litceysel.ru
добавить свой файл
1
Конспект


открытого психокоррекционного подгруппового занятия

по подготовке детей к школе из цикла «Дорога в школу»

педагога-психолога: Точиновой Светланы Геннадьевны.

Тема: «Школьные оценки»

Цель: Профилактика школьной дезадаптации.

Задачи:

Образовательные:


  • Учить различным способам выражения своего мнения через мимику, жесты, интонацию, знаковую систему оценок.

  • Закрепить знания о цифре «4» и «5» через глазодвигательные упражнения, «Графический диктант».

Коррекционные:

  • Помочь детям осознать условность оценок, прямую зависимость оценки от затраченного труда или усвоения материала.

  • Учить адекватно воспринимать оценку результатов своей деятельности.

  • Снижать тревожность по отношению к школе, к оцениванию.

  • Способствовать сплочению коллектива, снятию напряжения через игры «Поздороваемся по-разному», «Изобрази животное».

Развивающие:

  • Развивать произвольное внимание, целостное восприятие через игры «Разрезная картинка», «Графический диктант».

  • Формировать интерес к дополнительному мотивирующему фактору – оценкам.

  • Развивать мелкую моторику рук через прорисовку цифр в воздухе, через упражнение «Графический диктант», «Выложи «5» из фасолин».

Оборудование: колокольчик, игрушки - Ёж, Сова, листы в клетку для графического диктанта, пиктограммы разрезные – по количеству детей (3 пиктограммы для каждого ребенка), образец цифр 4, 5.

Х


Все дети


Матвей


Все дети
од занятия:


Организационный момент.

Дети под музыку «Учат в школе» заходят в класс, приветствуют учителя, садятся.


Основная часть.


Психолог
: Здравствуйте, ребята. Вы поприветствовали меня, как настоящие школьники. Давайте теперь поздороваемся друг с другом, только по разному. Можно поздороваться словами. Какими, ребята? (здравствуй, привет, добрый день). Можно пожать руку, помахать ей или даже обняться. Давайте попробуем. Повторяться нельзя.

1.Игра «Поздороваемся по разному».

Цель: сплочение группы, снятие напряжения.

Психолог: Возьмите карточки, лежащие у вас на столе, они называются пиктограммы, и определите своё настроение. Какое сейчас у тебя… настроение? А у тебя…? (Все дети) (если у кого-то плохое настроение, спрашиваю почему и вместе с детьми помогаем поднять его) ( например, погладим ребёнка или скажем ему хорошие слова)

Хорошо, у нас сегодня присутствуют гости, давайте поприветствуем их, передадим им своё хорошее настроение. (можно подойти к ним и поздороваться)

Психолог: Теперь у всех замечательное настроение и мы можем начинать наш урок.

Ребёнок звонит колокольчиком. Обращаю внимание на правильную посадку за столом.

Психолог: Сегодня к нам пришёл Ёжик из лесной школы и принёс нам очередную сказку. Называется она «Школьные оценки».

2. Сказкотерапия «Школьные оценки» 1 часть.

Психолог: Давайте, ребята и мы попробуем поиграть в такую же игру. Я буду вам что-нибудь называть, а вы покажите мимикой своё отношение к этому. Кто запомнил, что такое мимика? (Мимика - выражение лица, без слов.)

3. Игра «Хорошо и плохо».

Мороженое, морковка, лимон, манная каша, молоко.

Играть машинками, играть куклами, рисовать, кричать, собирать игрушки...



Настя

Вадим

(импульс)


Настя


Вадим

(тревожн)


Все дети


Все дети


Серёжа

Катя

(импульс)


Все дети
Психолог: Спасибо, дети. Вы заметили, какие мы все разные, иногда мы любим одно и тоже, иногда каждому нравится своё. Например, мороженое любят все, а манная каша нравится …(имя ребёнка), а …не нравится. Девочки в основном любят играть с куклами, а мальчики с машинками.

То, что мы сейчас делали в игре, можно назвать оценкой. Могут быть разные и одинаковые оценки. Мы показали свои оценки по разному. Если кому-то что-то понравилось, то он улыбнулся, если не понравилось - нахмурился, если ему без разницы - просто оставался спокойным.

А как же наши герои сказки? Послушаем, что сказали они.

4. Сказкотерапия «Школьные оценки» 2 часть. (до слова жест)

Психолог: Ребята, а вы как думаете, что такое жест? Да, это движения руками.

Каким жестом мы покажем то, что нам нравится? А если что-то закончилось? А если надо тишины? А если надо показать, что мы любим человека? Жестом мы можем тоже выразить своё отношение, свою оценку какого-то предмета или дела.

Продолжим сказку дальше.

5. Сказкотерапия «Школьные оценки» 3 часть. (до слова интонация)

Психолог: Выразить своё отношение мы можем интонацией, выразительным голосом. Например, мама зовёт ребёнка по имени. Настя…(добро), Настя…(зло), Настя…(недовольно). А теперь попробуйте вы сказать с добром,…со злостью, с сожалением…

6. Сказкотерапия «Школьные оценки» 4 часть. (до конца)

Психолог: Понравилась вам сказка? Давайте оценим её пиктограммами. А теперь мимикой и жестами. Что в ней вам понравилось? Не понравилось? Что нового вы узнали? (Что своё отношение можно выражать по разному: словами, мимикой, жестами, даже интонацией голоса). А ещё о чём мы узнали из сказки?


Что же такое школьная отметка (оценка)? Оценка - это число, с помощью которого оценивают успехи и достижения ученика, хорошо или плохо, правильно или неправильно сделал. Что значит 5?, 4?, 3?, 2?, 1? (5-отлично,4-хорошо, 3-не очень хорошо, 2-плохо, 1- хуже не бывает). Что нужно делать, если получаешь сигнал бедствия, плохую отметку? (Правильно, постараться и исправить её. Можно обратиться за помощью к друзьям, родителям, или учителю).

Звенит звонок. А сейчас перемена. Выходите в круг. Давайте поиграем в игру «Изобрази животного». Все будут показывать животное без слов, а один отгадывает.

7. Подвижная игра «Изобрази животное».

Звенит звонок. Перемена закончена, пора на урок. (Проверяю посадку за столом)

Ёж: Ребята, я кроме сказки вам принёс портфель с заданиями, так как на уроке нужно учиться. Ой, где же он? Кажется я его забыл в лесной школе.

Стук. Влетает сова с портфелем. Здравствуйте! Учитель, вы забыли свой портфель, а я нашла. Можно я посмотрю, как ребята справляются с заданиями? (Да)

Ёж: Вот вам первое задание – собрать картинку.

8. Игра «Разрезные картинки» Дети собирают индивидуально пиктограмму.

Какой человечек у тебя…получился? (Все дети) Грустный, весёлый, спокойный.

Молодцы, у всех получилось. А сейчас следующее задание. Достаёт из портфеля цифры. Какие это цифры? Правильно. А попробуйте нарисовать их руками в воздухе. Сначала 4, потом 5. А потом глазами.

9. Упражнение глазодвигательное. Похлопайте глазами, чтобы отдохнуть.

Ёж: Вот вам третье задание – написать графический диктант по клеточкам.

Психолог: Сели красиво, спинки прямые, карандаш взяли правильно, листочек наклонили. Приготовили руку.

10.Упражнение «графический диктант».


Поставили карандаш на точку, не отрывая карандаш от бумаги, проводим линию.

1 клетка направо, 1 вверх, 1 налево, 1 вверх, 1 направо. На что похоже? На 5.

Отступите две клеточки и попробуйте нарисовать узор самостоятельно.

11. «Выложи «5» из фасоли» (Как вариант)

Хорошо, а теперь посмотрите, всё ли у вас получилось, возьмите свои карточки с пиктограммами и оцените свою работу. Покажите свою оценку. Если оценка не весёлая, спросить почему?

Итог.

Психолог: Хорошо, дети, подведём итог нашему занятию. Что мы делали на занятии? Чему вы сегодня научились? Что для вас было самым интересным? А теперь возьмите свои карточки и оцените наше занятие, кому понравилось? Кто остался равнодушным? Кому не понравилось? Почему? Что именно? Тогда на следующем занятии мы постараемся исправиться и будет получаться лучше…

Ёж: Мне очень понравилось, как вы старались. Хочу подарить вам всем 5 Сова: Мне тоже было интересно у вас. А я хочу подарить ребятам стихотворение и что-то ещё. Выходите в круг.

12. Стихотворение «Старайся хорошо учиться».

Я скажу вам в заключенье:

Дело вовсе не в везенье.

И «5» тот получит,

Кто сидит и честно учит,

Кто работы не боится,

Кому нравится учиться,

Тот, кто лень прогонит прочь,

Кто готов друзьям помочь,

Тот, кто хочет умным стать,

И про всё на свете знать.

Звенит звонок.Угощение.Рефлексия.

Ёж: До свидания, дети! Встретимся на следующем занятии. До свидания, гости!

Психолог: До свидания, ребята! Пиктограммы возьмите себе, они нам пригодятся на следующих занятиях.