litceysel.ru
добавить свой файл
1 2 ... 5 6


Проект

Приложение

к решению Совета депутатов

города Новосибирска

от _____________ № _______


Приложение 13

к стратегическому плану устойчивого развития

города Новосибирска


КОМПЛЕКСНАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА

«Воспитание креативной молодежи, формирование социальных лифтов
и подготовка кадров для инновационной экономики
города Новосибирска до 2020 года»


Паспорт

комплексной целевой программы

«Воспитание креативной молодежи, формирование социальных лифтов

и подготовка кадров для инновационной экономики
города Новосибирска до 2020 года»

Наименование

Программы

Комплексная целевая программа «Воспитание креативной молодежи, формирование социальных лифтов и подготовка кадров для инновационной экономики города Новосибирска»

Основание для разработки Программы

Стратегический план устойчивого развития города Новосибирска, принятый решением городского Совета Новосибирска от 28.03.2005 № 575.

Рекомендации экспертной сессии по подготовке кадров для инновационной экономики города, проведенной 05.07.2011 мэром города Новосибирска.

Распоряжение мэрии города Новосибирска от 07.11.2011 № 1452-р «О создании рабочей группы по разработке комплексной целевой программы «Воспитание креативной молодежи, формирование социальных лифтов и подготовка кадров для инновационной экономики города Новосибирска».

Рекомендации совместного заседания президиума мэрии и Общественного совета по стратегическим проблемам устойчивого развития города Новосибирска от 14.12.2011.

Заказчик Программы


Мэрия города Новосибирска, Совет депутатов города Новосибирска.

Разработчи­ки проекта Программы


Разработчи­ки проекта Программы

Группа экспертов в составе:

Научный руководитель группы – Диканский Н.С., академик, д.ф.-м.н., профессор, зам. председателя СО РАН по инновационной деятельности и развитию научно-образовательного комплекса.


Ответственный руководитель от мэрии – Знатков В.М., к.э.н., первый заместитель мэра города Новосибирска.

Члены группы и участвующие в разработке эксперты:

Аниканова Н.В., директор ООО «Центр образовательных проектов Сигма»;

Гольцер С.В., канд. филол. наук, доцент, научн. руководитель ЦРО «Умка»;

Гугучкин В.И., к.т.н., доцент, генеральный директор ЗАО «Экран – оптические системы»;

Дубынин А.В., директор МБОО «Сибирский экологический центр»

Казак А.П., генеральный директор ОАО «НПП Восток»;

Кричевский А.И. – действ. член МАИБ, к.т.н., профессор НГУЭУ;

Кузьмин М.Г., заслуженный машиностроитель РФ, к.т.н., генеральный директор ОАО «Сибэлектротерм»;

Кулаев А.П. – к.э.н., начальник планово-экономического управления мэрии;

Курчеев В.С. – действ. член МАИБ, д.ю.н., профессор, декан юридического факультета НГУ;

Ляхов Н.З., академик, д.х.н, профессор, главный ученый секретарь СО РАН, депутат Совета депутатов города Новосибирска;

Осьмук Л.А., действ. член МАИБ, докт. соц. наук, профессор, зав. кафедрой социальной работы и социальной антропологии НГТУ;

Рогожникова И.И., зам. начальника Главного управления образования мэрии города Новосибирска;

Пустовой Н.В., заслуженный деятель науки РФ, академик МАН ВШ, д.т.н., профессор, председатель Совета ректоров НСО, ректор НГТУ;


Руди В.А., действ. член МАИБ, к.э.н., председатель Совета директоров ОАО «Новосибирский Оловокомбинат»;

Саратовкин В.Д., действ. член МАИБ, к.т.н., президент кадрового центра «Суперкадры»;

Селезнев В.А., д.ф.-м.н., профессор, зав. кафедрой высшей математики НГТУ;

Серьезнов А.Н., д.т.н., профессор, научн. руководитель ФГУП «СибНИА им. С. А. Чаплыгина»;

Скосырский В.А., советник мэра города Новосибирска;

Старцев Г.А., заслуженный учитель РФ, канд. пед. наук, руководитель «Информационного центра по атомной энергии в г. Новосибирске»;

Степанов С.А., руководитель Тьюторского центра «Свой путь»;

Теребило Г.И., к.т.н., профессор, директор Института рекламы и связи с общественностью НГПУ;

Толоконская Н.П., заслуженный врач РФ, академик РАЕН, д.м.н., профессор НГМУ, президент РОО «Институт человека»;

Чепель Т.Л, действ. член МАИБ, канд, психолог. наук, профессор, директор ГБОУ НСО «Областной центр диагностики и консультирования»;

Чистяков В.М., действ. член МАИБ, к.т.н., доцент, зам. начальника управления по организационному обеспечению деятельности мэра, председатель Новосибирского отделения МАИБ;

Шихваргер Г.А., зам. директора МКОУДОД «Городской центр физической культуры и спорта «Виктория»;

Штатнов Ю.Ю., начальник управления перспективного развития Новосибирской городской торгово-промышленной палаты

Яненко А.П., заслуженный работник высшей школы РФ, академик МАН ВШ, д.т.н., профессор, президент НГАСУ, в 1988–2007 гг. ректор этого университета, 1989–1991 гг. – народный депутат Верховного Совета СССР.


Цель Программы

Подготовка кадров для прорывных направлений развития науки, технологий и инновационной экономики города Новосибирска


Задачи Программы


Задачи Программы

1. Выращивание креативных поколений молодежи, мотивированных на творчество в научно-технической сфере.

2. Формирование в городе воспитательной, научно-образовательной и производственной среды, стимулирующей проявление и развитие способностей и талантов детей и молодежи на каждом этапе жизненного цикла роста человеческого потенциала новых поколений, начиная с самого раннего.

3. Улучшение профессиональной подготовки кадров для прорывных направлений науки и технологий.

4. Создание условий для капитализации человеческого потенциала Новосибирска в сфере наукоемкого производства в городе.

Сроки реализации Программы

2012 – 2020 годы

Блоки основных мероприятий подпрограмм


Блоки основных мероприятий подпрограмм


Блоки основных мероприятий подпрограмм

1. Воспитание креативности дошкольников

1.1. Расширение консультационной помощи семьям в воспитании креатив­ности детей. Организация в районах города консультационных пунктов (школ родительства) по воспитанию в семьях креативности у детей ран­него возраста. Издание методических пособий развитию креативности у де­тей от года до 7 лет. Организация тренингов для молодых семей по воспита­нию креативности. Создание сети семейных центров игровой педагогики.

1.2. Улучшение условий для развития творческих способостей детей в до­школьных учреждениях (ДОУ) города. Анализ и оценка педагогической практики раннего развития детей в ДОУ города. Поддержка ДОУ города, внедряющих проектно-исследовательские методы воспитания дошколь­ников. Организация и стимулирование прихода в муниципальные ДОУ квалифицированных воспитателей. Обеспечение ДОУ современными методиками развития креативности дошкольников.


1.3. Повышение квалификации педагогов по воспитанию креативности у дошкольников. Создание городской сети развивающих практик в муници­пальных и частных ДОУ. Повышение квалификации воспитателей, же­лающих работать инновационно. Организация мастер-классов педагогов-новаторов с освещением СМИ. Подготовка методистов по воспитанию креативных дошкольников.

2. Развитие креативности и интереса к исследовательской деятель­ности и техническому творчеству учеников средней школы

2.1. Развитие креативности младших школьников. Освоение ФГОС начального общего образования. Создание в начальных классах креативной среды, ориентирующей учащихся на формирование мотивации к саморазви­тию, творчеству и сотрудничеству. Воспитание у детей вопросительности и стремлений размышлять над вопросами научной картины мира. Обучение умениям строить элементарные теоретические модели и ставить простые эксперименты. Разработка и внедрение в начальных классах внеурочных курсов по проектной деятельности. Введение позитивной сертификации младших школьников и формирование к окончанию начальной школы их динамического портфолио.

2.2. Создание образовательного комплекса «Школа Сколково в Новоси­бирске». Разработка рабочего проекта и программы развития го комплекса «Школа Сколково в Новосибирске». Подготовка технического задания, разработка проекта и строительство зданий Школы Сколково. Создание программ и продуктов лаборатории цифровой среды для сопровождения образовательной IT среды Школы Сколково. Создание практико-ориентированной программы для обучения родителей (Академия родите­лей). Создание программ подготовки инновационных педагогических кад­ров для работы и тиражирования модели инновационной школы. Разработка и реализация детско-взрослых инновационных проектов по тематике города Новосибирска. Организация распространения опыта сколковской школы в образовательных учреждениях города.

2.3. Развитие у школьников интереса к научно-техническому творчеству. Создание в городе политехнического музея. Расширение сети естественно-научных кружков, домов детско-молодежного творчества и клубов юных техников. Выпуск пилотных партий комбинированных столов для техни­ческого творчества (конструкции доцента НГТУ Смагина). Создание Интернет-портала научного и технического творчества, формирование системы сюжетов «Умелые руки» на сайтах в школьной интернет-сети мэрии. Создание местного телевизионного канала для юных техников.


2.4. Внедрение в учебно-воспитательный процесс гимназий, лицеев и школ города информационно-коммуникативных и космических образовательных технологий. Внедрение в учебный процесс образовательных учреждениий города Новосибирска программно-технического комплекса «Космос-М2». Активизация учебной деятельности школьников в образовательном процессе посредством применения информационно-коммуникационных технологий. Внедрение в учебный процесс разработанных М.А. Шахра­маньяном мультимедийных учебно-методических комплексов. Включение в региональный компонент учебного плана средних школ Новосибирска изучение астрономии и астрофизики. Организация астрономических, астрофизических, метеорологических и других исследований на базе Новосибирского астрофизического центра. Организация включенности основного и дополнительного образования в Международные турниры Юных физиков, Юных математиков, Юных биологов, Юных химиков.

2.5. Введение в практику гимназий, лицеев и школ города индивидуальных образовательных маршрутов и планов с разработкой исследовательских и технических проектов. Расширение практики организации в городских образовательных учреждениях профильного обучения на основе инди­видуального учебного плана. Формирование городского темника реаль­ных исследовательских, проектно-конструкторских и технологических задач для старших классов. Разработка старшими школьниками практико-ориентированных проектов по актуальным проблемам городского хозяйства и отраслей экономики города. Организация городских олимпиад, научно-практических конференций и конкурсов научно-инновационных проектов для старшеклассников. Участие старших школьников в Международном инновационном форуме «Интерра» с своими исследованиями, разработками и проектами.

3. Подготовка молодых высокопрофессиональных кадров для прорывных направлений инновационной экономики

3.1. Совершенствование систем набора в НГУ и научно-технические вузы Новосибирска качественного контингента абитуриентов. Увеличение численности учащихся Специализированного учебно-научного центра (СУНЦ) физико-математического и химико-биологического профиля НГУ. Интенсификация процессов обучения в Высшем колледже ин­форматики (ВКИ) НГУ (создание интерната по типу СУНЦ). Форми­рование при кафедрах университетов города площадок по работе со школьниками по системе «Наставники», предусматривающую профес­сиональное ориенирование школьника, его подготовку к обучению в техническом университете и сопровождение в вузе до магистратуры, аспирантуры или конкретного производства. Организация на базе ведущих научно-технических вузов города вузовско-школьного центра решения исследовательских задач.


3.2. Обеспечение роста в основных вузах Новосибирска потенциала и эф­фективности научно-образовательной деятельности в прорывных нап­равлениях инновационной экономики. Создание в НГУ технологического института и института информатики. Создание в НГУ и научно-техниче­ских вузах города преинкубаторов для младших курсов. Создание в НГУ с участием СО РАН академического факультета магистратуры, аспирантуры и докторантуры. Привлечение для чтения инженерных курсов преподавате­лей из российских и зарубежных университетов и компаний. Создание межвузовской сетевой площадки инженерного образования в городе. Создание межвузовского центра студенческих исследований и разработок.

3.3. Создание механизмов интеграции системы высшего профессионального образования и инновационной экономики. Приглашение для руководства деканатами факультетов и кафедрами вузов действующих руководителей и ведущих специаистов инновационных предприятий. Создание на площадках предприятий рабочих групп от кафедр вузов и промышленных предпритий для совместной разработки и реализации профильных инновационных проектов для нужд производства. Поддержка создания высокотехнологичных компаний на базе разработок в прорывных направлениях НГУ и основных научно-технических вузов города.

3.4. Развитие материальной базы системы высшего профессионального образования города. Строительство и оснащение оборудованием институтов, учебных корпусов СУНЦ и ВКИ НГУ, общежитий. Строи­тельство и оснащение учебно-лабораторных корпусов научно-технических вузов. Строительство в Новосибирске на левом берегу Оби у дамбы Октябрьского моста межвузовского кампуса.

4. Оптимизация использования человеческого потенциала города для прорывных научно-технических достижений и его капитализация в наукоемком производстве Новосибирска

4.1. Создание и развитие Сибирского центра образования, науки и высоких технологий. Проектирование и построение по модели «Тройная спираль» системы управления взаимодействием и сотрудничеством научно-образовательной сферы, промышленного производства (бизнеса) и власти. Формирование структуры инновационных кластеров прорыв­ного характера. Организация маркетинговых исследований инновацион­ной продукции и услуг в прорывных направлениях. Построение зако­нодательной базы и организационно-финансовых механизмов прорыв­ных разработок, прототипирования, подготовки производства и выпуска инновационных продуктов и услуг. Организация защиты интеллектуаль­ной собственности Сибирского центра.


4.2. Подготовка кадров в процессе организации производства прорывных инновационных продуктов на крупных предприятиях Новосибирска. Отработка механизмов подготовки производства новой продукции сов­местно с разработчиками и инженерно-технологической командой пред­приятия. Коучинг формирования эффективной команды для запуска и организации инновационного производства на предприятии.

4.3. Дальнейшее развитие малого научно-технологического предприни­мательства молодежи в Новосибирске. Совершенствование механизмов кадровой поддержки малых и средних инновационных предприятий. Использование коучинга для развития персонала малого научно-техни­ческого бизнеса. Продолжение практики формирования и поддержки малых предприятий на базе кафедр вузов и отделов научно-исследователь­ских институтов. Развитие инновационной инфраструктуры молодежного научно-технического предпринимательства (бизнес-инкубаторов, фаблабов, центров колективного пользования, инжиниринговых структур и др.). Использование коучинга для развития персонала молодежных малых предприятий научно-технического бизнеса

4.4. Организация деятельности профессиональных сообществ по научно-техническим направлениям. Формирование отраслевых и межотраслевых профессиональных сообществ с участием молодежи. Организация взаи­модействия в профессиональных сообществах по решению проблем производства инноваций.


Исполнители подпрограмм и основных мероприятий

Департамент образования, культуры, спорта и молодежной политики мэрии города Новосибирска;

Департамент промышленности, инноваций и предпринимательства мэрии города Новосибирска.

Департамент по социальной политике мэрии города Новосибирска.

Департамент связи и информатизации мэрии города Новосибирска

Департамент экономики, стратегического планирования и инвестиционной политики мэрии города Новосибирска.


Департамент строительства и архитектуры мэрии города Новосибирска;

Департамент транспорта и дорожно-благоустроительного комплекса мэрии города Новосибирска;

Департамент земельных и имущественных отношений мэрии города Новосибирска.

Департамент финансов и налоговой политики мэрии г. Новосибирска.

Департамент информационной политики мэрии города Новосибирска.

Департамент организационно-контрольной работы мэрии города Новосибирска.

Администрации районов города Новосибирска

Сибирское отделение Российской академии наук (по согласованию).

Сибирские отделения Российской академии медицинских наук и Российской академии сельскохозяйственных наук (по согласованию)

Вузы города (по согласованию)

Совет ректоров Новосибирска (по согласованию).

Организации и предприятия города Новосибирска (по согласованию).

Новосибирская городская торгово-промышленная палата (по согласованию).

Межрегиональная ассоциация руководителей предприятий (по согласованию).

Новосибирские государственные университеты, академии (по согласованию).

Муниципальные образовательные учреждения: гимназии, лицеи, средние школы, детские сады

Образовательные учреждения дополнительного образования детей


Потреб­ность в финансовых ресурсах

Потребный объём финансирования программы из бюджета города (в ценах 2012 года) составляет млн руб., в том числе по периодам: до 2015 года млн руб.; в период 2016 – 2020 млн. руб.

Соответственно объем привлеченных средств ………..млн рублей, и по периодам: до 2015 года млн руб.; в период 2016 – 2020 млн. руб.

Ожидаемые результаты реализации Программы

Создание в городе центров генерации креативной молодежи, в т.ч.:


- Сибирского центра науки, образования и высоких технологий;

- Образовательного комплекса на Ключ-Камышенском плато в составе
Детско-юношеского Астрофизического центра, Политехнического
музея, Школы Сколково в Новосибирске;

- Сети клубов юных техников, центров молодежного технического твор­
чества, естественно-научных кружков школьников;

- сети образовательных организаций развивающнго обучения, включая
организации дополнительного образования..

Формирование контингента потенциальных кадров для прорывных нап­равлений развития науки, технологий и инновационной экономики города.

Мобилизация человеческого капитала для наукоемкого экономического развития города и региона.

Создание социальных лифтов для новых поколений новосибирцев, в т.ч.:

- развивающее обучение и воспитание дошкольников и младших школь­
ников, обеспечивающее им в будущем жизненные успехи;

- освоение школьниками глубоких обширных знаний, умений и навыков,
позволяющее им формировать свои компетентности в любой пред­
метной области;

- обретение школьниками технологической компетентности – умений и

навыков мастерить, моделировать, творчески решать разнообразные
технические задачи, существенно повышающее их человеческий
потенциал;

- воспитание у школьников готовности к жизненному, личностному и
профессиональному самоопределению, уменьшающей вероятность
ошибки в выборе места в жизни;

- получение в НГУ, НГТУ и технических вузах востребованных работода
телями фундаментальных общенаучных и профессиональных систем
ных знаний, исследовательских, проектных и управленческих навыков;

- получение магистрантами и аспирантами квалификации, обеспечиваю
щей карьерный рост в области фундаментальной науки, прикладных ис

следований, проектной инженерии и/или инновационном наукоемком

производстве.

Создание кадрового резерва мэрии города Новосибирска и правительства Новосибирской области.

Повышение привлекательности инвестиционного климата в городе для отечественного и зарубежного бизнеса.


Контроль исполнения Программы

Контроль исполнения Программы осуществляют:

мэрия города Новосибирска;

Совет депутатов города Новосибирска;

Совет ректоров вузов Новосибирской области;

Президиум СО РАН,

Совет по подготовке кадров для прорывных направлений развития науки, технологий и инновационной экономики города Новосибирска



следующая страница >>