litceysel.ru
добавить свой файл
1

ПРАВИЛА ВЫПОЛНЕНИЯ КУРСОВОЙ РАБОТЫ

Все, что вам предстоит подчеркнуть в данном разделе, будет более понятно только в том случае, если вы смогли усвоить уже прочитанный и проработанный предыдущий материал. В этом случае вы можете осваивать предлагаемые «Правила».

Курсовая работа – это ваш письменный «отчет» об умении грамотно и четко изложить выученный материал, это ваш первый опыт исследования экономических явлений; это ваш первый самостоятельный шаг на пути получения высшего образования.

Подчеркиваю, ваш самостоятельный и предостерегаю вас от ложных действий в этом направлении. Работа, написанная несамостоятельно («скачанная» из ИНТЕРНЕТа, «взятая во временное пользование», отсканированная из учебника или устаревшая) не будет приниматься для проверки ни при каких обстоятельствах. Вы же при таком ошибочном подходе упустите время и возможность приобрести навыки выполнения задания, обязательного для студента вуза. Не допускайте таких неправильных действий – за ними неизбежно последуют соответствующие санкции. С другой стороны, самостоятельно сделанное дело создает чувство уверенности в своих силах, углубляет знания, формирует их прочность и долговечность.

Правила выполнения курсовой работы состоят из последовательно решаемых 6 задач.

Задача 1

Выбор темы


Тему курсовой работы вы выбираете по первой букве своей фамилии. Каждой букве алфавита соответствуют три темы. Для того, чтобы выбрать из трех, - прочитайте названия тем, их планы «в первом приближении», сопоставьте их с проработанными главами учебника, посмотрите КТЗ (ТЗ здесь выполняются самостоятельно, поэтому они называются контрольными тестовыми заданиями – КТЗ).

Теперь выбирайте тему своей курсовой работы.

Замена темы курсовой на какую-либо, четвертую, не допускается.

Если самостоятельный выбор темы по какой-то причине вызывает у вас затруднение – обратитесь, не мешкая, к преподавателю; не теряйте время напрасно.


Таблица выбора темы курсовой работы

Первая буква

фамилии

№№ тем

Первая

буква

фамилии

№№ тем

А

3, 14, 18

О

1, 12, 18

Б

2, 7, 15

П

2, 8, 14

В

2, 5, 11

Р

2, 8, 19

Г

6, 14, 17

С

3, 11, 15

Д

3, 15, 16

Т

8, 11, 18

Е, Ё

2, 11, 18

У

10, 13, 15

Ж

7, 10, 18

Ф

1, 6, 15

З

8, 11, 19

Х

5, 8, 14

И

3, 15, 17

Ц, Ч

3, 12, 19

К


4, 13, 18

Ш

5, 10, 17

Л

5, 10, 19

Щ

7, 15, 19

М

1, 9, 17

Э, Ю

1, 8, 15

Н

4, 13, 16

Я

8, 10, 12

Например, студент Афанасьев М.Н. имеет право выполнять курсовую работу по любой из трех тем: № 3, №14, № 18.

Задача 2


Знакомство с планом темы работы и его осмысление

План курсовой работы состоит из:

✔ Введения;

✔ Трех – самых важных в этой теме – вопросов;

✔ Заключения;

✔ Двух КТЗ.

✔ Списка литературы.

План курсовой работы обязателен для выполнения и его переработка, дополнение и изменение крайне нежелательны. Предложенные вопросы плана не требуют их дробления на более мелкие подвопросы. Пожалуйста, запомните, что в предложенном плане курсовой работы содержатся вопросы, а не главы, разделы или параграфы. С последними вы столкнетесь на старших курсах или при написании выпускной работы.

Поэтому подготовьтесь дать письменные развернутые ответы на каждый вопрос плана работы.

Задача 3

Работа с основной и дополнительной литературой по выбранной теме

Для четкости и оперативности решения этой задачи разделим ее на две: 1) где найти нужную литературу и 2) как именно с ней работать.

1) Основная и дополнительная литература по выбранной теме помещена в соответствующем «Списке», ежегодно редактируемом кафедрой. Список находится на сайте кафедры экономической теории в ИНТЕРНЕТЕ http://www.vzfei.ru.


Список предложен по каждой теме и дан в правильно оформленном виде.

В том случае, если вы хотите дополнить его, спросите у преподавателя, как это делается, чтобы избежать ошибок. Список на бумажном носителе и в компьютере имеется и на кафедре и его можно получить, «перебросив» на дискету.

Однако будет значительно надежнее обратиться к ИНТЕРНЕТУ, так как студенты нашего вуза должны уметь ориентироваться в нем и свободно работать.

2) Для того, чтобы выбранные по теме курсовой работы издания принесли максимальную пользу, следует определить очередность их применения.

В первую очередь изучите по базовому учебнику главу или раздел темы. Здесь понадобится сплошное и повторное чтение: без пропуска формул, графиков, комментариев. Полезно при этом делать закладки и выписки, можно в традиционной форме на бумаге, либо набирая в компьютере (лучше отдельными, черновыми файлами для их последующей обработки и использования в чистовом варианте).

Вторая очередь отводится подобной же проработке дополнительной литературы: монографий, справочных пособий, статей из газет и журналов.

Называем самые необходимые журналы для курсовой, размещая их по рангам, по степени усложнения.

● «Проблемы прогнозирования»;

● «Российский экономический журнал»;

● «ЭКО»;

● «Экономика и жизнь» (еженедельник);

● «Экономист»;

● «Вопросы экономики»;

● «Мировая экономика и международные отношения (МЭ и МО)».

Периодическая печатная продукция даст вам возможность наполнить ответ на вопрос современным содержанием. В ней помещены и статистические данные, и прогнозы, и дискуссионные, проблемные сведения.

Непререкаемое требование – использовать только новые источники – лучше – прошедшего и текущего года.

Все свои «черновые наброски» раскладывайте по вопросам плана курсовой: эта папка (файл) – к первому, это – по введению, это для заключения и так – по всему объему работы, добавляя материал по мере прочтения, постепенно.


«Первая» и «вторая» очередь – это самый трудоемкий, объемный и очень нелюбимый студентами подготовительный этап.

В то же время именно он формирует базу, из которой создается самостоятельная курсовая работа. Самостоятельности вы добьетесь лишь тогда, когда последуете установленным правилам. Заставьте себя им следовать, даже через силу. В этом случае обязательно состоится решение вами 3-ей задачи, в целом Итогом ее должна стать «гора» книг, журналов, ксерокопий статей, словарей с закладками, либо – набор файлов по всему содержанию работы в персональном компьютере.

Не разрешается использовать учебники и пособия по конкретным дисциплинам, как-то: «Банковское дело», «Финансы», «Деньги и кредит» и др. Они содержат материал специального, а не общетеоретического характера; их вы будете изучать на старших курсах. В данный момент вы постигаете азы экономической теории, а уставы банков, их права и обязанности, операции, бухгалтерские проводки – дело будущей учебы.

Ваша курсовая работа освещает проблемы макроэкономического развития, а не состояние российской экономики; о ней вы пишете лишь в одном, третьем, вопросе плана.

Задача 4


Письменное изложение проработанных вопросов плана. Оформление курсовой работы

Начинайте решение данной задачи с того, что рассчитайте свое время на всю работу по подготовке и выполнению курсовой: оно должно составить (при соблюдении всех требований), в зависимости от ваших индивидуальных способностей и возможностей 2-3 недели. Одномоментно, за 1-2 дня «набрать на компьютере» - не получится или получится плохо, придется обязательно переделывать, поэтому делайте сразу так, как надо.

Открывает курсовую работу Введение, которым вы вводите проверяющего преподавателя в «курс дела», то есть, указываете место данной темы в макроэкономике, отмечайте ее актуальность и значимость в современных условиях.


В целом, курсовая должна представлять собой развернутые ответы на каждый из вопросов плана. Выбирая то, что будет включено в текст работы из отобранного вами, обратите внимание на возможные повторы и снимите их, оставив в чистовом экземпляре текста самое удачное и безусловно правильное.

Излагая теоретические положения, подтвердите их иллюстрациями:

● графиками;

● формулами;

● данными статистики (таблицы, схемы, диаграммы).

В тех случаях, если вы решили опубликовать различные взгляды на какую-то проблему, обязательно приведите аргументы по каждому из них.

Заключение – это итог курсовой работы, где сосредоточены выводы по трем раскрытым вопросам плана; здесь же можно поместить найденные вами сведения о путях или направлениях решения проблемы, освещенной в работе.

Затем вам предстоит самостоятельно выполнить практическую часть работы – ответить на контрольные тестовые задания, тренинг по которым уже пройден вами в первом разделе нашего пособия.

Правильным будет ответ, состоящий из выбранного верного варианта и его аргументации, т.е. вашего пояснения.

Внимание! Правильный ответ может включать в себя не один, а несколько верных пунктов.

Работа завершается Списком литературы по теме. И, наконец, вы подписываете работу и указываете дату ее завершения.

Оформление работы так же требуют от вас и внимания, и усилий.

Объем работы – до 16 страниц (по 1-1,5 страницы на Введение и Заключение и по 4-5 страниц на изложение каждого вопроса плана);

Шрифт Time New Roman, 14, через 1,5 интервала;

Размер полей: левое – 3,0 см, правое – 1,5 см, верхнее и нижнее – 2,0 см;

Страницы в тексте нумеруются в центре верхнего поля страницы.

Структура курсовой работы такова:

● Титульный лист

● Содержание (план работы) с указанием страниц


● Введение

● Развернутые ответы на каждый вопрос плана

● Заключение

● Ответы на КТЗ

● Список литературы

Страницы работы сшейте и вложите в легкую папку или файл.

Каждый лист вкладывать в файл не разрешается.

Образцы титульного листа и списка литературы имеются в Приложениях1 Методических указаний. М., 2005.

В Содержании вы помещаете план работы с указанием №№ страниц, с которых начинается ответ на вопрос. Последние надо публиковать, начиная с новой страницы и обозначая название вопроса.

Оформление курсовой работы предполагает, что вы тщательно вычитали текст, исправили все ошибки, неточности и погрешности.

Сделанную полностью работу вы сдаете в деканат ФНО, где секретарь ее регистрирует и передает на проверку преподавателю. Срок представления вами работы установлен учебным планом и требует обязательного исполнения.

Время рецензирования вашей курсовой преподавателем составляет до 10 дней с момента, когда он получил ее в деканате.

Задача 5

Работа с отзывом преподавателя – подготовка

к защите курсовой работы

Отзыв преподавателя на курсовую работу называется «Рецензия-консультация», вы его получаете вместе с проверенной работой. В рецензии сообщается, допущена или не допущена работа к защите.

При отрицательном результате вы пишете новую работу по той же теме с учетом всех замечаний.

При положительном – готовитесь защищать работу, а рецензия – это программа вашей подготовки к защите – устной форме проверки знаний.

Рецензия включает в себя:

● оценку правильно сделанного;

● оценку ошибок, недочетов, неточностей (по содержанию, по структуре, по оформлению, по стилю изложения);

● вопросы, на которые нужно будет отвечать преподавателю;


● литературу, которая поможет найти ответы на вопросы;

● дополнительные задания по работе (реферат статьи, приведение данных статистики, формул, графиков, объяснение по тексту, переработку списка литературы и пр.).

В том случае, если в рецензии есть задание «письменно доработать», надо ко времени защиты написать требуемый преподавателем материал и принести его вместе с курсовой работой и рецензией на защиту.

Вновь перепечатывать весь текст уже проверенной работы перед защитой не следует: это – типичная ошибка, не допускайте ее.

На полях проверенной работы тоже имеются вопросы преподавателя, его замечания или комментарии – будьте готовы отвечать и на них.

Ответы на вопросы вы найдете в базовом учебнике или у преподавателя. Если, при каком-либо непонимании вопроса на полях работы или в рецензии, уточните его у проверявшего курсовую работу преподавателя.

Тщательная, продуманная подготовка к защите станет залогом успеха этой формы проверки ваших знаний.

Задача 6

Защита курсовой работы

Защита курсовой работы – это устная форма проверки ваших знаний, поэтому отвечать «уткнувшись» в написанный лист – не годится. Выучите все, что написали, готовясь к контрольной беседе с преподавателем.

Ваши ответы должны быть четкими, а не расплывчатыми, точными, грамотными, а не приблизительными и, конечно, с соблюдением принятой экономической лексики («учетная ставка процента», а не «ставка ЦБ», «уровень цен», а не «цена», «налоговые поступления в государственный бюджет», а не «налоги – в госбюджет»). Ответы: «можно, своими словами», «так кажется» не результативны и не подходят для высшей школы. Они – слабое звено-, исключите его из своей студенческой практики.

Не следует приходить на защиту неподготовленным, «наудачу» и тем более превращать ее в консультацию – всему свое время.

Оценка по защите складывается из оценок содержания, оформления работы и, собственно, устного ответа.


Конечный итог всего сделанного вами, его результат – это оценка, выставляемая по пятибалльной системе. В ваших силах украсить свою зачетную книжку «четверкой» или «пятеркой».

Бытует шутливая легенда о древнем «рецепте» приобретения крепких и надежных знаний – «надо учить». А, ведь, в каждой шутке есть доля правды.

Заслуженных вам успехов.


1 См.Раздел 1 этого пособия, где мы даем вам «адрес» Приложений.