litceysel.ru
добавить свой файл
1

ГООУ СПО МСК им. Н.Е. МОМОТА


лабораторные работы по физике

Автор: Борисова Е.С.




ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА

«ПАРАЛЛЕЛЬНОЕ СОЕДИНЕНИЕ ПРОВОДНИКОВ»

ЦЕЛЬ РАБОТЫ: определить общее сопротивление двух параллельно соединенных

проволочных резисторов.

ОБОРУДОВАНИЕ: ЛИП, вольтметр, 3 амперметра, 2 реостата, соединительные провода.

Ход работы:

  1. Расположите на столе приборы в соответствии со схемой.

  2. Соберите цепь по схеме, соблюдая полярность подключаемых приборов.





  1. Запишите показания трех амперметров и вольтметра.

  2. Используя закон Ома для участка цепи



рассчитайте сопротивление:

  • 1 участка

  • 2 участка

  • общее сопротивление по двум формулам


и


  1. Занесите результаты измерений и вычислений в таблицу:




I, A

I1, A

I2, A

U, B


R1, Ом

R2, Ом

, Ом

, Ом




























  1. Сравните результаты вычислений общего сопротивления и сделайте вывод.



ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА

«ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОЕ СОЕДИНЕНИЕ ПРОВОДНИКОВ»

ЦЕЛЬ РАБОТЫ: определить общее сопротивление двух последовательно соединенных

проволочных резисторов.

ОБОРУДОВАНИЕ: ЛИП, 3 вольтметра, амперметр, 2 реостата, соединительные провода.


Ход работы:

  1. Расположите на столе приборы в соответствии со схемой.

  2. Соберите цепь по схеме, соблюдая полярность подключаемых приборов.





  1. Запишите показания амперметра и трех вольтметров.

  2. Используя закон Ома для участка цепи



рассчитайте сопротивление:

  • сопротивление первого резистора
  • сопротивление второго резистора


  • общее сопротивление цепи по двум формулам


и


  1. Занесите результаты измерений и вычислений в таблицу:




U, B

U1, B

U2, B

I, A

R1, Ом

R2, Ом

, Ом

, Ом




























  1. Сравните результаты вычислений общего сопротивления и сделайте вывод


ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА

«ОЦЕНКА ПРИ ПОМОЩИ НЕОБХОДИМЫХ ИЗМЕРЕНИЙ И РАСЧЕТОВ

МАССЫ ВОЗДУХА В КЛАССНОЙ КОМНАТЕ»

ЦЕЛЬ РАБОТЫ: определить массу воздуха, используя формулу, полученную из уравнения

Менделеева-Клапейрона.

ОБОРУДОВАНИЕ: барометр, термометр, метровая линейка.

Ход работы:

  1. При помощи барометра определить давление воздуха в классной комнате (нормальное атмосферное давление р=105 Па).


  2. Определите температуру воздуха в помещении при помощи термометра. Перевести температуру по шкале Цельсия в абсолютную температуру по шкале Кельвина (Т=t0C+273К).

  3. Определите объём помещения. Измерить длину a, ширину b и высоту c кабинета и вычислить объём по формуле:

3)

  1. Используя уравнение Менделеева-Клапейрона

,

мы можем получить формулу для расчета массы воздуха:

,

где R=8.31 - универсальная газовая постоянная,

μ=0.029 = молярная масса воздуха.

  1. Оформите работу в виде задачи:

m=? СИ Решение




р= (Па)

Т= (К)

a= (м)

b= (м)

c= (м)

R=

μ=

  1. Сделайте вывод по работе.

ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА


«ОПРЕДЕЛНИЕ ОТНОСИТЕЛЬНОЙ ВЛАЖНОСТИ ВОЗДУХА»

ЦЕЛЬ РАБОТЫ: определить влажность воздуха при помощи психрометра.

ОБОРУДОВАНИЕ: психрометр Августа, психрометрическая таблица.


Ход работы:


  1. Рассмотрите психрометр и определите где сухой и влажный термометры.

  2. Определите температуру сухого термометра.

tсух= (0С)

  1. Определите температуру влажного термометра.

tвлаж= (0С)

  1. Рассчитайте разность показаний сухого и влажного термометров в градусах.

Δt = tсух - tвлаж(0С)

  1. Внимательно посмотрите на психрометрическую таблицу. В первом вертикальном столбце найдите показания вашего сухого термометра (смотри пункт 2), в первой горизонтальной строке найдите вашу разность показаний сухого и влажного термометров (смотри пункт 4). То число, которое находится на пересечении столбца и строки и является значением влажности воздуха.

φ= (%)

  1. Сделайте вывод по работе.



ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА

«измерение мощности лампочки накаливания»

ЦЕЛЬ РАБОТЫ: измерить мощность лампочки накаливания.

ОБОРУДОВАНИЕ: ЛИП, лампочка, амперметр, вольтметр, соединительные провода .

Ход работы:


  1. Собрать цепь по рисунку:





  1. Начертите схему в тетради.
  2. Записать показания вольтметра и амперметра.


  3. Рассчитать мощность лампочки по формуле:






  1. Оформить лабораторную работу в виде задачи.


P-? РЕШЕНИЕ


I=


U=


5. Сделайте вывод по работе.


ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА

«определение ЭДС и внутреннего

сопротивления источника тока »

ЦЕЛЬ РАБОТЫ: определить ЭДС и внутреннее сопротивление источника тока.

ОБОРУДОВАНИЕ: ЛИП, ключ, амперметр, вольтметр, соединительные провода, реостат .

Ход работы:

1. Собрать цепь как показано на рисунке:




  1. Начертите в тетради схему работы.

  2. При разомкнутой цепи вольтметр, подклю­ченный к полюсам источника показывает значение ЭДС источника ε.

  3. При замыкании ключа снимите показания сила тока в цепи I и напряжения на полюсах источника U .

  4. Используя закон Ома для полной цепи

,

определите внутреннее сопротивление источника тока:

.

6. Лабораторную работу оформить в виде задачи:


r-? РЕШЕНИЕ


I=


U=


ε=


  1. Сделать вывод по работе.



ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА

«определение УДЕЛЬНОГО СОПРОТИВЛЕНИЯ ПРОВОДНИКА »

ЦЕЛЬ РАБОТЫ: опытным путем вычислить удельное сопротивление проволоки и по таблице № 9 в задачнике определить материал из которого сделана проволока.

ОБОРУДОВАНИЕ: ЛИП, амперметр, вольтметр, соединительные провода, реостат, соединительные провода .

Ход работы:


  1. Соберите схему по рисунку:




  1. Начертите схему в тетради.




  1. Запишите показания амперметра и вольтметра.




  1. Диаметр проволоки равен d=0,33мм2, длина равна L=0,5 м.




  1. Используя закон Ома для участка цепи, рассчитайте сопротивление проволоки по формуле:



  1. Вычислите площадь поперечного сечения по формуле:



  1. Вычислите удельное сопротивление проволоки по формуле:



  1. Лабораторную работу оформите в виде задачи:

ρ-? Решение




I= (А)

U= (В)


L=0.5 м

d=0.33 мм2


  1. Сравните результат с табличным и сделайте вывод к работе, указав из какого материала сделана проволока.



ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА

«ОПРЕДЕЛЕНИЕ ДЛИНЫ СВЕТОВОЙ ВОЛНЫ

ПРИ ПОМОЩИ ДИФРАКЦИОННОЙ РЕШЕТКИ »

ЦЕЛЬ РАБОТЫ: опытным путем вычислить длину световой волны.

ОБОРУДОВАНИЕ: дифракционная решетка, прибор для определения длины световой волны, источник света.

Ход работы:


  1. Внимательно изучите дифракционную ре­шетку. Запишите численное значение постоянной решетки d.

  2. В соответствии с рисунком соберите измерительную установку.

  3. Установите щель на расстоянии L=200 мм от дифракционной решетки.

  4. Определите расстояние а от середины щели до цветной полосы в миллиметрах (красный и фиолетовый).

  5. Рассчитайте длину световой волны. dsinφ = k • λ, k=1, при малых углах sinφ=tgφ, тогда формула, по которой будем вычислять длину волны имеет вид:



  1. Заполните таблицу с полученными данными:

L, мм


a, см


d, м


200









  1. Сравните свой результат с табличным и сделайте вывод к работе.

Красный (7,6-6,2)10-7 м Зеленый (5,6-5)10-7 м

Оранжевый (6,2-5,9)10-7 м Голубой (5-4,8)10-7 м

Желтый (5,9-5,6)10-7 м Синий (4,8-4,5)10-7 м

Фиолетовый (4,5-3,8)10-7 м


ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА

«ОПРЕДЕЛЕНИЕ плотности твердых тел »

ЦЕЛЬ РАБОТЫ: определить плотность бруска и металлического цилиндра.

ОБОРУДОВАНИЕ: весы с разновесами, линейка, штангенциркуль, брусок, металлический цилиндр.

Ход работы:

Определение плотности бруска.

1.Подготовте таблицу:

Масса m , кг

Длина ℓ, м

Ширина , S м

Толщина h , м

Объём V, м3

Плотность

ρ, кг/м3



















2.Измерте массу бруска на весах.

3.Измерте длину, ширину и толщину бруска, пользуясь линейкой.

4.Вычислите объем пластины

5.Вычислите плотность пластины по формуле




Определение плотности металлического цилиндра.

1.Подготовте таблицу:

Масса m, кг

Длина ℓ, м

Диаметр d, м

Площадь сечения S, м2

Объём V, м3

Плотность

ρ, кг/м3



















2.Измерте массу цилиндра на весах.

3.Измерте длину цилиндра его диаметр.

4.Вычислите площадь сечения цилиндра

5.Вычислите объем пластины

6.Вычислите плотность пластины по формуле



Сделайте вывод.


ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА

«ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПОКАЗАТЕЛЯ ПРЕЛОМЛЕНИЯ СТЕКЛА »

ЦЕЛЬ РАБОТЫ: определить показатель преломления плоскопараллельной пластины.

ОБОРУДОВАНИЕ: плоскопараллельная пластина, транспортир

Ход работы:


  1. Положите пластинку на лист и обведите карандашом её контуры.
  2. Проведите произвольный падающий луч и перпендикуляр в точку падения.






  1. Глядя через нижнее основание пластины на падающий луч, отметьте две точки, откуда выходит луч.



.

.


  1. Уберите стекло и проведите преломленный луч.





  1. С помощью транспортира определите углы падения α и преломления β.

  2. Используя закон преломления, найдите относительный показатель преломления стекла.



  1. Сравните полученный результат с табличным значением (n=1,6) и сделайте вывод.