litceysel.ru
добавить свой файл
1
«Повесть временных лет» - литературный и исторический памятник Древней Руси.


Да ведают потомки православных,

Земли своей минувшую судьбу…

А. С. Пушкин «Борис Годунов»

Домашнее задание к этому уроку: работа с модулями из коллекции http://fcior.edu.ru/  по вариантам.

1 вариант – модуль «Литература Древней Руси» (базовое изучение) http://fcior.edu.ru/card/15826/literatura-drevney-rusi-bazovoe-izuchenie.html

2 вариант – модуль «Своеобразие древнерусской литературы» (базовое изучение) http://fcior.edu.ru/card/15864/svoeobrazie-drevnerusskoy-literatury-bazovoe-izuchenie.html

Задания к модулям - в приложении № 1.


Этап урока

Содержание

Организационное начало учебного занятия.



Слово учителя: Мы начинаем с вами говорить о литературном процессе – то есть о том, как развивалась наша литература от века к веку.

В 988 году Русь приняла крещение и стала христианской православной страной. Именно это время считается зарождением древнерусской литературы

В качестве домашнего задания вам было предложено поработать по вариантам с учебными модулями.

Вспомните произведения древнерусской литературы, которые мы изучали с 5 по 7 классы. Назовите их и соотнесите с жанрами.

(- Житие Бориса и Глеба», «Житие Сергия Радонежского» - жития:


 - «Повесть о Петре и Февронии Муромских» - повесть и житие).

Чем они связаны? Назовите особенности древнерусской литературы.

(-каноничность (образцовость);

- анонимность: (пишет не человек, а Бог водит его рукой);

-религиозность;

-патриотический пафос).


Подготовительный этап.

Посмотрите на слова, которые взяты в качестве эпиграфа к уроку. Прочитайте их.  Объясните смысл этого высказывания

Как вы думаете, в каком жанре можно рассказать об истории своей страны?

(-летописи, хронографе)

Посмотрите на тему и эпиграф урока. Какова будет наша цель?

(- выявить историческую и литературную ценность «Повести временных лет»)


Этап проверки домашнего задания

В обоих учебных модулях, с которыми вы работали дома,   была представлена информация о влиянии Византии на Древнюю Русь.

Расскажите о влиянии  Византийской империи на  наше государство (в истории, искусстве, религии) (вариант 1) http://fcior.edu.ru/card/15826/literatura-drevney-rusi-bazovoe-izuchenie.html

Что могут добавить ребята, работавшие со вторым модулем?

Какие жанры древнерусской литературы можно соотнести с византийскими? (2 вариант) http://fcior.edu.ru/card/15864/svoeobrazie-drevnerusskoy-literatury-bazovoe-izuchenie.html

Какой жанр в древнерусской литературе можно соотнести с византийской хроникой? (-летопись)

Этап усвоения новых знаний и способов деятельности.


Попробуем дать определение жанра летописи. Какие два корня входят в слово «летопись»?

 Летопись – это жанр древнерусской литературы, повествование по годам.  Повествование могло быть в виде сообщения или описания какого-либо события.

Летописи создавались в монастырях, так как именно монахи были самыми образованными людьми, а монастыри – центрами русской культуры. Монах-летописец  выполнял большую работу: сначала он приводил в порядок летописи, которые были написаны до него, переписывал труд своих предшественников, а затем переходил к современности – собственным записям. Итогом такой работы становилась летопись, называемая летописным сводом.

Как вы думаете, какие события могли быть отражены в летописи?

 Оказывается, не только военные действия, смена правителей-князей и прочие «большие» события. Мировоззрение  человека, жившего в Древней Руси, отличалось от современного, оно было тесно связано с религией. Ни на небе, ни на земле, ни в жизни отдельного человека ничего не могло случиться без ведома Бога. Каждое событие, происходящее на земле, приобретало символическое значение, и не людям было решать, важное это событие или нет.

Поэтому летописцы осознавали всю ответственность своего труда: они должны были сохранить для потомков память не только о делах  человеческих, но и о деяниях Божьих.

Какими качествами характера, на ваш взгляд, должен был обладать летописец?

Строки эпиграфа взяты из трагедии А. С. Пушкина «Борис Годунов». Это слова летописца Пимена. Вот что он говорит человеку, которого считает своим преемником:

В часы,

Свободные от подвигов духовных,

Описывай, не мудрствуя лукаво,

Всё то, чему свидетель в жизни будешь:

Войну и мир, управу государей,

Угодников святые чудеса,

Пророчества и знаменья небесны -…


Вы поняли, какие события могли быть отражены в летописи?

Как вы понимаете  слова «не мудрствуя лукаво»?

Отношение к времени  у древнерусского человека тоже было особым. Настоящее целиком зависит от прошлого.

От какой даты начинал повествование летописец? Почему?

(- 5508 год – сотворение мира. Таким образом, летописец сначала рассказывал мировую историю, прошлое, и лишь затем вписывал в контекст настоящее свой страны).

Только учёт ошибок прошлого, память о великих деяниях и поступки, совершённые в настоящем, давали возможность надеяться на великое будущее.

Каково историческое значение летописи?

 На основе летописной традиции XI века родился величайший летописный памятник –  «Повесть временных лет» . 

Прослушайте аудиозапись «История открытия «Повести временных лет» http://school-collection.edu.ru/catalog/res/e166b13f-1321-4d8b-85f0-94776e3ca6a4/?from=e9da2b94-30de-4757-a152-119d54ba14ad&interface=catalog&class=48&subject=10

, в которой рассказывается об истории создания «Повести временных лет». После прослушивания ответьте на следующие вопросы:

·         Каково полное название летописи?

·         Кто, когда и как обнаружил «Повесть временных лет»?

·         Какова дальнейшая история летописи?

·         Какое произведение древнерусской литературы также обязано своим появлением перед читателем этому человеку?

·         Каково культурное значение этой находки?

 


Этап первичной проверки понимания изученного.

Сначала поработайте в парах. Ответьте на предложенные вопросы своему соседу по парте, сверьте свои ответы с ответами товарищей.


(·         «Се повести времяньных  лет, откуда есть  пошла Русская земля, кто в Киеве нача первое  княжити, и откуда Русская  земля стала есть».

·         Граф А. И. Мусин-Пушкин при покупке оптом книг писателя 18 века случайно нашёл книгу на пергаменте, датирована она была 1307 годом.

·         Английская библиотека хотела купить рукопись, английский посол давал 1000 червонцев, но граф оставил её в России, подарил государству, а император Александр передал её в Публичную библиотеку.

·         «Слово о полку Игореве»

·         Она показывала высокий уровень культуры Древней Руси. Ни одна страна мира, за исключением Византийской империи, не могла похвастаться памятником литературы и истории такого уровня)

 Вы можете добавить информацию  возможном составителе этой летописи?

(-дополнение – сообщение о Несторе).

Ответили мы на проблемный вопрос урока полностью? Что нам нужно сделать, чтобы достичь цели?


Этап закрепления новых знаний и способов действий.

Давайте обратимся тексту. Сейчас мы будем работать с тремя фрагментами из летописи. Но дома вы прочитали шесть фрагментов, которые есть в учебнике и дополнительный текст – «Сказание о Евпатии  Коловрате». Давайте проверим, насколько хорошо прочитан вами текст.

Самостоятельная работа на знание текста – интерактивный тест «Соотнести имя персонажа с его деянием»http://school-collection.edu.ru/catalog/res/d682333a-9ccc-4890-8481-abe101ce293d/?from=e9da2b94-30de-4757-a152-119d54ba14ad&interface=catalog&class=48&subject=10

Каждый ряд работает со своим фрагментом летописи, отвечает на вопросы карточки (приложение  №  2):


1        ряд – «Взятие Олегом Царьграда».

2        Ряд – «Месть княгини Ольги».

3        Ряд – «Сказание о Белгородском киселе».

 


Этап применения знаний и способов действий.

Групповая работа с карточками (приложение 2).

Проверка работы.

Этап обобщения и систематизации знаний.

Обратите внимание, насколько разные иллюстрации и по возрасту художников, и по стилю. Иллюстрация к фрагменту «Месть Ольги» создана вашей ровесницей. Иллюстрацию к фрагменту «Сказание о Белгородском киселе» можно назвать картинкой.

Почему тексты, созданные около тысячи лет назад, интересуют современных художников?

Вы можете назвать исторические произведения, на которые «Повесть временных лет» оказала влияние?

(- Н. М. Карамзин «История государства Российского», С. М. Соловьёв «История России», В. О. Ключевский «Курс лекций по истории России»)

 Вы можете назвать литературные произведения, на которые «Повесть временных лет» оказала влияние?

Каково её значение как литературного памятника?

 

Этап коррекции знаний и способов действий.



Мы проработали все вопросы домашнего задания? Вопрос какого варианта остался без ответа?

(1 варианта). Озвучьте его.

Какая связь, по мнению академика Д. С. Лихачёва, между древнерусской литературой и современностью?

Согласны вы с автором высказывания? Ответ обоснуйте.

(-выслушиваются два-три человека)


Этап информации о домашнем задании.

Домашнее задание – по выбору:

1.      Выберите один из фрагментов «Повести временных лет», не прочитанный на уроке, письменно ответьте на вопросы карточки. Подберите иллюстрации к фрагменту: http://asp.mmc.nsu.ru/default.aspx?db=ART&int=VIEW&el=7&templ=VIEW


2.      Сопоставьте героя одного из фрагментов древнерусского памятника «Повести временных лет» и литературного произведения XIX- XX веков. Найдите сходства.


Этап рефлексии.

Какие чувства вызвал у вас этот урок?

О чём позволил задуматься?


Аннотированный список использованных источников.

ЭУМ коллекции fcior.edu.ru.

1.Модуль «Литература Древней Руси» (базовое изучение) http://fcior.edu.ru/card/15826/literatura-drevney-rusi-bazovoe-izuchenie.html

Электронный учебный модуль «Литература Древней Руси» предназначен для использования в образовательных учреждениях, на уроках литературы. Модуль содержит сведения для формирования знаний по теме «Культура Древней Руси. Древнерусская литература. Основные жанры древнерусской литературы».

2.Модуль «Своеобразие древнерусской литературы» (базовое изучение) http://fcior.edu.ru/card/15864/svoeobrazie-drevnerusskoy-literatury-bazovoe-izuchenie.html

Электронный учебный модуль «Своеобразие древнерусской литературы» предназначен для использования в образовательных учреждениях, на уроках литературы. Модуль содержит сведения для формирования знаний по теме «Древнерусская литература. Основные жанры древнерусской литературы».

ЭОР из Единой коллекции цифровых образовательных ресурсов (http://school-collection.edu.ru).

1.Аудиозапись «История открытия «Повести временных лет»http://school-collection.edu.ru/catalog/res/e166b13f-1321-4d8b-85f0-94776e3ca6a4/?from=e9da2b94-30de-4757-a152-119d54ba14ad&interface=catalog&class=48&subject=10


Ресурс предназначен для знакомства с историей открытия летописи. Можно использовать ЭОР как средство обучения аудированию и последующему анализу

2. Интерактивное задание «Соотнести имя персонажа с его деянием»http://school-collection.edu.ru/catalog/res/d682333a-9ccc-4890-8481-abe101ce293d/?from=e9da2b94-30de-4757-a152-119d54ba14ad&interface=catalog&class=48&subject=10

Ресурс можно использовать как средство для промежуточного контроля, вставив ЭОР в презентацию, или работать с отдельными учениками индивидуально.

3.Иллюстрация «Князь Олег в Царьграде принимает дань»http://school-collection.edu.ru/catalog/res/17ed8c05-cc8c-41cc-8003-0eb3f643954e/?from=e9da2b94-30de-4757-a152-119d54ba14ad&interface=catalog&class=48&subject=10

Ресурс предназначен для углубления представления о древнерусской культуре, подкрепления  словесного образа  зрительным

4.Иллюстрация «Месть княгини Ольги»http://school-collection.edu.ru/catalog/res/480c9a31-fcc9-4cf8-ab4b-61305322084e/?from=e9da2b94-30de-4757-a152-119d54ba14ad&interface=catalog&class=48&subject=10

Ресурс предназначен для углубления представления о древнерусской культуре, подкрепления  словесного образа  зрительным

5. Иллюстрация Нестерова В. Нестор-летописец http://school-collection.edu.ru/catalog/res/4d2d91fe-2b3c-4f3b-8f62-9c6b...?

Цель использования ресурса -дать представление о летописце

Список иллюстраций из источников, помимо http://school-collection.edu.ru:


  1. Аннабердиева М. Месть княгини Ольги за смерть Олега http://www.artkinderhouse.ru/votes.html?main=view_work_info&work_id=1156&window=1#top

  2. Белгородский кисельhttp://slavput.ru/i/207/main/bel-kis.jpg

  3. Бруни О. Олег прибивает шит к вратам Царьграда http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A4%D0%B0%D0%B9%D0%BB:Oleg_shield_Tsargrad_by_Bruni.jp

  4. Варка киселя в Белгородеhttp://asp.mmc.nsu.ru/default.aspx?db=ART&int=VIEW&el=721&templ=VIEW



Приложение № 1. Вопросы домашнего задания по работе с ЭУМ:

  1. Модуль «Литература Древней Руси» (базовое изучение). http://fcior.edu.ru/card/15826/literatura-drevney-rusi-bazovoe-izuchenie.html

Прослушайте аудиофрагмент статьи Д. С. Лихачёва «Художестенное наследие Древней Руси и современность». Определите основные мысли текста (часть 1)

Какие истоки древнерусской литературы можно выявить? (часть 2)

Рассмотрите карту Византийского государства. Как Византия повлияла на древнюю Русь? (часть 3)

Как крещение Руси повлияло на древнерусскую литературу? (части 4 и 5)

Какие жанры древнерусской литературы вам известны? Какие явились новыми? (часть 6)


  1. «Своеобразие древнерусской литературы» (базовое изучение). http://fcior.edu.ru/card/15864/svoeobrazie-drevnerusskoy-literatury-bazovoe-izuchenie.html


Сопоставьте карту Киевской Руси и карту Византийской империи. В чём вы видите сходство? Как Византия повлияла на Древнюю Русь? (часть 1)

Какие жанры древнерусской литературы жанры были заимствованы у Византии? (часть 2)

Соотнесите названия жанров литературы Византии и Древней Руси. Приведите примеры (часть 3)

Какие черты древнерусской литературы проникли в дальнейшие эпические произведения? (часть 4)

В каком произведении М. Ю.Лермонтова наиболее полно отразились черты, присущие древнерусской литературе? (часть 5)

---------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

Приложение № 2. Карточка с вопросами к фрагменту из «Повести временных лет»

«Взятие Олегом Царьград».

  1. Тема фрагмента.

  2. Краткий пересказ сюжета.

  3. Какие качества характера проявляют герои фрагмента?

  4. Можно ли назвать фрагмент нравоучительным? В чём?

  5. Рассмотрите иллюстрации к фрагменту. Обратите внимание на время создания иллюстрации. Что в них общего? Почему художники последующих эпох обращаются к произведению древнерусской литературы?


Миниатюра Радзивиловской летописи. XV век



Ф. Бруни «Олег прибивает щит к вратам Царьграда». 1839 год




Карточка с вопросами к фрагменту из «Повести временных лет»

«Месть Ольги древлянам».

  1. Тема фрагмента.

  2. Краткий пересказ сюжета.

  3. Какие качества характера проявляют герои фрагмента?
  4. Можно ли назвать фрагмент нравоучительным? В чём?


  5. Рассмотрите иллюстрации к фрагменту. Обратите внимание на время создания иллюстрации. Что в них общего? Почему художники последующих эпох обращаются к произведению древнерусской литературы?



Миниатюра Радзивиловской летописи. XV век



М. Аннабердиева «Месть княгини Ольги за Олега». 1839 год





Карточка с вопросами к фрагменту из «Повести временных лет»

«Сказание о Белгородском киселе».

  1. Тема фрагмента.

  2. Краткий пересказ сюжета.

  3. Какие качества характера проявляют герои фрагмента?

  4. Можно ли назвать фрагмент нравоучительным? В чём?

  5. Рассмотрите иллюстрации к фрагменту. Обратите внимание на время создания иллюстрации. Что в них общего? Почему художники последующих эпох обращаются к произведению древнерусской литературы?


Миниатюра Радзивиловской летописи. XV век

Неизвестный художник.

2010 год