litceysel.ru
добавить свой файл
1
Санкт-Петербургский Университет


культуры и искусств


Факультет культуры семьи и детства


Контрольная работа


Тема: «Программа «Вдохновение».


Студентка: Антонова(Князева)

Инна Владимировна

Специальность: детское творчество

Группа: 26451(410-з5 СКД) 2011-2012г.

Преподаватель: Явленская

Наталья Степановна


Санкт –
Петербург

2012 год.

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №184

КАЛИНИНСКОГО РАЙОНА



Обсуждено на заседании

педагогического совета школы №184

протокол № от ________________г.

«УТВЕРЖДАЮ»

Директор школы №184

_____________________ /В.М.Максимчук/

«______»_____________2012г.




Программа педагогического лектория для родителей

«Вдохновение»

( Программа педагогического лектория для родителей, комплексно – целевая,

духовно-нравственной направленности)


Срок реализации программы: 1 год


Автор-составитель:

Князева(Антонова )

Инна Владимировна,

педагог дополнительного образования


Санкт-Петербург

2012 год

Пояснительная записка.

Программа педагогического лектория для родителей, комплексно – целевая «Вдохновение» относится к духовно-нравственной направленности.

В наше современное время, век технологии, научно-технического прогресса требуются высокие знания и умения. Поэтому хотелось бы видеть в современных детях хорошо воспитанных и образованных граждан. На это тратятся нашим государством огромные ресурсы, время, деньги, энергия, но, увы, в обществе продолжают господствовать человеческие страсти и пороки. Порой мы забываем, что такое воспитание и образование в истинном значении этих слов. Образование происходит от слова «образ». Это значит в изначальном смысле – придать ребенку некий искомый образ, т.е. говоря современным языком, воспитать его. А воспитать – значит восполнить то, что дано было изначально Богом, дать душе питание духовное. Так на каких духовных ценностях, в стремлении к какому идеалу, образу воспитывать наших детей?


В нашей школе мы определились с этим: на системе народных традиций, жизненных ценностей и норм. Народные традиции являются лучшими духовно-нравственными ценностями русского общества и основой русского воспитания. Поэтому так важно восстановить, укрепить и совершенствовать традиционное российское воспитание, построенное на основе русско-народных традиций без них оно лишается своих корней, своего фундамента. Одна из главных традиционных ценностей – семья. Не менее важные – отечество, человек, труд, мир, культура.

Результаты опроса учащихся школы показали, что еще немало у нас учеников с недостаточно сформированными ценностными ориентирами. Обеспокоенность вызывает характер отношений школьников к своему внутреннему миру, своему душевному «Я», а также к другому человеку, такому же, как Я сам; и к иным людям, к людям иной культуры, иной национальности, веры.

Это вызвало необходимость скорректировать воспитательную программу школы, сделав в ней акцент на духовно-нравственное воспитание и народные традиции.

Особой корректировки в этом направлении требует работа с семьей, т.к. сохранение духовно-нравственного здоровья детей зависит, в первую очередь, от духовно-нравственного климата семьи, и детские проблемы также вызваны преимущественно отсутствием духовно-нравственных традиций семейного воспитания.

Комплексно-целевая программа духовно-нравственного воспитания «Воображение» призвана систематизировать и углубить всю деятельность школы по духовно-нравственному воспитанию, включая патриотическое, трудовое, спортивно-оздоровительное, художественно-эстетическое воспитание, наполняя его духовным содержанием на основе народных традиций воспитания и образования.

Чрезвычайно важно создание пространства духовно-нравственной культуры в образовательном учреждении. Именно это, на наш взгляд, является важнейшим условием и фактором успеха в воспитании.

Актуальность: настоящей программы состоит в том, что её реализация позволяет приобщить детей и родителей к совместной деятельности, способствует объединению и сплочению семьи, помогает найти новые способы и грани общения в семье друг с другом, что с одной стороны, оказывает благотворное воздействие на формирование их духовно-нравственной сферы, учит отличать подлинное искусство от подделок массового искусства,


Цель: содействовать формированию у родителей духовно-нравственного воспитания детей посредством народных традиций.

Задачи:


  1. Создать условия для приобщения к народным традициям всех участников образовательного процесса.

  2. Активизировать просветительскую деятельность, организовать обмен опытом и необходимой информацией по духовно-нравственному образованию.

  3. Развивать и укреплять чувство любви к Родине на основе изучения национальных культурных традиций.

  4. Ориентировать семью на духовно-нравственное воспитание детей путем ознакомления родителей с народными традициями.

  5. Познакомить родителей с традиционными и наиболее эффективными методами воспитания детей, для укрепления семейных отношений.

Воспитательные:

1. Создать комфортный психологический климат внутри коллектива, способствующий неформальному интересу к образовательному предмету и творческому общению родителей.

2. Привитие интереса к истории и культуре своего народа.

3. Воспитание чувства товарищества, чувства личной и коллективной ответственности.

4. Воспитание нравственных качеств по отношению к окружающим (доброжелательность, отзывчивость, чувство товарищества, толерантность)

Развивающие:

1. На основе знаний истории, знакомства с изделиями декоративно-прикладного искусства способствовать развитию творчества и созданию детьми и родителями предметов декоративно-прикладного искусства.

Особенность данной программы – подбор методики обучения с учётом совместной работы родителей и детей. Для результативности обучения задания подобраны так, чтобы процесс обучения осуществлялся непрерывно от простого к более сложному.

По уровню освоения знаний, умений, навыков программа является общекультурной.

Условия реализации программы:

Программа предназначена для родителей и детей начальных классов.

Режим занятий. Занятия проводятся 1 раза в неделю по 2 часа

Условия набора. В коллектив принимаются все желающие, не имеющие противопоказаний по состоянию здоровья.

Формы проведения занятий: беседы, практические занятия, консультации психолога, игровые занятия, открытые занятия, оформление выставок, экскурсии в музеи, на выставки. Лекциям и беседам предшествуют практические работы.

Ожидаемые результаты реализации программы:

В результате изучения теоретических тем и выполнения практических заданий

- родители узнают разнообразные методы и методики в воспитании детей;

- повысится уровень знаний об отечественной истории и культуре;

- обогатится духовный мир;

- появится опыт нравственного поведения;


  • появится потребность в духовно-нравственном совершенствовании.



Тематическое планирование 1 года обучения.




п/п

Тема

Количество часов

Всего

Теория

Практика

1.

Вводное занятие

2

2



2.

Проблемы духовно-нравственного воспитания.

2


2



3.

Консультация психолога.

2

2



4.

Методы воспитания.

8

4

4

5.

Духовное здоровье семьи.

8

2

6


6.

Общение.

10

6

4

7.

Формирование духовного мира ребенка.

14

6

8

8.

Исторические корни.

8

4

4

9.

Народное творчество.

14

4

10

10.

Подведение итогов.

4

2

2

Всего часов


72

34

38


Содержание программы 1 года обучения.


Тема 1.

Теория. Вводное занятие. Формирование группы. Знакомство с программой и педагогическим коллективом. Анкеты, игры, загадки, тесты.

Тема 2.

Теория. Проблемы духовно-нравственного воспитания.

Раскрыть родителям проблему и пути её решения в духовно-нравственном воспитании современных детей.

Тема 3.

Теория. Консультация психолога. Тестирование.

Тема 4.

Теория. Методы воспитания.

Основные задачи воспитания в семье. Распределение ролей и обязанностей. Различные методы и методики воспитания детей.

Практика. Проведение методик и тестов совместно с психологом.

Тема 5.

Теория. Духовное здоровье семьи.

Духовное здоровье, климат, стабильность в семье.

Практика. Проведение методик и тестов совместно с психологом.

Тема 6.

Теория. Общение.

Общение родителей с детьми. Проблемы. Конфликты.

Практика. Проведение тренингов и тестов совместно с психологом.

Тема 7.

Теория. Формирование духовного мира ребенка.

Общие понятия духовного мира. Различные исторические факты. Роль искусства в духовном мире.

Практика. Экскурсии в различные музеи города. ( Эрмитаж, Этнографический и Русский музеи).

Тема 8.

Теория. Исторические корни.

История национальных традиций, обычаев, праздников.


Практика. Конкурс «Семейный архив». Совместный рассказ родителей и детей о сложившихся традициях в их семье. Как отмечаются праздники. Показ фотографий и вещей имеющих отношение к истории семьи.

Тема 9.

Теория. Народное творчество.

Виды, разновидности народного творчества и их применение (вышивка, лоскутная техника, кукла).

Практика. Совместное изготовление родителей и детей сувениров в различных техниках.

Тема 10.

Теория. Подведение итогов. Оформление совместной выставки. Награждение.


Материально-техническое обеспечение.


Для успешной реализации программы «Вдохновение» необходимы следующие материалы и инструменты:

- доска, мел или маркеры


      • столы, стулья, настольные лампы

      • компьютеры

      • бумага, ручки, карандаши, линейки

      • материал

      • иголки

Занятия проводятся в хорошо освещенном помещении.


Методическое обеспечение.

Для реализации программы «Вдохновение» необходимы следующие пособия и дидактические материалы.

Литература:

  1. Азаров Ю.П. Семейная педагогика. - М.., 1985

  2. Анастази А. Психологическое тестирование. - М., 1982.

  3. Беншаминова М.В. Воспитание детей. - М., 1985

  4. Большая энциклопедия психологических тестов /авт-сост. А.Карелин.-М.:Эксмо, 2009.- 416 с.

  5. Высоцкая Е. В., Куликович Л. Н. Подарки своими руками.- Минск:Харвест,2004.
  6. Духовно-нравственные основы семьи. Хрестоматия для учителя. Часть II . Семья в русской литературе.- М., «Школьная пресса», 2001.


  7. Котова И.Н., Котова А.С. Русские обряды и традиции. Народная кукла.- СПб.: «Паритет», 2006.- 240 с.

  8. Медведь Э.И. Эстетическое воспитание школьников в системе дополнительного образования. Учебное пособие.- М., «РОН», 2002

  9. Мухина В.С. Возрастная психология. – М., 1997.

  10. Терский В.Н., Кель О.С. Игра. Творчество. Жизнь. Организация досуга школьников.– М., 1966.

  • Копии картин, экспонаты искусства

  • Анкеты для родителей и детей.

  • Тесты, методики по темам занятия.



Тематические папки.

- Проблемы духовно-нравственного воспитания.

- Методы воспитания.

- Духовное здоровье семьи.

- Общение.

- Формирование духовного мир ребенка.

- Исторические корни.

- Народное творчество(вышивка, лоскутная техника, кукла).

Конспекты занятий.

- Проблемы духовно-нравственного воспитания.

- Методы воспитания.

- Духовное здоровье семьи.

- Общение.

- Формирование духовного мир ребенка.

- Исторические корни.

- Народное творчество(вышивка, лоскутная техника, кукла).

-Вышивка

- Лоскутная техника

- Куклы

Карточки.

- Чертежи выкроек

- шаблоны, рисунки

- таблицы, схемы

Материалы для бесед.

- Литература

- Конспекты занятий

- Тематические папки

  • анкеты, тесты




Список литературы:


1. Азаров Ю.П. Семейная педагогика. - М.., 1985


  1. Анастази А. Психологическое тестирование. - М., 1982.

  2. Анзор Линда. Дети и семейный конфликт. - М., 1988.

  3. Беншаминова М.В. Воспитание детей. - М., 1985

  4. Большая энциклопедия психологических тестов /авт-сост. А.Карелин.-М.:Эксмо, 2009.- 416 с.

  5. Войдинова Н.М. Куклы в доме.- М.: Профиздат, 1998

  6. Выгонов В.В., Галямова Э.М. Вышивка. М., Издательский дом МСП, 2006

  7. Высоцкая Е. В., Куликович Л. Н. Подарки своими руками.- Минск:Харвест,2004.

  8. Вышивка.-Л.:ООО «Красико- принт»,1997.

  9. Голод С.И. Стабильность семьи: социологический и демографический аспекты. – Л., Наука, 1984

  10. Духовно-нравственные основы семьи. Хрестоматия для учителя. Часть II . Семья в русской литературе.- М., «Школьная пресса», 2001.

  11. Кон И.С. В поисках себя. – М., 1984.

  12. Котова И.Н., Котова А.С. Русские обряды и традиции. Народная кукла.- СПб.: «Паритет», 2006.- 240 с.

  13. Лесгафт П.М. Семейное воспитание ребенка и его значение. - М., 1991

  14. Медведь Э.И. Эстетическое воспитание школьников в системе дополнительного образования. Учебное пособие.- М., «РОН», 2002

  15. Мухина В.С. Возрастная психология. – М., 1997.

  16. Платонов К.К. Структура и развитие личности. – М., Наука,1986.

  17. Пэчворг или лоскутная техника. Практическое пособие / автор-сост. Барышникова Т.- СПб.:»Корона принт»,1999.
  18. Терский В.Н., Кель О.С. Игра. Творчество. Жизнь. Организация досуга школьников.– М., 1966.