litceysel.ru
добавить свой файл
1
Подготовка к ЕГЭ. Критерии оценивания сочинения.



Последовательность расположения критериев:

I Содержание сочинения

К1 формулировка проблемы 1 балл

Проблема – сложный вопрос, требующий разрешения (проблема нравственного выбора – проблема ответственности человека за свои поступки, проблема чести и достоинства, проблема исторической памяти, проблема самооценки личности, проблема восприятия человеком искусства;

философские проблемы, экологические и т.д.)

ЗАПОМНИТЕ! Проблема (чего?) смысла жизни.

Вопрос (о чём?) о смысле жизни.

Проблематика – круг, перечень проблем, т.е. сложных вопросов, требующих решения.


К2 комментарий к сформулированной проблеме исходного текста 2 балла

Комментарий рассуждения, пояснительные замечания по поводу чего-либо: пояснения, примечания, толкование.


К3 позиция автора 1 балл

Позиция автора – это итог размышлений, вывод, к которому приходит автор, предполагаемые ответы на поставленные в тексте вопросы.


К4 аргументация собственного мнения по проблеме 3 балла

Аргументация – доказательство.

Виды аргументов – иллюстративные (из жизненного или читательского опыта); логические (научные сведения, законы и нормативные документы, свидетельства очевидцев); ссылки на авторитет (общественное мнение, цитаты, мнение ученого и т.п.)

Количество аргументов в сочинении – не менее двух.


II Речевое оформление сочинения

К5 смысловая цельнось, речевая связность и последовательность изложения 2 балла

К6 точность и выразительность речи 2 балла

III Грамотность


К7 орфографических ошибок нет 3 балла

К8 пунктуационных ошибок нет 3 балла

К9 грамматических ошибок нет 2 балла

К10 не более 1 речевой ошибки 2 балла

К11 этических ошибок нет 1 балл

К12 фактических ошибок нет 1 балл


Варианты возможного начала сочинения – назывное предложение, цепочка вопросов, вопросно-ответная форма, справка об авторе текста, цитата, формулировка проблемы, лирические размышления и т.д.


Варианты возможного окончания сочинениясвязь с современностью, изложение собственной позиции, цитата, обобщение основных мыслей автора, ответ на поставленные вопросы и т.д.

Типовые конструкции, используемые в заключении:


  • Таким образом,

  • Следовательно,

  • Итак,

  • В заключение хочу подчеркнуть…

  • Хотелось бы ещё раз подчеркнуть…

  • Обобщая сказанное, можно сделать вывод…



Речевое оформление сочинения


Типы ошибок


грамматические речевые логические фактические


Грамматическая ошибка – нарушение норм образования слов и их грамматических норм, нарушение синтаксической связи между словами в словосочетании и предложении.




Вид ошибки

Примеры

1

Ошибочное словообразование

Упрямость вместо упрямство, надсмехаться вместо насмехаться


2

Ошибочное образование формы существительного

Опытные слесаря вместо слесари; разводить курей вместо разводить кур

3

Ошибочное образование формы прилагательного

Более ярче вместо более яркий, самый важнейший вместо самый важный (важнейший)

4

Ошибочное образование формы числительного

С семистами рублями вместо с семьюстами, около шестиста вместо шестисот

5

Ошибочное образование формы местоимения

Ихней помощи вместо их помощи; у ней вместо у неё

6

Ошибочное образование формы глагола, причастия, деепричастия

Ездиют вместо ездят, накормящий вместо кормящий или кормивший, ложат вместо кладут

7

Нарушение согласования

Я благодарен людям, воспитавших в себе… (правильно: людям, воспитавшим в себе…)

8

Нарушение управления

Я хочу привести к примеру Петра I (правильно: привести в пример). Многие люди не имеют своё мнение (правильно: не имеют своего мнения).


9

Нарушение связи между подлежащим и сказуемым

Все, кто совершают подвиги, следуют зову сердца (правильно: Все, кто совершает подвиги)

10

Нарушение способа выражения сказуемого в отдельных конструкциях

Все были рады, счастливы и весёлые.

Люди сегодня стали жестоки и бесчувственными.

11

Ошибки в построении предложения с однородными членами.

Автор поднимает проблему не только филологическую, сколько социальную ( неправильная пара союзов; правильно: не только, но и).

12

Ошибки в построении предложения с деепричастным оборотом

Вернувшись домой, мне вспомнилась эта история (действие, обозначаемое деепрчастием, должно относиться к подлежащему: Вернувшись домой, я вспомнил эту историю).

13

Ошибки в построении предложения с причастным оборотом

Поставленная проблема автором очень актуальна (правильно: проблема, поставленная автором или поставленная автором проблема).

14

Смешение прямой и косвенной речи

Не случайно герой говорит, что я никогда не прячусь за чужими спинами. (Правильно: герой говорит, что он никогда не прячется…)

15


Нарушение границ предложения

Автор, наверное, очень добрый человек. Потому что видит в людях только хорошие качества (высказывание должно быть оформлено как сложноподчиненное

предложение)

16

Нарушение видовременной соотнесенности глагольных форм

Митрофанушку родители воспитывали в любви, а впоследствии он становится эгоистом. (Второе сказуемое должно быть также в форме прошедшего времени – стал)

17

Ошибки в построении сложного предложения

Текст принадлежит перу Лихачева, в котором поднимается важная проблема… (Правильно: В тексте Лихачева поднимается важная проблема…)



Речевая ошибка – это нарушение лексических норм, т.е. норм словоупотребления и лексико-семантической сочетаемости слова.




Вид ошибки

Примеры

1

Употребление слова в несвойственном ему значении

Если мы обратимся к творчеству Толстого, то там можно найти происки патриотизма (вместо слова происки («интриги») нужно использовать существительное примеры).

2

Неразличение оттенков значения паронимов

Вряд ли это можно считать эффектным способом решения проблемы. (Правильно: эффективным)


3

Употребление слов иной стилевой окраски.

Не следует слишком заклиниваться на своих проблемах.

К сожалению, в 90-е годы многие люди повелись на финансовые пирамиды и другие аферы.

4

Неоправданное употребление просторечных, жаргонных слов

По ящику сейчас показывают одни разборки.

Это самый крутой герой в романе.

5

Нарушение лексической сочетаемости

Книги занимают очень важную роль в жизни человека (правильно: играют важную роль или занимают важное место). В этой пьесе автор показал свои взгляды. (Взгляды – выражают, излагают, высказывают).

6

Плеоназм – дублирование значений в словосочетании (употребление лишних слов)

Сегодня прейскурант цен можно увидеть в любом кафе (слово прейскурант означает «справочник цен»).

Специфическая особенность речи персонажей «Горя от ума» состоит в том, что вся она «разошлась в пословицы». (Особенность – специфическая черта)

7

Тавтология – употребление рядом или близко однокоренных слов.

Люди всё дальше и дальше отдаляются от природы.

В своём рассказе автор рассказывает о событиях войны.

8

Искажение фразеологической единицы


Скрепя сердцем Чацкий сначала подавлял своё раздраже-ние.(вместо скрепя сердце).

9

Неудачное употребление местоимений

Данный текст написал В.Быков. В нём поднимается важная проблема.

10

Бедность и однообразие синтаксиче-

ских конструкций.

Когда началась война, его отправили на фронт. Когда он оказался на фронте, он командовал ротой солдат.


Логические ошибки –это высказывания, в которых есть внутреннее противоречие, нарушение логики изложения мысли.





Вид ошибки

Примеры

1

Подмена понятий

Автор поднимает проблему патриотизма. Эта тема очень важна в наше время. (тема и проблема – это не одно и то же!).

2

Нарушение причинно-следственных отношений

Но вскоре пришла весна, так как морозы прекратились.

Над морем стояла тишина. Завывал ветер. Пронзительно кричали чайки.

3

Нарушение логики развертывания мысли

Я согласен с автором: действительно, книга скоро изживёт себя. Но, пока книг издаётся всё больше и больше, они ещё долго будут радовать читателей.


Толстой правдиво, но с большой художественной силой показал русское крестьянство (данные утверждения не противоречат друг другу).


4

Отсутствие связи между высказыва-

ниями.

Автора возмущает человеческая жестокость. И действительно, сейчас многие родители уже не читают детям книги. Им легче включить мультики по телевизору.

В этом тексте автор раскрывает смысл некоторых фраз, которые употребляются только в одном смысле (на его взгляд).


Наличие логических ошибок учитывается в критерии К5, по которому оценивается смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения мыслей в сочинении.


Фактическая ошибка – это искажение информации о событиях, предметах, лицах, упоминаемых в тексте сочинения.




Вид ошибки

Примеры

1

Подмена понятий, фактов, приводимых в исходном тексте, другими; искажение фактов, содержащихся в тексте.

В тексте приводятся некоторые факты биографии писателя Дюрера. (Альбрехт Дюрер – немецкий живописец и график эпохи Ренессанса).

Свою смелость капитан Тушин доказал в бою, в жестоких условиях Первой мировой войны.

2

Неверное изложение фактов, не упоминающихся в исходном тексте, которые учащиеся используют в развернутом ответе (факты биографии автора или героя текста, даты, фамилии, авторство называемых произведений)


В романе «Отцы и дети» И.С.Тургенев рассказывает о Никите Кирсанове, который примкнул к нигилистам.

Хотелось бы напомнить, что Пушкин был горячей личностью. Он мог заехать на коне на второй этаж и спокойно пить чай.


В данных предложениях найдите и подчеркните ошибки. Укажите их тип. Исправьте.


  1. Мне вспомнился знаменитый рассказ Фонвизина «Недоросль».

  2. Эти люди уверены в праведности своих действий.

  3. В данном тексте автор раскрывает проблему взаимоотношения людей друг с другом.

  4. По телевизору сплошные фильмы про зомбаков и вампиров.

  5. Сочувствие – одно из важнейших чувств человека.

  6. Поднятая проблема в данном тексте актуальна и в наши дни.

  7. Читали ли вы когда-нибудь «Мастер и Маргарита» Булгакова?

  8. Познакомившись с человеком по Интернету, тебя может разочаровать его внешность.

  9. Позиция автора такова: что человек матерей не выбирает.

  10. Автор поднимает несколько актуальных проблем. Одна из которых заключается в смысле жизни человека.

  11. Я полностью согласен с автором, я в той же позиции. В нейтралитете.

  12. Не стоит зацикливаться на неудачах и промахах.

  13. Если раньше люди читали таких авторов, как Толстой и Достоевский, то сейчас читают разные повести, романы и тому подобное.

  14. В поэме «Мцыри» рассказывается о судьбе несчастного мальчика, отданного на воспитание монахам и тосковавшем по свободной жизни.

  15. Те, кто встал на путь зла, обречен на поражение.

  16. Он был тоненький, худенький и несколько глуповат.

  17. Её супруг был значительно старше неё, но это не смущало Татьяну.

  18. У него много друзей с различными национальностями.
  19. В этом произведение автор хочет показать проблему патриотизма.

  20. Размышляя о судьбах русских женщин, становится понятно, что счастья не было отпущено на их долю.