litceysel.ru
добавить свой файл
1
Конспект урока - мистерии в 3классе, 2 четверть –


«Рождество»

с использованием стратегий чтения и ИКТ


Осминина Наталья Викторовна, учитель музыки

НОУ СОШ «Надежда»


Тема
2 четверти - «Интонация»

Тип урока: урок комплексного применения ЗУН учащимися

Задачи


Общеучебные умения, навыки, способы деятельности:


  • Умение воспринимать и наблюдать музыкальные явления,

  • определять художественную идею произведения,

  • участвовать в диалоге, обосновывать высказанное суждение;

  • размышлять об основных характеристиках сравниваемых музыкальных произведений,

  • творческие задачи - разыгрывать воображаемые ситуации,

  • самостоятельно планировать свои действия в исполнительской деятельности, осуществлять учебное сотрудничество в хоровом пении, ансамблевом музицировании


1 Образовательная:

  • Знакомство с библейской легендой о Рождестве Христовом

  • Знакомство с композиторской музыкой о Рождестве Христовом

  • Расширение словарного запаса для анализа художественных и музыкальных произведений

  • Знакомство с видео рядом – живописном, кино материалами, книжной графикой, репродукциями по теме Рождество Христово


2. Развивающая

  • Научиться анализировать интонационную характеристику музыки

  • Обучение правильной вокализации произведений (интонационной)

  • Развивать навыки слушания музыки посвященной Рождеству (Классические образцы, современные обработки)

  • Обучение текстовой деятельности - работа с текстом по стратегиям: чтение в кружок, мозаика.

  • Отработка навыков анализа образа Рождества в других видах искусств – литературе, живописи, киноматериалах.

3. Воспитательная


  • Выработка нравственной, духовной позиции - любовь к ближнему, отношение с любовью к рождению любого существа.

  • Эстетическая культура восприятия художественных произведений с разными языками выразительности.

  • Выработка толерантности через восприятие произведений мировых шедевров на тему Рождества Христова.



Оборудование:

1. Компьютер

2. Проектор

3. Интернет - «продукт» заранее скачать по данным ссылкам

4. Цифровое фортепьяно

5. Презентация с подборкой живописных, графических, иконописных работ, картин с представлениями мистерий и вертепа)

6. Выписанные заранее слова на доске:

  • Тема четверти

  • Тема урока

  • Задачи


Ход урока


Звучит мелодия р.н.п. «Сею - вею снежок» - узнайте мелодию

Ответы детей - Р.н.п.

Учитель:

Что помогло Вам узнать эту мелодию?

Ответы детей (предположительно – по интонации)

Учитель:

Как называется тема четверти?

Ответы детей - Интонация (выписать на доске)


Интонация – это выразительность в музыке, закрепленная в нотах.

Вспомним эту песню с выделением главных слов и музыкально-ритмическим движением, с активными губами и хорошо открытым ртом. Исполним эту песню в парах, смотря друг на друга и помогая с движением.

Исполнение


Учитель:

Какое хорошее настроение Вы создали!

А теперь исполним песню с выборам –лидера исполнения (Ряд на ряд).

Ответы детей: кто больше понравился эстетикой, эмоциональностью исполнения

Учитель:

А сейчас прозвучит новая для Вас музыка, какая она по интонации и настроению?


Звучание вступления песни «Рождество» (желательно на виброфоне)

Ответы детей - записать на доске колонкой

Учитель:

Как вы думаете, в какие моменты жизни может прозвучать такая музыка, прислушайтесь к ее интонации и докажите свой выбор.

Ответы детей

(Приблизительные ответы: Новый год, Рождество)

Учитель:

Здесь присутствует волшебство, а оно случается на Рождество.

Написать слово Рождество на доске как тема урока.

Учитель:

Пусть слово Рождество станет ключевым словом на нашем сегодняшнем уроке.

Назовите по слову, с которым у вас ассоциируется Рождество – оно какое?

Ответы детей (запись на доске колонкой)

Учитель:

А теперь сравните с теми чувствами, которые вы испытали слушая музыку. Значит, композитор очень точно подобрал интонацию в музыке.

Давайте разучим эту песню. (1 куплет) – раздать текст.

Учитель:

А что вы знаете об этом празднике?

Ответы детей

Учитель:

Скажите, мы можем поставить перед собой задачу: узнать больше о Рождестве?


Задача урока – узнать больше о празднике Рождество (выписать на доске)

Я вам более того скажу, раньше многие людей были безграмотными и не могли прочитать эту историю в евангелие и поэтому, чтобы все знали, что такое рождество, для них разыгрывали в церкви представление, рассказывали о событии и украшали музыкой и пением.

Оно называлось Мистерия (выписать слово на доске)

И мы с Вами сейчас превратим наш урок в мистерию, для этого нам надо рассказать об этом событии. Вот я приготовила текст для каждого из вас.

Раздается 2, 3 группам учеников. Деление удобное для данного класса и помещения.


Учитель вытаскивая из пакета разрезанный текст изображает удивление:

«Все перепуталось, забыла проставить числа, что за чем идет– помогите мне собрать текст.)

Учитель раздает на группу детей по рядам разрезанный текст.

Как нам быть, как восстановить последовательность – посоветуйте. Мне сказали, что вы знаете стратегии чтения, какую применить?


Ответы детей– сначала прочитать - «чтение в кружок», а затем составить из «мозаики текста» - рассказ.


Работа с текстом (приложение)

Чтение мозаики текста одной группой учеников, а затем другая группа детей строиться на чтение в правильном порядке. При этом вместе решают о правильности следования порядка чтения текста.


В ходе чтения, учитель коротко объясняет слова о дарах: золото принесли как Царю в виде дани, ладан – ароматическую смолу, как Богу, а смирну (ароматическая смола), как человеку, который должен умереть, смирной в те далекие времена помазывали умерших.

А теперь разыгрываем мистерию:

Как лучше сделать – спеть песню и потом прочитать текст или наоборот.

Ответы детей

Учитель:

Правильно, наверное исполним песню – она душевная, спокойная – настроим зрителя, а потом прочитаем историю о рождении Христа.


Пение 1 куплета песни «Рождество», Чтение Мистерии, в конце чтения (неожиданно для детей) показ видео про рождественские огни http://www.youtube.com/watch?v=LwEUCPs2xRo


Учитель:

Вы сегодня представили Мистерию, а еще эту историю и другие истории из Библии и Евангелия разыгрывали в кукольном театре – он назывался Вертеп.

Давайте посмотрим, как разными языками искусств рассказывали историю о Рождестве Христовом.

Презентация (показ икон, художественных полотен, снимков Мистерий и Вертепа о Рождестве Христовом)



Учитель:

Сегодня модно создавать клипы, где мы можем слышать пение песни и видеть ее оформление. Посмотрим клип о Рождестве:


Клип http://www.youtube.com/watch?v=FukGNG38WOg


Учитель:

Давайте подведем итог, что мы узнали на уроке?


Ответы детей:


  • историю о Рождестве Христовом;

  • разучили песню о Рождестве;

  • узнали что такое Мистерия и Вертеп;

  • узнали, что о таком празднике могут рассказать все искусства.

Учитель:

А в заключение мы споем все вместе куплет песни-приветствия о Рождестве (выучена заранее, на уроках английского языка), чтобы закончить урок на эмоциональном подъеме.

Исполнение песни:


Счастливого Рождества Вам! (на русском и английском 1 куплет)


Рефлексия: Что Вам больше запомнилось и понравилось на уроке? - ответы


Учитель:

Ребята, у меняя для Вас остались еще потрясающие музыкальные подарки, но чтобы они появились на следующем уроке, чтобы мы смогли продолжить разговор о Рождестве, у вас будет творческое домашнее задание. Вы должны помочь мне разукрасить действующих лиц. Каждый получает лист с героем и подумает, как его лучше раскрасить, по- рождественски.


Домашняя работа:

Раздача картинок раскрасок с «героями» истории о рождестве Христовом для домашнего творчества.


Приложение.


1.1.Текст для чтения. Адаптированный рассказ из Библии (авторский).


Знак ================ места разрезов текста.


1.2.

Картинки для раскраски домашнего задания (можно снять другие из раскрасок, по желанию учителя).

Римский император Август повелел сделать перепись населения



Отправились Иосиф с Марией в город предков Вифлеем


Мест в гостинице не оказалось. Марии же наступило время родить.


Пустили добрые люди Иосифа и Марию в Пещеру, укрыться от холода.


Родился в пещере у Марии сын, и положила она его в ясли - кормушку для скота.


В это время недалеко пасли пастухи овец. Вдруг предстал перед ними Ангел и сказал: « Великая радость! Родился Младенец, который есть Христос Господь! Поклонитесь ему!


Зажглась в небе звезда. Вела она мудрецов - волхвов и спрашивали они: «Где родился Христос? Мы принесли ему дары.


И пришли все к младенцу и принесли ему золото, ладан и смирну.


Только скромная елка печально стояла у входа. Она не имела даров. О чудо! На елочку звезды скатились с неба. И вся засияла она красотой! Проснулся Младенец, и личико вдруг озарилось улыбкой, и ручки он к ней протянул.