litceysel.ru
добавить свой файл
1

А1
Какое понятие обобщает, объединяет по смыслу остальные?

1)

мораль

2)

наука

3)

культура

4)

религия



А2
В каком из предложений понятие «культура» употреблено в наиболее широком смысле этого слова

1)

Он не поздоровался со знакомыми, это проявление крайне низко уровня культуры.

2)

Культура включает в себя совокупность всех результатов преобразовательной деятельности человека.

3)

В среднем течении Днепра были обнаружены погребения и остатки поселений, относящиеся к Трипольской археологической культуре.

4)

Для средневековой культуры Европы был характерен консерватизм, схоластические представления, духовное доминирование христианской церкви.



А3
П. исследует старинные летописи, рукописи древних авторов. При работе в одном из архивов, П удалось обнаружить ранее неизвестные источники, рассказывающие о жизни и деятельности князя Андрея Боголюбского. Деятельность М. относится к такой сфере культуры как

1)

наука


2)

образование

3)

религия

4)

искусство



А4
Какой признак отличает науку современной эпохи от науки прошлых времен?

1)

стремление к постижению сущности природных и социальных явлений.

2)

выдвижение гипотез о происхождении Вселенной, возникновении Земли.

3)

применение при проведении многих исследований методов компьютерного моделирования

4)

построение рационалистической, логически стройной картины мироздания.



А5
Учителя истории с начала учебного года стали посещать новые годичные курсы в областном Институте повышения квалификации учителей. К какой ступени образования относится учреждение, в котором обучаются учителя?

1)

высшее профессиональное образование

2)

дополнительное профессиональное образование

3)

послевузовское образование (аспирантура)

4)

второе высшее образование




А6
Верны ли следующие суждения о духовной сфере жизни общества?

А. Феноменами, явлениями духовной жизни выступают наука, религия, искусство и мораль.

Б. Духовная сфера жизни общества развивается изолированно, обособленно от других сфер, не испытывая на себе влияние экономики и политики.

1)

верно только А

2)

верно только Б

3)

верны оба суждения

4)

оба суждения неверны



А7
Ниже приведен перечень обществоведческих понятий. Укажите, какое из них наиболее частное, наиболее узкое по смыслу.

1)

христианство

2)

мировая религия

3)

форма культуры

4)

Католичество




В1
Ниже приведен ряд терминов. Все они, за исключением одного, относятся к понятию «современное образование»

Компетентностный подход, компьютеризация, вариативность, интернационализация, догматичность, индивидуальная траектория, гуманизм, государственно-общественное управление, проектные технологии, непрерывность.

Найдите и укажите термин, «выпадающий» из общего ряда.


Ответ: _______________________

В2
Установите соответствие между функциями науки и иллюстрирующими их конкретными примерами: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.




ПРИМЕРЫ



ФУНКЦИИ

1)

океанологи составили карту миграций косяков промысловых рыб на сезон путины

А)

социальная

2)

ученые провели исследование средневековых церковных чудес, объяснив многие из них с материалистической точки зрения

Б)

прогностическая

3)

ученые предложили новый метод добычи нефти и газа на арктическом шельфе

В)

мировоззренческая

4)

учеными-генетиками созданы новые сорта кукурузы, устойчивой к условиям засухи

Г)

производственная

5)

ученые предложили технологии строительства мусороперерабатывающих заводов вместо мусоросжигающих, для улучшения окружающей среды







6)

ученые-фармацевты создали новый препарат для лечения больных диабетом








Запишите получившуюся последовательность букв.

1

2

3

4

5

6




















В3
Выберите среди предложенного специфические черты и признаки современной науки, отличающей ее от науки прошлых эпох:

1)

Наука стремится к постижению истинной сущности предметов и явлений материального мира.

2)

Наука вплотную приблизилась к той грани, за которой возможность существенно влиять на климат на планете, на геофизические процессы.

3)

Особенно актуализировались этические проблемы научных исследований, открытие специальных импульсов, способных воздействовать на человеческий мозг влечет за собой непредсказуемые последствия.

4)

Специфика науки в том, что она стремится рационально истолковать природные и социальные явления.

5)

Многие открытия и достижения ученых имеют двойственную природу, вполне мирные исследования способны привести к созданию новых видов оружия массового поражения.


6)

Объективность научных данных существенно выше, чем обыденных или эстетических, хотя и в научном мире присутствует субъективная позиция ученого.


Ответ: ____________________


Многообразие и диалог культур

…Многообразие культур - отличительная черта мировой культуры, а также форма проявления мировой цивилизации. Широкий диапазон культурного и этнического разнообразия в стране, принимаемый и оцениваемый как позитивное явление большинством населения страны, называется поликультурностью. Поликультурная модель общества противопоставляется модели ассимилятивной (т.е., модели уподобления), при котором меньшинства теряют свои культурные традиции и ценности, заменяя и традициями и ценностями большинства населения (группы большинства).

…Между разными культурами могут существовать самые разные формы взаимодействия, начиная с простого обмена ценностями и диалогом и заканчивая насильственным покорением или присоединением к доминирующей культуре. Мирные формы обмена культурными ценностями между двумя или несколькими народами называют культурным диалогом. В отличие от узкого понимания диалога как общения двух человек, культурный диалог – более широкое понятие. К универсальным формам распространения культуры, а распространение культуры – простейшая разновидность культурного диалога, относят заимствования, диффузию и открытия. Кроме них выделяют частные формы, например культурную трансмиссию.

Никакая культура не может быть самодостаточной. Творческое развитие культуры возможно только при взаимодействии с другими культурами, при всемерном обогащении собственного опыта. Замкнутость и изолированность приводят к стагнации, поэтому обращение к ценностям иных культур — залог развития и обновления. Заимствование культурных черт существовало на протяжении всей истории че­ловечества.

Культурная диффузия ¾ взаимное проникновение культурных черт и комплексов из одного общества в другое при их со­прикосновении; пространственное распространение культурных достижений из одной страны в другую. Культурная диффузия, т.е. стихийное и никем не контролируемое заимствование культурных ценностей, имеет как позитивные, так и негативные аспекты. С одной стороны, она позволяет народам больше общаться между собой и узнавать друг о друге. Общение и познание способствует сближению народов. С другой стороны, чрезмерно активное общение и заимствование опасно потерей культурной самобытности


Культурная трансмиссия ¾ процесс передачи соответствующих данной культуре знаний, навыков, умений, традиций, обычаев и ценностей от одного индивида к другому, от одной культуры к другой и, наконец, от предшествующих поко­ле­ний к последующим через научение. Базовым институтом культурной трансмиссии является образование, благодаря которому культурные ценности передаются от старшего поколения (учителя, преподаватели) к младшему (от школьников младших классов до студентов) через узаконенные государством формы и механизмы обучения.

Культурная экспансия представляет собой расширение сферы влияния доминирующей (национальной) культуры за первоначальные пределы или государственные границы. Ныне культурная экспансия осуществляется прежде всего через современные аудиовизуальные средства - телевидение, радио, кино.

.(А.И.Кравченко)

С1
С опорой на текст, сформулируйте определение поликультурной модели общества. Какой модели общества она противопоставляется? Охарактеризуйте, с опорой на текст, противоположную поликультурной модель общества. Опираясь на знание курсов истории и обществознания, проиллюстрируйте ее любым конкретным примером.

С2
С опорой на авторский текст, сформулируйте понятие «диалог культур». Какой признак автор выделяет в этом понятии как ведущий? Опираясь на знание курса, приведите любое иное корректное определение этого понятия.

С3
Какие формы культурного диалога, взаимодействия культур, указывает автор? Перечислите и охарактеризуйте, с опорой на текст, три из них. Опираясь на знание курсов истории и обществознание, проиллюстрируйте каждую из форм конкретным примером.

С4

Автор утверждает: «Никакая культура не может быть самодостаточной. Творческое развитие культуры возможно только при взаимодействии с другими культурами, при всемерном обогащении собственного опыта. Замкнутость и изолированность приводят к стагнации…» Как вы понимаете смысл авторского суждения? Разделяете ли вы его? Приведите три пояснения (аргумента) в обоснование приведенного суждения.

С6
Мыслители утверждают, что каждая национальная культура пишет в душе человека свои письмена. Проиллюстрируйте тремя конкретными примерами проявление влияния национальной культуры на личность человека, привычки людей