litceysel.ru
добавить свой файл
1


КОНЦЕПЦИЯ

по трудоустройству инвалидов в Омской области


1. Общие положения


1. Концепция действий по трудоустройству инвалидов (далее – Концепция) является базовым документом, определяющим политику Правительства Омской области в сфере решения социальных, профессиональных, экономических проблем трудоустройства инвалидов. Концепция разработана в целях повышения уровня профессиональной реабилитации инвалидов, а также более полной интеграции данной категории граждан в рынок труда Омской области.

Концепция определяет цели, задачи, основные направления развития сферы трудоустройства инвалидов, а также механизмы реализации основных направлений.

Концепция разработана в соответствии с:


  1. Конституцией Российской Федерации;

  2. Концепцией долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 года № 1662-р;

  3. Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года № 597
    "О мероприятиях по реализации государственной социальной политики";

  4. Стратегией социально-экономического развития Омской области до 2020 года, утвержденной Указом Губернатора Омской области от 13 февраля 2006 года № 18.


2. Анализ профессионально-квалификационной структуры инвалидов

Омской области

2. Министерством труда и социального развития Омской области (далее – Министерство труда) проведен анализ профессионально-квалификационной структуры инвалидов на основе информации, полученной от Федерального казенного учреждения "Главное бюро медико-социальной экспертизы по Омской области" (далее – МСЭ), общественных объединений инвалидов, Главного управления государственной службы занятости населения Омской области (далее – Главное управление), Министерства образования Омской области (далее – Министерство образования), который показал следующее.


3. По состоянию на 1 января 2013 года в Омской области проживает
150,6 тыс. граждан с ограниченными возможностями здоровья, в том числе 7,3 тыс. детей-инвалидов до 18 лет.

В базе данных МСЭ за 2011 зарегистрировано 31,9 тыс. инвалидов, в том числе инвалидов трудоспособного возраста – 16,4 тыс. человек, что составляет
51,0 процента от общего количества инвалидов, прошедших освидетельствование. Трудовые рекомендации были даны 15,5 тыс. гражданам, что составляет
48,0 процента от общего количества инвалидов и 93,0 процента от количества инвалидов трудоспособного возраста.

Аналогичным образом выглядят данные МСЭ за 2012 год. Общее число инвалидов, прошедших освидетельствование в 2012 году, составляет
27,2 тыс. человек, из них число инвалидов трудоспособного возраста – 15,4 тыс. человек, что составляет 56,6 процента от общего числа инвалидов. Имеют трудовые рекомендации 13,4 тыс. человек, что составляет 49,3 процента от общего количества инвалидов и 87,0 процента от количества инвалидов трудоспособного возраста.

4. По данным общественных объединений инвалидов, основными причинами незанятости трудоспособных инвалидов являются:

1) отсутствие потребности в трудоустройстве – 35,9 процента от общего количества незанятых трудоспособных инвалидов;

2) отсутствие профессионального образования – 26,7 процента;

3) отказы работодателей в трудоустройстве инвалидов – 14,0 процента;

4) несоответствие имеющейся профессии медицинским противопоказаниям по здоровью – 10,6 процента;

5) не устраивает форма занятости – 8,0 процента;

6) отсутствие вакансий в соответствии с имеющимся профессиональным образованием – 4,8 процента.

5. По данным Главного управления в 2012 году, за содействием в поиске работы в учреждения государственной службы населения Омской обратились

1372 гражданина, относящегося к категории инвалидов, которые находятся в следующих возрастных группах:


от 50 до 60 лет – 44 процентов,

от 30 до 49 лет – 39,4 процента,

от 14 до 29 лет – 15,1 процента.

В большинстве случаев за содействием в поиске работы обращаются инвалиды – представители рабочих профессий. Численность трудоустроенных инвалидов на вакантные рабочие места в январе – декабре 2012 года составила
849 человек (доля трудоустройства инвалидов – 61,9 процента).

6. По данным Министерства образования, на территории Омской области в 2012 – 2013 учебном году в 35 учреждениях профессионального образования обучаются 338 человек, имеющих инвалидность. Из них:

166 человек – в учреждениях высшего профессионального образования,

145 человек – в учреждениях среднего профессионального образования,

27 человек – в учреждениях начального профессионального образования.

Образовательными учреждениями профессионального образования в
2013 году планируется выпуск 81 гражданина с ограниченными возможностями здоровья по следующим группам специальностей: химия и технология производства, бухгалтерский учет, финансы и маркетинг, педагогика, психология, швейное дело, а также по строительным, техническим и сельскохозяйственным специальностям.


3. Цель и задачи Концепции


7. Цель концепции – обеспечение инвалидам интеграции в открытый рынок труда, обеспечение равного, наряду с другими категориями граждан, доступа граждан с ограниченными возможностями здоровья к сфере занятости.


8. Задачи концепции:

1) совершенствование методов профессиональной ориентации инвалидов и создание системы психологического сопровождения инвалидов, имеющих способность к трудовой деятельности;

2) расширение возможностей профессионального образования и трудоустройства инвалидов;

3) создание экономических условий к использованию труда инвалидов работодателями Омской области;

4) создание системы информирования о трудоустройстве инвалидов, в частности, специалистов из числа инвалидов, о состоянии рынка труда.



4. Основные направления реализации Концепции


9. В концепции определены следующие основные направления:

1) профессиональная ориентация и психологическая поддержка детей-инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья.

Одно из основных условий социально-трудовой адаптации молодежи, имеющей инвалидность – получение профессии (специальности), соответствующей как показаниям по здоровью, так и индивидуальным профессиональным интересам и способностям.

Проведенное в октябре 2012 года бюджетным образовательным учреждением Омской области дополнительного профессионального образования "Центр профессиональной ориентации и психологической поддержки населения" (далее – БОУ "Омский центр профориентации") социологическое исследование, направленное на изучение профессиональных намерений 135 обучающихся старших классов специальных (коррекционных) школ-интернатов города Омска, показало следующие результаты.

В адресной помощи профконсультанта нуждается 42,6 процента респондентов, в дополнительных формах профинформирования о профессиях, распространенных на рынке труда Омской области, возможностях получения профессионального образования и рынке труда существует потребность у
52,6 процента опрошенных.

Наряду с проблемой выбора профессии (специальности) молодежь, имеющая инвалидность, зачастую сталкивается с проблемой получения выбранного профессионального образования. Расхождение между спросом на получение профессионального образования молодежью, имеющей инвалидность, и предложениями рынка образовательных услуг Омской области ставят вопрос о внедрении системы мониторинга профессиональных намерений молодежи, создании дополнительных учебных мест по профессиям (специальностям), ориентированных на обучение инвалидов с учетом особенностей их психофизиологического развития и индивидуальных возможностей.

Помимо внедрения мониторинга профессиональных намерений молодежи, актуально создание комплексной системы профориентации инвалидов трудоспособного возраста, поскольку в результате анализа профессионально-квалификационной структуры трудоспособных инвалидов, являющихся членами общественных организациях инвалидов, выявлено, что одними из проблем незанятости инвалидов являются психологические барьеры инвалидов, связанные с вопросами профессиональной переориентации, мотивацией к труду, заниженной самооценкой и отсутствием навыков эффективного поиска работы;


2) содействие профессиональному обучению инвалидов.

В Омской области формируется система непрерывного специального образования, направленная на решение вопросов преемственности между школьным и специальным профессиональным образованием. Молодежь из числа инвалидов имеет ограниченную возможность для продолжения обучения в учреждениях профессионального образования, что требует внедрения специализированных образовательных программ, дистанционного обучения, взаимосвязи рынка образовательных услуг и рынка труда, укрепления материально-технической базы образовательных учреждений;

3) содействие трудоустройству инвалидов.

Анализ существующей ситуации на рынке труда Омской области свидетельствует, что трудоустройство инвалидов в соответствии с медицинскими рекомендациями крайне затруднено как по причине количественного превышения числа инвалидов, нуждающихся в трудоустройстве, над количеством подходящих для них вакансий, так и в связи с профессионально-квалификационным дисбалансом спроса и предложения данной категории рабочей силы.

По состоянию на 1 января 2013 года на территории Омской области осуществляют деятельность 593 организации со среднесписочной численностью работников свыше 100 человек (по состоянию на 1 января 2012 года –
583 организации). Количество квотируемых рабочих мест составило 5068 единиц. Трудоустроены на данные рабочие места 5672 человека. Выполнение квоты для приема на работу инвалидов в Омской области на 1 января 2013 года составило
85,0 процента от общего числа квотируемых рабочих мест для трудоустройства инвалидов в Омской области (на 1 января 2012 года – 78,8 процента). Всего по состоянию на 1 января 2013 года 361 организацией, подлежащей квотированию рабочих мест, создано 388 специальных рабочих мест, что составило 60,9 процента от необходимого количества создания специальных рабочих мест в пределах установленной квоты по Омской области (по состоянию на 1 января 2012 года –

40,7 процента);


4) развитие механизмов стимулирования работодателей к использованию труда инвалидов.

Требования законодательства и социальная ответственность диктуют необходимость принимать на работу лиц с ограниченными возможностями здоровья, но трудоустройство инвалидов осложняется тем, что большинство из них нуждаются в специальных условиях труда. Установленные федеральным законодательством налоговые льготы для работодателей, использующих труд инвалидов (льготы по налогу на добавленную стоимость, земельному налогу, налогу на имущество, налогу на доходы физических лиц), не компенсируют требуемые расходы. Работодатели не заинтересованы в привлечении на работу инвалидов, объективно имеющих пониженную конкурентоспособность на рынке труда. Стимулированию работодателей к использованию труда инвалидов также будет способствовать развитие системы социального партнерства в данной сфере, поскольку позволяет максимально учесть интересы всех сторон при содействии профессиональной реабилитации инвалидов;

5) информационное обеспечение вопросов трудоустройства инвалидов.

Проблема занятости инвалидов требует повышенного внимания средств массовой информации (далее – СМИ), так как трудоустройство инвалидов является неотъемлемой частью комфортной среды их проживания, интеграции в общество.
С одной стороны, в материалах СМИ актуальным является подход, ориентированный на информирование о занятости инвалидов как полноценных членов общества (с учетом их возможностей вовлечения в трудовой процесс).
С другой стороны, политика освещения данной темы в СМИ должна включать не только создание системы информирования инвалидов о существующих возможностях трудоустройства и государственных программах, но и об опыте работодателей по вовлечению инвалидов в трудовой процесс, демонстрацию и распространение передового опыта среди работодателей, использующих труд инвалидов.


5. Основные мероприятия реализации концепции

10. Создание комплексной системы профориентации детей-инвалидов и молодежи с ограниченными возможностями здоровья предполагает выполнение следующих мероприятий:


1) разработка до 1 мая 2013 года БОУ "Омский центр профориентации" психолого-профориентационных программ, с использованием новых форм и методов предоставления информации, учитывающих нарушения здоровья детей-инвалидов.

Данные программы позволят детям-инвалидам в удобной для них форме получать адресную профориентационную помощь;

2) заключение до 1 мая 2013 года соглашений о сотрудничестве между БОУ "Омский центр профориентации" и специальными (коррекционными) школами-интернатами и утверждение совместных планов профориентации детей-инвалидов.

Заключение соглашений о сотрудничестве и утверждение совместных планов профориентации обеспечат системность проведения профориентационных мероприятий для разных возрастных категорий, обучающихся в специальных (коррекционных) школах-интернатах;

3) реализация ежегодно в течение учебного года БОУ "Омский центр профориентации" психолого-профориентационных программ, учитывающих нарушения здоровья детей-инвалидов, с выездом в специальные (коррекционные) школы-интернаты.

Проведение занятий по данным программам с выездом в специальные (коррекционные) школы-интернаты повысит доступность адресной профориентационной помощи детей-инвалидов;

4) проведение ежегодно в течение учебного года БОУ "Омский центр профориентации" для детей-инвалидов профконсультаций с использованием профдиагностики и последующим подбором профессий (специальностей) как на базе БОУ "Омский центр профориентации", так и с выездом в специальные (коррекционные) школы-интернаты.

Профконсультации с использованием профдиагностики будут способствовать осознанному выбору профессии в соответствии с интересами, способностями, показаниями по здоровью и потребностями рынка труда;

5) проведение ежегодно в течение учебного года БОУ "Омский центр профориентации" совместно с "Центром информационно-методической поддержки дистанционного обучения детей-инвалидов" казенного учреждения Омской области "Региональный информационно-аналитический центр системы образования" профориентационных занятий и ярмарок образовательных услуг для детей-инвалидов, получающих общее образование в форме дистанционного обучения.


Комплексная профориентационная работа, с использованием дистанционных образовательных технологий, позволит обеспечить профориентационными услугами детей-инвалидов, получающих общее образование в форме дистанционного обучения. В ходе ярмарок дети-инвалиды получат информацию об условиях дистанционного обучения в профессиональных учебных заведениях Омской области;

6) создание до 1 июля 2013 года БОУ "Омский центр профориентации" профинформационного справочника профессий (специальностей) для инвалидов, учитывающего показания по здоровью.

Создание данного справочника обеспечит информационное сопровождение как детей-инвалидов, так и их родителей в процессе выбора профессии (специальности), обучение на которую не противоречит показаниям по здоровью;

7) проведение БОУ "Омский центр профориентации" ежегодной ярмарки учебных мест для детей-инвалидов, их родителей или законных представителей с приглашением учреждений профессионального образования, общественных организаций инвалидов и работодателей.

В ходе ярмарок дети-инвалиды получат информацию об условиях обучения в профессиональных учебных заведениях Омской области и возможностях трудоустройства по выбранной профессии (специальности).

В целом реализация данных мероприятий обеспечит профессиональное самоопределение детей-инвалидов в соответствии с интересами, способностями, показаниями по здоровью и потребностями рынка труда.

11. Создание системы ежегодного мониторинга профессиональных намерений молодежи, имеющей инвалидность, предполагает выполнение следующих мероприятий:

1) заключение до 1 мая 2013 года между БОУ "Омский центр профориентации" и МСЭ соглашения о передаче информации о детях-инвалидах и рекомендациях их обучения.

Реализация данного мероприятия позволит создать единую базу данных для профориентационного сопровождения и мониторинга профессиональных намерений детей-инвалидов;

2) разработка до 15 апреля 2013 года БОУ "Омский центр профориентации" анкет, направленных на выявление информации о выбранной профессии (специальности) молодежью, имеющей инвалидность.


Данные анкеты будут предоставляться для заполнения после оказания адресной профконсультационной помощи, результатом которой является выбор профессии в соответствии с интересами, способностями и показаниями по здоровью;

3) проведение ежегодно в течение учебного года БОУ "Омский центр профориентации" анкетирования молодежи, имеющей инвалидность.

Анкетирование молодежи, имеющей инвалидность, обратившейся за профориентационной помощью в БОУ "Омский центр профориентации", старшеклассников, обучающихся в специальных (коррекционных) школах-интернатах, получающих общее образование в форме дистанционного обучения, позволит определить конкретные потребности создания дополнительных учебных мест по профессиям (специальностям), ориентированных на обучение инвалидов;

4) составление БОУ "Омский центр профориентации" ежегодной аналитической записки с перечнем профессий (специальностей), востребованных у молодых инвалидов в соответствии с медицинскими показаниями (в 2013 году – до 1 мая; в последующие годы – до 1 марта).

Анализ конкретных потребностей в создании дополнительных учебных мест по профессиям (специальностям), ориентированных на обучение инвалидов, позволит сформировать предложения по их созданию образовательным учреждениям профессионального образования, расположенным на территории Омской области;

5) представление Министерством труда в Министерство образования Омской области ежегодных предложений по созданию дополнительных учебных мест по профессиям (специальностям), ориентированных на обучение инвалидов
(в 2013 году – до 1 июня, в последующие годы – до 1 апреля).

Данные предложения позволят Министерству образования создать дополнительные учебные места, ориентированные на обучение инвалидов в соответствии с конкретными потребностями в получении профессионального образования старшеклассников, закачивающих общеобразовательные учебные заведения.

12. Создание системы профориентации и психологической поддержки инвалидов трудоспособного возраста, имеющих способность к трудовой деятельности, предполагает выполнение следующих мероприятий:


1) разработка до 15 апреля 2013 года БОУ "Омский центр профориентации" для инвалидов трудоспособного возраста, имеющих способность к трудовой деятельности, программ профессиональной переориентации и психологической поддержки.

Данные программы предполагают включение модулей, направленных на овладение способами и приемами достижения профессиональных целей, повышение мотивации к профессиональной самореализации, развитие мотивации к профессиональной самореализации и формирование здорового образа "Я";

2) проведение БОУ "Омский центр профориентации" на регулярной основе выездных групповых психолого-профориентационных занятий для трудоспособных инвалидов на базе обществ инвалидов.

Проведение данных занятий с выездом в общества инвалидов повысят доступность адресной психолого-профориентационной помощи инвалидам трудоспособного возраста, имеющим способность к трудовой деятельности;

3) заключение до 15 апреля 2013 года соглашения о сотрудничестве между
БОУ "Омский центр профориентации" и ООО "Производственное объединение "Омбытпошив".

Психолого-профориентационные мероприятия БОУ "Омский центр профориентации" в ООО "Производственное объединение "Омбытпошив" позволят сформировать систему профотбора и рационального их распределения в соответствии с деловыми, личностными компетенциями, а также создать систему успешной адаптации и мотивации работников из числа инвалидов;

4) проведение БОУ "Омский центр профориентации" совместно с Главным управлением на регулярной основе профориентационных мероприятий для инвалидов, обратившихся в учреждения государственной службы занятости населения Омской области и ежеквартальный обмен данными о результатах профориентационной работы с инвалидами.

13. Создание благоприятных условий для организации образовательного процесса в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях Омской области для детей-инвалидов предполагает выполнение следующих мероприятий (часть мероприятий данного пункта обозначена также в долгосрочной целевой программе Омской области "Доступная среда" на 2013 – 2017 годы", утвержденной постановлением Правительства Омской области от 23 января 2013 года № 1-п (далее – ДЦП "Доступная среда")):


1) оснащение в 2013 – 2015 годах Министерством образования специализированным и коррекционно-развивающим оборудованием специальных (коррекционных) образовательных учреждений Омской области.

Специальные (коррекционные) школы оснащаются швейным, коррекционно-развивающим оборудованием, специализированными комплексами, оборудованными азбукой Брайля и т.д.;

2) разработка к 1 сентября 2013 года Министерством образования программ профессионального образования, адаптированных для обучения инвалидов, и открытие профессиональных классов в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях Омской области.

Актуальной является разработка образовательных программ третьей ступени, нацеленных на формирование у будущего работника из числа инвалидов профессиональных знаний, умений и навыков;

3) оснащение в  2014 – 2015 годах Министерством образования государственных образовательных учреждений специального (коррекционного) образования, находящихся в ведении Министерства образования, автотранспортом для перевозки детей инвалидов.

14. Обеспечение доступности для инвалидов, детей-инвалидов профессионального образования всех уровней предполагает выполнение следующих мероприятий (часть мероприятий данного пункта обозначена в долгосрочной целевой программе Омской области "Развитие системы образования Омской области (2010 – 2015 годы)", утвержденной постановлением Правительства Омской области от 8 июля 2009 года № 119-п):

1) подготовка Главным управлением ежегодно до 1 марта текущего года
(в 2013 году – до 1 мая) перечня наиболее востребованных на современном рынке труда профессий (специальностей), рекомендуемых для обучения и последующего трудоустройства инвалидов;

2) организация ежегодно (начиная с 2014 года) до 1 июня Министерством образования дополнительных учебных мест по профессиям (специальностям) в учреждениях профессионального образования для обучения инвалидов, детей-инвалидов с учетом особенностей их психофизического развития и индивидуальных возможностей;


3) разработка ежегодно (начиная с 2014 года) до 1 сентября и внедрение в течение учебного года Министерством образования образовательных программ профессионального образования с использованием дистанционных технологий, адаптированных для обучения инвалидов, детей-инвалидов.

Данная мера используется в целях повышения доступности получения инвалидами профессионального образования. В обычных образовательных учреждениях инвалиды, которые по состоянию здоровья не имеют возможности их посещать и нуждаются в обучении на дому, получают возможность овладеть профессиональными знаниями;

4) формирование ежегодно до 15 декабря Министерством образования плана подготовки, переподготовки, повышения квалификации педагогических кадров для обучения инвалидов, детей-инвалидов;

5) организация ежегодно Министерством образования подготовки, переподготовки, повышения квалификации педагогических кадров для работы с инвалидами, детьми-инвалидами с учетом особенностей их психофизического развития и индивидуальных возможностей;

6) организация Главным управлением ежегодно профессионального обучения инвалидов пенсионного возраста с учетом особенностей их психофизического развития и индивидуальных возможностей;

7) обеспечение, начиная с 2014 года, Министерством образования беспрепятственного доступа инвалидов и лиц с ограниченными возможностями в здания и помещения образовательных учреждений Омской области, находящихся в ведении Министерства образования, организация их пребывания и обучения в них.

Для реализации мероприятия будет использоваться оснащение пандусами, специально оборудованными рабочими местами и местами общего пользования;

8) организация на договорной основе, начиная с 2014 года, Министерством образования совместно с Главным управлением и общественными объединениями инвалидов подготовки, переподготовки, повышения квалификации инвалидов из числа взрослого населения.

15. Создание и ведение банка данных лиц с ограниченными возможностями здоровья, имеющими трудовые рекомендации и банка данных о наличии вакантных рабочих мест для трудоустройства инвалидов, предполагает выполнение следующих мероприятий:


1) формирование МСЭ (с помощью автоматизированных систем учета) базы данных лиц с ограниченными возможностями здоровья трудоспособного возраста, в том числе имеющих трудовые рекомендации (постоянно);

2) передача МСЭ в Главное управление (ежемесячно в электронной форме) информации, содержащейся в базе персонифицированного учета инвалидов, имеющих показания к труду, в том числе с рекомендациями по созданию специальных рабочих мест;

3) формирование Главным управлением банка данных о наличии вакантных рабочих мест для трудоустройства инвалидов, в том числе с гибкими формами занятости (постоянно);

4) ежемесячное размещение Главным управлением банка данных о наличии вакантных рабочих мест для трудоустройства инвалидов на официальном сайте Главного управления в информационно-телекоммуникационной сети Интернет;

5) размещение ежемесячно Главным управлением сведений о наличии вакантных рабочих мест для трудоустройства инвалидов (по состоянию на
1 и 15 число);

6) передача Главным управлением в МСЭ (ежемесячно в электронной форме):

а) информации о наличии вакансий, востребованных на рынке труда Омской области, для размещения на информационных стендах и использования при формировании МСЭ индивидуальных программ реабилитации инвалидов;

б) персонифицированных результатов содействия инвалидам в трудоустройстве;

7) предоставление МСЭ работникам учреждений государственной службы занятости населения Омской области (по запросам) консультационных услуг при подборе инвалидам вариантов подходящей работы с учетом рекомендаций о противопоказанных и доступных условиях и видах труда;

8) оказание МСЭ и Главным управлением консультационной помощи работодателям в процессе создания специальных рабочих мест для трудоустройства инвалидов (по мере их обращения);

9) организация Главным управлением и МСЭ совместных совещаний, семинаров, рабочих встреч по вопросам профессиональной реабилитации инвалидов.


Реализация данных мероприятий обусловлена необходимостью сократить дисбаланс между профессионально-квалификационной структурой инвалидов (предложением на рынке труда со стороны лиц с ограниченными возможностями здоровья) и спросом на рынке труда Омской области и будет осуществляться в рамках заключенного соглашения об информационном обмене и координации деятельности между Главным управлением и МСЭ в сфере трудоустройства инвалидов.

16. Обеспечение исполнения организациями квоты для трудоустройства инвалидов и трудоустройства инвалидов на оборудованные (специальные) рабочие места предполагает выполнение следующих мероприятий:

1) мониторинг Главным управлением соблюдения организациями Омской области квоты по трудоустройству инвалидов (постоянно), и мониторинг трудоустройства инвалидов на оборудованные (специальные) рабочие места;

2) осуществление Главным управлением постоянного надзора и контроля:

- приема на работу инвалидов (в пределах установленной квоты) с правом проведения проверок, выдачи обязательных для исполнения предписаний и составления протоколов;

- процедуры регистрации инвалидов в качестве безработных;

3) распространение Главным управлением совместно с отраслевыми органами исполнительной власти Омской области практики заключения соглашений организациями, у которых доля рабочих мест, связанных с выполнением тяжелых работ, работ с вредными и опасными и иными особыми условиями труда, выявленных по итогам аттестации рабочих мест по условиям труда, составляет 50 и более процентов и на которые нельзя принимать инвалидов, с любым другим работодателем об организации рабочих мест для трудоустройства инвалидов;

4) обеспечение Главным управлением совместно с органами исполнительной власти и местного самоуправления Омской области, работодателями, общественными объединениями инвалидов выполнения квоты для приема на работу инвалидов организациями, осуществляющими свою деятельность на территории Омской области, среднесписочная численность работников которых составляет более ста человек:


а) содействие в 2013 году трудоустройству незанятых инвалидов на оборудованные (оснащенные) для них рабочие места, в том числе специальные рабочие места, в рамках реализации мероприятия дополнительных мер, направленных на снижение напряженности на рынке труда Омской области;

б) реализация дополнительного мероприятия в области содействия занятости населения по содействию работодателям в обеспечении трудовых прав работающих инвалидов в 2013 – 2014 годах, а также продление срока реализации мероприятия.

17. Использование альтернативных квотированию рабочих мест методов государственной поддержки занятости инвалидов предполагает выполнение следующих мероприятий:

1) разработка до 15 апреля 2013 года и последующая реализация Главным управлением мер содействия трудоустройству инвалидов в рамках ведомственной целевой программы "Содействие занятости населения Омской области" и мероприятий по снижению напряженности на рынке труда Омской области, в том числе по стимулированию работодателей к созданию рабочих мест (специальных рабочих мест) для трудоустройства инвалидов;

2) привлечение Главным управлением общественных объединений инвалидов к разработке и реализации региональных целевых программ, направленных на трудоустройство инвалидов (по мере разработки данных программ);

3) принятие мер Главным управлением по исполнению работодателями обязанностей по представлению сведений о потребности в работниках, в том числе имеющих инвалидность, в казенные учреждения службы занятости населения Омской области (постоянно);

4) создание в муниципальных районах Омской области, начиная с 2013 года, общественными объединениями инвалидов при содействии органов местного самоуправления Омской области обособленных подразделений общественных объединений инвалидов (местных структур);

5) осуществление содействия Главным управлением и Министерством экономики предпринимательской деятельности инвалидов (постоянно):


а) проведение Главным управлением анализа изменения потребности инвалидов в трудоустройстве, в том числе на оборудованные (оснащенные) рабочие места, и открытии собственного дела;

б) размещение Главным управлением на информационных стендах предоставляемой Министерством экономики информации о возможности предпринимательской деятельности инвалидов и оказания государственной поддержки указанной деятельности;

в) оказание Главным управлением информационных услуг о возможностях предпринимательской деятельности инвалидов, в том числе в рамках реализации программ занятости;

6) вовлечение отраслевыми органами исполнительной власти Омской области работодателей к участию во всероссийском конкурсе "Социальный предприниматель", направленном на поддержку региональных проектов в сфере социального предпринимательства для последующего финансирования, а также оказания консалтинговой и информационной поддержки социальным предпринимателям.

18. Увеличение числа работодателей, применяющих труд инвалидов:

1) разработка до 1 июля 2013 года Министерством экономики предложений по мерам поддержки работодателей, в том числе в сфере малого и среднего предпринимательства, применяющих труд инвалидов, в том числе системы грантовой поддержки создания работодателями рабочих мест для трудоустройства инвалидов;

2) реализация, начиная с 2013 года, Министерством экономики мер по субсидированию на конкурсной основе проектов предпринимателей по созданию рабочих мест для инвалидов при условии наличия финансовых средств областного бюджета;

3) использование на постоянной основе инструментов содействия созданию собственного бизнеса лицами с ограниченными возможностями здоровья, в том числе организация Министерством экономики совместно с Главным управлением работы с незанятыми инвалидами в бизнес-консультационных пунктах, привлечение инвалидов, занимающихся предпринимательской деятельностью, к участию в программах содействия развитию малого и среднего предпринимательства.


При растущей доле занятых в сфере малого и среднего предпринимательства
(в 2010 году – 28 процентов, в 2011 году – 29,4 процента, в 2012 году (оценка) –
31 процент) указанные меры будут способствовать трудоустройству инвалидов на открытом рынке труда, вовлечению инвалидов в рабочий процесс наряду с прочими категориями граждан, созданию производственной среды, которая носит открытый и инклюзивный характер и является доступной для инвалидов;

4) поддержка специализированных предприятий, использующих труд инвалидов:

а) подготовка до 1 мая 2013 года Министерством экономики совместно с Министерством труда предложений о возможности дополнительного предоставления налоговых льгот работодателям, использующим труд инвалидов, в отношении транспортного налога.

В соответствии с законодательством организации, уставной капитал которых полностью состоит из вкладов общественных организаций инвалидов, и среднесписочная численность инвалидов среди работников составляет
не менее 50 процентов, а их доля в фонде оплаты труда – не менее 25 процентов, освобождаются от налогообложения по налогу на добавленную стоимость, налогу на имущество организаций, земельному налогу;

б) подготовка до 1 июля 2013 года Министерством экономики совместно с Министерством труда предложений о субсидировании производства продукции специализированных предприятий, использующих труд инвалидов.

На практике инвалиды не могут конкурировать со здоровыми работниками по стоимости производимой продукции и услуг, несмотря на их высокое качество;

в) оказание на постоянной основе Министерством экономики методической поддержки работодателям, применяющим труд инвалидов, по организации их участия в процедурах размещения заказов для государственных и муниципальных нужд, консультаций по порядку и технологии проведения торгов, в том числе актуальным вопросам проведения электронных аукционов;

5) определение и актуализация на постоянной основе отраслевыми органами исполнительной власти Омской области совместно с общественными объединениями инвалидов непрофильных видов работ, которые могут осуществляться инвалидами, в целях информирования Регионального объединения работодателей Омской области, Главного управления, организации работы с незанятыми инвалидами в бизнес-консультационных пунктах.


19. Развитие социального партнерства в сфере профессиональной интеграции инвалидов в общество:

1) проведение Главным управлением постоянных совещаний, встреч, семинаров по обсуждению вопросов трудоустройства инвалидов с участием представителей органов исполнительной власти Омской области, общественных объединений инвалидов, Территориального общественного объединения "Федерация омских профсоюзов", работодателей;

2) проведение Главным управлением постоянных информационных акций для работодателей по оказанию услуг в подборе персонала из числа инвалидов;

3) оказание Главным управлением и МСЭ консультационных услуг работодателям по оборудованию рабочих мест для инвалидов (по мере их обращения);

4) организация Главным управлением совместно с представителями общественных организаций инвалидов "горячих линий" по вопросам трудоустройства инвалидов (ежеквартально);

5) содействие Территориальным общественным объединением "Федерация омских профсоюзов" включению в коллективные договоры разделов, направленных на содействие занятости инвалидов у работодателей (постоянно);

6) организация и проведение, начиная с 2013 года, Министерством труда региональных конкурсов среди работодателей Омской области по номинациям в сфере обеспечения прав и гарантий работающим инвалидам;

7) содействие органами исполнительной власти Омской области совместно с Территориальным общественным объединением "Федерация омских профсоюзов" соблюдению работодателями, применяющими труд инвалидов, гарантий работникам по оплате труда, установленных федеральным законодательством и региональными соглашениями.

20. Размещение Главным управлением по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций Омской области (далее – ГУ по делам печати) совместно с Главным управлением начиная с мая 2013 года в СМИ социальной рекламы по вопросам трудоустройства инвалидов:

1) подготовка ГУ по делам печати сюжетов о трудовых возможностях, потенциале инвалидов с участием экспертов-психологов, профконсультантов, специалистов учреждений службы занятости населения Омской области и их периодическая публикация в СМИ;


2) распространение в электронных средствах массовой информации видеороликов социальной рекламы в сфере занятости инвалидов, представленных федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти Омской области.

21. Подготовка ГУ по делам печати совместно с Главным управлением и Министерством труда сюжетов и публикаций, позиционирующих деятельность работодателей, принимающих на работу инвалидов (начиная с мая 2013 года):


  1. распространение информации через печатные и электронные СМИ о работодателях, соблюдающих установленную законодательством квоту по трудоустройству инвалидов, о создании работодателями производственной среды, которая носит открытый и инклюзивный характер и является доступной для инвалидов;

  2. распространение информации в СМИ о мерах по субсидированию на конкурсной основе проектов предпринимателей по созданию рабочих мест для инвалидов.

Мероприятия будут способствовать установлению конструктивного взаимодействия по схеме "работодатель – работник (инвалид)".

22. Организация информирования инвалидов ГУ по делам печати совместно с Главным управлением и Министерством труда о ситуации на рынке труда Омской области и о возможностях трудоустройства предполагает выполнение следующих мероприятий:

1) регулярное, начиная с мая 2013 года, информирование инвалидов, в том числе посредством сайтов:

а) об исполнении законодательства о квотировании рабочих мест для инвалидов;

б) о мероприятиях по обеспечению временной трудовой занятости неработающего населения;

в) о реализации возможности подготовки, переподготовки, повышения квалификации инвалидов по всем востребованным на рынке труда Омской области специальностям и профессиям;

2) представление, начиная с мая 2013 года, Главным управлением в ГУ по делам печати для публикации в региональных печатных изданиях Омской области (два раза в месяц), районных газетах Омской области (один раз в месяц) перечня вакансий для трудоустройства инвалидов.


23. Периодическое, начиная с июля 2013 года размещение в телепрограммах
ГУ по делам печати совместно с Главным управлением и Министерством труда кратких отчетов о практических результатах деятельности в сфере содействия трудоустройству инвалидов, реализации данной концепции.

Мероприятие позволят представить населению основные направления совместной работы органов исполнительной власти Омской области и общественных объединений инвалидов в сфере трудоустройства лиц с ограниченными возможностями здоровья.

24. Обеспечение доступности СМИ для инвалидов:

1) развитие в 2013 году ГУ по делам печати совместно с Министерством промышленной политики, связи и инновационных технологий Омской области доступных для лиц с ограниченными возможностями здоровья интерфейсов (внешнего вида) государственных информационных систем Омской области, в том числе сайта "Портал Правительства Омской области";

2) подготовка и трансляция ГУ по делам печати на областных телеканалах передач с сурдопереводом для слабослышащих людей и инвалидов по слуху.

Мероприятия позволят сформировать доступное для инвалидов информационное пространство.


В целом реализация мероприятий концепции окажет содействие в успешном решении проблемы трудоустройства лиц с ограниченными возможностями здоровья с различным уровнем образования и из разных социальных групп.