Санкт-Петербургский Университет
культуры и искусств
Факультет культуры семьи и детства
Контрольная работа
Тема: «Программа «Вдохновение».
Студентка: Антонова(Князева)
Инна Владимировна
Специальность: детское творчество
Группа: 26451(410-з5 СКД) 2011-2012г.
Преподаватель: Явленская
Наталья Степановна
Санкт – Петербург
2012 год.
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №184
КАЛИНИНСКОГО РАЙОНА
-
Обсуждено на заседании
педагогического совета школы №184
протокол № от ________________г.
«УТВЕРЖДАЮ»
Директор школы №184
_____________________ /В.М.Максимчук/
«______»_____________2012г.
|
Программа педагогического лектория для родителей
«Вдохновение»
(
Программа педагогического лектория для родителей, комплексно – целевая,
духовно-нравственной направленности)
Срок реализации программы: 1 год
Автор-составитель:
Князева(Антонова )
Инна Владимировна,
педагог дополнительного образования
Санкт-Петербург
2012 год
Пояснительная записка.
Программа педагогического лектория для родителей, комплексно – целевая «Вдохновение» относится к духовно-нравственной направленности.
В наше современное время, век технологии, научно-технического прогресса требуются высокие знания и умения. Поэтому хотелось бы видеть в современных детях хорошо воспитанных и образованных граждан. На это тратятся нашим государством огромные ресурсы, время, деньги, энергия, но, увы, в обществе продолжают господствовать человеческие страсти и пороки. Порой мы забываем, что такое воспитание и образование в истинном значении этих слов. Образование происходит от слова «образ». Это значит в изначальном смысле – придать ребенку некий искомый образ, т.е.
говоря современным языком, воспитать его. А воспитать – значит восполнить то, что дано было изначально Богом, дать душе питание духовное. Так на каких духовных ценностях, в стремлении к какому идеалу, образу воспитывать наших детей?
В нашей школе мы определились с этим: на системе народных традиций, жизненных ценностей и норм. Народные традиции являются лучшими духовно-нравственными ценностями русского общества и основой русского воспитания. Поэтому так важно восстановить, укрепить и совершенствовать традиционное российское воспитание, построенное на основе русско-народных традиций без них оно лишается своих корней, своего фундамента. Одна из главных традиционных ценностей – семья. Не менее важные – отечество, человек, труд, мир, культура.
Результаты опроса учащихся школы показали, что еще немало у нас учеников с недостаточно сформированными ценностными ориентирами. Обеспокоенность вызывает характер отношений школьников к своему внутреннему миру, своему душевному «Я», а также к другому человеку, такому же, как Я сам; и к иным людям, к людям иной культуры, иной национальности, веры.
Это вызвало необходимость скорректировать воспитательную программу школы, сделав в ней акцент на духовно-нравственное воспитание и народные традиции.
Особой корректировки в этом направлении требует работа с семьей, т.к. сохранение духовно-нравственного здоровья детей зависит, в первую очередь, от духовно-нравственного климата семьи, и детские проблемы также вызваны преимущественно отсутствием духовно-нравственных традиций семейного воспитания.
Комплексно-целевая программа духовно-нравственного воспитания «Воображение» призвана систематизировать и углубить всю деятельность школы по духовно-нравственному воспитанию, включая патриотическое, трудовое, спортивно-оздоровительное, художественно-эстетическое воспитание, наполняя его духовным содержанием на основе народных традиций воспитания и образования.
Чрезвычайно важно создание пространства духовно-нравственной культуры в образовательном учреждении. Именно это, на наш взгляд, является важнейшим условием и фактором успеха в воспитании.
Актуальность: настоящей программы состоит в том, что её реализация позволяет приобщить детей и родителей к совместной деятельности, способствует объединению и сплочению семьи, помогает найти новые способы и грани общения в семье друг с другом, что с одной стороны, оказывает благотворное воздействие на формирование их духовно-нравственной сферы, учит отличать подлинное искусство от подделок массового искусства,
Цель: содействовать формированию у родителей духовно-нравственного воспитания детей посредством народных традиций.
Задачи:
Создать условия для приобщения к народным традициям всех участников образовательного процесса.
Активизировать просветительскую деятельность, организовать обмен опытом и необходимой информацией по духовно-нравственному образованию.
Развивать и укреплять чувство любви к Родине на основе изучения национальных культурных традиций.
Ориентировать семью на духовно-нравственное воспитание детей путем ознакомления родителей с народными традициями.
Познакомить родителей с традиционными и наиболее эффективными методами воспитания детей, для укрепления семейных отношений.
Воспитательные:
1. Создать комфортный психологический климат внутри коллектива, способствующий неформальному интересу к образовательному предмету и творческому общению родителей.
2. Привитие интереса к истории и культуре своего народа.
3. Воспитание чувства товарищества, чувства личной и коллективной ответственности.
4. Воспитание нравственных качеств по отношению к окружающим (доброжелательность, отзывчивость, чувство товарищества, толерантность)
Развивающие:
1. На основе знаний истории, знакомства с изделиями декоративно-прикладного искусства способствовать развитию творчества и созданию детьми и родителями предметов декоративно-прикладного искусства.
Особенность данной программы – подбор методики обучения с учётом совместной работы родителей и детей. Для результативности обучения задания подобраны так, чтобы процесс обучения осуществлялся непрерывно от простого к более сложному.
По уровню освоения знаний, умений, навыков программа является
общекультурной.
Условия реализации программы:
Программа предназначена для родителей и детей начальных классов.
Режим занятий. Занятия проводятся 1 раза в неделю по 2 часа
Условия набора. В коллектив принимаются все желающие, не имеющие противопоказаний по состоянию здоровья.
Формы проведения занятий: беседы, практические занятия, консультации психолога, игровые занятия, открытые занятия, оформление выставок, экскурсии в музеи, на выставки. Лекциям и беседам предшествуют практические работы.
Ожидаемые результаты реализации программы:
В результате изучения теоретических тем и выполнения практических заданий
- родители узнают разнообразные методы и методики в воспитании детей;
- повысится уровень знаний об отечественной истории и культуре;
- обогатится духовный мир;
- появится опыт нравственного поведения;
появится потребность в духовно-нравственном совершенствовании.
Тематическое планирование 1 года обучения.
№
п/п
|
Тема
|
Количество часов
|
Всего
|
Теория
|
Практика
|
1.
|
Вводное занятие
|
2
|
2
| |
2.
|
Проблемы духовно-нравственного воспитания.
|
2
|
2
| |
3.
|
Консультация психолога.
|
2
|
2
| |
4.
|
Методы воспитания.
|
8
|
4
|
4
|
5.
|
Духовное здоровье семьи.
|
8
|
2
|
6
|
6.
|
Общение.
|
10
|
6
|
4
|
7.
|
Формирование духовного мира ребенка.
|
14
|
6
|
8
|
8.
|
Исторические корни.
|
8
|
4
|
4
|
9.
|
Народное творчество.
|
14
|
4
|
10
|
10.
|
Подведение итогов.
|
4
|
2
|
2
|
Всего часов
|
72
|
34
|
38
|
Содержание программы 1 года обучения.
Тема 1.
Теория. Вводное занятие. Формирование группы. Знакомство с программой и педагогическим коллективом. Анкеты, игры, загадки, тесты.
Тема 2.
Теория. Проблемы
духовно-нравственного воспитания.
Раскрыть родителям проблему и пути её решения в духовно-нравственном воспитании современных детей.
Тема 3.
Теория. Консультация психолога. Тестирование.
Тема 4.
Теория. Методы воспитания.
Основные задачи воспитания в семье. Распределение ролей и обязанностей. Различные методы и методики воспитания детей.
Практика. Проведение методик и тестов совместно с психологом.
Тема 5.
Теория. Духовное здоровье семьи.
Духовное здоровье, климат, стабильность в семье.
Практика. Проведение методик и тестов совместно с психологом.
Тема 6.
Теория. Общение.
Общение родителей с детьми. Проблемы. Конфликты.
Практика. Проведение тренингов и тестов совместно с психологом.
Тема 7.
Теория. Формирование духовного мира ребенка.
Общие понятия духовного мира. Различные исторические факты. Роль искусства в духовном мире.
Практика. Экскурсии в различные музеи города. ( Эрмитаж, Этнографический и Русский музеи).
Тема 8.
Теория. Исторические корни.
История национальных традиций, обычаев, праздников.
Практика. Конкурс «Семейный архив». Совместный рассказ родителей и детей о сложившихся традициях в их семье. Как отмечаются праздники. Показ фотографий и вещей имеющих отношение к истории семьи.
Тема 9.
Теория. Народное творчество.
Виды, разновидности народного творчества и их применение (вышивка, лоскутная техника, кукла).
Практика. Совместное изготовление родителей и детей сувениров в различных техниках.
Тема 10.
Теория. Подведение итогов. Оформление совместной выставки. Награждение.
Материально-техническое обеспечение.
Для успешной реализации программы «Вдохновение» необходимы следующие материалы и инструменты:
- доска, мел или маркеры
столы, стулья, настольные лампы
компьютеры
бумага, ручки, карандаши, линейки
материал
иголки
Занятия проводятся в хорошо освещенном помещении.
Методическое обеспечение.
Для реализации программы «Вдохновение» необходимы следующие пособия и дидактические материалы.
Литература:
Азаров Ю.П. Семейная педагогика. - М.., 1985
Анастази А. Психологическое тестирование. - М., 1982.
Беншаминова М.В. Воспитание детей. - М., 1985
Большая энциклопедия психологических тестов /авт-сост. А.Карелин.-М.:Эксмо, 2009.- 416 с.
Высоцкая Е. В., Куликович Л. Н. Подарки своими руками.- Минск:Харвест,2004.
-
Духовно-нравственные основы семьи. Хрестоматия для учителя. Часть II . Семья в русской литературе.- М., «Школьная пресса», 2001.
Котова И.Н., Котова А.С. Русские обряды и традиции. Народная кукла.- СПб.: «Паритет», 2006.- 240 с.
Медведь Э.И. Эстетическое воспитание школьников в системе дополнительного образования. Учебное пособие.- М., «РОН», 2002
Мухина В.С. Возрастная психология. – М., 1997.
Терский В.Н., Кель О.С. Игра. Творчество. Жизнь. Организация досуга школьников.– М., 1966.
Копии картин, экспонаты искусства
Анкеты для родителей и детей.
Тесты, методики по темам занятия.
Тематические папки.
- Проблемы
духовно-нравственного воспитания.
- Методы воспитания.
- Духовное здоровье семьи.
- Общение.
- Формирование духовного мир ребенка.
- Исторические корни.
- Народное творчество(вышивка, лоскутная техника, кукла).
Конспекты занятий.
- Проблемы
духовно-нравственного воспитания.
- Методы воспитания.
- Духовное здоровье семьи.
- Общение.
- Формирование духовного мир ребенка.
- Исторические корни.
- Народное творчество(вышивка, лоскутная техника, кукла).
-Вышивка
- Лоскутная техника
- Куклы
Карточки.
- Чертежи выкроек
- шаблоны, рисунки
- таблицы, схемы
Материалы для бесед.
- Литература
- Конспекты занятий
- Тематические папки
Список литературы:
1. Азаров Ю.П. Семейная педагогика. - М.., 1985
Анастази А. Психологическое тестирование. - М., 1982.
Анзор Линда. Дети и семейный конфликт. - М., 1988.
Беншаминова М.В. Воспитание детей. - М., 1985
Большая энциклопедия психологических тестов /авт-сост. А.Карелин.-М.:Эксмо, 2009.- 416 с.
Войдинова Н.М. Куклы в доме.- М.: Профиздат, 1998
Выгонов В.В., Галямова Э.М. Вышивка. М., Издательский дом МСП, 2006
Высоцкая Е. В., Куликович Л. Н. Подарки своими руками.- Минск:Харвест,2004.
Вышивка.-Л.:ООО «Красико- принт»,1997.
Голод С.И. Стабильность семьи: социологический и демографический аспекты. – Л., Наука, 1984
Духовно-нравственные основы семьи. Хрестоматия для учителя. Часть II . Семья в русской литературе.- М., «Школьная пресса», 2001.
Кон И.С. В поисках себя. – М., 1984.
Котова И.Н., Котова А.С. Русские обряды и традиции. Народная кукла.- СПб.: «Паритет», 2006.- 240 с.
Лесгафт П.М. Семейное воспитание ребенка и его значение. - М., 1991
Медведь Э.И. Эстетическое воспитание школьников в системе дополнительного образования. Учебное пособие.- М., «РОН», 2002
Мухина В.С. Возрастная психология. – М., 1997.
Платонов К.К. Структура и развитие личности. – М., Наука,1986.
Пэчворг или лоскутная техника. Практическое пособие / автор-сост. Барышникова Т.- СПб.:»Корона принт»,1999.
-
Терский В.Н., Кель О.С. Игра. Творчество. Жизнь. Организация досуга школьников.– М., 1966.