litceysel.ru
добавить свой файл
1
Тема: Древнерусская литература «Повесть о Петре и Февронии Муромских»


Прославление любви и верности

Фольклорные мотивы

Цель: познакомить учащихся с особенностями жанра древнерусской повести;

определить близость повести к фольклорному произведению;

почувствовать нравственную красоту и силу любви героев;

воспитывать в детях понятие семьи, любви, верности;

совершенствовать навыки анализа текста.

Оборудование: мультимедиа, фонохрестоматия к учебнику «Литература. 7 класс»,

Видеофильм «Сказание о Петре и Февронии Муромских», презентации.


ХОД УРОКА

Читая об устаревшем в деталях, мы можем

найти многое для себя (Д.С. Лихачёв)

1.Организационный момент: сегодня у нас открытый урок, на котором мы продолжим повторять и знакомиться с новым материалом. Как вы понимаете эпиграф к нашему уроку?

На прошлом уроке мы начали знакомство с разделом «Древнерусская литература», познакомились с некоторыми текстами древнерусской литературы. Некоторые можно прочитать не только на современном русском языке, но и на древнем языке наших предков, погрузиться в особый мир отношений между героями, в мир своеобразных нравственных устоев.


2. Проверка домашнего задания


1) Устный опрос:

- когда возникла ДРЛ, сколько веков существовала? ( 10- 17 вв)

- какие жанры ДРЛ вы знаете? (летописи ( что за жанр?), послания, хождения (что за жанр?), поучения, ( жанр, в котором излагались правила жизни, которые автор хотел донести до читателя, поучал их), похвала, житие, притчи, предания).

- назовите известный памятник ДРЛ.(«Повесть Временных лет»)


2) Дома вы читали «Поучения» Владимира Мономаха и попробовали сами составить небольшое поучение младшим брату, сестре или другу. Послушаем их.


3) Каковы советы в «Поучении…» ( работа с текстом )


3. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

Во все времена защитой, опорой, поддержкой во всем была семья. И продолжая разговор о древнерусской литературе, мы непременно в этом убедимся.



Сегодня мы будем знакомиться ещё с одним произведением древнерусской литературы «Повестью о Петре и Февронии Муромских»


Слово «повесть» в средневековой Руси имело иное смысловое наполнение, чем в наши дни, и обозначало не жанр повести, сложившийся в 19 веке.


( оно имело значение «повествование, сказание»)


Запись видеокассеты «Сказание о Петре и Февронии Муромских.

Жили они в начале 13 века. Как вы думаете, к какому жанру относится это произведение?


Считается, что эту повесть написал в 16 веке писатель Ермолай-Еразм. Он был богословски образованным человеком, одним из самых талантливых писателей Средневековья. Это не единственное его произведение, но «П….» была особенно популярна у русских читателей.


ФИЗкультминутка для глаз:


  1. Закрыть глаза, не напрягая глазные мышцы, на счет 1-4, широко раскрыть глаза и посмотреть вдаль на счет 1-6.

  2. Посмотреть на кончик носа на счет 1-4, а потом перевести взгляд вдаль на счет 1-6.

  3. Не поворачивая головы (голова прямо), делать медленно круговые движения глазами вверх-вправо- вниз-влево и в обратную сторону: вверх- влево –вниз- вправо. Затем посмотреть вдаль на счет 1-6.



Аудиозапись «Повесть о Петре и Февронии Муромских» 10 минут ( до слов ……)

Остальной текс т- слушаем пересказ ( небольшой отзыв – что понравилось в пересказе?)


С развитием сюжета образы Петра и Февронии все больше и больше приобретают черты русских святых.


Вывод: к какому жанру относится это произведение? ( тех, которые повторяли в начале урока) .А еще черты какого фольклорного произведения вы уловили?

Что же такое житие? Жанр, в котором описывается жизнь святых.

Словарная работа: отрок – слуга, Агрик – сказочный богатырь, горница – комната, чистая половина крестьянской избы, ладан – ароматическая смола, струп- сухая корочка, обр-ся на заживающей ожоговой поверхности.



РАБОТА с текстом: найти в произведении признаки сказки



  1. Сказочный зачин ( первая часть похожа на волшебную сказку о змее-искусителе; вторая часть- на бытовую сказку о мудрой деве)

  2. Сказочный герой – змей-искуситель.

  3. Добро побеждает зло: Петр побеждает злого змея (первая часть повести)

  4. Волшебные помощники: агриков меч.

  5. Загадки, которые часто приходится отгадывать героям сказок.

  6. Хитроумные задания-испытания ( задание Петра сшить рубаху из пучка льна и задание Февронии сделать ткацкий станок из полена)

  7. Постоянные эпитеты (лукавый змей, мудрая дева)



Да, много испытаний выпало на долю и Петра, и Февронии. Что же помогло им эти испытания выдержать?

Можно ли сказать, что Петр и Феврония защищали свое чувство во время жизни и даже после смерти?

Какова же тема этого произведения? (история любви, преданности)


Любовь - всепобеждающее чувство.

Чем, по-вашему, привлекает повесть современных читателей? (добрые семейные отношения, преданность, верность, любовь).


В России 8 июля ( по старому стилю 25 июня) отмечают праздник – День Семьи, Любви и Верности в честь святых Петра и Февронии Муромских. Покровителей семьи. Символом этого праздника является ромашка.

Пусть она вам всегда напоминает о любви святых Петра и Февронии.

Как любящие мать и отец относились к своим людям князь Петр и его светлая княгинюшка Феврония. Они одевали убогих, нищих, лечили больных, сиротам помогали, принимали странников, избавляли бедных от напасти.


Презентация «Муромские святыни»



  1. Домашнее задание: Стр. 54 -63 вопросы;

подготовить выразительное чтение понравившегося фрагмента повести; по желанию сделать иллюстрации к «Повести о Петре и Февронии Муромских»