litceysel.ru
добавить свой файл
1 2 3




Всероссийский конкурс творческих работ старшеклассников

«Идеи Д.С. Лихачева и современность»


Конкурсное сочинение

ученицы 11 класса

ГБОУ СОШ №918 г. Москвы

Новиковой Лилии Андреевны




Педагог-наставник:

Куртлацкова Оксана Николаевна,

Учитель русского языка и литературы ГБОУ СОШ №918



г. Москва

2012




Культура и свобода.


«Высокие достижения культуры

возможны, прежде всего, в обществе,

где ничто не мешает развитию

свободных и талантливых личностей»


Лихачев Д.С.


Содержание



  1. Введение. Культура и общество в масштабе Д.С. Лихачева.

  2. Талант в цепях. Литература, как составляющая культуры, и цензура.

2.1. Народ без слова. Цензура, история вопроса.

2.2. Власть и цензура.

2.3. Цензура и «судьба человека». Цена слова.

III. Свободное слово! Свободное слово?

3.1. Цензура нового времени – цензура денег?

3.2. Свобода сегодня – свобода ли? Общество в сети.

IV. Заключение. Тоска по цензуре. «Надрыв и смута наших дней» (М. Волошин)

VI. Библиография.

VII. Автобиография.



  1. Введение. Культура и общество в масштабе Д.С.Лихачева.


Что есть Культура?

Двигатель прогресса,

Основа жизни,

Синтез Красоты,

Противовес агрессии и стресса,

Зерно Прекрасного на Ниве Доброты.<...>

Путь Созидания Гармонии и Духа,

Таланта, закаленного в Огне,

Служения Искусству и Науке,

Полезность людям, обществу, стране...

Культура нам дана для осознания

Со – Творчества процессов Мироздания.

Автор неизвестен

В XIX веке В.Г. Белинский сказал: «Читая Пушкина, можно превосходным образом воспитать в себе человека». Сегодня рядом с именем великого Пушкина можно смело поставить имя Лихачева, великого учёного и гражданина, хранителя русского языка, русской литературы, ее культурной истории.

Многие годы своей жизни Дмитрий Сергеевич посвятил изучению, осмыслению русской культуры, ее исключительности, своеобразию и неповторимости. В работах Лихачева раскрыты все стороны Российской культуры, этапы ее развития, ее будущее, настоящее, прошлое. Д. С. Лихачев внес значительный вклад в развитие и изучение литературы. Не будет преувеличением сказать, что он болел Россией.  Автор книги «Культурология Дмитрия Лихачева» Александр Запесоцкий называл Дмитрия Сергеевича культурологом. Известный актер, народный артист РФ Игорь Дмитриев охарактеризовал основное значение Дмитрия Сергеевича в развитии русской культуры так: «Гордость русского народа, гордость интеллигенции. Я не знаю, кто сможет занять его место, и кто сможет иметь право говорить так о любых проблемах российской культуры с таким знанием и с такой болью за нее…».

 За всю его жизнь был написан не один труд, проведен не один вечер, дано не одно интервью, посвященное культуре, творчеству, литературе. В одной из своих бесед с журналистом (интервью 1976 г.)  Лихачев отметил: «Знаете, если говорить о будущем России, а этот вопрос занимает меня каждодневно и иногда целыми ночами, я бы сказал, что наше будущее — в открытости всему миру и просвещенности. Главной заботой государства, власти должна быть не химера национальной идеи, а культура. В самом широком ее понимании — образование, наука, искусство, отношение друг к другу и к природе. Культура как глубинное основание общественного устройства и всего социально-экономического развития. Не вульгарная «надстройка» в противовес «базису», а главный смысл и главная ценность существования как отдельных народов и малых этносов, так и государств. Вне культуры существование человечества на планете лишается смысла...». Мне кажется, что эта идея сегодня актуальна, как никогда.


Многие годы академик выступал за свободу личности,  таланта.
Мысль о том, что «Высокие достижения культуры возможны, прежде всего, в обществе, где ничто не мешает развитию свободных и талантливых личностей» стала эпиграфом к его деятельности, его лозунгом, его верой. 

Но какой смысл приобрела свобода сегодня и стала ли она толчком к рождению новых талантов? Что мы читаем на страницах газет, книг, журналов? Что мы слышим с экранов телевизоров, по радио? Разве об этой свободе, как условии творчества, мечтал ученый, за это ли страдали тысячи великих людей? Свобода, она по определению налагает на человека ответственность,  а то, что сегодня окружает нас – лишь ее жалкое подобие, упадок культуры, моральных ценностей, нравственности.

Свобода, за которую боролся Д.С. Лихачев и свобода, какая она в действительности – лишь исход простой игры. Мы подбрасываем монетку, что выпадет, орел или решка? Так вот орел и решка – лишь две стороны одной и той же монетки. Одна из них олицетворяет чрезмерную волю, которая вредит обществу, уничтожает его, другая – закрепощенность, которая накидывает жесткие оковы на хрупкие, но такие сильные плечи талантов.  Дмитрий Сергеевич же боролся за тот исход, когда подбрасываемая монетка упадет на ребро, будет долго и долго вертеться и, в конце концов, остановившись, принесет людям ту свободу, которую они способны принять, понять, выдержать.

Думаю, задача современного государства, учась на ошибках прошлого, обеспечить балансы между должным и дозволенным: дать свободу слову, мысли -  мысли божественной, множество раз обдуманной, той, которая несет в себе неповторимый смысл, уникальность и любовь. Россия должна вновь воспитать в людях нравственность, гуманизм, понятия чести и морали, восстановить интеллигентный слой, который так жестоко был срезан. Как утверждал Лихачев: «Основной принцип интеллигентности - интеллектуальная свобода, - свобода как нравственная категория. Не свободен интеллигентный человек только от своей совести и от своей мысли». Важно чтобы движущей силой государственной цензуры стал моральный принцип каждого из нас, тогда вместо фальшивых интеллигентов, появятся те люди, действительно способные провести общество к духовному переосмыслению, к гармонии и миролюбию.


Итак, государство в лице цензуры – главный ограничитель или же, напротив, хранитель развития культуры и талантов? Размышляя над этим, мы остановимся на некоторых исторических фактах, отражающих свободу вчерашнего и сегодняшнего дня. Сравнив их, мы сможем определиться, что же требуется от государства, общества и каждого из нас, чтобы «высокие достижения культуры» стали возможными. Для того чтобы понять суть высказывания Д. С. Лихачева о том, может ли творить человек под гнетом ограничений, целесообразней выяснить, где же находится та золотая середина, которая поможет одаренным людям создавать шедевры, изменяющие нас и окружающий мир, указывающие путь, по которому нам идти дальше.

В ходе работы мы попытаемся ответить на наболевшие и насущные вопросы: «Что важнее: абсолютная свобода творчества или сдерживающие цензурные ограничения? Может ли современная культура без правового государственного надзора развиваться в сторону повышения нравственного и интеллектуального потенциала? Как избежать крайностей, которые приводят либо к тотальному контролю, либо к полному попустительству?»

Следовательно, целью нашей работы является выявление степени зависимости культуры и творчества от воздействия цензуры, как одной из форм ограничения свободы личности и общества в целом.

Для реализации данной цели мы решаем несколько задач:


  1. Раскрыть сущность цензуры, проследить механизмы ее возникновения и функционирования.

  2. Рассмотреть влияние цензуры на культуру в срезе истории, акцентируя внимание на советском периоде.

  3. Исследовать современный культурный ландшафт и его связь с существующей цензурой.

Работа состоит из четырех взаимосвязанных глав, в которых последовательно излагаются теоретические вопросы в соответствии с основными аспектами изучения данной проблемы. В структуру работы включены введение и заключение, содержащие ее основные тезисы, положения и выводы, а также список используемой литературы.


Наша работа может быть применена в учебных заведениях средней и высшей школы в качестве факультатива или спецкурса. Имеющийся материал целесообразнее использовать в старших классах.

Практическая значимость работы: весь изложенный материал помогает разобраться в существующих отношениях между государством и культурой в целом. Наша цель - привлечь внимание специалистов в данной области, способных не только к теоретическим измышлениям, но и предлагающих реальные меры по устранению "безграмотности", "бескультурья", "наштампованности" в современной литературе.


II. Талант в цепях. Литература, как составляющая культуры, и цензура.


    1. Народ без слова. Цензура, история вопроса.


Проблемы, связанные с изучением истории цензуры, ее структуры, содержания деятельности в отдельные исторические периоды привлекают все большее внимание ученых разных специальностей: филологов, историков, философов, юристов.

Цензура является одним из самых мощных средством управления обществом. Скрывая неугодные власти мысли, взгляды мнения, она являет народу удобную для государства действительность. Тем не менее, нельзя забывать о благородной миссии цензуры, которая не только закрывает глаза на некие истины, она также защищает общество от вредных, уничтожающих ценности мнений, взглядов и прочего. Полагаю, стоит заметить, что существует тонкая грань в степени «защищенности» общества: слишком жесткий диктат власти над тем, что правильно, а что – нет, приводит, пожалуй, к большим разрушениям, чем полная свобода. Не стоит забывать о том, что цензура выполняет фундаментальную роль: на мой взгляд, она осуществляет социализацию личности, то есть в ту или иную степень формирует ее моральный и мировоззренческий облик.

Цензура (лат. censura) — общее название контроля власти за содержанием и распространением информации, печатной продукции, музыкальных и сценических произведений, произведений изобразительного искусства, кинемато- и фотографических произведений, передач радио и телевидения, веб-сайтов и порталов, в некоторых случаях также частной переписки, с целью ограничения либо недопущения распространения идей и сведений, признаваемых этой властью вредными или нежелательными.


Суть ее в признании за государством прав на ограничение публикации и распространения нежелательной информации. В свою очередь, по некоторому мнению, цензура — форма ограничения свободы слова, свободы печати, телевидения и других средств информации. Но, я считаю, что являясь ограничителем свободы, цензура может проявлять себя как, действительно, формирующий положительные качества личности контроль, который может быть развит лишь в по-настоящему правовом государстве.

Появилась цензура впервые в Древнем Риме. В древнеримских административных органах существовали чиновники, определяющие налоговый ценз. Они так и назывались - цензоры. Цензура была официально ликвидирована в Англии в 1794 году, во Франции - в 1830. Что касается России, то слова Тютчева «Умом Россию не понять, аршином общим не измерить…» и в этом вопросе подтвердились. Цензура в России имела свой особенный путь развития: появилась только в начале ХVIII века, зато дожила аж до 1990 года.

Российская цензура уходит корнями во времена правления Ивана Грозного. В XV-XVI вв. Москва стала центром объединения русских земель, начинается период монополии Русской Православной Церкви. В 1551 году был принят Стоглавый собор, который помимо различных политических государственных преобразований, содержал в себе и вопросы распространения влияния царя и Церкви (дальнейшем Стоглавый собор станет одним из первых цензурных уставов). Например, положения главы «О писцах» дали возможность духовным властям изымать «неугодные рукописи», тем самым проводилась предварительная цензура, помимо этого у властей появилась возможность провести ревизию уже существующих книг – последующая цензура.

Стоглавый Собор стимулировал Церковь на борьбу с ересью и отступлением от церковных догматов и священных текстов. Таким образом, период становления Российского государства отмечается временем монополии Церкви на рукописную и печатную литературу. Коррективы в сложившуюся ситуацию внесла деятельность Петра I.


Приход к власти Петра I резко изменил соотношение влияния Церкви и монарха. Реформы царя коснулись всех сторон жизни России, он понимал то, что ему необходимо укрепить свою власть, а также и то, что Церковь стала тормозить культурное развитие страны. Так начался переход от духовной к светской цензуре.

В период правления Елизаветы Петровны борьбу против духовной цензуры развернул М.В. Ломоносов. Михаил Васильевич – русский ученый, чья жизнь явилась одной из интереснейших страниц русской культуры, становления отечественно цензуры. Деятельность Ломоносова вызывала неприязнь у Синода, но он не мог открыто выступать против авторитетного ученого, поэтому свою немилость он обрушил на журнал «Ежемесячные сочинения, к пользе и увеселению служащие», который выходил по инициативе Ломоносова. Ученый, долго терпевший нападки, сочинил эпиграмму «Гимн бороде», моментально облетевшую все города России. Деятельность М.В. Ломоносова стала небольшой, но значимой победой в многовековой борьбе с Церковным произволом.

Интерес к литературе, науке возрос в период правления Екатерины Великой. Это же время называют эпохой Просвещенного абсолютизма. Императрица и сама занималась научной и просветительской деятельностью, многие из ее окружения увлекались философией Вольтера и Дидро, однако же, она никогда не упускала из виду существование цензурного аппарата.

Цензурная политика начинается с указа 1763г., в котором Академии наук напоминалось о ее полномочиях и обязанностях, а также предлагавший ей усилить надзор над ввозимой в страну литературой. Этот указ первый, который начинает становление российской цензуры, в отдельных регионах появились свои органы цензуры: Москва – университет, Санкт-Петербург – Академия наук, прочие регионы – училища или градоначальники.

Павел I, несмотря на свое, мягко говоря, предвзятое отношение к императрице в области цензуры продолжил политику матери. Однако, затем в одно мгновение, император централизовал всю духовную цензуру в Москве. В это же время расширились полномочия Синода.


Реформы Павла I в цензурном аппарате завершились указом 18 апреля 1800г., который запретил выпуск книг из заграницы.

Таким образом, XVIII век завершился формированием цензурного аппарата, разделением его на различные ветви (духовная, светская и прочие цензуры).

Император Александр I и его окружение знали силу цензуры и хотели использовать ее возможности в целях управления страной. Не вдаваясь в подробности, можно сказать, что цензурный режим первого десятилетия XIX века был довольно благоприятным для развития культуры, тем не менее, вторая половина царствования Александра I ознаменовала собой ужесточение цензуры, особенно военной. Начавшаяся война с Францией заставила пересмотреть императора предпринятые ранее реформы цензурного аппарата. Была ужесточена цензура над ввозимой литературой, особенно над французской. В это же время получила развития политическая цензура. В 1811г. было создано Министерство полиции, осуществляющее фактически надзор за всей издаваемой продукцией в пределах Российской Империи и за ее границей. Таким образом, над литературой и журналистикой установился двойной контроль – Министерство народного просвещения и Министерство полиции.

После выступления декабристов на Сенатской площади к власти пришел Николай I. Император всегда ревностно следил за журналистикой. На первых порах его устраивала имеющаяся цензура. Однако, к 1826 г. возникла потребности в принятии нового цензурного устава, который имел двух творцов – А.С. Шишкова и его предшественника П.А. Ширинского-Шихматова. Итак, новый устав был принят 10 июня 1826 г. По мнению многих – чугунный, так как он содержал в себе слишком много подробностей, порой даже не связанных с цензурою. Зато в нем была регламентирована должность цензора, что является неотъемлемым вкладом Николая I в формировании цензурного аппарата. Устав действовал всего лишь чуть более года.

При Николае I получила развитие деятельность С.С. Уварова, который был буквально цензурным цербером, выступавшим за ее ужесточение. Уваров имел стремление «укротить в журналистах порыв заниматься предметами, до государственного управления или вообще правительства относящимися». Стоит отметить, что, порой, на посту цензоров оказывались люди, которые не то чтобы недолюбливали литературы, а вообще считали свою должность наказанием (А.И. Красовский).


1848-1855гг. правления Николая I называют Эпохой цензурного террора. Изменения цензуры шли по двум основным направления: усиление цензурного режима, а также совершенствование цензурного аппарата за счет профессионализации цензоров, что свидетельствует о том, что правительство было озабочено укреплением и поднятием авторитета цензурной политики. После начала революционных движений в Европе, император поспешил огородить российское общество от их влияния, так 27 февраля 1848г. он подал распоряжение о создании комитета (позднее Комитет 2 апреля), который бы следил за правильностью цензуры. Его деятельность значительно сузила информационный поток в Россию. Комитет уделял особое внимание и поддержку религиозной литературе. Деятельность Комитета оставила черный след в истории русской цензуры.

Всю свою жизнь император следил за печатным делом, в его правление цензура переросла в жесткий субъективный режим, хотя журналистика Николаевского периода получила заметную популярность, приобрела черты общественно-политического и культурного явления.

После смерти Николая I общество очнулось, как глоток свежего воздуха распространились рукописные записки, письма, статьи. В условиях кризиса страны к власти приходит Александр II – «отец-реформатор». В России стали распространяться зародившиеся за рубежом русская пресса. Император вел удачную цензурную политику, хотя и с некоторыми колебаниями. Власть чувствовала давление, поэтому старалась предпринимать более жесткие меры – в 1865г. состоялась цензурная реформа (Первый цензурный закон). Достижениями в области печати можно считать и расширение диапазона информации («Современнику» было разрешено печатать о Крымской войне, вести военную корреспонденцию).

Время проведения крестьянской реформы стало подготовительным этапом для реформы цензуры. Наконец, журналистика приобрела силу. В это время совершенствовалась деятельность цензурного аппарата, шел поиск профессиональных цензоров, разрабатывался цензурный устав, усиливается контроль над работой цензоров (кадровый состав которых существенно изменился).


Эпоха Александра II отмечается и проявлением просвещенческой функции цензуры через Комитет цензуры иностранной (КЦИ). Наиболее заметным цензором этого комитета стал Ф. Тютчев, обязанности которого сводились к обереганию власти, а также к тому, чтобы как можно меньше ограничивать ввоз иностранной литературы. Работа Тютчева и КЦИ, в целом, принесла прогресс российскому обществу.

1881г. на российский престол вступил император Александр III (Миротворец). В советской историографии правление Александра рассматривалось как время самой темной реакции, подавление всякого свободомыслия. Политика в области цензуры носила жесткий характер – она была направлена на искоренение всякого рода инакомыслия. Цензурным запретам подвергалась всякого рода печать.

Конец XIX века ознаменовал собой капитализацию журналистики, которая привела к появлению дешевой печатной продукции, бульварной, рекламной прессы, рассчитанной на самые низкие вкусы и низменные инстинкты. Без сомнения можем сказать, что конец XVIII – XIX вв. - время активного влияния политики царского правления на общество, прежде всего через цензуру. В это время она обрела свое основное назначение – формирование у общества «угодной» мысли.



следующая страница >>