litceysel.ru
добавить свой файл
1 2 ... 5 6
План


Введение


  1. Теоретические основы речевой деятельности




    1. Совершенствование речевой деятельности с точки зрения психологии и лингвистики




    1. Текст как основное понятие методики развития речи




    1. Функционально-стилистические и функционально-смысловые типы речи как необходимая база для речевой работы




    1. Общая характеристика речевой деятельности младших школьников, содержание и способы речевой работы




  1. Методика работы над письменными пересказами




    1. Изложения, их значения, цели, виды и методика работы над традиционным и творческим изложением




    1. Методика работы над изложениями на основе метода прогнозирования текста




    1. Методика работы над изложением на основе метода прогнозирования по картине




    1. Анализ собственного опыта при подготовке учащихся к написанию творческих работ




  1. Заключение




  1. Литература




  1. Приложение



Введение


Развитие речи младших школьников - одно из важнейших направлений работы учителя в начальной школе. Проблемой развития речи занимались многие ученые исследователи и методисты М.Р.Львов, Н.И.Жинкин, Н.И.Кустарева, Н.Е.Богуславская, В.И.Капинос, А.Ю.Купалова, Т.А.Ладыженская, С.К.Тивикова и др.

Применительно к начальным классам это направление находится в стадии теоретического и практического исследования, поскольку методические поиски последних лет привели к открытию эффективных путей и средств формирования у учащихся коммуникативно-речевых умений, связанных с восприятием, анализом и продуцированием речевых высказываний. Коммуникативный подход в обучении предполагает овладение языком как одним из важнейших средств общения, что позволяет ребёнку на этой основе создавать собственные тексты, строить диалоги и высказывания (осмысливать цель, планировать и контролировать своё высказывание).


Коммуникативная направленность обучения активизирует формирование всех видов речевой деятельности: письмо, чтение, говорение и слушание. Поэтому коммуникативный подход выдвигает на первый план деятельностный аспект языка и интеграцию самых различных сторон, связанных с процессом общения.

В психолого-педагогической науке процесс развития речи рассматривался такими учёными, как Р.С. Немов, Н.И. Жинкин, Л.С. Выготский, А.А. Леонтьев, А.Н. Леонтьев, А.Р.Лурия, И.А. Зимняя.

Опираясь на анализ научных источников, мы пришли к убеждению, что начинать работу по развитию речи надо с первых дней пребывания ребёнка в школе, на уроках обучения грамоте и в дальнейшем на уроках русского языка и литературного чтения, специальных уроках по развитию речи учащихся.

Всё более очевидной становится необходимость включения в работу по развитию речи учащихся новых методов и приёмов, основу которых составляет речетворчество учащихся.

Одним их направлений в работе по обучению младших школьников создавать собственные тексты (на основе опоры) является включение в систему работы по развитию речи моделей урока, на которых создание собственного текста будет опираться на его прогнозирование.


Цель исследования: изучить возможности развития коммуникативно-речевых умений младших школьников на основе прогнозирования текста на разных этапах работы по развитию речи учащихся и обобщить использованный нами опыт по данной проблеме.


Исходя из цели работы, нами были поставлены соответствующие задачи:


1. Рассмотреть теоретические основы развития речи в контексте современной методики, лингвистики и психологии.


2. Изучить передовой педагогический опыт по выделенной проблеме.


3. Разработать последовательность уроков по развитию речи учащихся, связанных с прогнозированием текста, подобрать соответствующий дидактический языковой материал.

4. Оценить эффективность предложенных заданий и упражнений по развитию коммуникативно-речевых умений у учащихся в начальной школе.


Работа проводилась на базе МОУ СОШ N70 г. Нижний Новгород.

1. Теоретические основы развития речевой деятельности.


1.1. Психолого–педагогические и лингвистические основы речевой деятельности.


Чтобы определить, в чем должна состоять работа по совершенствованию детской речи, необходимо обратиться к тому пониманию речи, которое предлагается сегодня специалистами, работающими на стыке психологии и лингвистики.

Разрабатывая вслед за Л.С.Выготским теорию деятельности, психологи пришли к выводу, что речь тоже является своеобразной деятельностью человека, речевой деятельностью. «Речевая деятельность представляет собой процесс активного, целенаправленного, опосредованного языком и обуславливаемого ситуацией общения приема или выдачи речевого сообщения во взаимодействии людей между собой (друг с другом)».

Так как речевая деятельность - процесс, который осуществляется в ходе общения людей, то этот вид деятельности человека всегда предполагает наличие партнера, т.е. того, кто обращается с высказыванием, и того (тех), кто его принимает (или будет принимать). Сущность процесса и состоит для одного в создании (выдаче) сообщения, для другого (других) - в его восприятии (приеме). Вот почему речевая деятельность - процесс активный. Целенаправленным он является потому, что, вступая в речевое общение, каждый из партнеров всегда движим определенными намерениями, например: мы обычно начинаем говорить, потому что возникла потребность что-то сообщить, чем-то поделиться, о чем-то спросить, попросить и т.д., мы, как правило, знаем, к кому и зачем обращаемся; слушающий тоже реализует свое намерение: получить информацию, понять, чего хочет от него говорящий и т.д. Процесс речевого общения осуществляется с помощью языковых средств (опосредован языком), на его характер всегда накладывает отпечаток ситуация общения (задачи, условия, особенности партнеров), Т.е. это процесс «обусловливаемый ситуацией общения».


Таким образом, можно сказать, что речевая деятельность - это активный целенаправленный процесс создания и восприятия высказываний, осуществляемый с помощью языковых средств в ходе взаимодействия людей в различных ситуациях общения.

Речевая деятельность может быть охарактеризована и с точки зрения тех этапов, по которым этот процесс развертывается. «В любой деятельности, - пишет А.А.Леонтьев, - можно выделить одинаковые структурные компоненты. В ней есть 4 этапа: этап ориентирования в условиях деятельности; этап выработки плана в соответствии с результатами ориентировки; этап осуществления (реализации) этого этапа; этап контроля, т.е. проверки соответствия продукта замыслу, достигнутого результата запланированному». (9)

По этим же этапам развивается и речевая деятельность. Следовательно, работая над совершенствованием речевой деятельности школьников, важно учитывать наличие этих этапов и оттачивать, а иногда и корректировать действия на каждом из них.

Первой фазой речевого действия является ориентировка в условиях общения. Сориентироваться в условиях общения - это значит определить для себя место, роль высказывания в деятельности общения, а также в самых общих чертах его форму: с учетом общего мотива деятельности уточнить цель речевого действия и, отталкиваясь от основных условий коммуникации (устное или письменное общение, с одним человеком или со многими людьми, одностороннее или двустороннее, в официальной или неофициальной обстановке и др.), решить вопрос о форме (устная, письменная), виде (монолог, диалог), стиле высказывания.

Вторая фаза речевого действия - планирование - заключается в отборе содержания, в составлении программы высказывания. Здесь решающую роль играет предмет речи - тема и основная мысль высказывания; однако существенны также и ограничения, накладываемые на отбор содержания требованиями стиля, типа, вида и формы речи.

Н.И.Жинкин писал, что программа формируется во внутренней речи и существует обычно в «предметно-изобразительном коде» - в виде «смысловых сгустков», «образов-мыслей». На этом этапе мысль еще не расчленена, еще не выражена в словах. ( 5 )


Переход от программы к ее реализации в языковом коде составляет третью