litceysel.ru 1



Публикация книги


Панов А.И. Педагогическое творчество: структурно-аналитический аспект. - Томск, ОГУ «РЦРО», 2003. – 28 с.


Образовательный процесс – это единство обучения и воспитания. Творческий потенциал учителя раскрывается в рамках обучения и воспитания. Важнейшим средством обучения, а, следовательно, педагогического творчества выступают цифровые средства обучения и воспитания.

Например:

1) учебники по информатике и ИКТ по учебным курсам Комплексной образовательной программы «Школьный университет». http://internika.org/news/dostupny-novye-demo-versii-interaktivnogo-elektronnogo-uchebnika

2) виртуальная образовательная среда http://dviger.com/


Педагогическое творчество. Часть 1. Факторы, понятие, уровни


Введение 2

Факторы педагогического творчества 2

Понятие педагогического творчества 3

Уровни педагогического творчества 7

Литература 7



Если вы сотрудничаете с НОУ «Открытый молодёжный университет» и желаете заказать on-line сообщение на педагогическом совете, заседании НМС по теме: «Педагогическое творчество» обращайтесь по адресу: Aleksandr.Panov@itdrom.com


С уважением, Александр Панов, ведущий методист ОЦ «Школьный университет», учитель-методист.


Введение


Интеллектуализация всех сторон социальной, экономической и производственной деятельности становится одной из ведущих закономерностей нашего времени. Одновременно наблюдается рутинизация интеллектуального труда. Возникает ситуация когда более значимым для управления профессиональным развитием, проектированием и реализацией систем профессионального образования и повышения квалификации становится не антиномия умственный труд - физической труд, а различение творческого и рутинного труда. При этом «В структуре рабочей силы в целом происходит сдвиг… доля работников физического труда убывает с одновременным изменением содержания самого труда».1


С учетом физической и умственной природы труда, его рутинного или творческого характера возникает четыре принципиально различных базовых типа профессиональной деятельности: 1) рутинная физическая; 2) рутинная умственная; 3) творческая физическая; 4) творческая умственная. Данные базовые типы являются идеальной абстракцией, выступающей средством анализа и проектирования реальных типов профессиональной деятельности, интегрирующих в том или ином соотношении базовые типы.

Педагогическая деятельность, и умственная, и физическая, и творческая, и рутинная. У разных педагогов, в различных педагогических концепциях и практиках различная выраженность (доминантность) этих сторон. Гипертрофирование педагогического творчества в педагогической профессиональной деятельности также неправомерно, как и абсолютизация ее рутинности. Однако гуманитарная природа образовательной системы, свойственная ей неопределенность, позволяет говорить о творческой модальности в работе педагога.

Уровень творчества педагога определяется жесткостью методических требований или технологической схемы. Для реализации творческого потенциала педагогу необходимо адекватно определить границы возможных и реализуемых инноваций. Творчество выступает как форма деятельности, характеризующаяся появлением в ней и ее продуктах «нового» как в объективном, так и субъективном планах.

Уточнение понятия творчества, в первую очередь в собственном сознании деятеля, выявление его факторов, уровней и структуры является необходимым для проектирования и реализации систем развития профессионального педагогического творчества.

Факторы педагогического творчества


Педагогическая деятельность, как и любая профессиональная деятельность, может иметь две формы проявления, две диадные модальности – рутинизацию и творчество. В.А. Яковлев, рассматривая диалектику творческого процесса в науке, отмечает, что «Многообразие сфер социокультурной деятельности, ее структурированность в операциональных комплексах делают невозможным безграничное тотальное распространение ни творческой активности, ни форм адаптации. Они всегда сосуществуют и взаимодополняют друг друга. Однако удельный вес их в разных деятельностях может существенно варьироваться».2 На наш взгляд, это положение имеет методологический статус для решения вопроса о сущности, структуре и механизмах творчества.


Исследуя феномен творчества, нельзя абсолютизировать, равно и недооценивать, как нормативную, так и творческую стороны профессиональной деятельности. «Творчество вне нормы, вне нормативных форм, - указывает В.Г. Афанасьев, - лишается действительного характера, ведь оно не возникает на пустом месте, а предполагает освоение накопленного опыта и знаний, закрепленных в нормах. Вне норм творчество бесцельно и беспорядочно. … Чрезмерное, вненормативное творчество, «сверхинициатива» приводят к произволу, субъективизму и, в конечном счете, к анархизму, к отрицанию всякого порядка и организованности».1 Творчество приводит к изменению норм, в которых фиксируются общественно значимые эффекты творческой деятельности.

В педагогической деятельности доминирует творчество. В книге «Профессиональная деятельность молодого учителя (социально-педагогический аспект) отмечается, что «Особенностью педагогической деятельности (иногда считают - основной особенностью) является нестандартность педагогических задач и ситуаций, вероятностный характер профессиональных решений. Качество подготовки специалиста в данной профессиональной области измеряется его творческим вкладом в профессию, способностью к модификации практического опыта».2 В.А. Кан Калик в работе «Педагогическое творчество» отмечает: «Профессиональное своеобразие деятельности педагога заключается в том, что полная алгоритмизация ее практически невозможна, хотя в педагогическом труде и существует определенная совокупность приемов и навыков, которым педагог обучен».3

Творчество возникает в ситуации неопределенности, имеет вероятностный характер. В. А. Кан Калик и его сооавторы считают, что «Любое педагогическое преобразование обязательно включает в себя творческое начало, ибо сама преобразуемая личность всегда уникальна и неповторима... творчество - ...объективная профессиональная необходимость в деятельности учителя...».4


Понятие педагогического творчества



Рассмотрим ряд определений понятия «творчество».

«Философский словарь определяет творчество как «процесс человеческой деятельности, создающий качественно новые материальные и духовные ценности».5

В междисциплинарном словаре «Образование взрослых» говорится: «Творчество - персонифицированный процесс опредмечивания деятельностных способностей индивида, сориентированный на обогащение имеющегося социального опыта его собственным вкладом».6

В словаре по психологии, вышедшем под общей редакцией А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского, творчество определяется как «…деятельность, результатом которой является создание новых материальных и духовных ценностей».7

Аналогичной точки зрения придерживается В.А. Левин. По его мнению, «Творчество – деятельность человека, создающая новые материальные и духовные ценности, обладающие общественной значимостью».8

В.С. Безрукова считает, что «Педагогическое творчество - это почти изобретательство. Изобретательство… есть отход от традиций, привычек, стереотипов».1

«... творчество, - пишет Ю.С. Столяров, - можно рассматривать как самодеятельность человека с постановкой или выбором им... задачи, поиском условий и способов ее решения и созданием нового... объекта...».2

Гребенкина Л.К., Анциферова Н.С. полагают, что «Главными признаками творчества являются: создание нового и существенное усовершенствование известного; оригинальность, неповторимость продукта деятельности, ее результатов; взаимосвязь творчества и самотворчества, самосозидания...».3

«Творчество, - полагает В.Г. Афанасев, - являет собой созидание нового, побуждение к началу какого-нибудь дела. При этом творческий акт… самопочин, действие совершаемое по внутреннему убеждению».4 Момент самопочина, факультативного, заявительного характера инициирования творчества чрезвычайно важен для его понимания и управления его развитием.


По мнению В.А. Скакун, творческое отношение к труду учащихся учреждений начального профессионального образования предполагает «… способность вносить в процесс выполнения учебно-производственных работ новое, оригинальное, совершенствовать организацию труда, трудовые приемы, инструменты, приспособления, стремление и способности к техническому изобретательству и рационализации».5

Анализ приведенных определений показывает, что творчество усматривается исследователями там, где возникает объективно новый объект (вещь, процесс), имеющий аксиологическое значение в масштабах онтогенеза. В этом смысле всеобщими и универсальными формами творчества являются наука и искусство, научная и художественная деятельность. Однако такое понимание творчества оставляет за его чертой другие типы деятельности, целые возрастные группы. В связи с этим, Л.С. Выготский отмечал: «…в каждодневной окружающей нас жизни творчество есть необходимое условие существования, и все, что выходит за пределы рутины и в чем заключена хоть йота нового, обязано происхождением творческому процессу человека. Если так понимать творчество, то легко заметить, что творческие процессы обнаруживаются во всей своей силе уже в раннем детстве».6

В связи с вышеизложенным, можно сделать следующие выводы:

1. Творчество выступает как имманентная характеристика любой деятельности. «Каждому виду социокультурной деятельности…, - отмечает В.А. Яковлев, - внутренне присущи элементы творчества. Это не означает, что все создаваемое человеком есть результат чисто творческих процессов».7 Отсюда следует недопустимость преувеличения значения творчества в успешности профессиональной деятельности, внимания к его формированию в системах профессионального образования и подготовки. Не менее значим в деятельности феномен исполнительства.

2. Творчество связано с появлением «нового» как в объективном, так и субъективном планах. Г.Я. Буш, рассматривая творчество как диалогическое взаимодействие, полагает, что «…творческая деятельность не может быть только объективна или субъективна. Она всегда и объективна и субъективна. Смысл творчества может быть раскрыт на основе признания, что вся культура, все результаты творчества человека являются лишь факторами развития потенций человека как субъекта социальной формы движения материи».1 Если «новое» отвечает критерии «ценности», то творчество в социальном плане позитивно, в противном случае, оно деструктивно.


3. Творчество не есть деятельность или инвариантный компонент всех типов деятельности. «…прежде чем стать деянием или для того, чтобы стать им, творчество сначала должно быть особенного рода надеятельностным отношением субъекта к миру и самому себе, отношение ко всему как могущему быть и иным».2 Это положение является ключевым для понимания сути творчества. С этой точки зрения, вряд ли можно согласиться со мнением В.А. Яковлева, который полагает, что «… во всем, что производит человек, что он совершает, присутствует компонента творческой деятельности. В определенном смысле творчество выступает как универсальная составляющая любого вида социокультурной деятельности исторического субъекта».3 Как известно, в качестве инвариантных сторон деятельности выступают перцептивно-познавательная, организационно-коммуникативная, проектировочная и иные стороны, которые могут иметь рутинную или творческую форму своего осуществления.

4. Творчество тотально, оно связано со всеми типами, видами, инвариантными сторонами деятельности.

5. Творчество самопочинно. Безусловно, творчество не только стихийный, но и организуемый процесс. Но даже в специально организованном творческом процессе (коллективе) индивидуальная творческая интенция доминантно вызывается внутренними факторами и условиями субъекта.

В.А. Яковлев отмечает: «…творчество рассматривается как атрибут социального уровня организации материи, а деятельность – предметно-практическая и духовно-теоретическая – как … форма проявления атрибута творчества».4 Представляется, что деятельность как форма целенаправленной активности человека первична, а творчество вторично. В этом смысле, не деятельность выступает формой проявления творчества, а творчество выступает формой проявления той или иной деятельности. При этом форма всегда содержательна, а содержание оформлено. Поэтому любое изменение содержания (деятельности) приводит к изменению формы его проявления (творчества). На наш взгляд, творчество – это форма деятельности, характеризующаяся появлением в ней «нового», как в объективном, так и субъективном плане. Рутинизация, как форма деятельности, напротив, характеризуется исключением (иллиминированием) из деятельности момента инновационности, проектирования и реализации новшеств как материальных носителей «нового». Действительно, «Стабилизация условий деятельности ведет к стабилизации ее форм, к появлению социальных установок на воспроизведение сложившихся образцов и традиций».5 Возможно, что для определения понятия «творчество» более релевантным является понятие модальности (от лат. modus – способ).


Педагогическое творчество – это освобождение педагогического профессионализма, содержание которого обобщено и формализовано в нормах, правилах и условиях профессиональной деятельности с целью решения проблем, возникающих в результате изменения внешней и внутренней сред. При этом «...движущей силой индивидуального творчества является..., по мнению В.А. Кан Калика, - противоречие между зафиксированными в педагогической технике типовыми действиями и необходимостью находить новые для решения возникающих в практике задач».1

Педагогическое творчество проявляется во всех элементах педагогической деятельности: в целеполагании (проектирование новых целевых и побочных продуктов), средствах, методах, условиях. Л.Ю. Берикханова, рассматривая вопрос об импровизационных моментах в творчестве учителей-новаторов, отмечает, что «Педагогическое творчество как динамический процесс осуществляется не только во время подготовки к уроку, но и в ходе реализации задуманного, уточнении и конкретизации методов, содержания, целей обучения, заложенных в педагогическом проекте урока в соответствии с требованиями учебно-воспитательных ситуаций реального процесса обучения».2 Это говорит о том, что в педагогической деятельности, существует два взаимообуславливающих вида творчества: теоретическое и практическое. Безусловно, что творчество в теоретическом плане предполагает и практические элементы, но доминирует в нем интеллектуальная работа. В творчестве, которое разворачивается в практическом плане, доминируют предметно-деятельностные моменты.

Педагогическое творчество как форма осуществления педагогической деятельности направлено:

во-первых, на развитие педагогического профессионализма, его структурных элементов. Действительно, «...цель педагогического творчества состоит..., - считает И.П. Раченко, - в том, чтобы непрерывно совершенствовать новаторскую сторону труда. Только в этих условиях будет... расти исполнительское мастерство педагога».3 Творческая форма осуществления педагогической деятельности выступает одним из факторов эффективной профессионализации работников образования;


во-вторых, на совершенствование элементов педагогического труда. В зависимости от педагогической ситуации, «... нужны в чем-то новые приемы, средства, методы и формы...», и, - по мнению К.К. Платонова, Г.Г. Голубева, - именно «...педагогическое творчество дает возможность коренного усовершенствования методики».4 Вне творчества, решение педагогических проблем, как теоретического, так и практического характера, принципиально не возможно.

Важнейшим моментом многих типов и видов деятельности является поиск. В научной работе он является системообразующим элементом. Однако, поисковый процесс и творческий процесс не одно и то же. «Характер поискового процесса, его творческую наполненность… можно оценить, выделив ряд уровней творчества».5 По мере формализации и автоматизации поискового процесса происходит его рутинизация. В этом смысле, форматизированное, автоматизированное творчество, по определению, невозможна. Рутинизируясь творческий процесс становиться эвристической технологией.

В связи с этим интересно рассмотреть соотношение труда и творчества. Иногда говрят, что «Труд – есть отрицание творчества, также как и творчество есть отрицание труда… Труд есть не творческая деятельность, а преимущественно такая, в которой рутинно повторяются некоторые операции».6 В данном случае абсолютизируется момент рутинизации труда, и недооценивается его момент творчества. Конкретный труд всегда есть сочетание в той или иной мере рутинизации и творчества как диадных форм осуществления профессиональной деятельности.

Педагогическое творчество имеет оперативный (ибо педагогическая деятельность, по словам А. С. Макаренко, требует «немедленного анализа и немедленного действия»), систематический и незавершенный (учитель видит и оценивает лишь частичные, промежуточные итоги своей деятельности) характер.

Уровни педагогического творчества


В философском смысле, как мы уже отмечали, уровень – это состояние объекта (его отдельного свойства), характеризующееся качественной определенностью или определенной мерой. Бухвалов В. А., исследуя алгоритмы педагогического творчества, выделяет пять его уровней: 1) создание дидактической системы из известных инструментов; 2) ... из известных элементов, некоторые из которых используются в новых ситуациях; 3)... из известных и изобретенных самим автором; 4) создание принципиально новой... дидактической системы; 5) создание нового направления в дидактике».1 Однако, «создание дидактической системы из известных инструментов» также может осуществляться на разном уровне творчества. Творческий поиск по Г.С. Альтшуллеру может осуществляться на 5 уровнях – от первого, низшего, граничащего с рационализаторством, до пятого, высшего, связанного с открытием». (См. Альтшуллер Г.С. Творчество как точная наука. М., 1979; Найти идею: Введение в теорию решения изобретательских задач. – Новосибирск: Наука. Сиб. отд-ление, 1986). На наш взгляд, уровень творчества – есть творчество, характеризующееся определенной, зафиксированной мерой появления «нового» в процессе и продуктах деятельности, как в объективном, так и субъективном плане.

Литература



Алексеев П.В., Панин А.В. Теория познания и диалектика. – М.: Вычш. шк., 1991.

Альтшулльлер Г.А. Найти идею: Введение в теорию решения изобретательских задач. – Новосибирск: Наука. Сиб. отд-ление, 1986.

Афанасьев В.Г. Человек в управлении обществом. – М.: Изд-во политической литературы, 1977.

Батышев Г.С. Неисчерпанные возможности и границы применимости категории деятельности//Деятельность: теории, методология, проблемы. – М.: Политиздат, 1990.

Безрукова В.С. Педагогика. Проективная педагогика. Учебное пособие для инженерно-педагогических институтов и индустриально-педагогических техникумов. - Екатеринбург: Изд-во «Деловая книга», 1996.


Берикханова Л.Ю. Об импровизационных моментах в творчестве учителей-новаторов/ Представлено В.В. Краевским//Новые исследования в педагогических науках, №2. – М.: Педагогика, 1991. - C.65-67.

Брушлинский А.В. Мышление/Общая психология. Учебник для студентов пед.ин-тов. Под ред. проф. А.В. Петровского. – М.: Просвещение, 1976. - C.315-341.

Брушлинский А.В. Психология мышления и кибернетика. М.,1970.

Бухвалов В.А. Алгоритмы педагогического творчества. - М.: Просвещение, 1993.

Буш Г.Я. Творчество как диалогическое взаимодействие: Автореферат. Дис. докт. Филос. Наук. – Минск, 1989.

Вислогузова М.М. Значение и место педагогических творческих заданий в системе подготовки учителя/ Представлено М.А. Скаткиным//Новые исследования в педагогических науках, №2. – М.: Педагогика, 1991. - C.65-67.

Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. – М.: Просвещение, 1967.

Гребенкина Л.К. , Анциферова Н.С. Технология управленческой деятельности заместителя директора школы. - М.: Центр «Педагогический поиск», 2000.

Журнал Praxis. Belgrad,1967. №6-6.

Загвязинский В.И. Развитие педагогического творчества учителей. М. , 1986.

Кан Калик В.А. Педагогическое творчество. - М.: Педагогика, 1990.

Клименко Л.И. О природе и типах интуиции// Вопросы методологич. науки. – Томск, 1971. – Вып. 1.

Ковалев А.Г. Коллектив и социально-психологические проблемы руководства. – М.: Изд-во политической литературы, 1978. С.197-198.

Краткий словарь по философии. – М.: Изд-во политической литературы, 1970.

Левин В.А. Воспитание творчества. – Томск: Пеленг, 1992.

Маккиннон Д. Проблемы научного творчества ИНИОН АП СССР.М., 1980.

Мышление: процесс, деятельность, общение/ Отв. ред. А.В. Брушлинский. – М.: Наука, 1982.

Новиков А.М. Российское образование в новой эпохе / Парадоксы наследия, векторы развития. – М.: Эгвес, 2000.


Онушкин В.Г., Огарев Е.И. Образование взрослых: междисциплинарный словарь терминологии. - Спб, Воронеж: ИОВ РАО, 1995.

Петровский А.В. Способности/Общая психология. Учебник для студентов пед.ин-тов. Под ред. проф. А.В. Петровского. – М.: Просвещение, 1976.- C.441-466.

Петровский. А.В. Воображение/Общая психология. Учебник для студентов пед.ин-тов. Под ред. проф. А.В. Петровского. – М.: Просвещение, 1976.- C.342-360.

Пирогов Г.С., Таран Ю.П. Потребность в повышении качества творческого поиска/ Интенсификация инженерного творчества: Потребности, методы, формы организации/ Г.С. Пирогов, Ю.Н. Таран, В.П. Бельгольский. – М.: Профиздат, 1989.

Платонов К.К. О системе психологии. М, 1972.

Платонов К.К., Голубев Г.Г. Психология. Учебник для индустриально-пед. техникумов. М., Высш.шк., 1973.

Понамарев Я.А. К теории психологического механизма творчества/ Психология творчества// Под ред. Я.А. Пономарева. – М.: Наука, 1990. С.13-37.

Поташник М.М. Как развивать педагогическое творчество. - М.: Знание, 1987.-№1. Сер. «Педагогика и психология».

Потребности, методы, формы организации/ Г.С. Пирогов, Ю.Н. Таран, В.П. Бельгольский. – М.: Профиздат, 1989.

Профессиональная деятельность молодого учителя (социально-педагогический аспект) / Под ред. С.Г. Вершловского, Л.Н. Лесохиной. - М.: Педагогика, 1982.

Психология. Словарь/ Под общ. Ред. А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского. – 2-е изд., испр и доп. – М.: Политиздат, 1990.

Раченко И.П. Научная организация педагогического труда. -М.: Педагогика, 1972.

Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. – Спб.: Питер Ком, 1999.

Селезнев А.М. Место творчества в системе «Наука-техника-производство»//Диалектика и теории творчества. М., 1987.

Скакун В.А. Преподавания курса «Организация и методика производственного обучения»: Метод. пособие. - М.: Высш. шк., 1990.

Столяров Ю.С. Техническое творчество школьников. - М.: Педагогика, 1984.


Страхов И.В. Психология творчества: Лекции для студентов педювузов. – Саратов, 1968.

Управленческое консультирование: в 2-х т. Т.2.: Пер. с англ. – М.: СП «Интерэксперт», 1992.

Философский словарь. – М, 1972.

Философский словарь. М, 1989.

Харькин В.Н. Педагогическая импровизация: теория и методика. М.: NB Магистр, 1992.

Шубинский В.С. Вопросы разработки новой педагогической теории. - В кн.: новые исследования в педагогических науках. Вып. 1(53) / Сост. И.К Журавлев, В.С. Шубинский. - М.: Педагогика, 1989. С.8-9.

Яковлев В.А. Диалектика творческого процесса в науке. – М.: Изд-во МГУ, 1989.



1 Новиков А.М. Российское образование в новой эпохе / Парадоксы наследия, векторы развития. – М.: Эгвес, 2000. - С.21-22.

2 Яковлев В.А. Диалектика творческого процесса в науке. – М.: Изд-во МГУ, 1989. - С.12.

1 Афанасьев В.Г. Человек в управлении обществом. – М.: Изд-во политической литературы, 1977.С.300.

2 Профессиональная деятельность молодого учителя (социально-педагогический аспект) / Под ред. С.Г. Вершловского, Л.Н. Лесохиной. - М.: Педагогика, 1982. – С.8.

3 Кан Калик В.А. Педагогическое творчество. - М.: Педагогика, 1990. - С.24.

4 Кан Калик В.А. Педагогическое творчество. - М.: Педагогика, 1990. - С.21.

5 Философский словарь. – М.: 1972. – С.405.

6 Онушкин В.Г., Огарев Е.И. Образование взрослых: междисциплинарный словарь терминологии. - Спб, Воронеж: ИОВ РАО, 1995. - С.174.

7 Психология. Словарь/ Под общ. Ред. А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского. – 2-е изд., испр и доп. – М.: Политиздат, 1990. - С.393.

8 Левин В.А. Воспитание творчества. – Томск: Пеленг, 1992. - С.15.


1 Безрукова В.С. Педагогика. Проективная педагогика. Учебное пособие для инженерно-педагогических институтов и индустриально-педагогических техникумов. - Екатеринбург: Изд-во «Деловая книга», 1996. - С.128.

2 Столяров Ю.С. Техническое творчество школьников. - М.: Педагогика, 1984. - С.4.

3 Гребенкина Л.К. , Анциферова Н.С. Технология управленческой деятельности заместителя директора школы. - М.: Центр «Педагогический поиск», 2000. - С.54.

4 Афанасьев В.Г. Человек в управлении обществом. – М.: Изд-во политической литературы, 1977. - С.301.

5 Скакун В.А. Преподавания курса «Организация и методика производственного обучения»: Метод. пособие. - М.: Высш. шк., 1990. - С.22.

6 Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. – М.: Просвещение, 1967. - С.7.

7 Яковлев В.А. Диалектика творческого процесса в науке. – М.: Изд-во МГУ, 1989. - С.7-8.

1 Буш Г.Я. Творчество как диалогическое взаимодействие: Автореферат. Дис. докт. Филос. Наук. – Минск, 1989. – С12.

2 Батышев Г.С. Неисчерпанные возможности и границы применимости категории деятельности//Деятельность: теории, методология, проблемы. – М.: Политиздат, 1990. - С.21-34.

3 Яковлев В.А. Диалектика творческого процесса в науке. – М.: Изд-во МГУ, 1989. - С.7-8.

4 Яковлев В.А. Диалектика творческого процесса в науке. – М.: Изд-во МГУ, 1989. - С.7.

5 Яковлев В.А. Диалектика творческого процесса в науке. – М.: Изд-во МГУ, 1989. - С.28.


1 Кан Калик В.А. Педагогическое творчество. - М.: Педагогика, 1990. - С.16.

2 Берикханова Л.Ю. Об импровизационных моментах в творчестве учителей-новаторов/ Представлено В.В. Краевским//Новые исследования в педагогических науках, №2. – М.: Педагогика, 1991. - C.65-67. - С67.

3 Раченко И.П. Научная организация педагогического труда. -М.: Педагогика, 1972. - С.180.

4 Платонов К.К., Голубев Г.Г. Психология. Учебник для индустриально-пед. техникумов. М., Высш.шк., 1973. - С.220.

5 Потребности, методы, формы организации/ Г.С. Пирогов, Ю.Н. Таран, В.П. Бельгольский. – М.: Профиздат, 1989. - С.11.

6 Журнал Praxis. Belgrad,1967.№6-6. - С.630.

1 Бухвалов В.А. Алгоритмы педагогического творчества. - М.: Просвещение, 1993. - С.69.