litceysel.ru
добавить свой файл
1
ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЕ УМЕНИЯ, НЕОБХОДИМЫЕ ШКОЛЬНИКУ ДЛЯ НАПИСАНИЯ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ РАБОТЫ



1.Умение работать с рекомендованной литературой.

Умение работать с литературными источниками - основа научного исследования. Необходимо читать материал последовательно, т.е. необходимо читать источник по порядку. Досконально изучить все термины и понятия. Для того, чтобы разобраться в каждом термине или понятии, необходимо найти ему в подтверждение практический пример или практическое объяснение.

2.Умение критически осмысливать материал, представленный в книге. Для того, чтобы убедиться, что то или иное положение в источнике верно, необходимо научиться самостоятельно сопоставлять понятия и явления, делать собственные выводы. Определяя верность или ложность того или иного понятия, необходимо ставить себе следующие вопросы:

- Какое понятие дает наиболее объективное представление по существу изучаемого вопроса?

-Какое мнение из представленных в литературе наиболее объективно?

-Подтверждается ли теоретическое положение фактическим материалом?

3.Умение четко и ясно излагать свои мысли.

Каждое положение своего исследования необходимо излагать последовательно, не перескакивая с одной проблемы на другую. В работе должны быть использованы такие слова и выражения, как: «Мне известно...», «Анализ фактов показывает...» и т.д.

 

ЭТАПЫ ПРОЕКТНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ: 

I этап: Мотивация учащихся для исследовательской работы. Необходимо создать ситуацию успеха и уверенности, учащихся в своих знаниях

П этап: Поиск актуальной темы, определения целей и задач работы. Открытие учащимися новых сфер применения учебных знаний, и получение посредством исследования новой для себя информации

Ш этап: Установление последовательности выполнения работы, методов, способов раскрытия темы.

IV этап: Определение источников информации (научно-популярная литература, справочники, словари, материалы периодической печати, Интернет- ресурсы, документы, интервью).


V этап: Подготовка отчета для презентации и представления.

VI этап: Дискуссия и обсуждение исследовательской работы.

VII этап: Защита проекта на конференции.


ПРИМЕРНЫЕ КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ РАБОТЫ 

Критерий

0 баллов

1 балл

2 балла

3 балла

Уровень постановки исследовательской проблемы

Работа репродуктивного характера – присутствует лишь информация о необычных числах из других источников, нет обобщений, нет содержательных выводов

Работа в целом репродуктивна, но сделаны неплохие самостоятельные обобщения. Выписаны необходимые определения.

Работа частично поисковая - в работе есть проблемы, которые имеют частный характер (не отражающий тему в целом, а касающиеся только каких-то ее аспектов)

Работа исследовательская, полностью посвящена решению одной научной проблемы, пусть не глобального плана, но сформулированной самостоятельно.

Актуальность и оригинальность темы

Тема всем известная, изучена подробно, в литературе освещена полно. При этом автор не сумел показать, чем обусловлен его выбор кроме субъективного интереса, связанного с решением личных проблем или любопытством.

Тема изученная, но в ней появились «белые пятна» вследствие новых данных, либо тема относительно малоизвестная, но проблема «искусственная», не представляющая истинного интереса для науки.

Тема с достаточным количеством «белых пятен», либо проблема поставлена достаточно оригинально, вследствие чего тема открывается с неожиданной стороны.


Тема малоизученная, практически не имеющая описания, для раскрытия которой требуется самостоятельно делать многие выводы, сопоставляя точки зрения из соседних областей исследования.

Логичность доказательства (рассуждения)

Работа представляет собой бессистемное изложение того, что известно автору по данной теме

В работе можно заметить некоторую логичность в выстраивании информации, но целостности нет.

В работе либо упущены некоторые важные аргументы, либо есть «лишняя» информация, перегружающая текст ненужными подробностями, но в целом логика есть.

Цель реализована последовательно, сделаны необходимые выкладки, нет «лишней» информации, перегружающей текст ненужными подробностями

Корректность в использовании литературных источников

В работе практически нет ссылок на авторов тех или иных точек зрения, которые местами могут противоречить друг другу и использоваться не к месту

Противоречий нет, но ссылок либо практически нет, либо они делаются редко, далеко не во всех необходимых случаях

Текст содержит наиболее необходимые ссылки на авторов в тех случаях, когда дается информация принципиального содержания (определения, обобщения, описания, характеристика, мнение, оценка и т.д.).

Текст содержит все необходимые ссылки на авторов в тех случаях, когда дается информация принципиального содержания (определения, обобщения, описания, характеристика, мнение, оценка и т.д.), при этом автор умело использует чужое мнение при аргументации своей точки зрения, обращаясь к авторитетному источнику

Количество источников

Нет списка литературы


1-2 источника

Список имеет несколько источников, но упущены некоторые важные аспекты рассматриваемой проблемы

Список охватывает все основные источники по данной теме, доступные ученику

Глубина исследования

Работа поверхностна, иллюстративна, источники в основном имеют популярный характер

Работа строится на основе одного серьезного источника, остальные – популярная литература, используемая как иллюстрация

Рассмотрение проблемы строится на содержательном уровне, но глубина рассмотрения относительна.

Рассмотрение проблемы строится на достаточно глубоком содержательном уровне.

Оформление

Оформление носит абсолютно случайный характер, обусловленный собственной логикой автора.

Работа имеет какую-то структуру, но нестрогую.

Работа, в общем, соответствует требованиям, изложенным в следующей графе, но имеет некоторые недочеты, либо одно из требований не выполняется.

Работа имеет четкую структуру, обусловленную логикой темы, правильно оформленный список литературы, корректно сделанные ссылки и содержание (оглавление).



ЛИТЕРАТУРА

 

1. Вайндорф – Сысоева М.Е. Технология исполнения и оформления научно-исследовательской работы. Учебно-методическое пособие – М.: ЦГЛ, 2006. – 96 с.

2. Методология и методика психологического исследования. Сост. Л.Г. Курачева, Д.Г. Курачев. Учебно-методическое пособие. – Бирск: Бирск. гос. пед. ин-т. 2003. – 104 с.

3. Организация исследовательской работы школьников: Учебно-методическое пособие/ Башкирский институт развития образования. – Уфа, 2006. – 74 с.