litceysel.ru
добавить свой файл
1
КЛАССНЫЙ ЧАС №2 (ДЛЯ СТАРШЕКЛАССНИКОВ) «ТОЛЕРАНТНОСТЬ»



I. Вступительная беседа

Преподаватель: Выпускник школы. Каким он должен быть, чтобы максимально быстро адаптироваться к тем условиям, в которые попадет после окончания школы. Адаптация человека к новым условиям как в жизни, так и в профессиональной деятельности возможна лишь при наличии сформировавшихся профессиональных и социальных умений и качеств личности. Одним из таких качеств является толерантность.

В жизни человек общается с представителями различных национальностей, культур, миров, конфессий, социальных слоев, поэтому важно научиться уважать культурные ценности как своего народа, так и представителей другой культуры, религии, научиться находить точки соприкосновения. Кроме того, толерантность как качество личности считается необходимым для успешной адаптации к новым неожиданным условиям. Люди, не обладающие толерантностью, проявляя катего­ричность, оказываются неспособными к изменениям, которых требует от нас жизнь.

Толерантность является сравнительно поздним порождением культуры, а, следовательно, и поздним порождением психики человека, поскольку условия со­циальной действительности в гораздо большей степени способствуют фор­мированию «интолерантности» - явлению, противоположному по своему содержа­нию толерантности. Осознание актуальности толерантности отдельным индивидом предполагает его длительную духовную работу над собой.

Предлагаю всем сосредоточиться на следующих вопросах:

- Вспомните, как вы в детстве переживали обиды?

- Из-за чего вы огорчались?

- Кто проявлял к вам жалость и сострадание в трудную минуту?

- Что такое терпение?

- Что такое толерантность?

- В чем их схожесть?

- Как вы понимаете выражение «толерантность в общении»?

- Все ли терпимо?

- Где границы терпимости?

- «Понимание и принятие себя» - как вы понимаете данное выражение?


Итак, мы видим, что термин «толерантность» объемен и многогранен.

1-й ученик: В «Декларации принципов толерантности» ЮНЕСКО мы найдем следующие формулировки: «Толерантность означает уважение, принятие и пони­мание многообразия культур нашего мира, форм самовыражения и способов прояв­лений человеческой индивидуальности»; «Толерантности способствуют знания, от­крытость, свобода мысли, совести и убеждений»; «Толерантность – не терпимое отношение к несправедливости (в смысле внутреннего сопротивления), не отказ от своих убеждений или уступка чужим, не снисхождение или потворство, а активное отношение, признание и уважение прав и свобод человека. Взгляды одного челове­ка не могут быть навязаны другим: свобода придерживаться своих убеждений и предоставление этого права другим, отказ от догм и абсолютных истин, признание различий людей по внешнему виду, социальному положению, речи, поведению, ценностям и права жить в мире, сохраняя свою индивидуальность, - вот принципы толерантности. В результате расширяются возможности для достижения согласия между людьми за счет обогащения собственного опыта и вариативности ком­муникации с другими, отличными от нас».

2-й ученик: Толерантность - это реализуемая готовность к осознанным лич­ностным действиям, направленным на достижение гуманистических отношений между людьми и группами людей, имеющими различные мировоззрения, ценно­стные ориентации, стереотипы поведения.

3-й ученик: В настоящем и будущем человеческий род делится и будет делиться на общества, которые мы называем государствами и которые разделены строго определенными границами и режимами, часто противостоящими друг другу. Если не все государства многонациональны, то все они поликультурны. Всякий раз, когда образуется государство, мы можем быть уверены, что различия себя уже обнаружили и вскоре заявят о себе во весь голос.

Ни одно общество, о чем убедительно свидетельствует история и те события, которые происходят в наши дни, не может пока гордиться тем, что оно толерантно. Сегодня, в начале XXI века, приходится признать, что прогресс, достигнутый человечеством в различных областях, не привел к взаимопониманию между людьми. По-прежнему сильно стремление к единообразию, к абсолютному господству, к уничтожению независимости, индивидуальности. Оно проявляется не только на уровне внешней и внутренней политики государств, хотя именно в этой области его разрушительные последствия наиболее зримы, но и в повседневном межличностном общении.


4-йученик: Ни одно общество не обладает иммунитетом против интолерантности, даже если в законах и конституции страны закреплены принципы мультикультурности и свободы убеждений и их выражения, а также подтверждена приверженность этим ценностям как образу жизни. И если в такой стране не зафиксирова­ны случаи насилия на почве нетерпимости в таком же масштабе, как в странах, где массовое уничтожение, зверские убийства и многочисленные потоки беженцев, к сожалению, стали фактом повседневной жизни, все же и там нередко поощряют или по крайней мере терпят менее заметные проявления нетерпимости и другие формы дискриминации, не привлекающие особого внимания средств массовой информации, но остающиеся весьма реальными для страдающих от них людей.

5-й
ученик: Особенно сильное воздействие на человеческое сознание оказы­вают различные формы конфронтации на этнической почве, которая зачастую реа­лизуется непосредственно через средства массовой информации и которая при­обретает наиболее драматический характер, когда физическому насилию подверга­ется большое количество людей. Хотя насилие по этническому признаку старо, как мир, совершенно очевидно, что это не единственная причина для насилия, имею­щая место в наши дни.

Другие, не менее старые и не менее болезненные причины насилия и жестокого обращения, основанные на половых, религиозных, сексуаль­ных и возрастных различиях, а также наличии физических недостатков и недееспо­собности, все еще присутствуют в нашей среде и все еще достаточно устойчивы. В данном случае интолерантность выражается в насильственных действиях на ста­дионах во время футбольных матчей или других спортивных соревнований.

Преподаватель: Из этого можно сделать вывод, что ситуация в целом тако­ва: толерантность превратилась в ключевую проблему для всего мира; не менее остра эта проблема и в странах, считающихся стабильными и свободными, при­знающих толерантность как существенную составляющую свободного общества и стабильного государственного устройства. Перед тем как повсеместно распростра­нять толерантность, нужно выработать четкое понятие толерантности.


Толерантность - не пассивное, неестественное покорение мнению, взглядам и действиям других, не покорное терпение, а активная нравственная позиция и психологическая готовность к терпимости во имя позитивного взаимодействия между этносами, социальными группами, во имя позитивного взаимодействия с людьми иной культурной, национальной, религиозной или социальной среды.


II
. Игра «Дополни»: «Быть толерантным - это значит...» (все ответы записы­ваются на доске).

Преподаватель: Мы видим, что есть два пути развития личности - то­лерантный и интолерантный. Интолерантный путь характеризуется представлением о собственной исключительности, низким уровнем воспитанности, преобладанием чувства дискомфортности существования в окружающей действительности, жела­нием власти, материального достатка любой ценой, непринятием противополож­ных взглядов, традиций и обычаев, низким уровнем эмпатии.

Другой путь - это путь человека, хорошо знающего себя, комфортно чувст­вующего себя в окружающей среде, понимающего других людей и готового всегда прийти на помощь, человека с доброжелательным отношением к иным культурам, взглядам, традициям, с высоким уровнем эмпатии.


III. Работа по группам. Необходимо продумать, изобразить и объяснить эмбле­му толерантности (работают 3-4 группы).


IV. Защита своей эмблемы.

V. Составление рекомендаций по формированию толерантности (преподаватель предлагает несколько советов, остальное учащиеся формулируют сами).


  • Помните, что самые главные вопросы задаются не людям, а самому себе, но ответы на них следует искать вместе. Познание себя, управление собой должно стать постоянной заботой каждого молодого человека. Особого внимания требует умение управлять своим эмоциональным состоянием.
  • Учитесь путем тренировок отстраняться от своего привычного взгляда и смотреть на проблему и людей беспристрастно, вырабатывайте психоло­гический взгляд стороннего наблюдателя.


  • Становясь старше, все больше внимания обращайте на появление и пре­одоление своих возрастных и профессиональных стереотипов. Изменение взглядов, мыслей и поведения требует многих усилий, большой внутрен­ней работы и активности.

  • Помните, если другие не разделяют ваших точек зрения, это не показатель их несостоятельности.

  • Относитесь с иронией к значимости своей персоны, чаще улыбайтесь.

  • Не страдайте оттого, что не все упорядочено, строго, правильно в окру­жающей действительности и людях, принимайте окружающий мир таким, какой он есть, ведь для нас этот мир - единственный.

  • Взаимоотношения с единомышленниками и оппонентами стимулируют когнитивные и творческие процессы, больше общайтесь с разными людьми.

  • Будьте реалистами, не ждите легкости в процессе позитивного самоизме­нения, а главное, не ожидайте изменения окружающих людей, но при обнаружении изменений искренне порадуйтесь.

  • Если вы заинтересованы в продуктивном общении с людьми, обращайтесь к тому позитивному, что в них есть, поворачивайте людей к себе хорошей стороной. Никогда не критикуйте личность, а давайте оценку только нега­тивному поступку (не «ты плохой», а «ты плохо поступил»).

  • Будьте терпимы к человеческим недостаткам и слабостям. В любой кон­фликтной ситуации учитесь находить и предлагать оптимальное решение. Умейте признавать свою неправоту и при необходимости - извиняться.

  • Делайте выбор самостоятельно, помня, что никто не может нам навязать толерантные отношения, и если вы считаете их малоэффективными и пси­хологически не готовы их принять, это ваше право.

  • Развивайте наблюдательность, воображение, учитесь понимать эмоцио­нальное состояние другого, верно истолковывать его поведение.



Заключительное слово преподавателя:

Молитва о встрече

Я пришел в этот мир

не для того, чтобы оправдывать твои надежды,


не для того, чтобы отвечать твоим интересам,

не для того, чтобы соответствовать твоим ожиданиям.

И ты пришел в это мир

не для того, чтобы соответствовать моим ожиданиям,

не для того, чтобы отвечать моим интересам,

не для того, чтобы оправдывать мои надежды.

Потому что я - это я, а ты - это ты.

Но если мы встретились и поняли друг друга - то это прекрасно!

А если нет - ну что ж, ничего не поделаешь.