litceysel.ru
добавить свой файл
  1 2 3

Таким образом, прирост корней на образцах 1 больше на 40 % чем на образцах 2. Следует отметить, что образцы 2 и 3 потеряли нижнюю пару листьев (Рис. 3).



1

2

3

Рис. 3. 22 декабря


Таблица 2




Классика

Рок

контроль

опыт

дата

1

2

1

2

1

2

Высота побега (см)

1.12

3,3

3,5

3,4

3,5

3,3

3,8

22.12

4,5

5,8

4,1

3,5

3,3

3,8

11.01

6,5

8

5

4,5

3,5

4

27.01


11

11,1

9,1

7,4

3,5

4

9.02

15

15

13

12,1

-

7

Прирост (см)

11,7

11,5

9,6

8,6

-

3,2

Средний прирост (см)

11,6

9,1

3,2 одно растение пропало


Можно сделать вывод, что прирост растений поливаемых водой «озвученной» классической музыкой превышает прирост над растениями поливаемыми водой, озвученной рок-музыкой на 22% и на 72 % по сравнению с контролем


Также наблюдение велось над появлением боковых побегов.

Первые боковые побеги появились на образцах № 1 (классика) 10.01- на 6 дней раньше по сравнению с образцами № 2 (рок) и на 15 дней по сравнению с образцами № 3 (контроль) (Рис.4)





Рис.4. 10 января


На момент завершения эксперимента (Рис.5) – 9 февраля – количество боковых побегов составило:

Таблица 3

Муз стиль


Классика

Рок

Контроль

№ образца

1

2

1

2

1

2

Колич.боковых побегов

14

14

10

8

-

6

Расположение побегов

В пазухах первых 7 листьев

В пазухах 4 и 5 первых листьев

В пазухах 3 листьев


Длина боковых побегов также различна, приведу в пример длину самого крупного, развившегося в пазухе 1 листа: 1 образцы (классика) – 6 см,

2 образцы (рок) – 0,5 см; 3 образец (контроль) – 0,5 см (рис 5).




Рис. 5. Вид растений 9 февраля

Общее количество листьев составило:

1 образцы – по 12 пар супротивно расположенных листьев (классика);

2 образцы – 8 и 10 пар супротивно расположенных листьев (рок);

3 образец – 6 пар супротивно расположенных листьев (контроль).

2. Опыт с Сеткреазией.

Начало эксперимента – 1 декабря 2009 года.

Для опыта взяли 6 примерно одинаковых черенков одного растения сеткреазии (рис. 6).







Рис.6 Исходное «материнское» растение Сеткреазии


Черенки имели по три листа. Срезанные растения поставили в озвученную воду. Корни появились через 7 дней одновременно на всех образцах. Через 22 дня растения с подросшими придаточными корнями посадили в почву, предварительно измерив длину корней (рис.7). Итоги измерений занесли в таблицу:

Таблица 4

показатель

Классика

Рок

Контроль

1

2

среднее

1

2

среднее

1

2

среднее

Длина корней (см)

6

5

5,5

3

3,5

3,25

2

6

4





Рис. 7. 22 декабря.


Средняя длина корней в 1 образцах (классика) превысила контрольные (3) на 27 % и образцы 2 (рок) на 36%.

При посадке в почву добавили в каждый горшок еще по одному растению без корней (рис. 8)






Рис.8. Высаженные черенки 22 декабря


Наблюдая за ростом растений, измеряли длину побегов, количество листьев.

Таблица 5







Классика

Рок

контроль







1

2

3

Среднее

1

2

3

среднее

1

2

3

среднее

Длина побега

22.12


3

3,5

4,5




3,2

5

5,5




3

5

4




9.02

16,5

16,5


25,5




19

21

27




17

21

22




прирост

13,5

13

21

15,8

15,8

16

22,5

18,1

14

16

18

16

Количество листьев

8

11

12

10,3

7

10

10

9

7

10

11

9,3


Из таблицы 5 хорошо, что наибольший прирост получен у растений, поливаемых музыкой, озвученной роком, но количество листьев оказалось меньшим, при большей длине побега. Стебли у этих растений более тонкие, вытянутые (рис 9).




Рис. 9. 9 февраля


2. Опыт с декоративной фасолью.

Семена фасоли посадили в готовую смесь для выращивания комнатных растений 26.12.2009 года в три одинаковых горшка по 5 семян в каждый на глубину 3 см (Рис 10.)






Рис. 10.

Семена предварительно не замачивали. Землю поливали водой озвученной классической музыкой (1 опыт), роком (2 опыт) и чистой водопроводной водой – контроль (3). Проростки появились в одно время в 1 и 2 опыте – 3. 01. 2010, в 3 горшке семена не проросли – пропали (рис. 11).


На рисунке 11 видно, что из пяти семян в 1 и 2 образцах проросли 3, но в 1 опыте (классика) всходы дружные и более мощные.





Рис. 11. Проростки фасоли 11 января.


Через 45 суток с начала эксперимента – 9 февраля – растения фасоли выглядели следующем образом (рис 12).





Рис. 12. Растения фасоли 9 февраля.

Таблица 6

Показатели

классика

рок

1

2

3

среднее

1

2

3

среднее

Высота побега (см)

64

73

92

76

66

72


44

60

Количество настоящих листьев на главном побеге

5

4

7

5,3

4

5

3

4

длина боковых побегов

13

10

48




-

3,5

-




Количество листьев на боковых побегах

3

3

5




-

1

-




Общее количество листьев (включая первые листья-семядоли)

10

9

14

11

6

8

5

6,3


Из таблицы видно, в 1 опыте по сравнению со 2, средний прирост растений больше на 21 %, количество листьев – на 55 %.


Заключение

Растения чутко улавливают малейшие перемены состояния среды, потому что ими движет естественная борьба за выживание. Комнатные растения адаптируются, приспосабливаются к воздействию синтетических материалов, железобетонных стен, бытовой техники и электроники. Мы убедились, что растениям для нормальной жизнедеятельности необходимы не только свет, воздух, вода, их развитие также зависит от таких компонентов как звуки музыки.


Мы далеки от мысли, что растения могут "слышать", "думать", "осознавать значение", "размышлять" над вариациями скрипки с оркестром или соотносить свои "внутренние чувства" с лирически звучащей музыкой Чайковского и Вивальди. По-видимому, у растений просто иной способ восприятия музыки, нежели у других живых организмов, и восприятие музыки растениями не надо подгонять под сознание человека.

Эксперименты, проводимые биологами, несложны технически и легко воспроизводимы в домашних условиях. А результат дают везде один и тот же: растения вовсе не глухонемые. Они способны видеть, ощущать вкус, обонять, осязать и слышать. Более того, они могут общаться, страдать, помнить и анализировать.

Обычно мы не можем увидеть результаты наших молитв, мыслей и чувств. Исследования доктора Эмото впечатляющим образом демонстрируют нам материальность этих действий. А проведя самостоятельные эксперименты мы убедились, что вода может изменяться под действием музыки и влиять на рост растений. Конечно наши эксперименты лишь капля в море истины, это не полноценное исследование вопроса влияния музыки на воду, а через нее на состояние растений, тем нее менее это хороший наглядный опыт, которым дает некоторое представление о влиянии музыки на объекты живой и неживой природы. Если же мы вспомним, что человеческое тело на 70% процентов состоит из воды, мы можем понять, что организм человека даже на физиологическом уровне реагирует на то, что мы думаем, ощущаем, что мы говорим и что слышим вокруг себя.


Опыты наглядно подтвердили нашу гипотезу - «Озвученная вода влияет на рост растений». Причем лучше развиваются растения, политые озвученной классической музыкой водой.

Весной мы продолжим начатые исследования, и проведем эксперименты с рассадой разных растений, тем более, что нашими опытами заинтересовались не только учащиеся, но и сотрудники школы, имеющие у себя на приусадебных участках теплицы для выращивания овощных культур.




<< предыдущая страница   следующая страница >>