litceysel.ru
добавить свой файл
1
ГОУ СПР «Нижегородский педагогический колледж»



Чеснокова Ирина Александровна

Студентка 204з4группы

Специальность «Дошкольное образование»


Аппликация из бумаги

Контрольная работа


Проверила:

Бубнова Валентина Ивановна


Нижний Новгород 2010


План:

1. Понятия об аппликации. Использование в МДОУ.

2. Виды аппликации особенности аппликаций.

3. Последовательность выполнения аппликаций.

4. Приемы вырезания изображения.


1. Понятия об аппликации. Использование в МДОУ.



  • Аппликация (от латинского слова applikatio – прикладывание) – один из видов изобразительной техники, основанный на вырезании, наложение различных форм и закреплении их на другом материале, принятом на фон. Понятие «аппликация» включает способы создания художественных произведений из различных по своим свойствам и фактуре материалов, объединенных сходством техники выполнения. Каждый материал имеет свои особенности, которые оказывают определяющее влияние на технику выполнения аппликации. Например, бумага, солома, засушенные растения, береста, прикрепляется к форме различными клеями. Ткани, коже, мех, войлок обычно пришиваются; тополиный пух накладывается на бархатную бумагу. Аппликация – наиболее простой и доступный способ создания художественных работ, при котором сохраняется реалистическая основа самого изображения. Это дает возможность широко использовать аппликацию не только в оформительских целях (при изготовлении наглядных пособий, пособий к различным играм, игрушек, флажков, сувениров к праздничным датам, украшений праздничных и других костюмов, оформление стенгазет, стендов, выставок, помещений детского сада), но и создании картин, панно, орнаментов и т.д.


Приобщение ребенка к миру прекрасного открывает перед ним богатство и красоту окружающей жизни, способствует развитию потребности не только в созерцании мира, но и активном его познании, преобразовании. В. А. Сухомлинский говорил, что ребенок по своей природе — пытливый исследователь, открыватель мира, что детское сердце чутко к призыву творить красоту. Важно только, чтобы за призывами следовал труд, чтобы труд стал потребностью.



Процесс создания аппликации состоит из целого ряда последовательно выполняемых действий, требующих от ребенка достаточно высокого уровня развития изобразительных и технических умений, а также сосредоточенности, настойчивости, выдержки, аккуратности, самостоятельности.


  • Недостаточная степень развития технических умений тормозит работу воображения, сковывает детскую инициативу, снижает качество результатов деятельности. И наоборот, если ребенок хорошо владеет приемами вырезания, наклеивания, вышивания аппликации на основу, внимание его направляется на создание разных по форме, величине, окраске комбинаций, что приводит к новым, оригинальным результатам, стимулирует творческое отношение к работе. Это возможно только тогда, когда воспитатель умело, регулирует и применяет на занятиях наиболее эффективные методы обучения, когда задания даются не только в готовом виде, но чаще требуют от детей активного, созидательного, а не репродуктивного применения усвоенных знаний и умений.



  • На занятиях дошкольники знакомятся со свойствами разных материалов (кожа, бумага, солома, ткань и т. д.), учатся различать геометрические фигуры, цвета, устанавливать соотношение частей по величине и объединять части в целое, выделять строение, положение предмета в пространстве, ориентироваться на листе бумаги. Каждый ребенок практически усваивает понятие о ритме, симметрии, гармонии. У детей совершенствуется глазомерная функция, умение оценивать и исправлять путем анализа допущенные ошибки (до закрепления фигур на плоскости); развивается речь: дети овладевают правильными словесными обозначениями направлений (слева, справа, в середине, по углам, сверху, снизу). Они учатся группировать округлые, прямоугольные, косоугольные, многоугольные фигуры, правильно называть величинные понятия (длинный — короткий, узкий — широкий, высокий — низкий, больше — меньше, пополам, вдвое, вчетверо и т. д.). Эти знания дошкольники целенаправленно применяют в практической деятельности.





  • Большая роль в аппликации принадлежит ее цветовому оформлению, что оказывает огромное воздействие на развитие художественного вкуса детей. Цвет эмоционально влияет на малыша, увлекая его красочностью, яркостью. Поэтому важно целенаправленно развивать чувство цвета как наиболее доступное представление о красоте окружающего мира и произведений искусства. Воспитатель должен постоянно разъяснять детям, почему нужно брать для аппликации тот или иной цвет, какие к нему подходят сочетания, чтобы наиболее выразительно передать определенное содержание. По принципу контрастного сопоставления окраски выполняются такие аппликации, как «Ночь», «Поздняя осень», «Зима», «Тракторы на полях». Яркие цветовые акценты используются в заданиях декоративного характера, по сюжетам сказок, мультфильмов. Гармоничные сочетания, составленные из близких по звучанию тонов, помогают передать явления природы («Весна пришла», «Первые цветы»), составить композиции типа букета, украшения ковров, тканей. Дети должны научиться видеть красоту и передавать ее в соразмерных формах, рациональном симметричном и асимметричном чередовании, вариативной трактовке.



  • На занятиях дошкольники овладевают целым рядом трудовых умений, связанных с обработкой материала (складывание, вырезание, наклеивание), применением инструментов (ножницы, клей, кисточка и т. д.). Дети должны научиться работать аккуратно, планомерно, стремиться к достижению положительного результата, преодолевая трудности и прилагая волевые усилия. У них формируется культура труда (заранее готовят необходимые материалы, приводят рабочее место в порядок, планируют последовательность выполнения задания, после занятия убирают материал и инструменты). У ребят совершенствуются и координируются движения рук, формируются такие качества, как точность, быстрота, плавность. Это становится возможным при систематическом, плановом проведении занятий, организации самостоятельной художественной деятельности, последовательном выполнении программных требований в каждой возрастной группе, постепенном усложнении заданий по мере приобретения опыта. Дети должны научиться разносторонне применять полученные умения в других видах изобразительной деятельности (рисование, лепка, конструирование).





  • На занятиях по аппликации у дошкольников воспитывается умение работать и созидать в коллективе, руководствуясь при этом не только личными интересами, но и интересами своих сверстников, содержанием, и необходимостью совместной деятельности. Это предполагает совершенствование таких черт личности ребенка, как требовательность к себе и другим, ответственное отношение к порученному делу, осуществление принципов сознательности, дисциплины, взаимопомощи и поддержки. Дошкольники получают возможность проявить самостоятельность и инициативу, испытать чувство радости от достижения положительного результата при совместных усилиях.




  • Уровень овладения умениями и навыками, предусмотренными программой по аппликации, позволяет осуществить и определить степень готовности каждого ребенка к успешному обучению в школе, дальнейшему усвоению содержания и техники разных видов художественного ремесла.



2. Виды аппликаций из бумаги.


Виды аппликаций из бумаги:

- предметной (аппликации сначала нося силуэтный характер, они дают представление о способе изобразительной техники, развивают умение видеть и передавать форму, высоту и ширину).

  • вырезание изображений симметричного строения из одноцветной бумаги (листья простой формы, листья сложной формы, вырезание прямы и изогнутых веток, вазы различной формы, вырезание деревьев, людей, машин, и т.д.)

  • вырезание из бумаги сложенной в несколько раз – этот прием используется тогда, когда надо получить много одинаковых изображений, например, дидактических игр, атрибутов к подвижным творческим играм и т.д.

  • вырезание многоцветной аппликации – выполнение этого вида аппликации связано с деление изображения на части, подбором соответствующих цветов бумаги для каждого из них.
  • Вырезание части из изображения и подклеивания под нее подкладки – этот прием придает живописность и выразительность.


- сюжетной (сюжет-это определенное событие, ситуация, явление, изображенное в произведении). Например: «Салют победы», «Вечерняя Москва», «Полет в космос », «Наша Родина », «Колхозный сад », « Птицы прилетели » и т.д.

  • сюжетные аппликации могут быть несложными по содержанию, композиции и сложными, динамичными по действию, с большим количеством персонажей, предметов, деталей.

- декоративной (вид, включающий орнаменты, узоры, которыми можно украсить различные предметы).

  • аппликации декоративные из одноцветной бумаги.

  • аппликации декоративные из разноцветной бумаги.

  • аппликация декоративная с подклеиванием канта:

- оформление кантом некоторых частей узора;

- оформление всех частей узора;

- обрезка канта «полумесяцем»;

  • декоративно-орнаментальные композиции с кантом:

- по форме орнаменты бывают бесконечные;

- и замкнутые;

  • узор с кантом на квадрате.

  • узор с кантом на круге.

  • узор с кантом на овале.



3. Последовательность выполнения аппликаций.


Работа над аппликацией выполняется в определенной последовательности, о которой необходимо всегда помнить и которую следует всегда соблюдать. Любая аппликация начинается:

    • с выбора сюжета, за которым следует

    • составление эскиза к аппликации,

    • подбор бумаги,

    • вырезание деталей изображения,

    • раскладывание их на фоне,

    • наклеивание,

    • высушивание.



4. Приемы вырезания симметричных и не симметричных изображений.



  • Силуэт – вырезание из целого куска бумаги.
  • Подбор геометрической формы (вырезание солнышка из квадрата).


  • Вырезание по частям и составление из них целого изображения (многоцветные аппликации).

  • Вырезание симметричных форм путем складывания бумаги пополам – книжкой (одна сторона является зеркальным отображением другой).

  • Вырезание из бумаги, сложенной в несколько раз – гармошкой, чтобы получилось большое количество одинаковых изображений.

  • Вырезание из изображения части и подклеивания под нее подкладки – этот прием придает выразительность и живописность.

  • Разрезания изображения в нужных местах и раздвигание узора по этим разрезам.



Литература:

1. Гусакова М.А. Аппликация: Учебное пособие для учащихся педагогических училищ по специальности № 2002 «Дошкольное воспитание» и № 2010 «Воспитание в дошкольных учреждениях». – М.: Просвещение, 1997.

2. Методические рекомендации к «Программе воспитания и обучения в детском саду» (сост. Л.В. Руссова) - М.: Просвещение, 1986.

3. www.qooqle.ru