litceysel.ru
добавить свой файл
1
II курс, 3 семестр



Вопросы к зачёту по курсу "Система воспитательной работы"

(для 2 курса заочного отделения.)


  1. Сущность процесса воспитания.

  2. Воспитательная работа.

  3. Структура воспитательного процесса.

  4. Закономерности и принципы процесса воспитания.

  5. Генезис целей воспитания (зарождение и развитие).

  6. Система целей воспитания.

  7. Общая цель воспитания.

  8. Понятие "базовая культура личности".

  9. Философско-мировоззренческое воспитание.

  10. Умственное воспитание.

  11. Гражданское воспитание.

  12. Формирование нравственной культуры личности.

  13. Трудовое воспитание.

  14. Эстетическое воспитание.

  15. Воспитание физической культуры.

  16. Экологическая культура.

  17. Методы воспитания, приёмы, средства.

  18. Классификация методов воспитания.

  19. Методы формирования сознания.

  20. Методы организации деятельности и формирование опыта поведения.

  21. Методы стимулирования и мотивации.

  22. Выбор методов воспитания.

  23. Вариативность классного руководителя.

  24. Функции классного руководителя.

  25. Функциональные обязанности классного руководителя.

  26. Основные направления работы классного руководителя.

  27. Формы воспитательной работы.

  28. Признаки коллектива.

  29. Этапы развития коллектива.

  30. Понятие "коллектив".

  31. Воспитательные системы школы, варианты восп. сист. школы.

  32. Развитие воспит. системы: закономерности, противоречия, этапы.



Литература:

1. Караковсний В.А., Новикова Л.И., Селиванова Н.Л.

Воспитание? Воспитание... Воспитание! – М.:Новая школа,1996.


2. Педагогика: Учебное пособие /Под редакцией П.И. Пидкасистого.-

М., 1995.

3. Безрукова B.C. Воспитательный процесс и его организация в практике школы. - Казань,1982.

4. Сластёнин В.А., Исаев И.Ф. и др. Педагогика: Учебное пособие-

М., 1997.

Программа экзамена по курсу

«Педагогические теории, системы и технологии»

(для студентов заочного отделения ИФК, 2 курс)


  1. Дидактика как теория обучения, её предмет, задачи и основные категории.

  2. Характеристика основных дидактических концепций.

  3. Обучение в системе целостного педагогического процесса и его функции.

  4. Структура процесса обучения. Преподавание и учение.

  5. Закономерности и принципы обучения.

  6. Содержание образования как фундамент базовой культуры личности. Принципы и критерии отбора содержания образования.

  7. Государственный образовательный стандарт и уровни его реализации.

  8. Основные компоненты содержания образования (когнитивный опыт личности, опыт практической деятельности, опыт творческой деятельности и опыт отношений личности).

  9. Базисный учебный план, его структура.

  10. Образовательные программы по учебным предметам.

  11. Школьный учебник и требования к нему.

  12. Современная дидактическая концепция и проблемы современного образования.

  13. Развитие форм организации обучения в истории педагогики и школьной практике.

  14. Урок – основная форма организации обучения.

  15. Типология и структура урока.

  16. Требования к современному уроку (на примере урока физической культуры).

  17. Общие понятия о методах, приёмах и средствах обучения, Выбор методов обучения.

  18. Классификация методов обучения.
  19. Характеристика методов обучения по классификации Ильиной Т.А. (по источнику знаний).


  20. Характеристика методов обучения по классификации М.Н. Скаткина, М.Я. Лернера (по характеру самостоятельной познавательной деятельности учащихся).

  21. Характеристика методов обучения по классификации Ю.К. Бабанского (на основе целостно-деятельного подхода).

  22. Характеристика методов обучения по классификации Махмутову М.И. (сочетание методов преподавания и учения).

  23. Характеристика методов обучения по классификации М.Н. Данилову, Есипову (организация учебной деятельности).

  24. Контроль за ходом и результатами обучения, его виды и функции.

  25. Оценивание учебной деятельности учащихся. Виды оценок, требования к ним.

  26. Самостоятельная работа учащихся, её роль и значение в процессе обучения.

  27. Понятие «Педагогическая технология» как категория педагогической науки.

  28. Признаки педагогических технологий.

  29. Виды педагогических технологий и их классификация.

  30. Технология поэтапного формирования умственных действий (П.Я. Гальперин и др.).

  31. Технология коллективного взаимообучения (А.Г. Ривин, В.К. Дьяченко и др.).

  32. Технология полного усвоения (Д. Керол, Б. Блум).

  33. Технология дифференцированного (разноуровневого) обучения (В.В. Фирсов).

  34. Технология адаптивного обучения (А.С. Границкая).

  35. Технология программированного обучения.

  36. Технология блочного и модульного обучения.

  37. Технология проблемного обучения.

  38. Технология развивающего обучения.


Вопросы к зачету по педагогической психологии.


Предмет педагогической психологии.

Развивающее обучение.

Методы педагогической психологии.

Виды педагогической и психологической коррекции трудных подростков.

Стратегия формирования личности.

История становления педагогической психологии.


Структура педагогической деятельности.

Социализация, нарушения социализации.

Педагогический акт как организационно-управленческая деятельность.

Нравственное развитие.

Психологические факторы, влияющие на процесс обучения.

Воспитание и его закономерности.

Педагогический акт как понимание и организация понимания.

Подросток как субъект учебной деятельности.

Психология развития и её функциональное состояние.

Психологические новообразования младших школьников.

Виды учения и особенности традиционного обучения.

Самосознание ученика.

Гностическая деятельность учителя.

Обучаемость и её критерии.

Программированное обучение.

Возрастные и индивидуальные особенности младших школьников.

Проблемное обучение и деловые игры.

Виды учения и особенности традиционного обучения.

Самосознание ученика.

Гностическая деятельность учителя.

Обучаемость и её критерии.

Программированное обучение.

Возрастные и индивидуальные особенности младших школьников.

Проблемное обучение и деловые игры.

Возрастные и индивидуальные особенности подростков.

Развитие личности по Эрику Эриксону.

Возрастные и индивидуальные особенности старшеклассников.

Концепция развития по А. Адлеру.

Самосознание педагога и структура педагогической деятельности.

Концепция развития личности по Э.Бёрну.

Педагогическое общение.

Гуманистический подход к развитию личности. К.Роджерс.

Мотивация и продуктивность педагогической деятельности.


II курс, 4 семестр


Социальная педагогика

2 курс (заочное отделение)

Задания для самостоятельной работы.



  1. В чём сущность процесса социализации.

  2. На примере одного из этапов социализации, показать, какие факторы, агенты, средства и механизмы влияют на развитие человека.

  3. Назвать основные возрастные задачи, стоящие перед человеком в детстве, отрочестве, юности.

  4. Неблагоприятные факторы социализации и их влияние на человека.

  5. Влияние менталитета этноса на социализацию человека.

  6. Влияние глобальных процессов и проблем на социализацию подрастающих
    поколений.

  7. Охарактеризуйте проблемы социализации в современном Российском обществе в связи с его изменением.

  8. Охарактеризуйте воспитание как социальный институт.

  9. Охарактеризуйте государственную систему воспитания и проблемы его
    современного состояния.

  10. Охарактеризуйте регион своего проживания как мезофактор социализации.

  11. Дайте сравнительный анализ образа жизни в деревне, городе, малом городе и посёлке.

  12. Проанализируйте роль семьи как фактора социализации на различных возрастных этапах.

  13. Основные задачи семейного воспитания.

  14. Влияние группы сверстников на развитие и социализацию личности.

  15. Социализирующие функции религиозных организаций.

  16. Охарактеризуйте различные варианты создания воспитательного пространства в микросоциуме.

  17. Раскройте понятие «социальный опыт».

  18. Покажите, как быт воспитательной организации влияет на социальный опыт её членов.

  19. Спроектируйте варианты обучения взаимодействию в различных сферах жизнедеятельности в воспитательной организации определённого типа.

  20. Спроектируйте ситуации оказания индивидуальной помощи ребёнку в различных условиях.

  21. Проанализируйте локальную воспитательную систему (по выбору студента).
  22. В чём сущность и каковы причины мобильного характера социализированности.


  23. Охарактеризуйте соотношение социализированности и воспитанности.

  24. Охарактеризуйте основные типы потенциальных и реальных жертв неблагоприятных условий социализации.

  25. Назовите виктимогенные обстоятельства, имеющиеся в вашем городе или конкретном социуме.

  26. Какие субъективные обстоятельства способствуют виктимизации человека.

  27. Покажите взаимосвязь социальной педагогики с другими отраслями педагогики.


Вопросы к зачёту

(заочное отделение).


  1. Социальная педагогика как учебный предмет. Возникновение социальной
    педагогики как отрасли знания, её становление и современное состояние.

  2. Социальное воспитание – объект социальной педагогики.

  3. Задачи и содержание курса «Социальная педагогика».

  4. Функции социальной педагогики.

  5. Задачи социальной педагогики.

  6. Социализация как социально-педагогическое явление.

  7. Факторы социализации и их типология.

  8. Средства и агенты социализации.

  9. Механизмы социализации.

  10. Функции современной семьи.

  11. Типы семей.

  12. Социальные проблемы современной семьи.

  13. Взаимодействие семьи и школы.

  14. Социальное воспитание в воспитательной организации.

  15. Социальное воспитание в образовательных учреждениях.

  16. Индивидуальная помощь в решении возрастных задач.

  17. Сущность и критерии социализированности и воспитанности личности.

  18. Профессия «социальный педагог» и его обязанности.

  19. Специализация социального педагога.

  20. Основные направления деятельности социального педагога.

  21. Методы социального воспитания.

  22. Принципы социального воспитания.


Список литературы.

Основная:


1. Андреева Г.М. Антология по теории и истории социальной педагогики. – М.,1999.

2. Бочарова В.Г. Педагогика социальной работы. – М.,1994.

3. Мудрик А.В. Социальная педагогика. – М., 1999.


Дополнительная:


  1. Андреева Г.М. Социальная психология. – М., 1994.

  2. Асмолов Г.М. Психология личности. – М.,1990.

  3. Афанасьев С.П., Коморин СВ., Тимонин А.И. Что делать с детьми в загородном лагере?-М., 1994.

  4. Брускова Е. Семья без родителей. – М., 1993.

  5. Воспитание к свободе. – М.,1993.

  6. Гессен С.И. Основы педагогики: Введение в прикладную философию. – М.,1995.

  7. Караковский В.А. Воспитательная система школы. – М.,1991.

  8. Комаров М.С. Введение в социологию. – М.,1994.

  9. Максакова А.В. Дифференцированный подход в воспитании // Магистр. – 1992 – февраль.

  10. Мудрик А.В. Виктимология // Магистр. – 1992 – Май.

  11. Мудрик А.В. Принципы воспитания // Магистр. – 1992 – Ноябрь.

  12. Мудрик А.В. Возрастной подход в воспитании // Магистр. – 1991 – Октябрь.

  13. Мудрик А.В. Социализация и воспитание подрастающих поколений. – М., 1990.

  14. Паков А.Г. Труд в школе: кризис или обоснование? – М., 1992.

  15. Полугаров В.В. Теория и практика организации клубной деятельности школьников. – М., 1994.

  16. Российская педагогическая энциклопедия. – М., 1994.

  17. Семёнов В.Д. Социальная педагогика: история и современность. – Екатеринбург, 1995.

  18. Сидоркин А.М. Пособие для начинающих робеспьеров. – М., 1990.

  19. Смелзер Н. Социология. – М., 1994.

  20. Тарабрина Н.В., Лазерная Е.О. Синдром посттравматических стрессовых нарушений: современное состояние и проблемы // Психологический журнал. – 1992. – Т. 13. - №2.
  21. Теория и практика воспитательных систем. – Кн. 1. – М., 1993.


  22. Теория и практика воспитательных систем. – Кн. 2. – М., 1993.

  23. Френе С. Избранные педагогические сочинения. – М., 1990.

  24. Фролов С.С. Социология. – М., 1994.

  25. Харче А.Г. Социология воспитания. – М., 1990.

  26. Непанская Т.Б. Символика молодёжной субкультуры. – СПб., 1993.


2 курс,4 семестр

Вопросы к экзамену по дисциплине


«Психология физического воспитания и спорта».

  1. Предмет и задачи психологии физического воспитания и спорта. Взаимосвязь психологии физического воспитания и психологии спорта.

  2. Особенности деятельности в физическом воспитании. Роль психических процессов в овладении учебным материалом на уроках физической культуры.

  3. Внимание и его характеристика. Развитие внимания на уроках физической культуры.

  4. Мышление и его характеристика. Виды мышления и его роль в процессе физического воспитания.

  5. Память, виды памяти. Особенности ее развития и ее роль в учебно-тренировочном процессе.

  6. Воображение, его общая характеристика. Роль воображение в учебно-тренировочном процессе и методы его развития.

  7. Волевая сфера личности учащегося в процессе физического воспитания (группы волевых качеств).

  8. Интерес (мотивация) к физической культуре как фактор активности учащихся. Виды мотивов.

  9. Психомоторная сфера учащегося (Психологическая характеристика быстроты, силы, выносливости, ловкости и гибкости).

  10. Психологические основы профессионального мастерства учителя физической культуры.

  11. Способности, необходимые учителю физкультуры. Знания и умения учителя физической культуры.

  12. Профессионально-важные качества учителя физической культуры. Авторитет учителя физической культуры.

  13. Стили руководства учителей физической культуры.
  14. Общение и его роль в обучении и воспитании на уроках физической культуры.


  15. Средства общения учителя физической культуры с учащимися. Стили общения.

  16. Невербальные способы общения их краткая характеристика и особенности применения на уроках физической культуры.

  17. Понятия «конфликт», «конфликтная ситуация». Причины и условия возникновения конфликтов в спорте.

  18. Виды и типы конфликтов. Фазы развития конфликтов.

  19. Поведение в конфликтных ситуациях. Способы урегулирования конфликтов на уроках физического воспитания.

  20. Конфликтная личность - ее характеристика и основные черты.

  21. Психолого-педагогическое исследование в физическом воспитании и спорте (объект, цель и методы психолого-педагогического исследования).

  22. Методы психологического исследования. Виды и общая характеристика.

  23. Понятие «спортивная деятельность». Актуальные отрезки спортивной деятельности. Предмет, цели и мотивы актуальных отрезков спортивной деятельности.

  24. Понятие «личность». Генеральные психологические факторы личности спортсмена высокого класса.

  25. Понятие о психическом состоянии. Виды психических состояний в спорте.

  26. Психические состояния в условиях соревнования.

  27. Предстартовые психические состояния. Их характеристика и предупреждение.

  1. Законы и принципы динамики психических состояний на тренировке и соревновании.

  2. Эмоциональное напряжение и его роль в достижении спортивного результата. Механизмы возникновения. Методы коррекции.

  3. Психологические основы технической подготовки спортсменов. Роль представления движений. Идеомоторная тренировка.

  4. Структура тактических действий спортсмена. Особенности оперативно-тактического мышления.

  5. Скоростные характеристики мышления. Антиципация. Методы совершенствования тактического мышления.
  6. Воздействие физических нагрузок на протекание психических процессов. Психология утомления.


  7. Понятие о психологическом обеспечении подготовки спортсменов. Виды психодиагностики.

  8. Понятие о саморегуляции. Самовнушение, ментальная тренировка, самопрограмирование.

  9. Аутогенная тренировка - ее характеристика и особенности применения в спорте.

  10. Волевая подготовленность спортсмена. Волевые качества и их характеристика.

  11. Методы и способы воспитания волевых качеств.

  12. Управление мотивацией. Постановка и коррекция целей и задач соревнования.

  13. Структура профессионально-важных свойств личности тренера. Мотивация тренера.

  14. Стресс-факторы в спортивной деятельности.

  15. Социально-психологические особенности спортивной группы.

  16. Социально-психологический климат и условия его определяющие. Структура спортивной группы.

  17. Черты лидера спортивной группы. Типы лидеров. Роль лидера в командных видах спорта.

  18. Предстартовое секундирование. Его принципы, способы и методы. Закон Йеркса-Додсона.

  19. Психологическое консультирование как метод психологического воздействия.

  20. Мотивы спортивной деятельности и их роль в достижении спортивных результатов.

  21. Определение и содержание понятий «психологическая подготовка», «психологическая подготовленность», «психологическая готовность».

  22. Виды психологического контроля: текущий, этапный, оперативный. Цели и задачи психологического контроля.

  23. Понятия «психогигиена» и «психопрофилактика».

Содержание вопросов к зачету по курсу «Спортивная метрология»

(II курс)

  1. Предмет и задачи спортивной метрологии. Роль метрологии в учебно-тренировочном процессе.

  2. Что такое измерение? Шкалы измерений, единицы измерений.
  3. точность измерений (основная и дополнительная погрешности, абсолютная и относительная погрешности, систематическая и случайная погрешности)


  4. Характеристика параметров, измеряемых в физической культуре и спорте.

  5. измерения, виды измерений. Факторы, влияющие на качество измерений.

  6. Оценка – унифицированный измеритель спортивных результатов и тестов.

  7. Надежность, стабильность, согласованность тестов.

  8. Шкалы оценок

  9. Метод экспертных оценок

  10. Основные направления контроля за соревновательной деятельности.

  11. Первичная обработка результатов регистрации соревновательной деятельности.

  12. Контроль за технической подготовленностью (объем, разносторонность, рациональность, эффективность, степень освоения)

  13. Контроль за спортивной тактикой (объем, разносторонность, рациональность, эффективность, степень освоения тактики)

  14. Контроль за технико – тактической подготовкой спортсмена

  15. Контроль за построением тренировочного процесса в мезоциклах

  16. Комплексный контроль за спортивной подготовкой

  17. Контроль за построением тренировочного процесса в макрциклах

  18. Контроль за уровнем физической подготовленности спортсмена

  19. Контроль за соревновательной и тренировочной нагрузками

  20. Контроль за уровнем развития скоростных способностей

  21. Контроль за уровнем развития силовых способностей

  22. Контроль за уровнем развития гибкости

  23. Контроль за уровнем развития координации движения

  24. Контроль за уровнем развития выносливости

  25. Формы контроля используемые в спортивной практике.

  26. Контроль как звено управления учебно-тренировочным процессом

  27. Цель, задачи, значение стандартизации

  28. Функции, разновидности стандартизации.

  29. Определение стандартов. Виды стандартов. Государственные стандарты.
  30. Свойства и показатели спортивной подготовленности (спортивно – педагогические показатели, показатели функциональной подготовленности, показатели личности спортсмена




Рекомендованная литература

  1. Бубе Х., Фек Г., Трогаш Х. Тесты в спортивной практике /Пер. с нем. – М.: Физкультура и спорт, 1998.

  2. Глассе Дж., Стэнли Дж. Статистические методы в педагогике и пси­хологии: Пер. с англ. - М., 1976.

  3. Годик М.А. Спортивная метрология: Учебник для институтов физической культуры. – М: Физическая культура и спорт, 1988.

  4. Грабарь М. И., Краснянская К.А. Применение математической статистики в педагогических исследованиях: Непараметрические методы­: СМ., 1977.

  5. Губа В. П, Борисенков М.П. Измерения и вычисления в спортивно – педагогической практике: Учебное пособие для вузов физической культуры. – М.: Спорт Академ - Пресс, 2002.

  6. Зациорский В.М. Спортивная метрология: Учебник для институтов физической культуры. М.: Физкультура и спорт, 1982.

  7. Масальгин Н. А. Математико-статистические методы в спорте. - М., 1974.

  8. Основы спортивной статистики: Учеб. пособие /Сост. Н.М. Витренко, А.Ф.Бочаров. - Киев, 1987.

  9. Основы математической статистики: Учеб. пособие для институтов физ. культуры / Под общ. ред. В. С. Иванова. - М., 1990.

  10. Смирнов Ю. И., Полевщиков М. М. Спортивная метрология: Учеб. для студ. пед. вузов. - М., 2000.