litceysel.ru 1

Культура современного урока


М.В. Дронова

О.Б. Лавриненко

Урок родился около 400 лет назад. Я.А. Коменский считается отцом его и учредителем. Существуя несколько столетий, урок не мог не трансформироваться. Он, находясь в контексте современной ему культуры, приобретая черты этой культуры, будучи, таким образом, сам продуктом культуры и, одновременно, носителем культуры. С этой точки зрения, всякий урок обладает культурой.

Культура - совокупность материальных и духовных ценностей, созданных человечеством за определенный период своей истории.

Урок - культурологическое явление человеческими усилиями, педагогической мыслью, это продукт восхождения человека к бесконечному процессу познания мира. Урок является составной частью процесса воспитания ребенка, поэтому необходимо четко представлять современный воспитательный процесс.

Одной из задач образования является приобщение человека к культурным ценностям, т.е. превращение природного человека в человека культурного. В.А.Ситаров рассматривает образование «как освоение и сохранение культурных норм с ориентацией на будущее, в основе которого должно лежать культурное самоопределение человека» [4, с.8].

Культурологический подход изменяет представление об основополагающих ценностях образования как исключительно информационно-знаниевых и познавательных, снимает узкую научную ориентированность его содержания и принципов построения учебного плана, расширяет культурные основы и содержание обучения и образования, вводит критерии продуктивности и творчества в деятельность взрослого и ребенка.

Меняются цели и содержание образования, появляются новые средства и технологии обучения, но урок остается главной формой обучения. Эта форма многие столетия определяла лицо школы, являлась ее «визитной карточкой». Безусловно, и современная школа держится на уроке, который определяет ее социальный и педагогический статус, роль и место в становлении, развитии и педагогов, и школьников.


Только на уроке, как сотни лет назад, встречаются главные участники образовательного процесса: учитель и ученик. Между ними всегда – неизведанный мир знаний, противоречия между познанным и еще не освоенным, между чувством удовлетворения от успеха и нелегким и трудом освоения нового, познания окружающего мира. За период своей профессиональной деятельности учитель в среднем дает более 25 тысяч уроков. Уроку отводится не менее 98 % учебного времени. Каждый школьник за годы своего ученичества посещает почти 10 тысяч уроков. Ему посвящена каждая четвертая книга или брошюра по дидактике.

С урока начинается учебно-воспитательный процесс, уроком он и заканчивается. Все остальное в школе играет хотя и важную, но вспомогательную роль, дополняя и развивая все то, что закладывается в ходе уроков.

Культура проявляется глубинно. Культура непосредственно не транслируется, не передается от учителя к ученику как некая установка. Культура вызревает как собственный уникальный образ мыслей, поступков и действий взрослого и ребенка, как особенность их внутренней и внешней жизни. Поэтому школа, если она истинно культуросообразна, должна не подталкивать к усвоению готовых знаний, а ставить ребенка в условия, когда он сам начинает действовать культурно, творчески используя выбираемые им ценности, нормы, знания и образцы.

Культура не единый монолит, а динамическое образование, результат самых разнообразных достижений человечества: материально-технических, духовных, гигиенических, социальных, индивидуально-психологических.

Все эти достижения вбирает в себя и воспроизводит урок: в речи, внешнем виде, логике построения урока, воспитательных средствах, культуре мышления, в мимике, пластике, жестах и т.д.

Каждый новый урок-это ступенька в знаниях и развитии ученика, новый вклад в формирование его умственной и моральной культуры.

Что значит современный? Это и совершенно новый, и не теряющий связи с прошлым, одним словом – актуальный урок.


Актуальный означает важный, существенный для настоящего времени. А ещё – действенный, имеющий непосредственное отношение к интересам ребёнка, его родителей, общества, государства. Помимо этого, если урок современный, то он обязательно закладывает основания для будущего, готовит ребёнка к жизни в меняющемся обществе.

Любой урок: развивающий, личностно-ориентированный, и традиционный в том числе, имеет потенциал для решения новых задач, стоящих перед образованием. Наша задача сегодня заключается не в том, чтобы расставить оценки и указать: этот урок хороший, этот плохой. Этот современный, а этот устаревший.

Важно другое – нужно понять:

- что происходит с современным уроком;

- насколько он эффективен в решении новых задач, стоящих перед образованием;

- как мы продвинулись за последние годы в понимании целей урока, его структуры, содержания и методов обучения;

- как меняется позиция учителя и другие вопросы.

Современный урок- это прежде всего урок, на котором учитель умело использует все возможности для развития личности ученика, ее активного умственного роста, глубокого и осмысленного усвоения знаний, для формирования ее нравственных основ.

Замысел современного урока заключается в создании учителем условий для максимального влияния образовательного процесса на развитие индивидуальности ребенка.

Исходной идеей современного урока является представление о единстве обучения, воспитания и развития. В соответствии с этой идеей должен конструироваться и осуществляться каждый урок. В ней находит свое выражение логика современной теории обучения и в определенной степени социальный заказ общества системе образования. И что бы ни говорили о таких нужных и правильных идеях, как самообразование, дистанционное обучение, он – учитель – всегда будет главным действующим лицом на любом уроке.

На сегодняшний день существует множество определений урока, но мы в своей работе опираемся на определения П.И.Пидкасистого: «Более или менее законченный отрезок педагогического процесса в классно – урочной системе обучения – это урок» [5, с.327], и М.Н.Скаткина: «Урок – это систематически применяемая для решения задач обучения, воспитания и развития учащихся форма организации деятельности постоянного состава учителей и учащихся в определенный отрезок времени» [2, с.226]. 


Ю.А.Конаржевский выделяет восемь существенных признаков  понятия «современный урок». Урок – это:

1) основная форма организации учебной работы;

2) динамическая, совершенствующаяся, процессуальная система, отражающая все стороны учебно-воспитательного процесса;

3) социальная система;

4) основа самодеятельности учащихся в учебном процессе;

5) действие, которое обуславливается социально-экономическими потребностями общества и уровнем его развития;

6) элементарная, структурообразующая единица учебного процесса с реализацией определенной части учебной программы;

7) звено в системе уроков;

8) аспект взаимодействия семьи и школы, который особенно эффективен в воспитании и развитии ученика, если позитивные процессы имеют место и в семье ученика[1, c.32].

Под культурой урока следует понимать характеристику, которая бы свидетельствовала о высоком уровне организуемой педагогом групповой познавательной деятельности, позволяющему говорить, что урок протекает в контексте современной культуры. Таким образом, урок – культурологический феномен, возделанный человеческими усилиями, он создан педагогической мыслью, он продукт восхождения человека к бесконечному процессу познания и осмысления мира [3,c.53]. 

Для успешного проведения современного урока выделяют следующие принципы  его организации:

- принцип сотрудничества – базируется  на взаимопонимании и взаимодействии учителя и учащихся;

- оказание педагогической поддержки как процесса понимания и принятия особенностей саморазвития ребенка, как реализации его потребностей в защищенности и заботе, в свободном восхождении своего Я;

- принцип ценностного отношения к детству;

- учащийся обладает своей субъективностью, поэтому взаимодействие учителя и ученика должно строиться как диалогичный и целостный учебный процесс;

- принцип соразвития, т.е. цель развития ребенка – прогрессирующая гармонизация внутреннего и внешнего Я, также как и учителя;


- принцип свободы – важнейшей задачей образовательной среды является обеспечение возможности для каждого ученика открывать себя в различных видах деятельности;

- принцип терпимости – способность снижать уровень эмоционального реагирования на неблагоприятные факторы межличностного взаимодействия;

- принцип принятия – способность любить ребенка таким, какой он есть, безотносительно внешних эталонов.

Дидактическая ситуация современного урока, по мнению О.Мацкайловой, – это не просто совокупность, но и система дидактических условий становления ученика, сознательно конструируемая и используемая учителем в целях обучения и воспитания [4, с.23]. Подобное понимание урока дает возможность определить его как специально организованную среду с обязательным сопровождением любого его элемента условиями, благоприятными для успешной учебной деятельности школьника.

В уроке должно содержательно просматриваться пространство дидактической ситуации через ситуацию открытости, ситуацию успеха, ситуацию поддержки, коммуникативную ситуацию.

Ситуация открытости – ситуация, в которой ученик имеет возможность быть успешным настолько, насколько он может быть успешным.

Ситуация успеха – это залог положительного отношения к учению, это дополнительный импульс к активной работе.

Ситуация поддержки – исключение нарочитой информационной направленности урока, индивидуальное проецирование конкретных мер по оказании поддержки в эмоциональном, волевом, интеллектуальном, деятельном аспектах познания.

Коммуникативная ситуация – продуктивное общение, направленное на субъект-субъектное взаимодействие учителя и ученика.

Разумеется, учитель сам должен быть носителем высоких ценностей, чтобы справиться с выдвигаемыми перед ним задачами, потому что его задачи - воспитание человека и нет ничего важнее. Еще мудрые греки сказали: «Человек - мера всех вещей».

Таким образом, можно сделать вывод, что современный урок – это урок, порожденный стремлением гуманизировать действительность, представить человеку максимум свободы для индивидуального развития. Именно в процессе такого урока постигаются образцы высокой культуры отношений, обеспечивается возможность свободного умственного труда, радость общения и интенсивного духовного развития каждого ребенка.



Литература


1.Русских Г.А. Дидактические основы моделирования современного учебного занятия // Методист. – 2003. - № 1. – С.30-39.

2.Дидактика средней школы /Под ред. М.Н.Скаткина. – М., 1982.

3.Крылова Н.Б. Культурология образования. – М., 2000.

4.Культурология образования: современный урок. Коллективная монография. Выпуск 2 /Под ред. Л.П.Качаловой, Е.В.Телеевой. – Шадринск, 2004. – 148с.

5.Педагогика. Учебное пособие для студентов педагогических вузов и педагогических колледжей /Под ред. П.И.Пидкасистого