litceysel.ru
добавить свой файл
1
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ФИТБОЛ-ГИМНАСТИКИ ДЛЯ ПРОФИЛАКТИКИ НАРУШЕНИЙ ОСАНКИ У УЧАЩИХСЯ I СТУПЕНИ СПО



Василевский В. М., Васильева О.В.

Республиканское государственное образовательное учреждение

среднего специального образования

Чебоксарский техникум технологии питания и коммерции

Министерства образования Чувашии

г. Чебоксары, Чувашская Республика, Россия


В 2002 году Министерством образования РФ была рекомендована Федеральная опытная программа курса "Физическое воспитание с валеологической и профессиональной направленностью", предложенным институтом развития профессионального образования г. Москвы для преподавателей НПО, СПО, лицеев и колледжей. Авторы-разработчики программы доктор педагогических наук, профессор А.А.Бишаева и директор центра организационно-методического обеспечения физического воспитания и основ безопасности жизнедеятельности Московского Комитета Образования предусмотрели в этой программе раздел «Физкультурная деятельность с оздоровительной-корригирующей направленностью» для обучающихся.

В программе «Физическая культура» представлены атлетическая гимнастика и атлетические единоборства для юношей, шейпинг, ритмическая и элементы хатха-йоги для девушек.

Особо необходимо отметить, что одобренной в 2002 г. Федеральной опытной программе курса "Физическое воспитание с валеологической и профессиональной направленностью" предшествовало издание подготовленного П.К.Петровым учебника для студентов высших учебных заведений «Методика преподавания гимнастики» (изд. «Владос», 2001 г.), также рекомендованного Минобразованием Российской Федерации.

Принимая во внимание высокий методический и профессиональный уровень излагаемого П.К.Петровым учебного материала и отсутствие пособий, в достаточной мере раскрывающих важность и необходимость более полного использования в практике физического воспитания современных оздоровительных систем, данная статья знакомит читателей с содержанием и методикой обучения таким нетрадиционным видам гимнастики, как фитбол-гимнастика.


В методике проведения уроков основной гимнастики в техникуме традиционные средства (от общеразвивающих упражнений без предметов, с предметами до упражнений в висах и упорах на снарядах и оборудовании), конечно же, остаются базовыми. Однако ряд причин обуславливается появление новых современных и нетрадиционных в массовом физкультурном движении видов двигательной активности. К таким видам можно отнести ритмическую гимнастику (аэробику) и атлетическую (бодибилдинг) гимнастику и гимнастику для глаз, а также фитбол-гимнастику, направленную на укрепление мышечных групп, играющую большую роль в выполнении функций материнства у девушек, и гимнастику, связанную с сексуальным здоровьем мужчин. Несомненно, использование современных оздоровительных систем на уроках физической культуры придаст уроку новую эмоциональную окраску, будет способствовать его оживлению, повысит интерес учащихся к занятиям гимнастикой, даст определенные знания и умения в использовании этих средств в самостоятельных занятиях, профилактике болезней и улучшении здоровья. Однако следует подчеркнуть, что характерные упражнения нетрадиционных видов гимнастики не должны заменять основные программные занятия, а только дополнять их, давать возможность для обновления и расширения их содержания, использования в качестве домашних заданий и особенно на самостоятельных занятиях.

В настоящее время ученые и практики констатируют возникающее противоречие между декларируемыми ценностями здоровья, здорового образа жизни и тем фактом, что все большее число учащейся молодежи имеют отклонения в физическом развитии. Статистика говорит о том, что количество подростков с I группой здоровья катастрофически снижается (17,4 %). Причинами являются ухудшение экологии, невысокий уровень материального обеспечения, уменьшение двигательной активности. По результатам диспансеризации учащихся ЧТТПиК - на I месте стоят заболевания костно-мышечной системы, на II месте - болезни органов пищеварения, на III месте – болезни нервно-психической сферы. Это характеризуется плохой координацией движений, снижением скорости и ловкости выполнения упражнений, низкой моторной обучаемостью.


Одним из возможных подходов к решению проблемы – применение на уроках физкультуры комплексов фитбол-гимнастики. Это новое современное направление оздоровительной работы. Эффективность занятий с использованием мячей больших размеров подтверждено опытом коррекционных и реабилитационных медицинских центров Европы.

Цель работы с учащимися на уроках: профилактика нарушений осанки у подростков посредством использования больших гимнастических мячей. Для достижения цели поставлены следующие задачи:

1. Формировать навык правильной осанки, развивать мышечную систему через упражнения на фитболах.

3. Развивать физические качества (координацию движений и функцию равновесия для тренировки вестибулярного аппарата подростка).

4. Формировать устойчивую мотивацию к занятиям физической культурой.

Гипотеза: предполагаем, что систематическое использование фитболов на физкультурных занятиях с учащимися 15-16 лет может служить средством профилактики нарушений осанки; обеспечения эмоционально-психологического комфорта подростка на занятии; развития потребности в разнообразной самостоятельной двигательной активности.

Новизна работы - в практическом использовании фитболов в работе с учащимися I ступени СПО.

Теоретические основы использования фитболов. Нами был изучен опыт работы с фитболами. Т.Э.Токаева [5] утверждает, что фитбол является многофункциональным оборудованием, обеспечивающим решение общеразвивающих и профилактических задач. Е.Г.Сайкина, Ж.Е. Фирилева [6], разработавшие нестандартную методику в рамках комплексной программы «Детство», подчеркивают, что фитболы уникальны по своему воздействию на организм подростка и вызывают особый интерес. Мяч имеет определенные свойства. Это и размер, и цвет, и запах, и его особая упругость. Совместная работа двигательного, вестибулярного, зрительного и тактильного анализаторов усиливает положительный эффект от упражнений с фитболом.


Организация и проведение занятий с использованием фитболов. В течении двух лет комплексы фитбол-гимнастики применяются на уроках физкультуры, начиная с первого курса. Эффективными являются занятия по подгруппам 8-10 человек. Работа строится на основе поэтапного обучения технике упражнений с фитболами. На начальном этапе учитывается то, что фитбол является травмоопасным оборудованием. Целью I этапа является освоение учащимися мяча как оборудования. Процент упражнений с фитболами на протяжении всего занятия не превышает 20-30%. Использую разнообразные игры, где учащиеся упражняются в прокатывании мяча в паре сидя, стоя на коленях, лежа, отбивании мяча об пол на месте одной или двумя руками, перебрасывании мяча стоя в кругу. Важным является оказание помощи каждому с учетом его индивидуальных особенностей. Цель II этапа - тренировка основных мышечных групп, повышение физической работоспособности, улучшение координации движений, поддержание хорошего функционального состояния мышц и суставов грудной клетки. На данном этапе применяются индивидуальные, групповые и коллективные формы работы. Используются разнообразные по содержанию двигательные действия на занятии, включаю упражнения с мячом эпизодически и на протяжении всего занятия (60-70%), что зависит от постановки конкретных целей и задач. Освоение этапа ведется по ступеням. Переход к последующей ступени зависит от уровня освоения предыдущей. На последней ступени учащиеся выполняют упражнения в группах, из любых исходных положений, прыжки на мяче на месте и в движении, в свободной деятельности. Совместно с ребятами были придуманы подвижные игры «Ловишки для Смешариков», «Необычный паровоз» и другие, где они проявляют свое творчество. Упражнения с поддержкой партнера «Самолеты на взлет», «Гибкая русалка» позволяют укреплять мышечный корсет.

По результатам работы за два года отмечена положительная динамика: планомерная работа в комплексе с применением фитболов позволила снизить количество учащихся с нарушениями опорно-двигательного аппарата.


Целенаправленная работа с использованием фитбол-гимнастики позволяет сделать следующие выводы:

1. Систематическое применение комплексов фитбол-гимнастики гармонично тренирует основные группы мышц, что способствует профилактике и коррекции нарушений осанки.

2. Упражнения без устойчивой опоры тренируют вестибулярный аппарат, развивают координацию движений, функцию равновесия и другие физические качества: ловкость, силу, выносливость, скорость.

3. Использование на занятиях фитболов оказывает общее стимулирующее влияние на физиологическое состояние подростка, повышает эмоциональный фон занятий, вызывая положительный настрой.

Мы убеждены, что профилактика гораздо полезнее и приятнее коррекции, потому что большие гимнастические мячи дают уверенность в своих силах, радость и здоровье.

Список литературы


  1. Кирилова Ю.А., Лебебева М.Е., Жидкова Н.Ю. Физкультурные занятия для подростков с ОНР: Методическое пособие.- СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2005 – 224 с.»

  2. Современные технологии сохранения и укрепления здоровья детей: Учеб. Пособие / Под. общ. ред. Н.В. Сократова. – М.: ТЦ Сфера, 2005. – 224 с.

  3. Токаева Т.Э. Утренняя гимнастика с фитболом / Методическое пособие.- Пермь, 2006.

  4. Фирилева Ж.Е., Сайкина Е.Г. Лечебно-профилактический танец. «ФИТНЕС-ДАНС». Учебное пособие – СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2007. – 384с.