litceysel.ru
добавить свой файл
1
Классный час


«ПРОФЕССИИ, которые мы выбираем»


Цель: Профориентация

Оборудование: Флоротабло, список профессий, карточки с ситуациями, сигнальные карточки, карточки с номерами, схема «Выбор профессии».


Ход мероприятия

-Добрый день, дорогие ребята, гости! Начинаем наш классный час по теме: «Профессии, которые мы выбираем». Мы сегодня поговорим о профессиях, познакомимся с учебными заведениями нашего региона, где можно получить разные профессии и поиграем.

Современный мир- это постоянно меняющиеся совершенствующиеся виды и формы деятельности человека, когда в процессе жизнедеятельности ему приходиться играть различные роли. Одна из главных ролей человека в современном мире - это роль труженика, занятого трудовой деятельностью, требующей специальных знаний и опыта. Скоро и вы вступите во взрослую жизнь. Настал момент, когда вам приходится решать, где продолжить образование или куда пойти работать, т.е. выбрать профессию, свой жизненный путь.

А вы знаете, что в настоящее время количество профессий превышает 50 тысяч. И выбрать из них понравившуюся профессию - задача нелегкая.

Сделать хороший выбор профессий - это, значит, выбрать такую работу, которая нужна обществу, то есть востребована на рынке труда. Это - во-первых. Во-вторых, она должна быть доступной для вас в силу совокупности ваших природных способностей и полученных знаний и навыков и, наконец, приносить радость, удовлетворение и доход.

Каждый из вас знает, что гражданину нашей страны предоставлено право на выбор профессии, род занятий и работы. Однако это право, как показывает практика, порой очень трудно реализовать – не хватает знаний о самих профессиях, тех требований, которые они предъявляют к личности работающего, и умений оценить собственные способности, выявить свои интересы и склонности. Возникают затруднения и ошибки при выборе профессии. Какие же это ошибки?


(На доске плакат «Ошибки и затруднения при выборе профессии»).


Ошибки и затруднения при выборе профессии.


  1. Отношение к выбору профессии как к пожизненному делу, ориентация сразу на профессии высокой квалификации, высшее образование.

  2. Предрассудок, когда некоторые профессии считают недостойными.

  3. Выбор профессии за компанию, чтобы не отставить.

  4. Перенос отношения к представителю той иной профессии на саму профессию.

  5. Увлечение только внешней стороной профессии.

  6. Отождествление школьного предмета с профессией.

  7. Неумение разобраться в своих личных качествах.

  8. Незнание или недооценка своих физических особенностей, недостатков, существенных при выборе профессии.

(«Технология» Симоненко В.Д.)

Очень хочется, чтобы вы не совершали таких ошибок при выборе профессии. Потому что мы с вами, начиная с 9 класса, сделали очень многое, чтобы каждый из вас выбрал дело по душе. Вы уже очень хорошо знаете свои склонности, интересы, свои возможности, знаете также к какому типу профессий принадлежит вами выбранная профессия. Из этого списка профессий вы можете выбрать конкретную профессию.

Многие из вас уже точно знают, кем они станут. Давайте выслушаем вас. (Учащиеся зачитывают строки сочинения «Моя будущая профессия»).

Итак, вы выбрали себе профессию, закончите школу. А где же можно получить образование по тем или иным специальностям, какие же дороги вас ждут? (Схема «Пути получения профессии»).

А теперь давайте поговорим об учебных заведениях ЧР.

В нашей республике 4 ведущих вуза: Чувашский государственный университет имени Ульянова, Чувашский государственный педагогический университет имени Яковлева, Чувашская государственная академия, Чебоксарский кооперативный институт Московского института потребительской кооперации. Кроме этих различных филиалов и представительств 12. Все эти образовательные учреждения имеют лицензии на право ведения образовательной деятельности и выдают дипломы государственного образца. Вузы нашей республики готовят разных специалистов, которые необходимы в наши дни. Почти во всех вузах действуют формы обучения: очная, заочная, очно-заочная. Реализуются программы ускоренного обучения лиц, имеющих среднее специальное по профилю. В настоящее время ценятся те люди, которые знают свое дело. Поэтому и конкурс высокий среди поступающих. Подготовиться к поступлению в вуз помогут отделения довузовской подготовки.


(Выступления учащихся с сельхозакадемии, кооперативном университете).

Техникумов, колледжей и училищ насчитывается 23. Они расположены в г. Чебоксары, Алатырь, Канаш, Марпосад, Цивильск и Шумерля. Кроме этих есть много профессиональных училищ, лицеев и иных образовательных учреждений.

(Выступления учащихся о техникуме связи, Канашском финансово-экономическом колледже).

Сегодня правоведов готовят семь сузов, почти все вузы и их филиалы. 15 техникумов и колледжей нашей маленькой республики, не считая вузов, выпускают бухгалтеров. Дублирование многих специальностей частое явление. Нередко встречаются специальности «техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта», «монтаж и техническая эксплуатация промышленного оборудования».

В настоящее время среднее профобразование востребовано среди молодежи. Конкурс при поступлении составляет примерно 2,5 человека на место, по некоторым специальностям бывает, что и до 10 человек. Ежегодно в техникумы и колледжи поступают до 9,5 тысяч молодых людей, а 7 тысяч из них – на дневное обучение. Как показывает время пользуются спросом выпускники Чебоксарского электромеханического колледжа (специальность «вычислительные машины и техническое обслуживание вычислительной техники и компьютерных сетей»). Канашский финансово-экономический колледж имеет тесные связи с предпринимателями по целевой подготовке кадров. Часть сузов имеют договора по продолжению учебы своих студентов в вузах по сокращенному сроку. В этом плане много интересного в Чебоксарском механико-технологическом колледже. А учащиеся Чебоксарского экономико-технологического колледжа продолжают учиться в филиале Московской технологической академии.

В настоящее время на рынке труда ощущается явный избыток экономистов, юристов, бухгалтеров, но ощущается нехватка высококвалифицированных рабочих, особенно строительных специальностей, ряда специалистов высшего образования: инженеров-программистов, инженеров-конструкторов, инженеров-технологов, руководителей среднего звена строительных организаций. И активное участие в подготовке таких важных специалистов в равной степени принимают все вузы, техникумы, училища.


Сведения о каждом конкретном учебном заведении, находящемся в нашей республике вы можете получить из книги: «Учебные заведения Чувашии». И все остальные книги, брошюры из этой выставки вам будут очень полезны при выборе профессий.

(Использование книжной выставки «Кем быть?»).

Вам еще предстоит сверхзадача выбора профессии, а сейчас придется каждому сыграть роль. Шекспир когда-то заявил устами одного из героев пьесы «Как вам это нравится?»:

Весь мир театр.

В нем женщины, мужчины-все актеры.

У них есть выходы, уходы.

И каждый не одну играет роль…

А теперь давайте разделимся на три команды. Каждая команда делает выбор по флорограмме (табло с изображением представителей флоры - их 15. Каждый вид - это код профессиограммы, это описание особенностей профессии).

Флорограмма

( изображены растения и написаны их названия)

Мак - юрист Рябина – экономист

Подснежник – косметолог Картофель- инспектор по налогам

Роза- пилот Мать-и-мачеха-менеджер по рекламе

Ромашка-бухгалтер

Ель-психотерапевт Кувшинка-оператор ЭВМ

Малина-журналист Подсолнух-эколог

Ландыш-офицер Пион-плотник

Клен-учитель Колокольчик-композитор

Учащиеся, прослушивая профессиограмму, ориентируются на перечень профессий.

Перечень профессий (50% используется в игре)

1. Врач 11. Бухгалтер 21. Певец

2. Учитель 12. Официант 22. Композитор

3. Дизайнер 13. Психотерапевт 23. Оператор ЭВМ

4. Политик 14. Экономист 24. Инспектор по налогам

5. Юрист 15. Визажист 25. Менеджер по рекламе

6. Банкир 16. Контролер 26. Секретарь- референт

7. Продавец 17. Программист 27. Маркетолог

8. Повар 18. Токарь 28. Плотник

9. Косметолог 19. Агроном 29. писатель

10. Пилот 20. Эколог 30. Столяр


А сейчас сделайте свой выбор по флограмме, назовите цветок, который вам больше нравится, а я зачитаю профессиограмму, которая закодирована этим цветком. В ней 5 блоков информации. Вы поднимаете сигнальную карточку тогда, когда уверены в ответе. Отвечаете на первый блок, получаете 5 баллов, на второй – 4 балла и т.д. Если ошибаетесь, то получаете 0 баллов, в игре остаетесь, получаете ситуацию по своей профессии. Остальные тоже будете слушать и готовить свои ответы и тем самым зарабатываете дополнительно один балл. Выбор делаете по очереди.


Профессиограммы

Ландыш Офицер


  1. Для них характерны физическая выносливость, патриотизм, здравый смысл, качества лидера, базовые знания психологии, истории, экономики. Отличное знание своей службы- 5 баллов.

  2. Несколько раз за время службы меняет место жительства и работу. Трудоустройство определяется условиями контракта- 4 балла.

  3. Зарплата определяется званием, должностью, выслугой лет- 3 балла.

  4. Может работать в экстремальных ситуациях. Занимается подготовкой молодых солдат, анализирует военные акции, разрабатывает военные планы, документы, организует военную службу и быт солдат- 2 балла.

  5. Олег Газманов поет, что их сердце под прицелом, а карьера их начинается с военного училища – 1 балл.

Ситуация для офицера.

Почти 300 лет назад шведская армия вторглась в Россию. Русское войско выступило под командованием Петра I. Решающее сражение произошло под Полтавой. В ночь накануне битвы Петр не спал- одолевали заботы. Под утро вбежал граф Шереметьев и сказал, что на сторону шведов переметнулся унтер-офицер Семеновского полка. Петр задумался. Если перебежчик расскажет о русском лагере, то не миновать поражения. Особенно Петра беспокоил отряд новобранцев. Солдаты необстрелянные, могут сплоховать в бою. Шведы, узнав об этом, постараются направить удар по слабому месту. Что бы вы сделали на месте Петра?


(Ответ: изменить план сражения, переодеть новобранцев в форму другого полка, закаленного в боях, а их- в форму новобранцев).

Ведущий: Каждую профессиограмму будет сопровождать поэтическое вкрапление или цитата. Для офицеров это слова А. Суркова:

Только отважным героям

Радость победы дана.

Смелый к победе стремится,

Смелым- дорога вперед.

Смелого пуля боится,

Смелого штык не берет.


Подсолнух
Эколог

1. Этот специалист так формулирует современный способ использования живых ресурсов природы- брать в природе только проценты, основную часть оставлять нетронутой- 5 баллов.

2. Обладает способностью к убеждению, научной и гражданской смелостью, любит все живое, готов защищать природу, наблюдателен – 4 балла

3. Этот специалист констатирует:

Но жадность сжигает людей иных

Раньше, чем им довелось родиться.

И люди порою «братьев меньших»

Не бьют, а «гуманно» лишь грабят их,

Грабеж-это все-таки не убийство 3 балла.

4. Проводит качественные учеты, инструментальные измерения, собирает образцы растений, животных, почв для изучения и анализа, работает в заповедниках.-2 балла.


  1. Этот специалист знает, что в начале 90-х годов каждый день в мире погибало около 50 видов животных, смывалось 87 млн.грязи, засорялось 55 га леса и т.п.- 1 балл.

Ситуация для эколога.

Поясните с точки зрения эколога каждую строчку:

  • Эти, Байкал загубили которые.

  • Только в Байкале живут эпишура, тюлень…

  • Частично заповедником стало озеро,

  • Надо, чтоб его воду не целлюлозило.

(Ответ: Эти-люди, 2 строчка-эндемика,3 строчка на Байкале 8 заповедников и 3 национальных парка, 4 строчка- чтоб закрыли или перепрофилировали БЫБК.)


Ведущий: Еще Федор Тютчев отмечал, что Природа живая часть мироздания: Не то, что мните вы, природа:

Не слепок, не бездушный лик-

В ней есть душа, в ней есть свобода,

В ней есть любовь, в ней есть язык…


Ель Врач-психотерапевт

1. Эта профессия процветает во всем мире. Это врач, который должен найти причину душевного дискомфорта у больного.-5 баллов.

2. Должен уметь слушать других, иметь здравый смысл, аналитические способности, логическое мышление, сочувствие людям. – 4 балла.

3. Цена одного часа консультации у этого специалиста стоит до 200р. Во многих странах он- друг и советчик у 50-80% населения.-3 балла.

4. Не жалейте денег на здоровье!

В жизни это главное условие.

Почему? Да просто потому,

Что без душевного здоровья

Деньги нам уж ни к чему!

Он изучает причины душевных расстройств 2 балла.

5. Психотерапия существует с незапамятных времен. В ХIХ в. прославил ее врач Зигмунд Фрейд.-1 балл.

Ситуация для психотерапевта.

Больница, которая специализируется на пересадке донорского сердца. Поступает донорское сердце. Пересадка нужна двум больным- это пожилой профессор, страдающий головными болями, так как без сна и отдыха занимался разработкой вакцины против рака; 16-летняя беременная девушка, сирота. У обоих ситуация критическая, жить обоим не больше месяца. Кому отдать предпочтение при пересадке сердца?

( Ответ: В порядке очередности, то есть тому, кто поступил первым в больницу.)

Ведущий: Современные люди очень быстры на суд. Осуждают за то, что человек что-то не так сказал, повел себя не так, как ожидали, хотя еще Еврипид- древнегреческий поэт-драматург говорил:

Как будто суд

Глазам людей принадлежит, и смеем

Мы осудить, не распознав души,


Коль ничем человек нас не обидел.


Мать-и-мачеха Менеджер по рекламе


  1. Цель данного специалиста- продать товар или услугу. Эта работа привлекает молодежь.-5 баллов.

  2. Опытные специалисты утверждают, что в их работе 5% творчества и 95% потения. Малейшая ошибка в их работе чревата убытками для компании, а для них - потерей работы.-4 балла.

  3. Занимается оформлением логотипов, плакатов, работает на компьютере, ведет финансовые дела, изучает особенности продукта, услуги, способы распространения и потребления, представляет новые услуги.-3 балла.

  4. Доброжелателен, терпелив, общителен, инициативен, имеет творческий подход к делу.-2 балла.

  5. Посещает клиентов, разрабатывает рекламные проспекты, продвигает рекламные услуги.-1 балл.

Ситуация для менеджера по рекламе.

Вам необходимо дать рекламу нового товара, например, игрушки. Ваши шаги как менеджера по рекламе. Где разместить рекламу? В виде чего?

(Ответ: Учесть на какой возраст рассчитана игрушка. Можно увеличенные игрушки разместить возле тех мест, где более всего детей, в витринах, на телевидении перед детской передачей. В ответе возможны другие собственные варианты ).

Ведущий: В пяти магазинах по двести пальто-

Зеленые, красные, в клетку.

И как выбрать из тысячи то,

И сумку к нему и беретку?

И как магазину тебе доказать,

Что то- это то,

Что у них надо взять. Эдуард Успенский.

Мак Юрист


  1. Их иногда называют буквоедами и педантами, им приходиться интерпретировать конкретные статьи кодексов, законов, документов.-5 баллов.
  2. Умеют убеждать, ставить и решать проблемы, вести переговоры, имеют качества исследователя, навыки практической психологии, владеют техническими средствами.-4 балла.


  3. Прогнозируют последствия применения правовых норм, осуществляют подготовку контрактов, завещаний, судебных исков, общаются с клиентами.-3 балла.

  4. Как известно, правда ив огне не горит, и в воде не тонет. Специалисту проходится отставать истину, быть аккуратным, гибким.-2 балла.

  5. Сегодня все больше внимания уделяют вопросам правого регулирования бизнеса. Работают индивидуально или юридических фирмах.-1балл.

Ситуация для юриста.

В школе г. Энска ученик 6 «А» класса Сидоров Олег разбил стекло во время игры. Директор школы заставил родителей ученика вставить разбитое стекло, а кроме того, запретил ученику посещать спортивную секцию, что было записано в приказе по школе совместно с вынесенным выговором. Прав ли директор в своих действиях?

(Ответ: Не прав, достаточно было одного наказания. Согласно ст.50 Конституции РФ никто не может быть повторно осужден за одно и то же деяние).

Ведущий: Юрист призван помогать людям восстанавливать справедливость, ведь не все желают соблюдать законы, а древнегреческий философ Платон еще в IV веке до нашей эры говорил: «Людям необходимо установить законы и жить по законом; иначе они ничем не будут отличаться от самых диких зверей».


Подснежник Косметолог

  1. Этот специалист призван компенсировать недостатки природы. Подавляющее большинство клиентов-женщины.-5 баллов.

  2. Консультирует клиентов по вопросам питания, приводит процедуры, выписывает рецепты, изучает причины незначительных заболеваний.-4 балла.

  3. Имеет следующие умения и навыки: готовность служить клиенту, способность продвигать товары и услуги, опыт продажи различных кремов, масок и т.д.-3 балла.

  4. Они служат красоте:

Красота загадочней, ярче и шире,

Словно всюду от счастья висят ключи.-2 балла. Э.Асадов.

  1. Делают маски, маникюр, педикюр, ставят компрессы. Работают в парикмахерских, косметических салонах, гостиницах, ведут собственную практику.-1 балл.


Ситуация для косметолога.

К вам пришла пациентка, у которой сухой тип кожи лица. Она спрашивает: «Правильно ли я делаю маски: во вторник из желтка (1), в четверг- фруктово-дрожжевую (2), а в субботу -банановую маску (3). Что вы ответите?

(Ответ: Маски полезны и их, в принципе, можно делать ежедневно, но с учетом типа кожи. В данном случае для сухой кожи полезны маски 1 и 3, а вот маска 2 подходит для жирного типа кожи. Ее исключить).

Ведущий: Еще много веков назад римский поэт Публий Овидий подчеркивал:

Божий дар- красота;

И если прикинуть без лести,

То ведь придется признать:

Дар этот есть не у всех.

Нужен уход красоте,

Без него красота погибает,

Даже если лицом

Схожа с Венерой самой.

Роза Пилот

  1. Эти специалисты внешне выглядят всегда элегантно, имеют свою форму, им вверяют свою жизнь многие люди. - 5 баллов.

  2. Специальность требует отличного здоровья. Эти специалисты несут ответственность за изучение оптимального маршрута, за контроль всех приборов, за общение с диспетчерами и другими службами. - 4 балла.

  3. У работника должно быть острое зрение, хороший слух, развитая двигательная память, высокая работоспособность. - 3 балла.

  4. Должен осуществлять подготовку всей полетной документации, быть готов работать в экстремальных ситуациях, иметь чувство безопасности и сочувствие людям. - 2 балла.

  5. Они могут петь: Первым делом, первым делом самолеты,

Ну а девушки, а девушки потом. – 1 балл.

Ситуация для пилота.

Полет воздушного судна делится на несколько этапов: взлет, набор высоты, горизонтальный полет по маршруту, снижение и посадка. Два этапа требует от пилота переключения внимания с прибора на прибор 300 раз, являясь самыми напряженными. Как ты думаешь, какие и почему?


( Ответ: Взлет и посадка. Необходимо запустить все механизмы и учесть все земные факторы).

Ведущий: Асами пилоты становятся не сразу.

Летчик над тайгою точный курс найдет,

Выйдет в незнакомый мир, ступая по- хозяйски,

В общем-то, зеленый, молодой народ.

Учитель

Клен


  1. Специалист разрабатывает содержание занятия и создает творческую атмосферу на них, внедряет новые методы и средства получения знаний. – 5 баллов.

  2. Имеет качества исследователя, организационные способности, умение убеждать, социальную ответственность, здравый смысл, умение ладить с людьми и взрослыми, использовать современные технические средства обучения. – 4 балла.

  3. Специалист умеет ставить и решать проблемы, обладает знаниями по своему предмету. - 3 балла.

  4. Двадцать пар за указкой следят.

Куда ж это Волга впадает?

Что жители делают и что там растят,

Иван Иваныч всем объясняет. – 2 балла.

5. Дает адекватную оценку успехам учащихся, способствует развитию индивидуальных способностей, имеет педагогическое образование, работает в государственных и частных школах. - 1 балл.


Ситуация для учителя.

Перед 8 Марта учительница приходит на урок и чувствует, что дети готовятся ее поздравить: они суетятся, переглядываются, шепчутся. Что делать?

А) Спокойно подождать, пока дети вас поздравят, а затем начать урок.

Б) Сгладить неловкость и первой поздравить девочек с праздником.

В) Ободряющие сказать: «Я жду, торопитесь, а то мы никогда не начнем работать!»

(Ответ: Вариант б).

Ведущий: Быть учителем прекрасно, трудно, ответственно, волнительно и занимательно.

Пусть будет меньше праздников, чем буден,

Но тот, кто стал учителем, поймет,


Какое счастье – быть полезным людям,

Учить Его Величество- народ!

Герман Крупин.


Ромашка Бухгалтер


  1. Специалист определяет, на какие счета нужно отнести доходы, а на какие- расходы. Сегодня таких специалистов в России более 1.000.000 чел. – 5 баллов.

  2. Им должен быть каждый рубль, потраченный или заработанный компанией. Он должен уметь работать с цифрами и числами, в команде. - 4 балла.

  3. Специалист должен иметь аналитические способности, логическое мышление, аккуратность. Проявлять бережливость и неприятие коррупции. – 3 балла.

  4. Часть работы этого специалиста можно охарактеризовать поговорками: «Деньги счет любят», «Деньги счетом крепки». – 2 балла.

  5. Эта работа требует особой тщательности и ответственности. Главный итог работы специалиста- балансовый отчет, который ежеквартально представляется в налоговые органы. В России должность учреждена Петром I в 1700 г. – 1 балл.

Ситуация для бухгалтера.

Доход семьи состоит из зарплаты родителей – 6 тыс. рублей, пенсии бабушки- 1,5 тыс. рублей и стипендии дочки- 500 рублей. Расходы на питание составляют 3 тыс.рублей, на оплату жилья, света идет 800 р, на проезд за месяц- 600 р., на мед. Обслуживание-1000р. Дочке в этом месяце необходимо купить сапоги, а они стоят 2800руб. Будет ли в этом месяце бюджет семьи дефицитен, если сапоги купят?

(Ответ: Дефицитен на 200р., т.е на 2,5%).

Ведущий: Все мы знаем, что нас, людей, от животных отличает наличие сознания, а поэт Губерман даже высказался более конкретно:

Наша разность-

Не в мечтаниях бесплотных,

Не в культуре и не в туфлях на ногах,

Человека отличает от животных

Постоянный счет и забота о деньгах.


Рябина Экономист



  1. Этот специалист работает в различных фирмах и компаниях. Занимается предложением мер по выходу из кризисов, прогнозированием тенденций в национальной экономике - 5 баллов.

  2. Разрабатывает графики, схемы, таблицы, отражающие изменения в экономике. – 4 балла.

  3. Специалист должен быть аккуратным, обладать здравым смыслом, иметь логическое мышление, неприятие коррупции. – 3 балла.

  4. должен владеть техническими средствами, в первую очередь – компьютером, опыт подготовки докладов и публикаций, работы с числами, статистикой, должен уметь экономить средства организации, клиента. – 2 балла.

  5. Таких специалистов готовят плановые и финансово- экономические академии, экономические факультеты. – 1 балл.

Ситуация для экономиста.

Вы предложили директору фирмы взять в банке кредит в размере 5.000.000 руб. под 60% годовых на полгода, заверив, что после возращения кредита с процентами в фирме останутся деньги в сумме 1 850.000 руб. при размере прибыли – 7.000.000 руб. за эти полгода. Так ли это?

(Ответ: Нет, 30% составляют 1.500.000 руб. Вернуть надо будет 6.500.000 руб., значит, в фирме останется всего 500.000 руб.)

Ведущий: Еще А.с. Пушкин, характеризуя Евгения Онегина, подчеркивал значимость экономических знаний:

…читал Адама Смита

И был глубокий эконом,

То есть умел судить о том,

Как государство богатеет,

И чем живет и почему.

Не нужно золота ему,

Когда простой продукт имеет.

Кувшинка Оператор ЭВМ



  1. специалист работает в нормальных бытовых условиях, хорошо освещенных вентилируемых помещениях. Рабочее положение – сидя за пультом. Спецодежда – специальный халат. – 5 баллов.
  2. Специалист должен хорошо различать световые сигналы различного цвета, уметь переключать и распределять внимание, иметь оперативную память, точность и скорость движений, высокую работоспособность. – 4 балла.


  3. Мелькают цифры на экране.

Еще сто двадцать действий просчитать,

А глаза уже смотреть устали,

Хорошо бы встать да и уйти поспать. – 3 балла.

  1. Основными противопоказаниями для выбора этой специальности являются: сердечно- сосудистые заболевания, низкий уровень развития свойств внимания (концентрация, переключение и распределение) и недостаточный уровень самообладания 2 балла.

  2. специалист должен знать математику, физику, языки (русский и иностранный), устройство ЭВМ и правила пользования ею, условия безопасной работы. .- 1 балл.

Ситуация для оператора ЭВМ.

Автоматическое устройство имеет две кнопки А и Б и экран. При включении на экране загорается число 0. При нажатии на кнопку А число удваивается. При нажатии на кнопку Б число увеличивается на 1. Как надо нажать кнопки, чтобы на экране появилось число 5? (Ответ: 4 действия – Б, А, А, Б).

Ведущий: Я взвесил звук,

Измерил и расчислил,

В загадку слова хитростью проник.

И умное злодейство я замыслил-

Предать железу свой живой язык.

И обуян гордыней ненасытной,

И детективной суетой объят,

На перфокартах я дырявил биты,

Отдав машине речи суррогат.

А. Журавлев.


Картофель Налоговый инспектор

  1. К ним не испытывает теплых чувств большинство населения всех стран. Их основная обязанность – работа с декларациями. – 5 баллов.

  2. Традиционная карьера - от младшего инспектора до заместителя министра финансов. Такая успешная карьера гарантирует постоянство работы, зарплаты и пенсию – 4 балла.

  3. Для государства это одна из самых экономически выгодных профессий, т.к. способствует пополнению бюджета. - 3 балла.
  4. Специалист должен обладать здравым смыслом, неприятием коррупции и твердым характером, чувством справедливости. – 2 балла.


  5. Он инспектирует декларации о доходах, определят суммы налогов, осуществляет штрафные санкции. – 1 балл.

Ситуация для налогового инспектора.

НДС (налог на добавленную стоимость) взимается с добавленной стоимости. Коммерсант закупил товар, затраты на который составили 30 тыс. рублей. Продал этот товар за 70 тыс. рублей. Какой размер налога в денежном выражении вы должны требовать с коммерсанта при НДС - 20%

(Ответ: НДС с 40 тыс. руб. – 8 тыс. руб.)

Ведущий: «Отец экономики» Адам Смит: «Для того, чтобы поднять государство с самой низкой ступени варварства до высшей ступени благосостояния, нужны лишь мир, легкие налоги и терпимость в управлении; все остальное сделает естественный ход вещей».


Пион Плотник

  1. Когда-то они гвоздями не пользовались, а ценили топор, говоря: «Топор- всему делу голова». Эта профессия распространена и всегда нужная. - 5 баллов.

  2. Этот специалист на строительстве объекта занят о начала и до конца строительства. Он одевает здание в леса, вставляет окна, двери. – 4 балла.

  3. Хорошо разбирается в древесине. Обладает художественными способностями, точностью и физической выносливостью. - 3 балла.

  4. В работе ему помогают различные инструменты: рулетка, угольник, пила, шершебель, отвес, ножовка. Свой глазомер этот специалист оценивает так:»Мой глаз – ватерпас». – 2 балла.

  5. Эти специалисты всегда ценились в деревне, они строили дома, используя до 50 способов соединения бревен без гвоздей. – 1 балл.

Ситуация для плотника.

Вас попросили построить дом для семьи, которая рассчитывает, что в нем будут жить и внуки, и правнуки. Предложили на выбор бревна березовые, лиственничные и сосновые. Из каких бревен вы будете строить дом и почему? Какие вопросы зададите хозяевам относительно данной постройки?


(Ответ: строить из лиственницы, т.к. она пропитана смолами и долговечна, не гниет. Дом может простоять до 200 лет. Вопросы о площади, высоте, размещении комнат, окон, украшениях и т.п.)

Ведущий: Звонко стучат топоры.

Возносятся стены послевоенной поры.

Работа кипит. Только держись!

Это в село возвращается жизнь…

Малина Журналист


  1. Этот специалист посещает места, где происходят интересные важные события, анализирует их, дает оценку ситуациями. – 5 баллов.

  2. Способен оригинально мыслить, глубоко понимать происходящее, должен быть объективным. Должен уметь писать тексты, сценарии, делать видео- и фотосъемки. – 4 балла.

  3. Участвует в пресс-конференциях, в различного рода демонстрациях, судебных заседаниях, военных операциях, встречах акционеров и т.п. – 3 балла.

  4. Сотрудничает с местной администрацией, милицией. Службой скорой помощи, больницами и т.п. – 2 балла.

  5. Местом его работы могут быть телевидение, радио, газета, журнал, любое периодическое издание, издательство, отдел по связям с общественностью фирм и компаний. – 1 балла.

Ситуация для журналиста.

Главный редактор пригласил Вас к себе и, передав факты о злоупотреблении властью на заводе его директором, попросил написать об этом в сатирической форме. На следующий день вы принесли: а) очерк, б) репортаж, в) памфлет, г) шарж, д) статью, е) открытое письмо.

(Ответ: в) памфлет).

Ведущий: Газетная заметка 10 строк.

Раскрыт секрет еще одной частицы.

Предвидел ли могущественный Бог,

Что этакий с ней казус приключится?

Жила себе незрима и вольна,

Носилась безымянная по свету…

И вот в газете поименована она-

И таинства волнующего нету…

(Когда все участники «выберут» себе профессии, то они получат карточки с ситуациями. Здесь ответ оценивается по трехбалльной системе.)


Ведущий: У вас росли года,

Исполнилось семнадцать.

Встает вопрос: что делать?

Чем в жизни заниматься?

Чтобы найти решение на пять,

О профессиях побольше надо знать.


Итак, ребята, подведем итоги. У каждого из вас была возможность набрать как можно больше баллов. (Церемония поздравления и вручения призов.)

В заключение же хочу сказать, что каждый из вас в течение жизни выполняет пять главных ролей: гражданина, семьянина, потребителя, собственника и труженика. Каждый из вас согласно статье 23 Всеобщий Декларации прав человека имеет право на труд, свободный выбор работы. Я от всего сердца желаю вам сделать правильный выбор, чтобы будущая трудовая деятельность приносила вам радость и удовлетворение ежедневно.