litceysel.ru
добавить свой файл
1
Итоги проведения Всемирного дня защиты прав потребителей в 2012 году



Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека подвела итоги мероприятий, проведенных территориальными органами и организациями Роспотребнадзора, приуроченных к ежегодно отмечаемому Всемирному дню защиты прав потребителей.

В этом году Международная Федерация потребительских организаций (CI) девизом Всемирного дня защиты прав потребителей определила тему «Наши деньги, наши права: кампании за правильный выбор на рынке финансовых услуг».

Показательно, что третий год подряд мировое потребительское сообщество Всемирный день защиты прав потребителей посвящает именно данной проблематике, поскольку доступ к получению безопасных, стабильных, «прозрачных», законных финансовых услуг в условиях интеграции и увеличивающейся трансграничности деятельности субъектов финансового рынка имеет важное значение независимо от того, в какой стране проживает потребитель.

Поиск возможностей и путей усиления защиты прав потребителей в сфере финансовых услуг, недостаточный уровень которой был одним из ключевых катализаторов финансового кризиса, в последнее время является предметом особого внимания для многих государств, включая Россию.

Особенностью России стала опасная «доступность кредитов». Население, испытывающее потребность в качественном быте при дефиците денежных средств, легко «идет» на возникновение долгов. Причины - недостаток финансовой грамотности, который ограничивает способность людей принимать эффективные и адекватные решения относительно управления своими денежными средствами, что зачастую вынуждает их идти на неосознанные финансовые риски. Плюс к этому агрессивная маркетинговая политика производителей и продавцов товаров, навязчивая и не всегда добросовестная реклама услуг банков и т.д.

Необходимость усиления государственных гарантий защиты прав потребителей в области потребкредитования граждан была подчеркнута на заседании президиума Государственного совета Российской Федерации, прошедшем 16 января 2012 года в городе Саранске, на котором впервые на высшем государственном уровне была рассмотрена такая общественно значимая тема как защита прав потребителей.


Безусловно, успех реализации мер государственной социально-экономической политики, направленных на совершенствование механизма функционирования экономики России, повышение качества жизни граждан напрямую зависит от уровня правовой, финансовой грамотности населения и соответственно является определяющим условием при реализации властных полномочий государственных органов.

В этой связи Роспотребнадзор, как уполномоченный федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий федеральный государственный надзор в области защиты прав потребителей, в целях обеспечения эффективного предупреждения нарушения прав потребителей в условиях постоянного изменения правового поля, особое внимание уделяет одному из важных направлений в своей деятельности - применению мер превентивного характера, направленных в первую очередь на повышение правовой грамотности и информированности потребителей об их правах и механизмах защиты.

В рамках реализации мер государственной политики в сфере развития правовой грамотности и правосознания граждан[1], в соответствии с Планом практических действий Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, связанных с развитием системы информирования и повышения правовой грамотности населения на 2011 – 2012 г.г., с учетом обозначенной тематики Всемирного дня защиты прав потребителей территориальными органами и организациями Роспотребнадзора были разработаны конкретные планы действий по подготовке и проведению указанного события 15 марта 2012 года, в соответствии с которыми была проведена масштабная информационно-просветительская работа. Итогом проведенной работы является широкий спектр мероприятий, общее количество которых составило 46 760, что в 4,5 раза больше чем в 2011 году (10 260 мероприятий).

Вопросы, посвященные непосредственно тематике Всемирного дня защиты прав потребителей, а также иные актуальные вопросы в данной сфере были освещены в средствах массовой информации, среди которых 634 радио- и 1034 телевизионных выступлений, 3828 публикаций в печатных изданиях (статьи, горячие/прямые линии в редакциях газет и др.).


В среднем на каждый территориальный орган Роспотребнадзора пришлось около 65 сообщений в СМИ, значительно выше данный показатель зафиксирован вБрянской областиМосковской областиРязанской областиТверской областиИркутской областиКемеровской областиНовосибирской областиРостовской области,Оренбургской областиСаратовской областиСвердловской областиЧелябинской областиАлтайском краеКрасноярском краеКраснодарском краеРеспублике БурятияРеспублике Башкортостан.

Максимально используются интернет-возможности территориальных органов и организаций Роспотребнадзора, на сайтах которых в постоянном режиме размещается актуальная информация для потребителей.

Отдельными примерами взаимодействия со СМИ можно отметить работу, проведенную в г. Барнауле (Алтайский край), где в редакции информационного агентства «Атмосфера» проведена он-лайн конференция на тему «Защита прав потребителей в сфере потребительского кредитования». Специалисты Управления Роспотребнадзора по Алтайскому краю совместно с представителями Алтайской региональной общественной организации «Зашита прав потребителей» в режиме он-лайн отвечали на вопросы граждан, связанные с потребительским кредитованием. 


Управлением Роспотребнадзора по Воронежской области принято участие в «Поединке» журнала «De Fakto» , где состоялась дискуссия на тему «Банки против госрегулирования банковского сектора».

Управлениями Роспотребнадзора по субъектам Российской Федерации, а также консультационными центрами для потребителей, созданными на базе ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии» по субъектам Российской Федерации с привлечением общественных потребительских организаций было проведено 62854 тематических мероприятия, связанных с консультированием потребителей, в числе которых 35 058 консультаций, организованных на местах, 10 217 - с выездом в отдаленные районы и сельскую местность.

Кроме того проведены 1034 телефонные «горячие линии», на которых потребителям было дано 15759 консультаций.

В консультационных центрах и пунктах для потребителей размещены стенды с информацией, освещающей тематику Всемирного дня защиты прав потребителей (с тематикой «что такое кредитный договор», «условия кредитного договора, ущемляющие права потребителей», «алгоритм действий потребителей, в случае нарушения потребительских прав со стороны кредитных организаций» и др.).

Заслуживает отдельного внимания опыт Иркутской области, где специалистами консультационного центра для потребителей совместно с сотрудниками Управления Роспотребнадзора по Иркутской области была организована и проведена месячная акция «Учись писать претензию», в рамках которой на протяжении марта 2012 года население региона (в удобное время - с 18 до 20 час.) обучалось навыкам грамотного потребительского поведения.

Территориальными органами и организациями Роспотребнадзора была продолжена начатая в прошлом году практика проведения анкетирования и социологических опросов населения в целях выяснения уровня правовой финансовой/потребительской грамотности, в которых приняли участие более 20 тысяч человек.


В ходе проведения мероприятий, посвященных Всемирному дню защиты прав потребителей, специалистами Роспотребнадзора были разработаны и распространены среди населения более 40 тысяч памяток, буклетов для потребителей. Информационные материалы, освещающие тематику защиты прав потребителей финансовых услуг распространялись в кредитно-финансовых учреждениях, на предприятиях торговли.

В целях укрепления взаимодействия всех ветвей национальной системы защиты прав потребителей в лице органов государственной власти, местного самоуправления и общественных объединений потребителей территориальными органами Роспотребнадзора были организованы и проведены, приуроченные к Всемирному дню защиты прав потребителей 213 заседаний Консультативных советов по защите прав потребителей при Управлениях Роспотребнадзора по субъектам Российской Федерации, 1155 конференций и 753 семинара, на которых в присутствии представителей кредитно-финансовых организаций обсуждались региональные аспекты сотрудничества в деле защиты прав потребителей.

Для повышения интереса широких слоев населения к потребительской тематике, территориальными органами Роспотребнадзора совместно с органами региональной власти, общественными потребительскими объединениями были организованы и проведены 676 тематических выставок и 283 конкурса, посвященных вопросам защиты прав потребителей.

Особое внимание в работе, приуроченной к Всемирному дню защиты прав потребителей было уделено проведению информационно-просветительской работы среди молодежи. Так в образовательных учреждениях всех субъектов Российской Федерации было проведено около 5 тысяч мероприятий (лекции, семинары, уроки-практикумы, деловые игры), в рамках которых приняли участие более 210 тысяч учеников.

Деятельность, направленная на всемерное развитие и поддержку различных институтов информирования и просвещения молодежи по вопросам защиты прав потребителей является одним из немаловажных средств воспитания жизнеспособного правосознательного поколения и определяется Роспотребнадзором в качестве приоритетной.


Отдельным примером эффективной работы с молодежью, осуществляемой во взаимодействии с региональными властями и гражданским обществом, является проведение научно-практических конференций на тему защиты прав потребителей:

- второй год подряд Администрацией города Южно-Сахалинска для целевой аудитории, которой традиционно является молодежь, проводится конференция «Основы потребительских знаний молодежи – путевка в жизнь», приуроченная к Всемирному дню защиты прав потребителей;

- в Алтайском крае на базе Барнаульского торгово-экономического колледжа проведена международная студенческая научно-практическая конференция «Актуальные проблемы развития потребительского рынка – VI», в работе которой приняли участие студенты 15 ВУЗов края и 4 ВУЗов Республики Казахстан;

- в Белгородском государственном национальном исследовательском университете проведена межвузовская научно-практическая конференция на тему «Региональные аспекты защиты прав потребителей»;

- в Республике Бурятия Институтом экономики и права Восточно-Сибирского государственного университета технологий и управления организована и проведена VI Международная молодежная конференция «Современные проблемы теории и практики права глазами молодых исследователей», в рамках которой состоялась дискуссия на тему «Актуальные вопросы реализации и защиты прав потребителей».


В то же время, стоит отметить, что в рамках просветительской работы среди молодежи не остались не охваченными школьники, для которых среди учеников младших классов были проведены конкурсы рисунков на темы «Я потребитель», «Банковские услуги глазами детей», «Мы архитекторы качественного мира», «Я – покупатель» (Кемеровская область, Алтайский край, Кировская область, Амурская область, Республика Башкортостан и др.).

Также, для школьников и студентов младших курсов проведены всевозможные конкурсы и викторины на знание основных потребительских прав, как например:

- в Курганской области среди учащихся 7 классов общеобразовательных школ проведен конкурс сочинений на тему «Если бы у меня был миллион рублей»; для учеников 10-11 классов проведен конкурс рефератов на тему «Кредит. Как сделать его более выгодным?»; в Курганском филиале Академии труда и социальных отношений проведен конкурс «Турнир знатоков» на лучшее знание основ потребительского законодательства;

- в Воронежской области в Московском гуманитарно-экономичском институте проведена правовая викторина «Защита прав потребителей в современной России»;

- в Амурской области проведена викторина для студентов высших и средних учебных заведений «Я – грамотный потребитель», конкурс «Знатоки закона о защите прав потребителей» для учащихся 10-11 классов;

- в Республике Башкортостан к Всемирному дню защиты прав потребителей было приурочено открытие VII Всероссийской олимпиады по финансовому рынку для старшеклассников, среди учащихся младших классов проведены ролевые игры на тему «Я в магазине».

В целях побуждения интереса молодежи к получению знаний о своих потребительских правах, при проведении уроков-практикумов в образовательных учреждениях Алтайского края, специалистами Роспотребнадзора была презентована обучающая мультимедийная программа «Действия потребителя в случае нарушения его прав».

Подводя итоги проведенных Управлениями Роспотребнадзора по субъектам Российской Федерации 15 марта 2012 года мероприятий можно отметить высокий уровень организации такой масштабной работы, которая проводилась с применением новых форм и средств привлечения внимания населения к вопросам защиты прав потребителей, особенно - на рынке финансовых услуг.


Очень важно, что указанная работа осуществляется в тесном взаимодействии с территориальными органами и организациями Роспотребнадзора, региональными властями и общественными объединениями потребителей, что, безусловно, способствует укреплению взаимодействия всех ветвей региональной системы защиты прав потребителей и обеспечению реализации и защиты потребительских прав населения.

В то же время, итоги Всемирного дня защиты прав потребителей, проведенного в 2012 году, подтверждают необходимость продолжения последовательной совместной работы органов государственной власти и общественных объединений в деле пропаганды потребительских знаний среди всех слоев российского общества в целях обеспечения эффективной защиты прав потребителей, гармоничного решения проблемы взаимодействия и поддержания баланса интересов производителя, продавца и потребителя.

Причем, учитывая требования современных условий, при которых стремительно развиваются устойчивые экономические связи между странами, влекущие все большую открытость национальных экономик, а следовательно - интернационализацию хозяйственной жизни, работа по формированию правовой культуры и финансовой грамотности населения должна выводиться на качественно новый уровень и расширять свои границы.

 

Отдельные примеры информационных материалов для потребителей, издаваемых территориальными органами Роспотребнадзора



[1]Основы государственной политики Российской Федерации в сфере развития правовой грамотности и правосознания граждан, утверждены Президентом Российской Федерации Д.А. Медведевым 28 апреля 2011 года