litceysel.ru
добавить свой файл
1


Государственное общеобразовательное учреждение

Средняя общеобразовательная школа № 425


Конструирование и моделирование одежды

Программа дополнительных занятий

Для6 - 9классов


Учитель Дмитриева Ольга Игоревна


Москва 2011

Для занятий по данному направлению рекомендуется привлекать обучающихся с 6 класса.

У детей, обучающихся по данной программе, формируются знания об истории моды, ее законах и формах развития.

На занятиях девочки овладевают навыками и приемами работы по пошиву одежды. Программа предусматривает следующие занятия: отработка стежков, швов, конструирование и моделирование поясных и плечевых видов одежды, изготовление образцов, пошив изделий, отделка готовых изделий с применением декоративной обработки, использование в отделке изделий народные мотивы народов мира. Попутно дети знакомятся с историей костюма, с модой разных эпох, с особенностями одежды людей разных поколений и времен, составляют коллекции из швейных изделий, устраивают театрализованные показы мод.

Занятия способствуют созданию изделий из ткани и других материалов, и направлены на развитие интереса к народным промыслам, на формирование художественной культуры, творческой активности школьников.

На занятиях осуществляется не только знакомство с историей одежды, но последовательное освоение технологии создания изделий. Программой предусмотрены занятия с целью развития художественного вкуса.


Объяснительная записка

В современных условиях предмет «Трудовое обучение» является важным этапом в подготовке подрастающего поколения к самостоятельной жизни. От того, как будет организован этот образовательный этап, во многом зависит дальнейшее технологическое образование школьников. Факультативные занятия по конструированию и моделированию одежды помогают решать эту проблему, способствуют трудовому, эстетическому воспитанию школьников, расширению их кругозора, профессиональной ориен­тации на профессии швейного производства.


На факультативных занятиях учащиеся расширяют знания и совершен­ствуют навыки в области конструирования, моделирования и технологии из­готовления различных видов одежды, приобретенные на уроках обслуживающего труда. Учащиеся изучают историю возникновения и развития одежды, основные законы моделирования и конструирования одежды, приобретают умения в подборе тканей для изделий, знакомятся с направлениями современ­ной моды. На основе изучения зако­нов композиции и цветоведения школьники учатся выполнять эскизы моделей.

Программа факультативных занятий предусматривает получение основных знаний о современных материалах, инструментах, приспособлениях, механизмах, необходимых для выполнения швейных работ. Уделяется особое внимание современной терминологии и условным обозначениям, которые применяются при конструировании, моделировании и изготовлении одежды, что позволит учащимся самостоятельно работать с литературой, журналами и другими изданиями.

Программа факультативных занятий рассчитана на 76 часов в год в группе учащихся 6 – 9 классов. Занятия целесообразно проводить один раз в неделю по 2 часа, так как большая часть времени выделяется на практические работы. Учащиеся на занятиях выполняют более сложные модели женской одежды, так как навыки изготовления простых изделий они получают на уроках обслуживающего труда. Содержание практических работ направлено на формирование умений и навыков, необходимых в дальнейшей, взрослой жизни.

Особое внимание при организации занятий следует обратить на знание и точное соблюдение всеми учащимися правил безопасной работы с инструментами и оборудованием, электробезопасности, производственной санитарии и личной гигиены. Перед изучением каждой новой темы необходимо знакомить учащихся с общими правилами безопасной работы в школьных учебных мастерских, а в процессе занятий объяснять правила безопасности при выполнении практических работ.

Данный курс факультативных занятий включает в себя творческие проекты по конструированию, моделированию и изготовлению различных моделей одежды, способствует познавательной активности школьников, формированию технологических знаний, а также развитию коммуникативных навыков в процессе самостоятельной деятельности под руководством учителя или в группах учащихся.


Цель:

Развитие творческих способностей учащихся, формирование технологической грамотности, профессиональное самоопределение.

Задачи:


  • закрепление, обобщение и расширение теоретических знаний и практических умений по конструированию, моделированию и изготовлению одежды, полученных учащимися в процессе трудового обучения;

  • развитие познавательных интересов, творческих способностей, эстетического вкуса, художественного мышления в процессе различных видов деятельности;

  • формирование способностей самостоятельного приобретения новых знаний в соответствии с возникающими потребностями;

  • формирование навыков безопасных приемов труда, эколого-экономического использования материалов;

  • формирование коммуникативных навыков, способствующих адаптации и социализации школьников;

  • подготовка к осознанному выбору профессий на основе самопознания и знакомства с миром профессий.

Рекомендуемые формы работы:

Данный курс факультативных занятий является практико-ориентированным. Предполагается, что на каждом занятии учащиеся будут выполнять практические работы. Для развития интереса школьников к результатам своей практической работы подбираются модели изделий с учетом интересов и потребностей учащихся, их материальных возможностей.

Для реализации программы факультативных занятий предлагается индивидуальная и коллективная форма работы, используя репродуктивный и проблемно-поисковый методы. Для организации проектной деятельности предлагаются творческие проекты по моделированию, конструированию и изготовлению различных моделей одежды.

Ожидаемые результаты

В результате изучения в 6-9 классах курса факультативных занятий «Конструирование и моделирование одежды» у учащихся:

повысится познавательный интерес к предмету «Трудовое обучение»;


будут сформированы:


  • практические умения по конструированию, моделированию и изготовлению одежды;

  • способности самостоятельного приобретения новых знаний в соответствии с возникающими потребностями;

  • навыки безопасных приемов труда, эколого-экономического использования материалов;

  • навыки проектной деятельности по созданию творческих проектов;

  • мотивация достижения, ориентированная на успех;

  • коммуникативные навыки;

  • опыт построения стратегии профессионального самоопределения.


Содержание



6 - 9 класс


Примерный тематический план


№ п/п

Наименование темы

Количество часов

Теоретические занятия

Практические занятия

1.

Вводное занятие

1

-

2.

Национальная русская одежда

2

2

3.

Современная мода

2

2

4.

Построение чертежа основы платья

2

4


5.

Конструирование и моделирование лёгкого платья



4


4


6.

Конструирование и моделирование рукавов


2


2

7.

Конструирование и моделирование воротников


1


3


8.

Техническое моделирование легкого платья


2


10

9.

Изготовление платья

4

20

10.

Декоративная отделка изделия.

1

4


11.

Презентация творческих проектов


2


2




Всего часов

23

53



Тема 1. Вводное занятие (1 ч)

Содержание факультативных занятий. Инструменты, материалы и приспособления, необходимые для работы.

Правила безопасной работы.

Тема 2. Национальная русская одежда.

Роль декоративно-прикладного искусства в жизни человека (4 ч)

Национальная русская одежда. Цвет в одежде. Значение орнамента в русском костюме.

Особенности национальной одежды народов мира. Формы и декоративное оформление народных костюмов.


Использование народных традиций в современном костюме.

Практические занятия. Выполнение эскиза современного костюма с использованием народных мотивов.

Тема 3. Современная мода (4 ч)

Направления современной моды (современные направления молодёжной моды; многообразие стилей и силуэтов, ткани, цвета, детали; модные направления в мужской и женской одежде и т.д.).

Причины изменения моды (изменения в жизни общества, понятий идеала красоты и т. д.).

Как создаётся мода (профессия художника-модельера, дизайнера одежды; пути получения профессии).

Особенности создания новых моделей.

Практические занятия. Создание эскиза и коллажа современного молодежного костюма.

Тема 4. Построение чертежа основы платья (6 ч)

Измерение фигуры. Определение силуэта. Выбор прибавок. Последовательность построения чертежа плечевого изделия. Расчётные формулы.

Практические занятия. Предварительный расчёт конструкции плечевого изделия. Построение чертежа плечевого изделия в масштабе 1:4 и в натуральную величину.

Тема 5. Конструирование и моделирование легкого платья (8 ч)

Размерные признаки, необходимые для построения чертежа блузки с цельнокроеным рукавом. Условное обозначение размерных признаков. Правила измерения фигуры. Технические и декоративные прибавки. Конструирование изделия с цельнокроеным рукавом.

Моделирование верхней части платья.

Практические занятия. Измерение фигуры. Выбор прибавок.

Построение черте­жа верхней части в масштабе.

Моделирование верхней части платья (моделирование спинки и полочки: построение кокеток, рельефов).


Тема 6. Конструирование и моделирование рукавов (4 ч)

Принцип построения узкого втачного рукава на основе конструкции плечевого изделия. Моделирование рукавов на основе узкого втачного рукава (с расширенной головкой, «фонарик» и др.)


Практические занятия. Определение высоты оката рукава и ширины рукава. Построение чертежа зауженного рукава с локтевой вытачкой в масштабе и в натуральную величину.

Моделирование рукавов на основе узкого втачного рукава.

Тема 7. Конструирование и моделирование воротников (4 ч)

Воротник как деталь изделия, выполняющая декоративную роль. Связь формы воротника с силуэтной формой и стилевыми особенностями изделия.

Классификация воротников в зависимости от формы: стоячие, стояче-отложные, плосколежащие, «фэнтэзи».

Способы соединения воротников с горловиной. Втачные в горловину воротники и цельнокроеные с основными деталями изделия.

Практические занятия. Построение чертежей воротников: стоячих, стояче-отложных, плосколежащих, «фэнтэзи».

Тема 8. Техническое моделирование легкого платья (12 ч)

Технологичность конструкций. Типовые конструкции.

Приёмы разработки изделий на основе типовой конструкции плечевого изделия с втачным рукавом.

Практические занятия.

Выполнение эскизов моделей лёгкого женского платья.

Техническая прорисовка моделей.

Разработка моделей платья с втачным рукавом прямого, полуприлегающего силуэтов, силуэта трапеция.

Тема 9. Изготовление платья (24 ч)

Рекомендации в выборе ткани и модели платья. Обсуждение эскиза. Построение чертежа конструкции. Моделирование изделия в соответствие с эскизом. Оформление и подготовка выкройки к раскрою. Определение нормы расхода ткани для изготовления платья.

Подготовка ткани к раскрою и раскрой изделия. Технологическая последовательность изготовления платья. Отделка изделия. Окончательная влажно-тепловая обработка.

Контроль и оценка качества работы.

Практические занятия. Работа с журналами мод (зарисовка и выполнение эскиза модели). Измерение фигуры для построения чертежа основы платья. Построение чертежа основы в натуральную величину.


Моделирование платья соответственно эскизу модели. Оформление выкройки. Расчет количества ткани для изготовления платья.

Подготовка ткани к раскрою. Раскладка деталей выкройки на ткани. Раскрой изделия. Изготовление платья.

Контроль и оценка качества готового изделия.

Тема 10. Декоративная отделка изделия (5ч).

Знакомство с различными видами декоративной отделки швейных изделий (вышивка, бисер, шерсть, кожа, дерево, декупаж, батик). Обсуждение декоративной отделки готовых швейных изделий. Выбор материалов для дальнейшей работы над проектом.

Практические занятия. Работа с выбранными материалами и инструментами. Подготовка рисунков для декоративной отделки своего изделия. Выполнение декоративной отделки на своем изделии.

Тема 11. Презентация творческих проектов (4ч).

Проект как одна из моделей современной творческой деятельности. Формы презентаций творческих проектов учащихся. Подготовка проекта к защите.

Практические занятия. Подготовка и проведение демонстрации коллекции моделей одежды, выполненных на занятиях факультатива.


Литература


Орлова Л.В. Азбука моды. – М.: Просвещение, 1988. – 176 с.: ил.

Савостицкий, Н.А. Материаловедение швейного производства: Учеб. пособие для студ. учреждений сред. проф. образования / Н.М. Савостицкий, Э.К. Амирова. – М.: Академия. 2004.

Першина, Л.Ф. Технология швейного производства: Учеб. для сред. учеб. заведений – 2-е изд., перераб. и доп. / Л.Ф.Першина, С.В. Петрова. – М.: Легпромбытиздат, 1991. – 416 с.: ил.

Шитьё и рукоделие. Энциклопедия. – М.: Научное издательство «Большая Российская энциклопедия».

Медведева Т.В. Художественное конструирование одежды- М., ФОРУМ-

ИНФРА-М, 2003

Бескоровайная Г.П., Куренова С.В. Проектирование детской одежды - М.,

Мастерство, 2000.

Амирова Э.К., Сакулина О.В., Сакулин Б.С.,Труханова А.Т. Конструирование одежды - М.,2001.

Расинская Е.И., Сидоренко В.И. Моделирование и художественное оформление одежды - Ростов/н-Д, Феникс, 2002