litceysel.ru
добавить свой файл
1
муниципальное общеобразовательное учреждение


« Кулундинская открытая (сменная) общеобразовательная школа»

Кулундинского района Алтайского края


Конспект урока по физике в 10 классе

по теме

«Конденсаторы. Энергия заряженного конденсатора.»


Подготовила:


учитель физики Воробьева Л.В.


с.Кулунда 2012г.


Пояснительная записка

Современная стратегия модернизации образования предполагает, что в основу обновления образования должны быть положены “ключевые компетентности”. Новое качество обучения требует разработки и отбора приемов и технологий, обеспечивающих деятельностный подход, формирование целостной системы самостоятельной деятельности и личной ответственности учащихся, максимально инициирующих и стимулирующих активность.

Помочь оживить урок и сделать его более эффективным в плане развития ключевых компетентностей учащихся может технология развития критического мышления (ТРКМ). Она предлагает строить урок по схеме: вызов - реализация смысла – рефлексия, используя набор приемов и стратегий. Особенно эффективна данная технология при работе учащихся с учебным текстом. На предметах устно-практического характера как физика, часто приходится работать с “сухими” информационными текстами, научными и публицистическими.

В своей педагогической деятельности, при преподавании физики, я использую ТРКМЧП как на вводных уроках по изучению нового материала, так и на уроках отработки, закрепления и обобщения знаний учащихся. Причем данная технология хорошо сочетается с другими технологиями, такими как: проектная, исследовательская, автоматизированного обучения учащихся, а также с технологией деятельностного подхода. Использование данной технологии на уроках физики позволяет формировать:- развитую личность, способную к творческому осмыслению, освоению и применению научного опыта предшествующих поколений;- личность готовую к сознательному выбору дальнейшей профессии; - личность умеющую адаптироваться в мире быстро меняющихся технологий; - личность способную прогнозировать последствия своей деятельности и критически ее оценивать;- личность, сохраняющую интерес к миру природы и готовую к получению нового знания.


На примере урок (изучение нового материала) по теме «Конденсаторы. Энергия заряженного конденсатора» (Физика 10 кл., авторы учебника Г.Я. Мякишев, Б.Б. Буховцев, Н.Н. Сотский )я покажу как на практике организую урок, используя методы и приемы ТРКМЧП, такие как: кластеры, синквейн и др. Так как на данном занятии изучаются такие основные понятия как: конденсатор, энергия заряженного конденсатора, то для изучения каждого понятия выделяю фазу вызова , фазу реализации смысла , фазу рефлексии .

Эффективность процесса обучения зависит от умения правильно выбрать технологические приёмы, удачно комбинировать их, вмещать их в рамки уже знакомых традиционных форм урока. Важно понимать, что каждый ученик успешен, талантлив и уникален во всем. Технология критического мышления позволяет определить сферу комфортности для каждого. Кроме того, при переходе с одного приема на другой меняется режим работы мозга. А это позволяет предупреждать утомляемость и приводит к развитию когнитивных способностей. Использование данной стратегии ориентировано на развитие навыков вдумчивой работы с любой информацией, а не только с текстом.


Тема урока «Конденсаторы. Энергия заряженного конденсатора»


Цель: изучить понятие конденсатор, энергия заряженного конденсатора

Задачи урока:

Образовательные:

ввести понятие конденсатора как системы двух проводников, разделённых слоем диэлектрика; показать внешний вид, устройство, маркировку конденсаторов постоянной и переменной ёмкости;

выяснить, от чего зависит ёмкость плоского конденсатора;

ввести понятие энергия заряженного конденсатора.

Воспитательные:

продолжить формировать научное мировоззрение, систему взглядов на мир и на технический прогресс; интерес к познанию законов природы и их применению;

Развивающие:


продолжить формирование умений сравнивать явления, делать выводы и обобщения по данной теме; работать над формированием умений анализировать свойства на основе знаний; развивать познавательный интерес к физике и технике.

Оборудование:

Для учителя: компьютер, мультимедиапроектор, конденсатор (2мкф), плоский конденсатор, конденсатор переменной ёмкости, батарея конденсаторов.

Для учащихся: 10 наборов радиоконденсаторов постоянной и переменной ёмкости (бумажные, электролитические, керамические, стеклокерамические, плёночные спиральные, слюдяные); 10 наборов для фронтального опыта (2 жестяные и 1 стеклянная пластины, линейка, штангенциркуль, сборник задач Рымкевич – таблицы №8, 15).

В структуре урока выделяю следующие этапы:

Организационный момент – 1 мин.

Мотивация – 3 мин.

Целеполагание – 2 мин.

Изучение нового материала – 30 мин.

Подведение итогов и рефлексия – 7 мин.

Информация о домашнем задании – 2 мин.

Содержание урока

I. Организационный момент

II. Мотивация (Слайд-2)

Учитель: Приходилось ли вам сталкиваться с профессией мастера по ремонту телерадиоаппаратуры? Как вы думаете, чем он занимается?

Ответ уч-ся :Выявляет причины неисправности, осуществляет замену вышедших из строя деталей.

Учитель: Можете назвать эти детали?

Ответ уч-ся: Диоды, триоды, транзисторы, конденсаторы…

Какие знания по физике нужны для работы телемастеру?

Ответ уч-ся: Устройство, назначение, принцип действия, правила включения приборов.

III. Целеполагание

С одной из радиодеталей познакомимся сегодня подробнее. Это конденсатор. Он может накапливать большой электрический заряд а, следовательно, тесно связан с материалом, который мы изучаем. Итак, тема урока: Конденсаторы.


Учитель: Какие цели мы поставим сегодня на уроке?

Вызов

Задание№1 (Слайд-3)

Учитель предлагает детям поиграть в игру «Верите ли вы, что…».

Правила игры:

1. У вас на столах лежат листочки, на которых начерчена таблица, как у меня на доске. Цифрами я указала № вопросов.

2. Я вам читаю вопросы, которые начинаются со слов «Верите ли Вы, что ...». Вы обсуждаете ответы в группах.

3. Если вы верите, то во второй строке поставьте знак «+», если нет, то «-».


1.

2.

3.

4

5.

6.

7.

8.

9.

10.
































Вопросы:


  1. Верите ли Вы, что электрический заряд измеряется в Кулонах?

  2. …………что существует три вида электрического заряда?

  3. ………….что вокруг каждого электрического заряда всегда существует электрического поля и оно материально ?
  4. …………..что диэлектриками называются такие материалы в которых имеются свободные носители электрических зарядов?


  5. …….что физическая величина характеризующая свободность двух проводников накапливать электрический заряд называют электроёмкость?

  6. ………..что единица электроёмкости СИ –фарад?

  7. …………что большой электроёмкостью обладают системы из двух проводников, называемые конденсаторами ?

  8. …………что под зарядами конденсатора понимают абсолютное значения заряда одно из обкладок?

  9. ………….что электроёмкость плоского конденсатора не зависит от свойства диэлектрика между обкладками?

  10. ………. что основное применение в кулинарии?

IV. Изучение нового материала

Осмысление

Задание №2

Составьте кластер к слову “Конденсатор”. При выполнении данной работы учащиеся делятся на группы по 4 человека. Они выписывают все слова, которые у них ассоциируются с данным словом. Данную работу они выполняют самостоятельно читают параграф учебника § 100 -101“Конденсаторы. Энергия заряженного конденсатора.” и работу по составлению кластера, это позволит сделать кластер более полным.

Каждая группа вычерчивает кластер на плакате и проводит презентацию своего кластера.

Например:





Общее обсуждение результатов . (Слайд-4)

Физминутка


Вот помощники мои,

Их как хочешь поверни.

Раз, два, три, четыре, пять.

Постучали, повернули

И работать захотели.

Тихо все на место сели.

Задание №3 (всем группам)

(Слайд-5)Опыт "Вычисление ёмкости плоского конденсатора"

Инструкция по постановке опыта:

Постройте и вычислите ёмкость плоского конденсатора.

Оборудование: 2 жестяные и 1 стеклянная пластины; штангенциркуль; линейка; сборник задач Рымкевич таблицы 8 и 15.


1. Соберите плоский конденсатор из имеющихся материалов.

2. Сделайте необходимые измерения и вычислите электроёмкость плоского конденсатора.

3. Результаты измерений и вычислений запишите в тетрадь.

(Слайд-6)С = Ео Е S/d

Ео = 8,85 . 10-12ф/м (табл. 15 [3])

Е = 7 (табл. 8 [3]).

Пример расчета:

d = 2,8 . 10-3м

S = (0,08 . 0,03)м2 = 2,4 . 10-3м2

С = 53,1 . 10-12ф = 53пф


Задание№ 4. Рассмотрите внешний вид, устройство, маркировку (на каждом столе – конденсаторы различных видов).

Учащиеся называют маркировку конденсатора, учитель её комментирует:

Пер.группа:Бумажный: 2 полоски алюминиевой фольги, изолированы бумагой, пропитанной парафином. Б. и Г. – бумажный малогабаритный

Вторая группа:КЭ-2М – конденсатор электролитический, малогабаритный Г – герметизированный Ц – цилиндрический. 1 обкладка – фольга, 2 обкладка – бумага, пропитанная раствором электролита; диэлектрик – плёнка оксидов, покрывающая 1-ю обкладку. КЭ бывают с твёрдым диэлектриком и с жидким (например: водный раствор борной кислоты с нашатырным спиртом). Имеют большие габариты, сложную конструкцию, С до 2000 мкф.

Третья группа: Керамические (стеклокерамические) высокого (до3 Кв) и низкого (до500 В) напряжения.

Четвертая группа:Плёночные ПСО – открытые, спиральные (тип намотки)

Слюдяные опресованные КСО (пластинки слюды чередуются с металлическими обкладками).

Номинальные ёмкости по ГОСТ 2516-60 г. от 1пф до 100 мкф. (кроме электролитических – до 5000 мкф.)

Это всё конденсаторы постоянной ёмкости – конструкция не предусматривает изменение ёмкости. На них указывается номинальное напряжение (в цепь с большим напряжением включать нельзя!!) (Слайд7-9)

Следующий урок мы посветим решению задач по данной теме.


V. Закрепление изученного на уроке

Рефлексия

А теперь давайте вернемся к нашим вопросам, снова ответим на них и проверим, не ошиблись ли мы в своих предположениях.

- Я снова читаю вопросы. Во 2-ой строке вы ставите нужный знак.

Учитель читает вопросы, дети отвечают.

- По каким вопросам ваше мнение совпало?

- Объясните, почему вы так решили?

- По каким вопросам ваше мнение изменилось? Почему?

Задание №5:Составьте «синквейн» к слову конденсатор:

Например: (Слайд-10)

Конденсатор

Плоский, бумажный…

Характеризирует, накапливает, применяют

Система проводников очень большой электроёмкостью

Итог занятия.

Заполните таблицу. Оцените этапы урока, оцениваются по 5-ти бальной системе Понравился ли Вам урок?


Контрольный лист Ф.И.__________________________________


Задание№1

Задание№2

Задание№3

Задание№4

Задание№5

Оценка урока




















Домашнее задание:§100-101

(Слайд-11)Учитель демонстрирует план рассказа о приборе. По предложенному плану рассказать о конденсаторе на следующем уроке.


Урок закончен. Спасибо за работу!

Список литературы


1.Липкина А.И., Рыбак Л.А. Критичность и самооценка в учебной деятельности М. Просвещение. 1968

2.Заир-Бек С.И., Муштавинская И.В. Развитие критического мышления на уроке. М. Просвещение. 2009

3.Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. Учебное пособие. М. 2009

Л.А. Горев “Занимательные опыты по физике”.- М.: Просвещение, 2010

4.Загашев И.О., Заир-Бек С.И., Муштавинская И.В. Учим детей мыслить критически. – СПб: Изд-во “Альянс-Дельта”, 2003.

5.Трифонова Е.А. “Развитие критического мышления”, сборник “Учитель и ученик: возможность диалога и понимания”. – М.: БОНФИ, 2002.

6. Физика 10 кл., авторы учебника Г.Я. Мякишев, Б.Б. Буховцев, Н.Н.

7. Покровский А.А. Демонстрационный эксперимент по физике в средней школе. Часть 1 М. «Просвещение»1986 г.

8. Рымкевич П.А. Сборник задач по физике. М. «Просвещение» 2000 г.

9.Физика 7–11. Библиотека наглядных пособий. Электронное издание. М.: «Дрофа»,2004 г.