очень внимательна и хозяйственна по дому, взгляд имела зоркий. (5) Он казался столь же неинтересен во всех отношениях, как множество губернских чиновников, но и первым браком был женат на красавице. (6) И все только руками разводили: за что и почему шли за него такие?

(7) И вот вторая красавица спокойно возненавидела его семилетнего мальчика от первой, сделала вид, что совершенно не замечает его. (8) Тогда и отец, от страха перед ней, тоже притворился, будто у него нет и никогда не было сына. (9) И мальчик, от природы живой, ласковый, стал в их присутствии бояться слово сказать. (10) А там он и совсем затаился, сделался как бы несуществующим в доме.

(11) Тотчас после свадьбы его перевели спать из отцовской спальни на диванчик в гостиную, небольшую комнату возле столовой, убранную синей бархатной мебелью. (12)Но сон у него был беспокойный, он каждую ночь сбивал простыню и одеяло на пол. (13)И вскоре красавица сказала горничной:


(14)- Это безобразие, он весь бархат на диване изотрет. (15) Стелите ему, Настя, на полу, на том тюфячке, который я велела вам спрятать в большой сундук покойной барыни в коридоре.

(16) И этот бедный, нетерпимый в собственной семье ребёнок, в своем круглом одиночестве на всем свете, зажил совершенно самостоятельной жизнью, совершенно обособленной от всего дома, неслышной, незаметной, одинаковой изо дня в день. (17) Бывало, что смиренно сидит себе в уголке гостиной, рисует на грифельной доске домики или шепотом читает по складам всё одну и ту же книжечку с картинками, купленную ещё при покойной маменьке, смотрит в окна… (18) Спит не любимый отцом и мачехой мальчик на полу между диваном и кадкой с пальмой. (19) Он сам стелет себе постельку вечером и сам прилежно убирает, свертывает её утром и уносит в коридор в мамин сундук. (20) Там спрятано и всё остальное добришко его.

(По И. А. Бунину)

Задания 1-11

1. Какая проблема волнует автора?

1) проблема неразделённой любви

2) проблема отцов и детей

3) проблема жестокосердия взрослых по отношению к ребёнку

4) проблема одиночества

2. Какой(-ие) тип(ы) речи представлен(-ы) в предложениях 1-10?

1) описание

2) повествование и описание

3) повествование и рассуждение

4) все типы речи

3. Укажите значение слова ФИСТУЛА (предложение 3).

1) высокий мужской голос (то же, что тенор)

2) самый низкий мужской голос (то же, что бас)

3) наиболее высокий женский голос (то же, что сопрано)

4) очень высокий звук голоса (то же, что фальцет)

Ответы к заданиям 4-6 запишите словами

4. Из предложений 8-9 выпишите слово, образованное приставочным способом.

5. Из предложений 17-20 выпишите притяжательное местоимение.

6. Из предложений 13-14 выпишите словосочетание с подчинительной связью СОГЛАСОВАНИЕ.


Ответы к заданиям 7-11 запишите цифрами

7. Среди предложений 5-15 найдите односоставное неопределённо-личное предложение. Напишите номер этого предложения.

8. Среди предложений последнего абзаца найдите такое(-ие), в состав которого(-ых) входит необособленное определение, выраженное причастным оборотом. Напишите номер(-а) этого(-их) предложения(-й).

9. Среди предложений 11-20 найдите сложноподчинённое(-ые) предложение(-я), в состав которого(-ых) входит придаточное определительное. Напишите номер(-а) этого(-их) предложения(-й).

10. Среди предложений 5-10 найдите такое, которое связано с предыдущим при помощи сочинительного союза и контекстуального синонима. Напишите номер этого предложения.

11. Прочитайте фрагмент рецензии, составленной на основе текста, который вы анализировали, выполняя задания 1-10. В этом фрагменте рассматриваются языковые особенности текста. Некоторые термины, использованные в рецензии, пропущены. Вставьте на места пропусков цифры, соответствующие номеру термина из списка. Если вы не знаете, какая цифра из списка должна стоять на месте пропуска, пишите цифру 0.

«Описывая внешность чиновника и его жены-красавицы, автор использует ____ (предложения 2-5), ____ («чахоточного сложения»). Делают речь яркой, помогают выразить отношение Бунина к героям ____ (предложения 2, 6, 9). С помощью ____ («одеяльце», «дощечке», «книжечку», «маменьке», «постельку», «добришко») автор подчёркивает мысль о непростительном жестокосердии взрослых и беззащитности ребёнка».

Список терминов

1) эпитеты

2) олицетворение

3) синтаксический параллелизм.

4) метафора

5) ряды однородных членов

6) сравнение

7) слова с суффиксами субъективной оценки

8) парцелляция

9) фразеологизмы

А1. В каком слове верно выделена буква, обозначающая гласный ударный звук?


  1. обОдрить 3) зАгодя

  2. прокралАсь 4) катАлог

А2. В каком предложении вместо слова ЭГОИСТИЧЕСКИЙ нужно употребить ЭГОИСТИЧНЫЙ?

  1. Меня всегда удивляли поступки его ЭГОИСТИЧЕСКИХ детей.

  2. ЭГОИСТИЧЕСКИЙ страх заставил её вернуться.

  3. Ревность - это ЭГОИСТИЧЕСКОЕ чувство.

  4. Такой подход к делу я считаю ЭГОИСТИЧЕСКИМ.

А3. Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова.

  1. двоими детьми

  2. пара погон

  3. килограмм помидор

  4. младше по чину

А4. Выберите грамматически правильное продолжение предложения:

Проиграв в хоккейном матче со шведами,

  1. у нашей команды больше не было шансов попасть в финал.

  2. канадские болельщики очень расстроились.

  3. канадская команда не вышла в финал.

  4. печальный прогноз нашего тренера оправдался.

А5. Укажите предложение с грамматической ошибкой (с нарушением синтаксической нормы).

1) Все пассажиры, пользующиеся городским транспортом, должны оплачивать проезд.

2) Розы в саду цвели всё лето благодаря постоянным заботам нашего садовника.

3) В детстве мама меня спрашивала: «Кем я хочу быть?».

4) Ввиду сильного наводнения жители острова были эвакуированы.

Прочитайте предложения и выполните задания А6-А11.

(1)… (2) В результате подсказанные идеи внедряются в нас на уровень подсознания. (3) Нам кажется, что мы самостоятельно принимаем труднейшее решение, а на самом деле повторяем слова телеведущего, услышанные в одной из телепередач. (4) И в более спокойные времена люди не жили изолированно от влияния окружающих; оно начинается с родителей, потом появляются друзья, круг общения, лидеры. (5)… личное участие и сопереживание неизбежно корректирует моральную оценку происходящего. (6) Таким образом, на нашу объективность и «врождённую мораль» лучше не полагаться.


А 6. Какое из приведённых ниже предложений должно быть первым в данном тексте?

1) Многие из нас верят в способность интуитивного распознания добра и зла.

2) Мы живём в агрессивной шумной культуре, которая буквально заваливает нас книгами, журналами, газетами, радио-, теле- и кинопродукцией, компьютерными играми, и всё это пытается руководить людьми, давать им советы и убеждать их.

3) Вопрос о выборе между «хорошим» и «плохим» не теоретическая проблема, нам приходится сталкиваться с ней ежедневно.

4) «Врождённая мораль» может и подвести.

А7. Какое из приведённых ниже слов должно стоять на месте пропуска в пятом предложении текста?


  1. Кроме того, 3) Конечно,

  2. Именно 4) Например,


А8. Какие из предложений (или одна из частей сложного предложения) текста являются односоставными безличными?
1) 2, 6 3) 4, 5

2) 3, 4 4) 3, 6

А9. Укажите верную характеристику шестого (6) предложения текста.

  1. сложноподчинённое

  2. простое осложнённое

  3. сложносочинённое

  4. сложное бессоюзное

А10. Укажите предложение, в котором есть прилагательное в сравнительной степени.

  1. 3 3) 5

  2. 4 4) 6

А11. В каком значении употреблено слово КОРРЕКТИРУЮТ в предложе­нии 5.

  1. взаимосвязывают

2) исправляют ошибки на оттиске типографского набора

3) вносят поправки

4) соответствуют чему-либо
А12. На месте каких цифр в словах пишется Н?

Мария Ивановна всегда сдержа(1)а и умере(2)а в своих требованиях. Старые, тысячу раз игра(3)ые грамофо(4)ые пластинки были ею выброше(5)ы.
  1. 1, 2, 4, 5 3) 1, 2, 5


  2. 5 4) 3, 4, 5

А13. В каком ряду во всех словах пропущена проверяемая безударная гласная корня?

  1. переадр..совка, акц..онерный, прив..дение (в замке)

  2. зач..ркнуть, насл..ждение, ум..лять о помощи

  3. прив..легированный, прот..реть, зак..лить

  4. ск..пивший, тв..рящий, дем..сезонный

А14. В каком ряду во всех словах пропущена одна и та же буква?

  1. пр..проводить, пр..совокупить, пр..грешение

  2. не..дуваемый, ди..баланс, обе..зубеть

  3. воз..меть, меж..гровой, мед..нститут

  4. н..илучший, пр..родина, инфр..красный

А15. В каком ряду во всех словах пропущена буква Е?

  1. припомина..шь, он вывал..т в яму

  2. неотемл..мый, навеш..нные в сарае

  3. обиж..нный, услыш..шь

  4. выкач..нный (мотоцикл), взлеле..шь

А16. В каком варианте ответа указаны все слова, где пропущена буква И?

A. расстра..ваться В. коч..вать
Б. ма..ться Г. податл..вый

  1. А, Б, Г 3) Б, В

  2. А, Г 4) А, В, Г

А17. В каком предложении НЕ со словами пишется раздельно?

1) На лице бездельника вы всегда найдёте отпечаток (не)довольства и апатии.

2) Люди эти были хоть и (не)имущие, но образованные.

3) Мать моя билась как рыба об лёд, (не)досыпала.

4) Комната тёмная, так как ещё лампы (не)зажжены.

А18. В каком предложении оба выделенных слова пишутся слитно?

  1. Песчаная коса сильно вдавалась (В)ТЕЧЕНИЕ реки. (ЗА)ЧЕМ столько огня против пятерых?

  2. Надо ли, (ЧТО)БЫ она вообще что-то думала о твоей жизни? (ПРИ)ЧЁМ тут она?
  3. Она увидела его в (ТО)ЖЕ самое мгновение, как он вошёл в комнату. Нельзя сказать, (ЧТО)БЫ он был ленив.


  4. (ОТ)ЧЕГО мой ясный сокол, не простившись, улетел? По волнистой, сверкавшей на солнце поверхности, (ПО)ТОМУ, как сгустки пены вытягивались на стремнине, чувствовалось: река несётся меж утёсов с большой скоростью.

А19. Укажите правильное объяснение постановки запятой или её отсутствия в предложении:

После обеда опять явилось солнце () и до вечера было прекрасно.

  1. Простое предложение с однородными членами, перед союзом И запятая нужна.

  2. Сложносочинённое предложение, перед союзом И запятая не нужна.

  3. Простое предложение с однородными членами, перед союзом И запятая не нужна.

  4. Сложносочинённое предложение, перед союзом И запятая нужна.

А20. Какой вариант ответа показывает правильную расстановку запя­тых в предложении?

Длинный и костлявый (1) он медленно шагал по камням и (2) поводя своим горбатым, хищным носом (3) кидал вокруг себя острые взгляды (4) поблёскивая холодными серыми глазами и (5) высматривая кого-то среди грузчиков.

1) 1,2,3,4,5 2) 2,3,4 3) 1,2,3,4 4) 1,3,4

А21. Какой вариант ответа показывает правильную расстановку запя­тых в предложении?

Степан с досадой приподнялся и поспешно растолковывал ему знаками, что барыня (1) мол (2) требует его собаку к себе. Герасим немного изумился (3) однако (4) подозвал Муму, поднял её с земли и передал Степану.

1) 1,2,3,4 2) 1,2 3) 1,2,3 4) 4

А22. Укажите предложение, в котором нужно поставить одну запятую. (Знаки препинания не расставлены)

  1. Сергей с рыбалки вернулся поздно и принёс букет из васильков и полевых ромашек и целое ведро лещей.

  2. Ни да ни нет она не говорила.

  3. В чётком строю то выныривая то пропадая дельфины промелькнули по левому борту.
  4. Как Герасим так и Любим всё ещё барахтаются под ивняком и никак не могут достать сети.



А23. Укажите правильное объяснение постановки тире в предложе­нии:

Оставит зверь в лесу следы - наутро их уже не видно.

  1. Во второй части БСП содержится неожиданная информация.

  2. Обобщающее слово стоит после однородных членов предложения.

  3. Содержание второй части предложения содержит значение быстрой смены событий, неожиданного присоединения.

  4. Первая часть предложения указывает на время действия, описанного во второй части

А24. Какой вариант ответа показывает правильную расстановку запя­тых в предложении:

На месте экспериментатора в исследовательской камере (1) где находилась обезьяна (2) был помещён телевизор (3) с помощью (4) которого (5) и велось дальнейшее «командное управление» деятельностью животного.

1) 1,2,3,4,5 2) 1,2,3,4 3) 1,2,3 4) 1,2,4

А25. Какой вариант ответа показывает правильную расстановку запя­тых в предложении?

Всякому понятно (1) что (2) дабы видеть (3) как при затмении солнце постепенно закрывается луной (4) нужно (5) чтобы в этом месте была ясная погода.

1) 1,3,4,5 2) 1,2,3,4,5 3) 2,3,5 4) 1,3,5

А26. В каком предложении придаточную часть сложнопод­чинённого предложения нельзя заменить синонимичным прича­стным оборотом?

1) Туристы добрались до городка в горах, который славился своими минеральными водами.

2) Комната, в которой лежал Илья Ильич, с первого взгляда казалась прекрасно убранной.

3) Автор благодарит учителей-практиков, которые оказали помощь в проведении исследования.

4) На поляне росла одинокая ёлочка, которая была окружена хороводом маслят.

А27. Прочитайте текст.

Небезызвестно, что древние греки считали розу даром богов, но почти никто не знает, что царицей цветов розу впервые назвала поэтесса Сафо. Недаром появление этого прелестнейшего из цветов греческие поэты облекли в целый ряд чудных сказаний. По словам Анакреона, она родилась из белоснежной пены, покрывавшей тело Афродиты, когда богиня красоты вышла из моря. Немудрено, что боги, увидав на ней удивительно прелестный цветок, решили, что одной лишь красоты недостаточно и незамедлительно обрызгали его нектаром, который и придал розе чудный запах.


В каком из приведённых ниже предложений верно передана главная информация, содержащаяся в тексте?

1) Древние греки считали розу даром богов, но мало кто знает, что царицей цветов розу впервые назвала поэтесса Сафо.

2) Древнегреческий поэт Анакреон рассказал, что роза родилась из белоснежной пены, покрывавшей тело Афродиты, когда богиня вышла из моря, а боги, увидав удивительно прелестный цветок, решили, что одной лишь красоты недостаточно, и обрызгали цветок нектаром, который и придал розе чудесный запах.

3) Древнегреческие поэты сложили о розе немало чудесных сказаний: Сафо называла её царицей цветов, Анакреон поведал, что роза родилась вместе с Афродитой из белоснежной пены, и, восхищённые красотой цветка, боги обрызгали его нектаром, который и сделал розу чудесно пахнущей.

4) В древности роза считалась даром богов, поэтому о рождении этого прелестнейшего цветка существует целый ряд чудесных сказаний.

Прочитайте текст и выполните задания А28-А30, В1-В8, С1.

Белый гусь

(1)Если бы птицам присваивали воинские чины, то этому гусю следовало бы дать адмирала. (2)У него всё было адмиральское: и выправка, и походка, и тон, каким он разговаривал с прочими деревенскими гусями.

(3)Этот воин ходил важно, обдумывая каждый шаг.

(4)Если гусь на отмели поднимался в полный рост и размахивал упругими полутораметровыми крыльями, на воде пробегала серая рябь и шуршали прибрежные камыши.

(5)Этой весной, как только пообдуло просёлки, я собрал свой велосипед и покатил открывать рыбачий сезон. (6)Когда я проезжал вдоль деревни, Белый гусь, заметив, пригнул шею и с угрожающим шипеньем двинулся навстречу мне. (7)Я едва успел отгородиться велосипедом. (8)— Вот собака! — сказал деревенский мальчик, мимо пробегавший. — (9)Другие гуси как гуси, а этот... (10)Никому прохода не даёт. (11)У него сейчас гусята, вот он и лютует.

(12)— Мамаша-то их где? — спросил я.


(13)— Гусыню машина переехала.

(14)Гусь продолжал шипеть.

(15)— Папаша, а папаша, легкомысленная ты птица! (16)Нечего сказать, воспитываешь поколение...

(17)Переругиваясь с гусем, я и не заметил, как из-за леса наползла туча. (18)Она росла, поднималась серо-сизой тяжёлой стеной, без просветов, без трещинки, и медленно, неотвратимо пожирая синеву неба.

(19)Гуси перестали щипать траву, подняли головы.

(20)Я едва успел набросить на себя плащ, как туча прорвалась и обрушилась холодным косым ливнем. (21)Гуси, растопырив крылья, полегли в траву. (22)Под ними спрятались выводки.

(23)Вдруг по козырьку кепки что-то жёстко стукнуло, и к моим ногам скатилась горошина, она была белая.

(24)Я выглянул из-под плаща. (25)По лугу волочились седые космы града.

(26)Белый гусь сидел, высоко вытянув шею. (27)Град бил его по голове, гусь вздрагивал и прикрывал глаза. (28)Когда особенно крупная градина попадала в темя, он сгибал шею и тряс головой.

(29)Туча свирепствовала с нарастающей силой. (30)Казалось, что она, как мешок, распоролась вся, от края и до края, и на тропинке в неудержимой пляске подпрыгивали, отскакивали, сталкивались белые ледяные горошины.

(31)Гуси не выдержали и побежали. (32)То здесь, то там в траве, перемешанной с градом, мелькали взъерошенные головки гусят, слышался их жалобный призывный писк. (33)Этот писк порой внезапно обрывался, и желтый «одуванчик», иссеченный градом, поникал в траву.

(34)А гуси все бежали, пригибаясь к земле, тяжелыми глыбами падали с обрыва в воду и забивались под кусты лозняка. (35)Вслед за ними мелкой галькой в реку сыпались малыши — те немногие, которые успели добежать.

(36)К моим ногам скатывались уже не круглые горошины, а куски наспех обкатанного льда, которые больно секли меня по спине.

(37)Туча промчалась так же внезапно, как и набежала. (38)Луг был снова согрет солнцем и зазеленел. (39)В поваленной мокрой траве, будто в сетях, запутались иссеченные гусята. (40)Они погибли почти все, так и не добежав до воды.


(41)На середине луга никак не растаивала белая кочка. (42)Я подошёл ближе. (43)То был Белый гусь. (44)Он лежал, раскинув могучие крылья, которые казались ещё белее, чем прежде, и вытянув по траве шею. (45)По клюву из маленькой ноздри сбегала струйка крови. (46)Все двенадцать пушистых «одуванчиков», целые и невредимые, толкая друг друга, высыпали наружу. (По Е. И. Носову)

А28. Какая проблема волнует автора?

1) проблема бережного отношения к природе

2) проблема родительского подвига

3) проблема отцов и детей

4) проблема постижения красоты природы через любование ею, созерцание

А29. Какой(-ие) тип(-ы) речи представлен(-ы) в предложениях 26-46?


  1. рассуждение

  2. повествование и описание

  3. описание и рассуждение

  4. повествование и рассуждение

А30. Назовите средство выразительности, использованное автором в предложениях 18, 34, 35: «(туча) поднималась серо-сизой стеной», «(гуси) тяжёлыми глыбами падали в воду…», «(гусята) мелкой галькой сыпались…»

  1. сравнение

  2. перифраз

  3. метафора

  4. олицетворение

Часть 2

Ответы к заданиям В1-ВЗ запишите словами.

В1. Укажите способ образования слова ВЫПРАВКА (предложение 2).

В2. Из предложений 5-11 выпишите все производные предлоги.

В3. Из предложений 21-24 выпишите подчинительное словосочетание со связью СОГЛАСОВАНИЕ.

Ответы к заданиям В4-В8 запишите цифрами.

В4. Среди предложений 27-34 найдите сложное, в состав которого входит односоставное безличное предложение. Напи­шите номер этого сложного предложения.

В5. Среди предложений 38-46 найдите предложение, осложнённое обособленным определением и обстоятельством. Напишите номер этого предложения.


В6. Среди предложений 1-13 найдите сложное(-ые) предложение(-я) с обстоятельственным придаточным времени. Напишите номер (-а) этого(-их) предложения(-й).

В7. Среди предложений 29-34 найдите предложение, которое связано с предыдущим с помощью указательного местоимения и лексического повтора. Напишите номер этого предложения.

В8. Прочитайте фрагмент рецензии на данный текст. В этом фраг­менте анализируются языковые особенности текста. Вставьте на места пропусков цифры, соответствующие номеру термина из списка в той же последовательности, в какой они приведены ниже.

«Автор, рисуя образ грозной птицы, самоотверженно защищающей потомство, использует _____ («всё было адмиральское: и выправка, и походка, и тон…», _____ («угрожающим шипеньем», «могучие крылья»). Не менее ярким является и описание непогоды. И здесь Е.И. Носов не скупится на краски: он прибегает к помощи _____ (предложения 29, 37) и _____ (предложения 18, 30, 39).

Список терминов:

1) эпитеты

2) противопоставление

3) олицетворение

4) экспрессивный лексический повтор
5) сравнение

6) многосоюзие

7) синтаксический параллелизм

8) парцелляция

9) риторический вопрос