litceysel.ru
добавить свой файл
1
Приложение 4



Тема урока: Как лечились наши предки.

Урок «Школы докторов Природы» в 3 классе

провела Степаненко Е.П.


Цели: обобщить и систематизировать знания об организме человека. Познакомить учащихся с опытом наших предков по сохранению здоровья; развивать умения систематизировать учебную информацию в схеме; воспитывать уважительное отношение опыту наших предков и желание следовать ему.

Оборудование: коробочки от лекарственных растений (аптечные).

Ход урока

I
. Организационный момент. Сообщение темы урока.

Учитель. Ученые установили, что современная продолжи­тельность жизни человека (в странах с развитым здравоохранением) до 75 лет может быть увеличена до 150 лет. При этом человек сохранит не только работоспособность, но и нормальную подвижность своих конечностей. Считается, что у него могут даже вырасти новые зубы...

Знание того, как устроен организм, как он работает, в чем нуждается, как уберечь его от микробов и вредных веществ, увеличить его сопротивляемость различным болезням, помогает сохранить организм здоровым и жизнедеятельным.

Сегодня на уроке мы познакомимся с тем, как лечились предки, как сохраняли здоровье.

П. Проверка домашнего задания. Повторение изученного.

- Какие признаки характеризуют живой организм? (Рост, питание, движение, дыхание, размножение, смерть.)

- Зачем мы питаемся? Для чего нам надо есть, да еще не один раз в день? (Для роста, движения, выполнения разной работы.)

- Что мы едим? (Пища разнообразная.)

- Разделите продукты на две группы по происхождению. (Животные и растительные.)

Загадка:

По реке бежит вода, очень красная она.

По ней кораблики плывут, кислород, пищу нам везут,

От микробов защищают и, как могут, помогают.

(Кровь.)

- Почему мы говорим, что кровь нас питает, что это «живая вода»?

«Ярко-красные кораблики, загрузив отходы, стали темно-красными. Пока везли чистый кислород, они были красными, яр­кими, везли жизнь. Получили отходы и яд, стали темными и не очень нарядными. Но они довольны своим обменом». (Юдин Г. Главное чудо света.)

- О каких корабликах идет речь в этом тексте? Куда везут от­ходы темно-красные кораблики? Почему они «довольны»? Почему кровь течет по артериям ярко-красная, а после обмена становится темно-красного цвета?

На первый взгляд, капелька крови кажется ярко-алой. Даже го­ворят: «красный, как кровь». На самом деле кровь - прозрачная жидкость.

- Почему сердце называют насосом организма?

- Печень образно называют химической фабрикой, продоволь­ственным складом, диспетчером-контролером организма, печкой нашего тела. Что лежит в основе таких образных выражений?

У какого дерева голова внизу,

А говорящий корень вверху? (Легкие.)


Между двух светил

Посредине один. (Нос.)

- Выбери ответ:

Органы, которые можно сравнивать с огромной рекой, имеющей множество притоков, и в которой движется кровь.

1)Сосуды;

2 сердце;

3)кишечник;

4)пищевод.

2. «Живой мотор», приводящий в движение кровь человек

1)Мозг;

2)сердце;

3)легкие;

4)сосуды.

III
. Ведение в тему.

- Послушайте стихотворение:

Я ненавижу слово спать

Я ежусь каждый раз,

Когда я слышу: «Марш в кровать!

Уже десятый час!»

Нет, я не спорю и не злюсь -

Я чай на кухне пью.

Я никуда не тороплюсь.


Когда напьюсь - тогда напьюсь!

Напившись, я встаю

И, засыпая на ходу,

Лицо и руки мыть иду...

Я, как герой, борюсь со сном,

Чтоб время протянуть,

Мечтая только об одном:

Подольше не заснуть!..

Как хорошо иметь права

Ложиться спать хоть в час! Хоть в два!

В четыре! Или в пять!

А иногда, а иногда

(И в этом, право, нет вреда!)

Всю ночь совсем не спать!

- Как вы думаете, ребята, прав ли герой стихотворения? Поче­му? (Нашим телам нужно время для того, чтобы отдохнуть, расслабиться, подрасти и восстановить силы.)

- Как тело расслабляется? (Глаза закрываются, дыхание сердцебиение замедляются. Кровь циркулирует по телу медленнее)

Клетки кожи обновляются каждые несколько недель, крови - каждые несколько месяцев, а клетки мозга никогда не заменяются новыми.

Если оцарапаться или ободрать кожу на колене, то на —поврежденном месте образуется корочка. Когда через пару недель корочка подсохнет и отпадет, под ней окажется новенькая розовая кожа. А вот с клетками мозга так не происходит: если с одной из них что-то случится и она погибнет, на ее месте уже никогда не появится

Никто до сих пор не знает, каким образом работает мозг.

Итак, нервные клетки не возобновляются, поэтому берегите их - с этими клетками еще жить всю жизнь.

Правила спокойной и размеренной жизни

* Необходимо высыпаться, потому что уставший мозг очень плохо работает.

* Регулярно и полноценно питаться: клетки мозга нуждаются в питании больше, чем любые другие клетки нашего организма. Если человек недостаточно или неправильно питается, это означает, что его мозг голодает, а голодный мозг «соображает» плохо.

* Сдерживайте свой гнев, не давайте волю нервам. Замечено, что раздражительные, несдержанные дети, которые со всеми ссорятся и дерутся, сами мешают своему мозгу нормально развиваться.


* Не пропускайте мимо ушей то, что говорят вам родители и учителя. И в школе, и дома всегда внимательно выслушивайте со­беседника. Кто не умеет внимательно слушать, тот не может хорошо учиться, и мозг его не получает достаточной тренировки.

* Читайте много хороших книг.

* Старайтесь завести как можно больше друзей. Ребята, у которых много хороших друзей, обычно знают больше, чем те, у кого друзей мало или вовсе нет.

* Живите в дружбе со своими братьями и сестрами. Дело в том, что, если дети в семье часто ссорятся и дерутся, мозг у них почему-то не развивается в меру своих возможностей.

* Если вас что-то серьезно беспокоит, скажите об этом родителям. Слишком сильно переживать, долго чувствовать себя несчастным и скрывать - это очень вредно.


- Существует поговорка: «В здоровом теле - здоровый дух!».

Как вы ее понимаете?

V. Изучение нового материала.

Что такое лекарства

Для чего нужны лекарства? (Выслушиваются ответы детей.)

Лекарство - вещество, применяемое для лечения или предупреждения болезни.

- От какого слова произошло слово лекарство! (От слова лечить.)

- Что значит слово лечить! (Применять медицинские средства для избавления от болезни.)

Продолжительность жизни измеряется годами, а ее качество - здоровьем. Быть здоровым - естественное желание человека,и он рано или поздно задумывается о здоровье, поскольку запас жизненных сил с возрастом иссякает.

Нет без прошлого сегодня,

Без него и завтра нет.

Веселись, расти и пой,

Родословная с тобой.

Каждому человеку нужно знать и чтить своих предков. Зная свою родословную, человек тем самым показывает уважительное отношение к своим корням, памяти предков, семейным традициям, а еще, по утверждению генетиков, своему же собственному здоро­вью и ради здоровья будущего поколения.



Работа по учебнику (ч. 2, с. 56-57): чтение текста.


- Какими были народные средства, которыми лечились наши предки? (Природные, это были растения, которые теперь мы на­зываем лекарственными.)

Лекарственные растения

Рассказы детей о лекарственных растениях, используе­мых в их семье (показ иллюстраций или гербария).

Стихи-загадки:

Он шипы свои выставил колко.

Шипы у него, как иголки.

Но мы не шипы у него соберем,

Полезных плодов для аптеки нарвем.

(Шиповник, богат витаминами.)


Травка та растет на склонах

И на холмиках зеленых.

Запах крепок и душист,

А ее зеленый лист

Нам идет на чай.

Что за травка, отгадай?

(Душица, чабрец.)


Бусы красные висят,

Из куста на нас глядят.

Очень любят бусы эти

Дети, птицы и медведи.

(Малина, витаминное средство от простуды.)


В сенокос горька,

А в мороз сладка.

Что за ягодка?

(Рябина или калина — витаминное средство, используется при простуде, кашле.)


Жгусь, а не огонь,

С листочками, а не дерево. (Крапива.)


- Внимание! Из 1 кг высушенной крапивы можно получить ле­карство для 30 больных. Из 100 г сухой травы ландыша изготовля­ют 1 л настойки для страдающих болезнями сердца. Каждый кило­грамм лекарственных растений - это здоровье, возвращенное де­сяткам и сотням людей, это труд на благо нашей Родины. Помните об этом!


Я из крошки-бочки вылез,

Корешки пустил и вырос.

Стал высок я и могуч,

Не боюсь ни града, ни туч

Я кормлю свиней и белок -

Ничего, что плод мой мелок.

(Желудь. Его отваром полезно полоскать горло при ангине, заболеваниях десен.)


- Какое дерево цветет в начале лета? (Липа. При простуде.)

- Еще не успел сойти снег, а на пригретых солнцем местах по­являются желтые цветки с чешуйчатыми стебельками. И только когда растение отцветет и ветер унесет легкие плодики с летучками из волосков, начинают разворачиваться крупные листья. (Мать-и-мачеха. Используют отвары при кашле.)

Почему так названо растение? (У этого растения листочки с одной стороны мягкие, а с другой - жесткие.) Это лекарственные растения. С их помощью человек может лечитъ и предупреждать различные болезни. Лекарственные растения Разнообразны. Их собирают и сдают в аптеки. Но собирать их нуж

но так, чтобы не нанести вред природе. Некоторые лекарственные растения люди специально выращивают.

Собирать лекарственные растения можно только в тех местах, где их много. Часть растений нужно обязательно оставлять в природе.

Учитель показывает плакат.


Растения собирают в сухую погоду, когда уже исчезла роса.

Надо следить, чтобы на растениях не было пыли и грязи.

Нельзя собирать лекарственные растения вдоль дорог, на улицах городов, в скверах. В этих растениях накапливаются вредные вещества, которые выбрасывают в воздух автомобили.

Цветки собирают в начале цветения; листья - перед цветением или в начале его; корни и корневища - весной и осенью; кору весной, в начале сокодвижения, когда она хорошо отделяется.

Сушат лекарственные растения или их отдельные части при су­хой жаркой погоде, но не под прямыми лучами солнца, а под наве­сами или в сушилках. Обязательное условие - перемешивание. Растение считается готовым, если при трении листья рассыпаются в порошок, плоды не слипаются, а корни гнутся, но не ломаются.

Хранить высушенные растения можно 1-1,5 года. Только корни могут храниться 2-2,5 года. Представляете, как непросто было со­брать и приготовить лекарственные растения? Лечимся мы ими, приготавливая настои или отваривая растения. Это тоже непросто. Поэтому на коробочках с травами пишут способ приготовления лекарства.



Практическая работа.


- Я принесла на урок некоторые из лекарственных растений. Давайте рассмотрим коробочки. Найдите названия растений. Кора дуба, зверобой, липовый цвет, ромашка, мать-и-мачеха, шалфей.

- Прочитайте способ их приготовления. Дети выполняют задание.

- Найдите сроки годности этих сборов. Есть ли здесь такие, ко­торые уже нельзя готовить? Почему? (Одна-две коробочки просрочены, дети находят их и определяют, что этими травами лечиться уже нельзя.)

- Почему эти лекарства можно принимать? (На этикетки этих лекарств хорошо видны названия и сроки годности не прошли.)

Какие четыре правила нужно помнить, чтобы лекарство не принесло вреда?

Правила

+Принимать лекарство только по назначению врача и под контролем родителей.

+ На этикетке обязательно должно быть указано название.

+ Надо проверить срок годности.

+ Нельзя принимать лекарство без спросу, а если это произошло - нужно сказать об этом родителям или другим взрослым. Если ведома никого нет, срочно вызвать «Скорую помощь».

Загадки:

- Назовите растение, которое дает «сердечное» лекарство.(Ландыш.)

- Назовите растение от 90 болезней. (Зверобой.)

- Настой, какого растения дают капризным детям? Это же рас­тение очень любят кошки. (Валериана лекарственная.)

- Листья, какого растения помогут остановить кровь? (Подо­рожник.)

- Листья этого растения с одной стороны мягкие и пушистые, а с другой стороны гладкие. Их заваривают при кашле. (Мать-и-мачеха.)

- Цветки эти любят пчелы, а мы пьем настой из них при высо­кой температуре. (Цветки липы.)

- Многие лекарственные растения занесены в Красную книгу растений. Перечислите название таких растений и их лечебные свойства. (Ответы детей.)


Физкультминутка

Учитель. Кто из вас всегда готов

Жизнь прожить без докторов?

Дети. Это я, это я, это все мои друзья.

Учитель. Кто не хочет быть здоровым,

Бодрым, стройным и веселым?

(Дети молчат.)

Кто из вас не ходит хмурый,

Любит спорт и физкультуру?

Дети. Это я, это я, это все мои друзья.

Учитель. Кто мороза не боится,

На коньках летит, как птица?

Дети. Это я, это я, это все мои друзья.

Учитель. Ну а кто начнет обед

С жвачки импортной, конфет?

(Дети молчат.)

Кто же любит помидоры,

Фрукты, овощи, лимоны?

Дети. Это я, это я, это все мои друзья.

Учитель. Кто поел - и чистит зубки

Ежедневно дважды в сутки?

Дети. Это я, это я, это все мои друзья.

Учитель. Кто из вас, из малышей,

Ходит грязный до ушей? (Дети молчат.)

Учитель. Кто согласно распорядку

Выполняет физзарядку?

Дети. Это я, это я, это все мои друзья.

Учитель. Кто, хочу у вас узнать,

Любит петь и танцевать?

Дети. Это я, это я, это все мои друзья.


Учитель. Обратите внимание на поведение больных животных. Они так же, как и мы, лечатся травами.

- Какие ядовитые для человека растения и грибы лечат животных?

Что такое аптека и кто такой фармацевт?

Аптека - медицинское учреждение.

- Послушайте стихотворение:

Для больного человека

Нужен врач, нужна аптека.

Входишь - чисто и светло.

Всюду мрамор и стекло.

За стеклом стоят в порядке

Склянки, банки и горшки.

В них пилюли и облатки,

Капли, мази, порошки.

От коклюша, от ангины,

От веснушек на лице.

Рыбий жир, таблетки хины

И, конечно, витамины –

Витамины А, В, С!

С. Михалков

- О каком медицинском учреждении написано в стихотворении?

- Чем аптека отличается от магазина?

- Сегодня, пожалуй, нет ни одного школьника, не знающего, что такое аптека. Каждый из вас посещает различных врачей по необходимости. Можете ли вы представить себе, что какое-то время назад не было ни поликлиник, ни врачей, ни аптек? Нет.

.- Давайте перенесемся на несколько веков назад и кратко по­знакомимся с историей развития аптекарского искусства. Издавна на Руси верили в «сглаз», «порчу», обращались к целителям, знаха­рям, лечились травами, святой водой, заговорами. Что из этого признает современная медицина? Лечение травами.

Не было раньше ни аптек, ни врачей-специалистов, к которым мы так сейчас привыкли. Когда же стали появляться первые апте­ки, как люди лечились? Я предлагаю вам прочитать статью из газе­ты «Московская правда»:

АПТЕКИ И АПТЕЧНЫЕ ОГОРОДЫ

Первая аптека создавалась трудами приехавшего в Москву в 1561 г. англичанина Френчама. Устроена она была для нужд царя и его семейства, но довольно скоро из нее стали выдавать лекарства и боярам. Простой же народ покупал лекарственные травы, коренья и мази в лавках Зелейного ряда.

В 1673 г. при Гостином дворе открыта так называемая новая аптека Гутменша, где все желающие могли по рецептам получить лекарства. В 1682 г., по указу царя Федора Иоанновича у Никитских ворот рядом с первым гражданским госпиталем открыта третья аптека «для того, чтобы ходить со всяким рецептом в город неудобно».

В 1701 г. император Петр I издал указ о закрытии всех зелейных лавок, торгующих лекарствами, и о даровании права открытия и содержания вольных аптек всем желающим.

В документах XVII в. неоднократно упоминаются аптекарские сады, или аптечные огороды. Здесь под наблюдением иностанных «ботаников-огородников» рядом с лекарственными растениями росли ягодные кусты и плодовые деревья.


Когда осенью 1661 г. создавали новый «аптекарский двор, что у Каменного моста», то сажали там черную, белую и красную смородину, вишню и сливу, для чего взяты были саженцы из частно сада боярина Никиты Ивановича Романова, в котором также росли «аптекарские всякие травы».

Аптекарские сады служили не только для разведения лекарственных растений, но и для приготовления здесь же самих лекарств. Так, при главном из них находилась особая «коктория», нечто вр0 де фармацевтической лаборатории.

- Итак, что же вы узнали о первых аптеках? (Они появились в XVII веке в Москве.)

- Кто пользовался их услугами? (Царская семья и бояре.)

- Что такое аптекарские огороды? (Огороды, на которых вы­ращивали растения, шедшие на изготовление лекарств.)

- Кто такой фармацевт? (Фармацевт - специалист по изготов­лению лекарств.)

Лекарства с грядки

- Вот мы с вами и подошли к следующему вопросу нашего урока, который я назвала «Лекарства с грядки». Как вы понимаете, ехать в Москву за лекарствами, в аптеку могли далеко не все. Что же им оставалось делать? Лечиться самостоятельно.

- Издавна люди подмечали какие-то свойства трав, овощей, фруктов. Человек использовал лечебные свойства растений и передавал знания об этом своим детям и внукам. Очень многие из этих «зеленых лекарей» вам хорошо знакомы. Сейчас я буду показывать вам их изображения, а после того как вы их назовете, расскажу об их лекарственных свойствах.


Учитель показывает коробочки от лекарственных растенй и коротко рассказывает о лечебных свойствах этих растений.


- Какая ягода заменит лимон? (Клюква, она содержит витамин С, лимонную кислоту).

- Плоды каких кустарников богаты витамином С? (смородина, шиповник.)

- Какие болезни лечит красавица березка? (Березовые почки используют как мочегонное средство, лечат заболевания почек.)


Отгадайте старинную русскую загадку:

С одного дерева по четыре угодья:

первое - от темной ночи свет (лучина),

второе - некопаный колодец (сок),

третье - старому здоровье (веник),

четвертое - разбитому связь (береста). береза.


- Ты натер ногу в пути. Как облегчить боль? (Приложить лист подорожника.)

- Какое болотное растение можно использовать вместо йода и ваты? (Торфяной мох, он хорошо впитывает кровь и гной, содержит дезинфицирующее вещество сфагнол.)

- При гриппе ежедневно надо съедать по 2-3 зубчика чеснока. При коклюше 5 зубчиков порезать на кусочки, истолочь, прокипя­ти, в стакане молока. Применять по 3 столовые ложки несколько раз в день. Используют настой чеснока при насморках и гриппе. Вот как его делают: 1 чайная ложка протертого или мелко наруб­ленного чеснока на 30-50 мл кипяченой воды. Настаивают 2 часа. Капают по 2-3 капли в нос. Настой меняют каждые 2 дня. Полезно дышать чесноком при различных вирусных инфекциях: ребенку дают нюхать мелко истолченный чеснок 6-8 раз в день.

- Свекла. Сок свеклы закапывают в нос при насморке. Расска­жите, если вы знаете, чем еще можно лечиться?

- Конечно, можно лечиться медом. Мед очень полезен. В качестве лекарственного препарата он широко используется в смесях с другими продуктами. Так, например, медово-малиновая вода (при простуде): 2 столовые ложки высушенных ягод малины на стакан кипятка, настаивают 15 минут, процеживают, добавляют в настой 2 столовые ложки меда. Или медово-лимонная кашка (при лечении плеваний горла): 100 г меда смешивают с размельченным лимоном или соком 1 лимона. Пьют небольшими дозами между едой. Можно привести еще много примеров использования меда, фруктов и овощей.

Чтобы быть всегда здоровым,

Бодрым, стройным и веселым,


Дать совет я вам готов,

Как прожить без докторов.

Надо кушать помидоры,

Фрукты, овощи, лимоны,

Кашу - утром, суп - в обед,

А на ужин - винегрет.

Надо спортом заниматься,

Умываться, закаляться,

Лыжным бегом увлекаться

И почаще улыбаться.

Ну а если свой обед

Ты начнешь с кулька конфет,

Жвачкой импортной закусишь,

Шоколадом подсластишь,

А потом на целый вечер

К телевизору засядешь

И посмотришь по порядку

Сериалов череду,

То тогда наверняка

Ваши спутники всегда -

Близорукость, бледный вид

И неважный аппетит.

* Заболеть - это очень плохо. Но ведь есть люди, которые мало болеют или же совсем не болеют. Кто они? (Это закаленные люди.)

Существуют правила и секреты закаливания.


Погодите! Ой-ой-ой!

Крепким стать нельзя мгновенно,

Закаляйся постепенно!


Правила и секреты закаливания

* Одеваться по погоде, не кутаться.

* Делать зарядку.

* Обтираться влажным полотенцем.

* Ежедневно принимать холодный душ.

* Больше двигаться, играть в подвижные игры, бегать.

* Заниматься спортом: плаванием, лыжами, катанием на коньках, теннисом.

* Закаляться постепенно. Постоянно. Каждый день (если перерыв 5-10 дней, начинай заново). Начинать с «мягких» процедур -без смены обычного температурного режима.


| Русские люди были достаточно крепкими и здоровыми. Если случалось заболеть, то лучшим лекарством они считали баню.Многне и сегодня придерживаются этого способа лечения.

Раньше, когда еще не было бань, люди парились в печах, когда печь немного остывала, подкладывали солому, чтобы удобнее было лежать да и лезли прямо в печь, взяв с собой веник и посудину с квасом.



Расскажу-ка я вам коротенькую историю...


Тогда я был совсем маленьким и приехал в деревню в первый раз.

Случилось так, что моя бабушка простудилась и слегла. Однако от всяких лекарств и микстур отказалась. «Настя придет с покоса и меня выправит», - говорила она.

Вот пришла, наконец, Настя, большая сильная женщина, а я иг­рать побежал. Долго играл, а когда захотелось есть, примчался до­мой.

Помнил - в печи чугунок с вареной картошкой стоял. Отодви­нул заслонку, а там, в печи - ...бабушка.

Перепугался - страсть! Вылетел на улицу и кричу не своим го­лосом: «Мама! Настя бабушку испекла!»

Успокоила меня мама. Зашли мы в избу, а там уже и бабушка сидит - живехонька. Она, оказывается, парилась в печке по Настиному совету.

Вот так печь! Она при случае и вместо бани может послужить.

-Ложился человек на солому и разбрызгивал в разные стороны квас или воду. От горячих стенок шел пар, а люди хлестали себя веником. Напарившись, вылезали из печи и выливали на себя холодую воду.

Париться в печах было не очень удобно, поэтому и стали строить бани на берегах речек и прудов. Как вы думаете, почему именно там? Потому, что рядом была вода.


Работа по тетради № 2 (задание 37)

.

Ответы на задание 3 7.

1- Морс. 2. Мыло. 3. Малина. 4. Фильтр. 5. Знахарь. 6. Мята. Ключевое

слово: мыльня.

- Каким словом можно заменить устаревшее слово «мыльня»? баня.)

V. Закрепление изученного материала.

Работа по учебнику (ч. 2, с. 56-57): чтение текста.

Беседа по вопросам:

- Кто такие знахари?

- За что их уважали?

- Объясните смысл пословицы: «Коли бы не бани, то все пропали».


Игра «Доскажи словечко»:

И если случится тебе простудиться,

Привяжется кашель, подымется жар,

Придвинь к себе кружку, в которой дымится

Слегка горьковатый, душистый отвар.

Знакомые с детства, родные... (ромашки).

- Назовите лекарственные растения, используемые при простуде. (Лекарственная ромашка используется при простуде, кашле; календула используется при ангине.)

Учитель обращает внимание детей на то, как отличить ле­карственную ромашку от ложной.


Когда в лесу наткнешься невзначай

На море лепестков в цветочной пыли,

Ты скажешь: «А ведь это ... (иван-чай.)

Его когда-то наши предки пили».


- Назовите лекарственные растения, применяемые при голой ной боли, желудочных заболеваниях. (При желудочных заболева­ниях, головной боли применяют чай из кипрея.)


Учитель показывает образец.


Кроссворд





1




2




3




4












































5


































6





























По горизонтали:

4.Что копали из земли, жарили, варили?

Что в золе мы испекли, ели да хвалили?

5. Я вырос на грядке, характер мой гадкий:

Куда ни приду. всех до слёз доведу.

6. Над землей трава, под землей алая голова. ,


По вертикали:

1 Уродилась я на славу,

Голова бела, кудрява.

Кто любит щи, меня ищи.

2. Красный нос в землю врос, а зеленый хвост снаружи.


3. Маленький, горький, луку брат.

Ответы. По горизонтали: 4. Картофель. 5. Лук. 6. Свекла.

По вертикали: 1. Капуста. 2. Морковь. 3. Чеснок.

Итоги урока.


Правила сушки лекарственных растений

* Сушить растения надо под навесом, на чердаке, избегая прямого солнечного света, разложив тонким слоем.

* Листья кладут черешками в одну сторону.

* Корневища и корни отмывают от грязи и разрезают.


Мы совершили небольшое путешествие в историю о том, как лечились наши предки. Что вам больше всего понравилось?

Выслушиваются ответы детей.


|Обо всем этом хорошо написала Н. Кончаловская в книге «Наша древняя столица».

Без больницы люди жили,

Знахари больных лечили:

От озноба - зверобоем,

От зубов - льняным настоем,

От ожогов - бузиной,

А от ран - землей родной.

Варят старые знахарки

Из лечебных трав припарки,

Сушат в печке ножки жабьи,

Приговоры знают бабьи.

Набормочут разных слов-

И, глядишь, больной здоров!

Жив – здоров и сам доволен.

Он, видать, и не был болен!

Домашнее задание: узнать у родителей рецепты лечения простудных заболеваний; подобрать пословицы о лекарствах с грядки.