litceysel.ru
добавить свой файл
1
Классный час «Мы знать должны, с чего все начиналось»


Данное мероприятие развивает не только кругозор учащихся, но и служит почвой для развитии патриотических чувств, гордости за свою страну, которая играла и играет в прогрессе большую ропь.

Тип: игра интеллектуально- познавательная. Форма: состязание.

Количество участников: группа делится на команды по 2-3 человека. Возраст участников: 13-16 лет.

Оформление: каждый этап имеет свой раздаточный материал. Цель игры: привить интерес воспитанников к истории техники, удовлетворить их познавательные потребности.

Предисловие

В начале игры командам вручаются маршрутные листы, в которых указывается последовательность этапов. Каждый этап имеет свое название, задание и систему оценки.

Ход мероприятия

Учитель:

Переходит свет - в тень,

Переходит в ночь - день,

Переходит в тупик - путь,

Переходит игра - в суть,

Переходит в обман - крах,

Переходят грехи - в страх,

Переходит в дождь - снег,

Переходит год - в век.

Все, что в мире произойдет,

Все в судьбу мою перейдет.


После приветственного слова педагога, в котором объясняются правила игры, цель занятия и техника безопасности, представители команд выбирают конверты с заданием, так распределяются этапы. После выполнения этапа команда предоставляет на суд жюри свою работу и получает задание следующего этапа.

На каждом этапе участники работают 3-5 минут.

После того как команды прошли все этапы, жюри подсчитывает баллы и выявляет команду - победителя.

Названия этапов

1. От сложного к простому.

2. Великие изобретатели.

3. Верю - не верю.

4. Техническое лото.

5. Попробуй собери.


Маршрутный лист




Название этапа

Место

Баллы

Подпись арбитра

1

Попробуй собери










2

Техническое лото










3

Верю - не верю










4

Великие изобретатели










5

От сложного к простому











1 этап «Попробуй собери».

На этом этапе командам предлагается конверт, в котором перемешаны имена, национальности изобретателей, их изобретения, высказывания о них.

Задача команд - разложить правильно карточки. За каждое правильно выполненное задание ребята получают два балла.

Задание к этапу

Джеймс Уайтт

Английский изобретатель

Универсальная паровая машина

«... его изобретение представлено не как лишь для особых целей, но как универсальный двигатель крупной промышленности»


Джордж Стефенсон

Английский конструктор,

изобретатель Паровой железнодорожный транспорт

«Он - один из тех счастливых изобретателей, кто при жизни увидел воплощенными свои замыслы»

Иоганн Гуттенберг

Немецкий изобретатель

Печатный станок

«Сделанное им изобретение сыграло огромную роль в развитии человечества»

Александр Лодыгин

Русский электротехник

Лампа накаливания

«Один из основателей электротехнического «Русского технического общества»

Андрей Нартов

Русский ученый, механик

Станки с механическими суппортами

«Петра Великого механик и токарного искусства учитель»

Иван Ползунов

Русский изобретатель

Тепловой двигатель и паровая машина

«Лишь в XX веке имя гениального изобретателя было вновь вписано в историю отечественной техники»

Огюст Пекар

Швейцарский ученый - физик

Космические лучи, батискаф

«Его сын Жан достиг на батискафе «Триест» самой глубокой точки океана»

2 этап «Техническое лото»

На этом этапе участники получают, как и в обыкновенном лото, поле и карточки. Задача команд - разложить правильно карточки по ячейкам лото. За каждую правильную карточку команда получает 2 балла. Судья должен проследить правильное положение карточек. Чем больше правильных ответов, тем выше баллы. Команда может получить и два, и три поля.

Задание к этапу

Архимед

Леонардо да Винчи

Блез Паскаль

Вильгельм Рентген

Альберт Эйнштейн


Эдвин Говард Армстронг




Галилео Галилей

Иван Иванович Ползунов

Самуэль Морзе

Дмитрий Иванович Менделеев

Александр Николаевич Лодыгин

Александр Федорович Можайский




Поточное производство автомобилей

Радио

Аэродинамика

Реактивные двигатели

Ракетно-космическая система

Самолет

Карточки

Микроскоп Константин Эдуардович Циолковский

Тепловой двигатель Сергей Павлович Королев

Телеграфный аппарат Сергей Владимирович Ильюшин

Периодический закон Теория рычага

Лампы накаливания Вертолет

Аэроплан Суммирующая машина

Генри Форд Х -лучи

Александр Степанович Попов Теория относительности

Николай Егорович Жуковский Схема регенеративного приема

З этап «Верю - не верю»

На этом этапе командам выдается лист с 10 вопросами, на которые нужно ответить только да или нет, участники на листочке дают ответы. За каждый правильный ответ команда получает один балл.

Задание к этапу 1 .Первый метрополитен появился во Франции?

(Нет. В Лондоне.)

2. Первая подводная лодка носила название «Наутилус»?


(Да.)

3. Отцом русской авиации называют Жуковского Н.Е.?

(Да.)

4. Лифт появился 200 лет назад?

(Нет. 2000 лет назад им воспользовался Нерон.)

5. В Западном Берлине должен был пройти ответственный футбольный матч. После сильных дождей, чтобы просушить стадион, директор использовал вертолет?

(Да. Вместо веера.)

6. В конце тридцатых годов Альберт Эйнштейн получил патент на фотокамеру с автоматической установкой экспозиции?

(Да.)

7. Одна французская фирма сделала весы, которые при превышении определенного показателя начинают играть музыку Баха?

(Нет. Играет траурный марш Шопена.)

8.Первое место по выпуску кинофильмов в год занимает США?

(Нет. Индия.)

9.Танки в Великобритании все до единого оснащены электрическими чайниками?

(Да-)

10. Правда ли, что мотоциклы с коляской производятся во всех известных странах?

(Нет. Только в России, Китае, на Украине.)

4 этап « Великие изобретатели»

Командам выдается рассказ - биография известного изобретателя. Участники после прочтения должны назвать имя этого человека. Если команда успевает, ей дается второй рассказ. За каждый правильный ответ- 5 баллов.

Задание к этапу

Сергеи Павлович Королев

Этот конструктор первых ракетно-космических систем родился в 1907 году, на Украине, в городе Житомире, в семье учителя. Закончил двухгодичную профессиональную школу в Одессе, стал строительным рабочим - крыл крыши, столярничал. В 1924 году он поступил в Киевский политехнический институт, а после второго курса перевелся в Московское высшее техническое училище на факультет аэромеханики. Дипломный проект легкомоторного самолета он готовил под руководством А.М. Туполева. И все-таки не авиация стала его смыслом жизни. Познакомившись с трудами К.Э. Циолковского, он решил строить ракеты. Спустя три года после окончания училища ученый возглавил группу изучения реактивного движения, руководил запусками первых советских ракет и целиком отдал себя ракетостроению. Он создает первый советский ракетный планер, первую советскую крылатую ракету, в тяжелые годы войны лично проводил испытания ракетных ускорителей на серийных боевых самолетах. В послевоенное время руководил созданием ракет дальнего действия, а в 1957 году весь мир облетело сообщение об испытании в СССР многоступенчатой межконтинентальной ракеты. Золотыми буквами занесено в историю человечества 4 октября 1957 года. Тогда с помощью ракеты, созданной коллективом этого ученого, был выведен на орбиту первый искусственный спутник Земли. Под руководством этого ученого были построены первые пилотируемые космические корабли, отработана аппаратура для выхода из корабля в свободное пространство и возвращения космического аппарата на Землю, были созданы искусственные спутники Земли серии «Электрон» и «Молния - 1», многие серии «Космос», первые межпланетные разведчики «Зонд». Этому авиаконструктору мы обязаны тем, что отечественные космические аппараты первыми в мире были посланы к Луне, Венере, Марсу, Солнцу. С именем этого лауреата Ленинской премии, дважды героя Социалистического Труда, академика навсегда будет связано одно из величайших завоеваний науки и техники всех времен: открытие человечеством эры космического пространства.



Иван Петрович Кулибин

Выдающийся русский механик-изобретатель. Родился в семье мелкого торговца в Нижнем Новгороде в 1735 году. Еще в юности он хорошо усвоил навыки слесарного и токарного мастерства. В совершенстве изучил часовое дело. В 1764 году этот изобретатель изготовил уникальные карманные часы с крошечным театром-автоматом и несколькими мелодиями, которые хранятся теперь в Государственном Эрмитаже в Санкт-Петербурге. Более 30 лет русский механик заведовал механической мастерской Петербургской академии наук. Под его руководством изготовлялись различные станки: астрономические, физические и навигационные приборы и инструменты. Он разработал несколько проектов 300-метрового одноарочного моста через Неву с деревянными решетчатыми формами. Построил и испытал большую модель такого моста, впервые показав возможность моделирования мостовых конструкций. Ученый изобрел и изготовил много оригинальных механизмов, машин и аппаратов. Среди них фонарь-проектор с параболическим отражателем ю мельчайших зеркал, речное «машинное» судно с вододействующим двигателем, передвигающимся против течения, механический экипаж с педальным приводом. В 1801 году, выйдя в отставку, ученый-изобретатель вернулся в свой родной город - Нижний Новгород. Там он продолжил проектирование «машинных» судов и разработал несколько проектов больших металлических мостов.

5 этап «От сложного к простому»

На этом этапе арбитр предлагает командам отгадать определенное техническое устройство, задавая вопросы - подсказки. Первый вопрос самый сложный, четвертый самый простой. Если участники дают правильный ответ на первый вопрос, то получают четыре балла, на второй - соответственно три, на третий - два, на последний- один балл. Чем быстрее работает команда, тем больше может отгадать устройств и соответственно набрать баллов.

Задание к этапу

Радар

  1. С его помощью можно определить место нахождения предмета.


  2. Он помогает в управлении самолетом для приземления.

  3. Он может обнаружить самолет противника.

  4. Корабли используют его для обнаружения препятствия.

Магнитофон

1. Это сложный механизм, в котором есть гибкая лента и микрофон.

2. Это устройство постоянно совершенствуется.

3. Это устройство для записи звука и его воспроизведения.

4. Благодаря ему мы слушаем музыку.

Самолет

1. Первая модель появилась в 1848 году.

2. Автор его Стрипгфеллоу, работала модель на паровом двигателе.

3. Но годом рождения этого аппарата принято считать 1869.

4. Идея создания этого летательного аппарата была самой заманчивой.

Микроскоп

  1. Точно никто не знает, кто его изобрел, но принято считать, что Галилей.

  2. Главное его устройство - линза.

  3. Его используют, чтобы увидеть крошечные предметы.

  4. Слово обозначает «наблюдатель маленького».

Вертолет

1. Еще в 1500 году Леонардо да Винчи создал чертеж этого средства передвижения.

2. В конце 18 века во Франции оно было сконструировано, приводилось в движение паром.

3. Лишь в 1910 году Игорь Сикорский сконструировал этот аппарат, способный поднимать собственный вес.

4. Это летательный аппарат.

Телефон

1. Этот механизм, каким мы знаем его сейчас, изобрел Александр Грэхем Белл, шотландский ученый.

2. В 1861 году немецкий ученый Раис создал подобный, но для музыки.

3. Первый удачный опыт этого механизма - 10 марта 1876 года.

4. Этот аппарат передает голос на расстоянии.

Останкинская башня

  1. Это сооружение появилось в 1967 году в Москве.

  2. Высота сооружения 536 метров.
  3. По высоте его опережает только мачта польского радио высотой 646 метров.

  4. Благодаря ей мы смотрим телевизор.

Заключительное слово педагога

После того как команды прошли все пять этапов, жюри объявляет результаты, анализируется данное занятие, проводится награждение победителей.