litceysel.ru
добавить свой файл
1 2 3 4
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН


ВОСТОЧНО-КАЗАХСТАНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

им. С.АМАНЖОЛОВА


«Утверждено»

на заседании Методического

Совета ФИМО_____________

Председатель ______________

____________________ Ф.И.О

от «_____» ___________200__ г.


УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ

(Syllabus)

по Истории Казахстана

очной формы обучения


Учебная программа дисциплины (Syllabus)

обсуждена и рекомендована на заседании кафедры Истории Казахстана

Протокол №___ от «__»_________200___г.

Зав.кафедрой (подпись)________________






Усть-Каменогорск, 2009




Название и код дисциплины «ОК 01» История Казахстана

Ф.И.О. преподавателей, уч. степень

Ст.преподаватель кафедры истории Казахстана Винокурова Елена Ивановна и преподаватель кафедры истории Казахстана Жунусова Эльзира Ауесхановна, магистр истории

Контактная информация: главный корпус ВКГУ, ауд. 236, раб.тел.: 540-387

Количество кредитов 3 кредита

Пререквизиты курса: изучение курса «История Казахстана» основывается на знаниях, умениях и навыках студентов по основам географии, всемирной истории, обществоведения, «Человек. Общество. Право».

Постреквезиты курса: «Социология», «Политология», «Философия», «Психология» и др.

Краткое описание курса:

Актуальность: история – это не только сумма знаний о прошлом, но это и всегда и историческое мышления, позволяющее яснее осознавать свое положение в современном мире, четко определять свою гражданскую позицию и свое отношение к происходящим событиям и явлениям, глубоко раскрывать и понимать их сущность и направленность. История Казахстана воспитывает национальную гордость и патриотизм.


Предназначение дисциплины:

- раскрыть основные тенденции политического, экономического, социального и культурного развития Казахстана;

- сформировать гражданскую позицию к происходящим событиям и явлениям;

- понимать ведущие тенденции развития общества;

- воспринимать фактический материал как основной критерий истины;

- глубже понять содержание современности и прогнозировать вероятные варианты дальнейшего развития

- воспитывать патриотизм, на основе уважения к достигнутым результатам человечества

Цель курса: сформировать научное представления об основных закономерностях и тенденциях становления и развития человеческого общества на современной территории Казахстана на конкретном историческом материале.

Задачи дисциплины:

- проследить основные тенденции развития исторических процессов на территории Казахстана;

- показать специфику и возможности познания истории Казахстана;

- раскрыть главные и общие направления исторических процессов, происходившие на территории Казахстана и в сопредельных государствах, во взаимосвязи и взаимовлиянии;

- сформировать систематизированное представление об основных концепциях изучения истории Казахстана и исследовательских принципах исторической науки;

- выработать критический подход в анализе проблем отечественной истории.

Общие требования к изучению курса:


  • Посещение лекционных и семинарских занятий обязательно. Посещение СРСП обязательно.

  • Выполнение теста – устно или письменно в зависимости от изучаемой темы.

  • Поведение студента - не опаздывать, сотовые телефоны отключать, не нарушать дисциплину.
  • Рекомендации - активно участвовать в учебном процессе, старательно выполнять домашние задания, конструктивно поддерживать обратную связь на занятиях, содействовать коллективной работе, быть пунктуальными и обязательными. Быть терпимым и доброжелательным к сокурсникам.


  • Экзамен - по итогам студенты сдают Государственный экзамен.

В случае невыполнения требований, студент не будет допущен к сдаче экзамена.

Политика курса:

Усвоение содержания курса предполагает

Понимание проблем и тенденций исторического развития на территории Казахстана; закономерностей становления современного политического, экономического и культурного положения; региональных особенностей исторического процесса;

Знание - фактического и теоретического материала;

Умение - ориентироваться в истории Казахстана; разбираться как в общих, так и в конкретных проблемах изучаемой дисциплины; использовать полученные знания при анализе современного положения Республики Казахстан.


Календарно-тематический план и график прохождения форм контроля




Наименование темы

Форма проведения

часы

Литература

Форма контроля

Максимальный

балл

Сроки сдачи

I кредит Казахстан в эпоху древности и средние века. Присоединение Казахстана к России

1.

Казахстан в эпоху древности

лекция

семинар

СРСП

СРС

2

1

3

3

№ 1-5,6,11,18

Конспект лекции

Семинар

СРСП


0,15


1

1

1 неделя

2.

Казахстана в эпоху раннего и развитого средневековья

лекция

семинар

СРСП

СРС

2

1

3

3

№ 1-5,6,10,11,12,15

Конспект лекции

Семинар

СРСП

0,15


1

1

2 неделя

3.

Казахстан в период позднего средневековья.


лекция

семинар

СРСП

СРС

2

1

3

3

№ 1-5,8,10

Конспект лекции

Семинар

СРСП

0,15


1

1

3 неделя

4.

Образование казахского ханства и казахской народности. Казахское ханство в XV-XVIвв.

лекция

семинар

СРСП

СРС

2

1

3

3

№ 1-5,8,22,23,24

Конспект лекции

Семинар

СРСП

0,15


1

1

4 неделя

5.

Казахское ханство в XVII- начало XVIII вв. Культура Казахстана в XVI- начало XVIII вв.

лекция

семинар

СРСП

СРС


2

1

3

3

№ 1-5,8,9,20,22,23,

24,25

Конспект лекции

Семинар

СРСП

0,15


1

1

5 неделя

6.

Казахстан и Россия в условиях нового времени. Присоединение Казахстана к России. Казахско-джунгарские войны.

лекция

семинар

СРСП

СРС

2

1

3

3

№ 1-5,8,9,10,13,

17,20,25,

Конспект лекции

Семинар

СРСП

реферат

0,15


1

1

5

6 неделя

7.

Народно-освободительное движение казахского народа в условиях утраты государственного суверенитета в XVIII-начало XXвв.

лекция

семинар

СРСП

СРС

2

1

3

3

№ 1-5,13,20,21

Конспект лекции

Семинар

СРСП

0,15


1

1

7 неделя




Рубежный контроль










Тестирование

10


7неделя

II кредит Казахстан в новое и новейшее время

8.

Политико-правовой статус Казахстана в составе Российской империи.


лекция

семинар

СРСП

СРС

2

1

3

3

№ 1-5,8,10,13,17,

22,24

Конспект лекции

Семинар

СРСП

0,15


1

1

8 неделя

9.

Социально-экономическое положение Казахстана в XVIII –начало XXвв. Культурное развитие Казахстана в XVIII – начало XX вв.


лекция

семинар

СРСП

СРС

2

1

3

3

№ 1-5,10,22,23,24

Конспект лекции

Семинар

СРСП

0,15


1

1

9 неделя

10.

Казахстан в годы первой мировой войны. События 1916 года в Казахстане. Февральская буржуазно-демократическая революция в России и особенности ее влияния на Казахстан.

лекция

семинар

СРСП

СРС

2

1

3

3

№ 1-5,7,20,28,30

Конспект лекции

Семинар

СРСП

0,15


1

1


10 неделя

11.

Октябрьская революции 1917 года и ее предпосылки. Казахстан в годы гражданской войны (1918-1920гг.)

лекция

семинар

СРСП

СРС

2

1

3

3

№ 1-5,7,10,14,19,20,

28,30

Конспект лекции

Семинар

СРСП

0,15


1

1

11 неделя

12.

Социально-экономическое, государственно-политическое, культурное развитие Казахстана в 20-начало 40 гг. XX в.

лекция

семинар

СРСП

СРС

2

1

3

3

№ 1-5,7,14,19,28,30

Конспект лекции

Семинар

СРСП

0,15


1

1

12 неделя

13.

Казахстан в годы Великой отечественной войны. Депортация народов в Казахстан.

лекция

семинар

СРСП

СРС

2

1

3

3

№ 1-5,7,10,28,30

Конспект лекции

Семинар

СРСП

0,15


1

1

13 неделя

14.

Социально-экономическое, культурное развитие Казахстана в 40-80-е годы XXв.


лекция

семинар

СРСП

СРС

2

1

3

3

№ 1-5,7,10,28,30

Конспект лекции

Семинар

СРСП

кроссворд

0,15


1

1

3

14 неделя

15.

Независимый Казахстан

лекция

семинар

СРСП

СРС

2

1

3

3

№ 1-5,7,26,27,29,30

Конспект лекции

Семинар

СРСП

0,15


1

1

15 неделя




Рубежный контроль










Тестирование

10

15 неделя


Политика выставления оценок:

Рейтинг дисциплины оценивается по 60 - бальной шкале. Для данной дисциплины установлены следующие виды контроля: текущий, рубежный, домашнее задание, итоговый – экзамен.

Критерии выставления экзаменационной оценки экзамен сдается в тестовой форме на компьютере:

  • 120 вопросов;

  • в каждом вопросе 5 вариантов ответа;
  • в ходе экзамена студент может максимально получить 40 баллов (в расчете 3 правильных ответа на тест – 1 балл, например, студент ответивший на 60 тестов из 120 получает за экзамен оценку 20 баллов, которые прибавляются к оценке полученной в ходе семестра, например 20 плюс 55 баллов – итого 75 баллов, т.е. хорошо).


  • студенты не набравшие в итоге 50 баллов за семестр, остаются на летний семестр


Шкала и критерии оценивания различных видов работ:


I кредит

II кредит

вид работы

баллы

вид работы

баллы

Лекции

1

Лекции

1

Семинары

7

Семинары

8

СРСП (составление схем, таблиц, конспектирование работ)

7

СРСП (составление схем, таблиц, конспектирование работ)

8

Написание реферата

5

Составление кроссворда

3

тестирование

10

коллоквиум (собеседование)

10

Всего

30

Всего

30


1. Лекции – 2 балла (15 занятий по 0,15 баллов);

2. Семинарское занятие – 15 балла (15 занятий по 1 баллу);

Каждый студент может получить 1 балл за семинарское занятие, участвуя в следующих формах работы:


- ответ на основной вопрос семинара;

- вопросы отвечающему;

- дополнения к основному докладчику;

- формулировку вывода по теме вопроса и семинара в целом;

- ответ на вопросы преподавателя;

- участие в дискуссии.

3. Конспектирование работ, составление таблиц, схем, словарей, справочников – 15 баллов (15 работ по 1 баллу)

4. Написание реферата – 5 баллов

5. Разработка кроссворда – 3 балла

6. Тестирование – 20 баллов (по первому и второму кредиту по 10 баллов)

Итого: 60 баллов

Штрафные и поощрительные баллы:


  • Пропущенное занятие отрабатывается по усмотрению преподавателя в устной или письменной форме. Не отработанное пропущенное занятие - -0,1балл;

  • Превышение сроков сдачи «домашнего задания» за каждую неделю предполагает вычет 5% от предполагаемой оценки;

  • В случае пропусков по уважительной причине (при наличии соответствующих документов) студент обязан отработать все занятия;

  • После окончания кредита никакие отработки не принимаются

Требования к выполнению различных видов контроля

  • При подготовке к семинарским занятиям необходимо строго придерживаться плана, готовить все вопросы к теме и кратко конспектировать ответы на них в тетрадь. Следует обращать внимание на задания, которые следуют после темы семинарского занятия. При подготовке к семинару возможно использование литературы из предложенного списка, а также поиск студентом самостоятельно дополнительной литературы.

  • Конспектирование предполагает разработку рекомендуемой и дополнительной литературы и формулировку письменных ответов на представленные вопросы
  • При заполнении таблиц – в каждую колонку заносятся основные положения по заданному вопросу (даты, фамилии, термины, факты и др.). Объем заполненной таблицы должен достигать 1-3 страницы.


  • Составление словарей и справочников включает в себя: 1)разработать рекомендуемую и дополнительную литературу (энциклопедии, словари); 2)выписать в зависимости от конкретного задания определения, факты, даты на отдельные карточки и дать им расшифровку; 3)упорядочить карточки по алфавиту, и создать каталог. (7 - 10 определений).

  • Кроссворд выполняется на отдельном листе формата А 4, с расчетом возможности дальнейшего решения кроссворда другими студентами (10-15 вопросов)


Рекомендуемая литература

Основная литература

1. История Казахстана с древнейших времен до наших дней. В 5-ти томах.Т.1,2,3. - А., 1996, 1998, 2001.

2. История Казахстана. Очерк. - Алматы, 1993.

3. Кляшторный С.Г., Султанов Т.И. Казахстан. Летопись трех тысячелетий. Алма-Ата, 1992.

4. Шаймерденова М.Д. История Казахстана с древнейших времен до середины ХХ века. – Алматы, 1999.

5. Учебное пособие по истории Казахстана с древнейших времен до наших дней. – Алма-Ата, 1992.

Дополнительная литература:

6. Абилев А.К., Евдокимов В.В. Казахстан в древности. – Караганда, 1991.

7. Абылхожин Ж.Б. Очерки социально-экономической истории Казахстана ХХ в. – Алматы, 1997.

8. Абусеитова М.Х. Казахстан и Центральная Азия в XV-XVII вв.: история, политика, дипломатия. – Алматы, 1998.

9. Аккошкаров Е. Из истории казахов. – Алматы, 1997.

10. Акинжанов А.К. История Казахстана: Курс лекции. Часть 1. – Алматы, 1995.

11. Байпаков К.М., Таймагамбетов Ж.К., Жумаганбетов Т. Археология Казахстана. Алматы 1993.

12. Барманкулов М.К. Вселенная тюрков. – Алматы, 1996.

13. Бекмаханов Е.Б. Присоединение Казахстана к России. М., 1957.

14. Бурабаев М.С. Общественная мысль Казахстана 1917-1941 гг. Алма-Ата, 1991.

15. Гумилев Л.Н. Древние тюрки. М.-Л., 1968.


16. Гуревич Л.Я. Тоталитаризм против интеллигенции. – Алма-Ата, 1992.

17. Ерофеева И.В. Хан Абулхаир: полководец, правитель и политик. – Алматы, 1999.

18. Ирмуханов Б.Б. Древняя история Казахстана. – Алматы, 1998.

19. История Казахстана: белые пятна. – Алма-Ата, 1991

20. Исторический опыт защиты Отечества. Военная история Казахстана. – Алматы, 1999.

21. Касымбаев Ж.К. Кенесары хан. – Алматы, 1996.

22. Кудайбердиев Ш. Родословная тюрков, киргизов, казахов и ханских династий. – Алма-Ата, 1990.

23. Левшин А. Описание киргиз-кайсацких орд и степей. – Алматы, 1996.

24. Масанов Э.А. Кочевая цивилизация казахов. – Алматы - Москва, 1995.

25. Моисеев В.А. Джунгарское ханство и казахи 17-18 вв. Алма-Ата, 1991.

26. Назарбаев Н.А. Казахстан – 2030. Процветание, безопасность и улучшение благосостояния всех казахстанцев. – Послание Президента страны народу Казахстана. – Алматы, 1997.

27. Назарбаев Н.А. Критическое десятилетие. – Алматы, 1999.

28. О чем не говорили. Алма-Ата, 1990.

29. Токаев К.К. Под стягом независимости: Очерки о внешней политике Казахстана. – Алматы, 1997.

30. Шеретов С.Г. Новейшая история Казахстана (1985-2002гг.). – Алматы, 2003.

Дополнительная литература по кредитам:

31. Агаджанов С. Основные проблемы истории огузских племен Средней Азии. – Ашхабад, 1961.

32. Агапов П., Кадырбаев М. Сокровища древнего Казахстана. – Алма-Ата, 1979.

33. Акишев А.К. Древний Отрар: (Топография, стратиграфия, перспективы).- Алма-Ата: Наука, 1972.

34. Акишев К.А. Курган Иссык: Искусство саков Казахстана.­ М, 1978.

35. Акишев К.А., Кушаев Г.А. Древняя культура саков и усуней долины реки Или. Алма-Ата, 1963.

36. Алимбаев Н.А., Муканов М.С., Аргынбаев Х.А. Традиционная культура жизнеобеспечения казахов: Очерки теории и истории. – Алматы 1998.


37. Ахинжанов С.М. Кыпчаки в истории средневекового Казахстана. Алма-Ата, 1989.

38. Ахмедов Б. Государство кочевых узбеков. – М., 1965

39. Байпаков К.М., Ерзакович Л.Б. Древние города Казахстана.­ Алма-Ата, 1971.

40. Бартольд В. Тюрки. – Алматы, 1998.

41. Бартольд В. Туркестан в эпоху монгольского нашествия. – М., 1963.

42. Бартольд В. Очерки истории Семиречья. – М., 1963.

43. Березиков Е. Великий Тимур. – Ташкент, 1994.

44. Гумиев Л. В поисках вымышленного царства. – М., 1968.

45. Древний Казахстан: Арии, саки, гунны, тюрки.- Алматы, 2002.

46. Древности Казахстана. - Алма-Ата, 1975.

47.Егоров В. Золотая орда: мифы и реальность. – М., 1991.

48. Егоров В. Историческая география Золотой орды в 13-14 вв. – М., 1993.

49. Иванин М. О военном искусстве при Чингисхане и Тамерлане. – Алматы, 1998.

50. Игибаев С.К. Становление Казахской народности – Казахского ханства // Поиск – 1997 - № 2.

51. Ирмуханов Б. Прошлое Казахстана в письменных источниках (V-XV в. н.э.). - Алматы, 1998.

52. Исмагулов О. Этническая антропология Казахстана. – Алма-Ата, 1982.

53. Кадырбаев М.К., Курманкулов Ж. Культура древних скотоводов и металлургов Сары-Арки. Алма-Ата. 1992.

54. Казахстан в эпоху феодализма. – Алма-Ата, 1981.

55. Караев О. История Караханидского каганата. – Фрунзе, 1983.

56. Кляшторный С. Государства и народы евразийских степей. – Санкт-Петербург, 2004.

57. Культура древних скотоводов и земледельцев Казахстана. – Алма-Ата, 1969.

58. Кузьмина Е.Е. Древнейшие скотоводы от Урала до Тянь-Шаня. Фрунзе. 1986.

59. Маргулан А.Х. и др. Древняя культура Центрального Казахстана. Алма-Ата. 1966.

60. Нагель Т. Тимур-завоеватель. – Ростов-на-Дону, 1997.

61. Пищулина К. Юго-восточный Казахстан в середине XIV-XV вв. – Алма-Ата, 1977.


62. Прошлое Казахстана в источниках и материалах. – Алматы, 1998.

63. Путешествие в восточные страны. – Алматы, 1993.

64. Средневековая городская культура Казахстана и Средней Азии. – Алма-Ата, 1983.

65. Таймагамбетов Ж. Палеолитическая стоянка имени Ч.Валиханова. Алма-Ата, 1990.

66. Тынышпаев М. Материалы к истории киргиз-кайсацкого народа. – Алматы, 1993.

67. Уолкер С. Чингиз-хан. – Ростов-на-Дону, 1998.

68. Утемш-ходжа. Чингиз-наме. - Алматы, 1994.

69. Федорова Р.С. Основы исторического краеведения и музееведения. – Вып. 2 – Часть 1. – Усть-Каменогорск, 2004

70. Федоров-Давыдов Г. Общественный и государственный строй Золотой орды. – М., 1976.

71. Феннел Дж. Кризис средневековой Руси 1200-1304. – М., 1989.

72. Хукхэм Х. Властитель семи созвездий. – Ташкент, 1995.

73. Черников С.С. Восточный Казахстан в эпоху бронзы. МИА. 1960.

74.Алаш-Орда, сборник документов. – Алма-Ата, 1992.

75. Аполлова Н.Г. Присоединение Казахстана к России в 30-х годах 18 века. М., 1986.

76. Аполлова Н.Г. Хозяйственное освоение Прииртышья в конце XVI-первой половине XIX вв. – М., 1976.

77. Басин В.Я. Русско-казахские отношения в 16-18 вв. А, 1974.

78. Басин В. Россия и Казахские ханства в 16-18 вв. – А, 1977.

79. Бекмаханова Н.Е. Легенда о невидимки. Алма-Ата, 1968.

80. Вяткин М.П. Батыр Срым. – Алматы, 1999.

81. Галиев В. Хан Джангир и Орбулакская битва.А., 1998.

82. Галиев В.З. Битва при Буланты//Мысль. – 2000. – №6.

83. Зиманов С.З. Россия и Букеевское ханство. – М., 1980.

84. Зиманов С.З. Общественный строй казахов I половины XIX в. – М., 1958.

85. Златкин И.Я. История Джунгарского ханства (1635-1757). М., 1983.

86. Маликов А.И. Февральская буржуазно-демократическая революция в Казахстане. – Алма-Ата, 1972.


87. Масанов Н.Э. Проблемы социально-экономической истории Казахстана на рубеже XVIII-XIX вв. – Алма-Ата, 1984.

88. Муканов М. Этническая территория Казахстана в XVIII – начале ХХ вв. – Алма-Ата, 1991.

89. Рязанов А.Ф. Восстание Исатая Тайманова (1836-1838гг.). – Алма-Ата, 1991.

90. Сулейменов Р. Из истории Казахстана в XVIII веке. – Алма-Ата, 1988.

91. Сулейменов Б.С., Басин В.Я. Казахстан в составе России в 18-20 вв. Алма-Ата, 1981.

92. Сулейменов Б.С., Басин В.Я. Восстание 1916 г. в Казахстане. – Алма-Ата, 1977.

93. Толыбеков С. Кочевое общество казахов. – Алма-Ата, 1971.

94. Турсунов Х.Т. Восстание 1916 г. в Средней Азии и Казахстане. – Ташкент, 1962.

95. Тынышпаев М. Материалы к истории киргиз-кайсацкого народа. – Алматы, 1993.

96. Шахматов В.В. Внутренняя Орда и восстание Исатая Тайманова. Алма-Ата, 1946.

97. Абишев Г. Казахстан в Великой Отечественной войне. – Алма-Ата, 1958.

98. Герои Советского Союза – казахстанцы. – Алма-Ата, 1968.

99. Голод в казахской степи. Алма-Ата, 1991.

100. Григорьев В.К. Противостояние. – Алма-Ата, 1989.

101. Дахшлейгер Г.Ф. Социально-экономические преобразования в ауле и деревне Казахстана (1926-1929 гг.). Алма-Ата, 1965.

102. Козыбаев М.К. История и современность. – Алма-Ата, 1991.

103. Кунаев Д.А. О моем времени. Алма-Ата, 1992.

104. Материалы по истории политического строя Казахстана. – Алма-Ата, 1960.

105. Мендикулова Г.М. Исторические судьбы казахской диаспоры. Происхождение и развитие. – Алматы, 1997.

106. Назарбаев Н.А. Казахстан на пороге ХХI века. – Алматы, 1996.

107. Назарбаев Н.А. Эпицентр мира. – Астана, 2001.

108. Назарбаев Н.А. В потоке истории. – Алматы, 2002.

109. О чем не говорили. Алма-Ата, 1990.

110. Пахмурный П., Григорьев В. Октябрь в Казахстане. – Алма-Ата, 1978.


111. Политические партии и общественные движения современного Казахстана. – Алматы, 1994.

112. Рыскулов Т.Р. Собрание сочинений в 3-х томах. – Алматы, 1998.

113. Современный Казахстан: цифры и факты. – Алматы, 1998.

114. Сороковые-пятидесятые годы: последствия депортации народов // История СССР. – 1992 - № 1.

115. Сулейменов Р.Б. Великий октябрь и культурные преобразования в Казахстане. – Алма-Ата, 1977.

Учебники и учебные пособия:

116. Артыкбаев Ж.О. 12 лекций по истории Казахстана. – Астана – 2001

117. Асфендияров С.Д. История Казахстана (с древнейших времен). – Алма-Аты, 1993.

118. Ахметова Г.М., Винокурова Е.И. История Казахстана. Учебно-методическое пособие. – Усть-Каменогорск, 2005.

119. Берденова К. Экономическая история Казахстана. Алматы, 2000.

120. Кан Г. История Казахстана: Учебное пособие. – Алматы, 2000, 2003.

121. Козыбаев М.К., Асылбеков М.Х., Нурпеисов К.Н. и др. Учебное пособие по истории Казахстана с древнейших времен до наших дней. – Алма-Аты, 1992.

Силабус по истории Казахстана составлен на основании типовой программы:

Кумеков Б.Е., Абылхожин Ж.Б., Жумабеков Ж.Ж., Кан Г.В. и др. Типовая программа по истории Казахстана (объем 3 кредита, 135часов) // Типовые учебные программы цикла общеобразовательных дисциплин. – Алматы, 2005 – С. 150-186.


Основные понятия и термины по дисциплине «История Казахстана»:


австралопитек –высшие человекообразные приматы, передвигающиеся на двух ногах

автономия – право самостоятельного осуществления государственной власти или управления, предоставленное Конституцией части государства

адат – свод норм обычного права казахов

административно-командная система – система политической власти, опирающаяся на методы администрирования и командования


ак суйек (белая кость)торе и коже -аристократический слой казахского общества, к ним относятся султаны-чингизиды , из них выбирали ханов, поднимая на белой кошме, а также потомки первых проповедников – мусульманское духовенство

ак-суйек – социальная группа в казахском обществе, объединявшая потомков Чингиз-хана, которые назывались султанами

аменгерство – обычай, по которому вдова переходит к брату умершего мужа

асар – обычай, устанавливавший для членов общины обязанность оказывать помощь в выполнении сезонных работ

ата-аймак – объединение родственных семей до 7 колена, состоящее из нескольких аулов

барымта – насильственный угон скота

батыр – почетное звание, дававшееся за воинские заслуги, независимо от социального положения

беклербек - ведал в Золотой Орде армией и дипломатическими отношениями; баскаки - назначались в улусы для сбора налогов

бий – глава рода, родовой судья

богарное земледелие – неполивное земледелие

«борьба с космополитизмом» - послевоенная кампания репрессий

буржуазия – господствующий класс, в капиталистическом обществе, владеющий основными средствами производства

вакф – не облагаемые налогами земли, завещанные феодалами в пользу религиозных учреждений

военно-потестарная организация – военно-политическая организация кочевников.

Вождь карлуков носил титул джабгу, а с 840 года – каган

«враг народа» - лица несогласные с официальной политикой Компартии и советского правительства по вопросам социально-экономического, политического общества

генерал-губернаторство – административно-территориальная единица в России, состоявшая из нескольких областей

гражданская война – война между гражданами одного государства


ГУЛАГ – главное управление лагерей НКВД СССР, создано в 30-е гг.

гуньмо – титул верховного правителя усуней

гурхан – титул верховного правителя каракытаев

декларация – заявление от имени государства, правительства, партии, провозглашающее основные принципы деятельности

депортация – принудительное перемещение за пределы государства

дефляция – ветровая эрозия

джабгу – верховный правитель огузов;

джут – массовый падеж скота в результате бескормицы или распространения инфекционных заболеваний

динар – старинная золотая монета стран Востока

дирхем – старинная арабская серебряная монета

догматизм – мышление застывшими, неизменными формами, опирающиеся на догмы

европоцентризм – концепция, согласно которой развитие подлинных ценностей науки, искусства, философии, истории происходит только в Европе

елбегi – глава администрации

ереже – положение, статья

жасакшы – судейская коллегия

жилу – право обращаться за помощью к своим родственникам, членам рода во время джута и других стихийных бедствий

жуз – крупное этнотерриториальное объединение (или союз) племен, сложившиеся на основе определенного хозяйственно-культурного типа, этнополитических процессов в эпоху формирования, сложения казахской народности и ее этнической территории

зекет – основной налог со скотоводов, 1\20 часть от приплода скота

зернь – (приём полихромного стиля) припаивание золотых шариков на основу

идеология – система политических, правовых, этических, философских, религиозных взглядов и идей

икта – пожалование своим родственникам или приближенным от хана право на получение с населения области, района или города налогов


иктадар - сборщик налогов

инаугурация – вступление в должность

индустриализация – оснащение машинной техникой всех отраслей народного хозяйства

инкрустация – (приём полихромного стиля) вставки из цветных камней

интервенция – насильственное вмешательство одного или нескольких государств во внутренние дела другого государства

историзм – принцип познания вещей и явления в их становлений и развитии, в органической связи с порождающими их условиями

историография отрасль исторической науки, изучающей её историю

история – общественная и гуманитарная наука о прошлом человеческого общества в его конкретности и многообразии фактов социальной действительности

каган – верховный правитель тюрков, тюргешей, карлуков, караханидов, кимаков

Казахское ханство – государственное образование тюркских племен, возникшие в 1465 году в Семиречье, в результате откочевки султанов Джаныбека и Гирея из государства Кочевых узбеков на территорию Могулистана

казнашы – казначейство

канкаш – совет знати в государстве огузов

кара суйек (чёрная кость) - часть общества, к которому относились: бии – знатные богатые нечингизиды, предводители родов, выполняли судебные функции; баи – любое богатое лицо в казахской степи

тюленгуты – ханская гвардия; шаруа – кочевники-скотоводы; жатаки – земледельцы, сельский пролетарий

кара-будун – свободные рядовые общинники в тюркских каганатах

кенес – Военный совет

керамика – обожжённая на кострах прочная глиняная посуда

коллективизация – процесс объединения единоличников в коллективные хозяйства

колония – страна, лишенная самостоятельности, находящееся под властью другого государства

конверсия – переориентация экономики СССР на производство мирных изделий

консолидация – сплочение

конституция – основной закон государства, определяющий социально-политический строй, структуру органов власти, избирательную систему, права, свободы и обязанности граждан

консы – обедневшие казахские шаруа

кул – раб

кун – (введён ханом Тауке в законы «Жеты Жаргы») имущественное возмещение за убийство или тяжкие телесные повреждения; выкуп за причиненный ущерб

курултай – собрание представителей казахской знати, созываемое для решения общих вопросов

кюль-эркин - заместитель джабгу у огузов

леваллуа – техника обработки камня, при которой с подготовленного нуклеуса (ядрища) скалывались пластины правильной формы

легитимно - законно

лжебелсенды – лжеактивисты

лизинг – аренда дорогостоящего оборудования с возможностью его дальнейшего выкупа

Мавераннахр – междуречье Амударьи и Сырдарьи по арабским источникам, термин употребляется с VII века

мардикар – различные принудительные работы

матриархат – период в истории первобытного общества, характеризующийся существованием счета родства по материнской линии, доминирующим положением женщин в хозяйстве и общественной жизни

медресе – средние и высшие учебные заведения мусульман

миграция - перемещение населения

микролиты – маленькие камешки (2-3 мм), используемые в качестве вкладышей в составные орудия труда и в качестве наконечников стрел или миниатюрные каменные пластины, которые служили вкладышами

мильк – частная собственность мусульманского духовенства (обрабатываемые земли, пастбища, водные источники)

мулла – представитель мусульманского духовенства

мускус –пахучий продукт растительного или животного происхождения, который производили тюргеши;


национализация – огосударствление собственности

неолитическая революция – переход от присваивающих форм хозяйства (охоты и собирательства) к производящим (скотоводству и земледелию)

нойон – представитель монгольской родовой знати

номады – в древнегреческих источниках так называли кочевников;

нуклеус – ядрище камня

Область сибирских киргизов – административно-территориальная единица, образованная на территории Среднего и части Старшего жузов (1822-1854 гг.)

ойраты (в среднеазиатских источниках они назывались калмаками) – угрожали границам Могулистана, Казахского ханства

орда – ханская ставка

оседлость – образ жизни, выражавшийся в проживаний на одном месте, появляется с возникновением рыболовства и мотыжного земледелия

остроконечник – каменное орудие труда, используемое в качестве режущего инструмента

отходничество – временный уход крестьян из мест жительства на заработки

паритет – равенство, равные отношения

патриархат – период родового строя, где главенствующую роль играют мужчины

перегородчатая эмаль – (приём полихромного стиля)заливка отдельных гнёзд специальным составом;

продналог – система чрезвычайных мер, направленная на изъятие у населения части продовольствия органами Советской власти в период гражданской войны и внешней интервенции

продразвёрстка – (налог в период «военного коммунизма»), обязательная сдача крестьянами всех излишков государству

рабад – часть средневекового города, где проживали горожане, ремесленники, торговцы и остальные жители

рабат – пригород средневекового города, заселенный ремесленниками и расположенный за пределами шахристана

реабилитация – восстановление доброго имени, репутации неправильно обвиненного лица


репатриация – возвращение на родину военнопленных и гражданских лиц, оказавшихся за пределами своей страны в результате войны и эмиграции

репрессия – ущемление в правах

реформа – преобразование, изменение

рубило – грубо обработанный с двух сторон кусок камня с заостренным концом и закругленным основанием, одно из главных орудий раннего палеолита, иногда называют бифасом, использовали в качестве рубящего и ударного инструмента

сардарбек – командующий повстанческой армией

саун – отдача скота на выпас рядовым кочевникам

скань – (приём полихромного стиля) припаивание витой проволочки на основу

сойургал – (земельный надел) был распространённой формой господства кочевой знати над оседло-земледельческим населением

стратегия – искусство планирования руководства, основанного на перспективных прогнозах

стратегия царизма «выжженной земли» - «очищение» наиболее благоприятных районов  Казахстана и Киргизии для дальнейшей колонизации края

суверенитет – независимость

султан – титул светского правителя, представителя «белой кости»

сюбаши – предводитель войска в государстве огузов

тарханы и буюруки - выполняли судебные функции в Западно-Тюркском каганате;

таты – зависимое от западных тюрок согдоязычное население оседлых поселений и городов на территории Семиречья, занимавшееся торговлей и сельским хозяйством

тебеневка – добывание скотом корма из-под снега; пастьба животных на заснеженных пастбищах.

торе - термин, употреблявшийся для обозначения нецарствовавших потомков Чингиз-хана по мужской линии

тоталитаризм – одна из форм авторитарного государства ХХ века, характерными чертами которого являются его полный контроль над всеми сферами жизни общества, ликвидирование политических прав и свобод, милитаризации общественной жизни


трест - одна из форм монополий; объединение предприятий, выпускающих однородную продукцию; процесс сверхцентрализации промышленности

тудуны – контролировали сбор податей в Западно-Тюркском каганате

туленгуты – телохранитель, прислуга при ханах, султанах

тумен - подразделение у монголов, состоящее из 10 тысяч воинов

тюркизации (распространение тюркского языка, культуры) среди сарматов

уезд – административно-территориальная единица в Российской империи, состоявшая из волостей

улус – родоплеменное объединение с определенной территорией, подвластное родоправителю

улусбек - помогал хану Могулистана в управлении государством

умай – покровительница домашнего очага, детей, воинов, искусства, культ женщины, матери

урбанизация – рост городского населения

ушур, тагар, бадж, харадж – обязаны были платить земледельцы и ремесленники, 1\10 часть от сбора урожая, его собирал мулла

фактория -кооперативное объединение кочевого населения

фашизм – реакционное идеологическое течение, проповедующие культ насилия, расовой терпимости, диктатура направленная на подавление демократических свобод

феодализм – общество, где главной собственностью является земля, скот; господствующий класс – феодалы и зависимые крестьяне

формация – тип, строение чего-либо, соответствующее определенной стадии развития

хан – титул верховного правителя кыпчаков, найманов, кереитов;

харадж – налог с земледельцев

хунтайджи (хунтайши) – титул верховного правителя Джунгарии

царь – титул верховного правителя саков

цитадель – укрепленная центральная часть города средневекового города, приспособленная к самостоятельной обороне

цитадель (внутренний город) – укреплённая часть города, где проживал правитель


чоппер – грубое рубящее орудие, обработанное с одной стороны

чопплинг – грубое рубящее орудие, обработанное с двух сторон

шаньюй –титул верховного правителя гуннов

шаруа – рядовой кочевник – скотовод

шахристан – часть средневекового города, где проживала знать

экстенсивное хозяйство – хозяйство, которое развивается за счет дополнительных материальных и людских ресурсов

эмир – городской правитель

этнография – наука, которая изучает обычаи, традиции различных народов;

этноним – название народов, племен

этнос, т.е. народ, народность, нация - исторически сложившаяся устойчивая общность людей, обладающая общими внешними чертами, стабильными особенностями культуры, включая язык, психику.

юрт – территория кочевания улуса

яйлажное скотоводство – полукочевое скотоводство.

ясак – подать натурой, взимаемая татарскими ханами.

ясы – законы Чингисхана.

ятуки – в государствах кимаков и кипчаков, лишившиеся скота кочевники, перешедшие к оседлости и занимающиеся земледелием и ремеслами



следующая страница >>