litceysel.ru
добавить свой файл
1

Вачков И.В.

Модульный курс III

«Психологический тренинг как способ развития индивида и группы»


ЛЕКЦИЯ №5

ТРЕНИНГОВЫЕ МЕТОДЫ РАБОТЫ СО "СЛУЧАЮЩИМИСЯ" СОБЫТИЯМИ


План лекции

1. Метод концентрации присутствия.

2. Метод групповой рефлексии.

3. Метод построения диспозиций.

Словарик темы

Литература.

Вопросы для самопроверки.


К числу тренинговых методов работы с теми событиями, которые «случаются» на тренинге можно отнести следующие (см. Таблицу 1):

метод концентрации присутствия (активизация происходящего события в психологическом пространстве);

метод групповой рефлексии (активизация происходящего события в пространстве дискурса);

метод построения диспозиций (активизация происходящего события в пространстве физической реальности).

Все эти методы направлены на то, чтобы в процессе тренинговой работы разворачивались события, которые оказались бы неожиданными для членов группы (поскольку они этих событий еще никогда не проживали) и значимыми для их изменений.


Таблица 1. Важнейшие методы тренинга

Типы
тренинговых
методов


Методы, реализуемые
в психологическом пространстве


Методы, реализуемые
в пространстве дискурса


Методы, реализуемые
в пространстве физической реальности


Методы работы
с прошлыми событиями


1

Метод регрессии

2

Метод обмена опытом


3

Метод имитации

Методы работы
со случающимися событиями


4

Метод концентрации присутствия

5

Метод групповой рефлексии

6

Метод построения диспозиций

Методы работы
с конструируемыми событиями


7

Метод символического самовыражения

8

Метод группового решения проблем

9

Метод операционализации



1.Метод концентрации присутствия.


Реализуя этот метод, тренер стремится заострить внимание участников на том, что с ними происходит в настоящую минуту. Самым распространенным приемом является использование особого рода вопросов, которые можно назвать вопросами на осознавание. Вот несколько примеров: "Что ты сейчас чувствуешь? О чем ты сейчас думаешь? Какие ощущения возникли у тебя в теле? Где именно они сосредоточены?". Другим приемом является фиксация (констатация) тренером того, что он наблюдает: "Сейчас ты произнес, что Роман тебя раздражает… Ты опустил глаза… Твоя правая рука сжимает подлокотник кресла…" и т.п. Такие довольно простые техники порой оказывают ошеломляюще сильное воздействие на участников, давая им возможность глубоко пережить и прочувствовать событие, происходящее в его психологическом пространстве "здесь и теперь".

Сходный эффект могут иметь некоторые упражнения телесно-ориентированной терапии, а также задания на самоанализ. В последнем случае речь идет, например, о таких приемах, как предложение дать свободное самоописание или сосредоточиться на своих ощущениях и фиксировать их мысленно.

Общим свойством приемов и технологий в рамках указанного метода является проживание участниками тренинга внутри себя события, не принесенного из прошлого, а происходящего в настоящем. При этом событие не выносится в пространство дискурса (такое вынесение может в дальнейшем произойти — тогда потребуется другой метод, — а может и не произойти).

Фредерик Перлз, основатель гештальттерапии, писал по этому поводу (1993, с.42): "Актуальное находится всегда в настоящем времени. То, что случилось в прошлом, было актуально тогда, а то, что случится в будущем, будет актуально, когда оно случится. То же, что актуально теперь — и таким образом все, что вы можете осознавать — должно быть в настоящем. Следовательно, если мы хотим развить чувство актуальности, нам необходимо подчеркивание таких слов как "сейчас" и в "этот момент".

Точно так же то, что актуально для вас должно быть там, где вы находитесь. Отсюда подчеркивание таких слов как "здесь". Вы не можете в данный момент пережить непосредственно какое-либо событие, если оно происходит за пределами ваших рецепторов. Вы, конечно, можете вообразить его себе, но этот процесс "воображения" будет происходить там, где вы есть.

Для психоанализа привычно, — например, в интерпретации снов, — говорить о настоящем как включающем недавнее прошлое, скажем, последние 24 часа. Но здесь, когда мы говорим о настоящем, мы будем иметь в виду непосред­ственное настоящее, здесь-и-теперь: время протяженности вашего внимания, время, которое есть "сейчас".

Одним из простых приемов внутри метода концентрации присутствия является упражнение "Самоанализ".

Каждый из участников, сидящих в кругу, получает лист бумаги и делит его на четыре части. Дается следующая инструкция: "Дайте 10 ответов на вопрос: "Кто я такой?". Сделайте это быстро, записывая свои ответы точно в той форме, в какой они сразу приходят в голову. Запишите их в первый столбик. Во второй столбик запишите ответы на тот же вопрос, то так, как, по вашему мнению, отозвались бы о вас ваши близкие (выберите кого-то конкретно). В третий столбик запишите ответы на тот же вопрос так, как, по вашему мнению, отозвался бы о вас участник группы, сидящий слева от вас. Теперь сложите листок так, чтобы не были видны ваши записи, и передайте соседу слева. Получив листы, в оставшемся пустом столбике запишите 10 ответов на вопрос "Кто такой — тот человек, который дал вам этот лист?"


Дальнейшая работа может происходить уже других пространствах: в пространстве дискурса в форме обсуждения (угадывания) или в физическом пространстве — через телесные прикосновения к авторам описаний.


2. Метод групповой рефлексии.


Этот метод является в полном смысле центральным не только в группе методов работы со "случающимися" событиями, но вообще среди методов тренинга. Обычно групповую рефлексию рассматривают как заключительный этап самых разнообразных тренинговых техник, но в действительности она выступает в качестве отдельного и исключительно важного метода.

Групповую рефлексию можно определить как совместное обсуждение и анализ событий, происходящих в группе, с целью стимуляции групповых и индивидуальных процессов. При этом групповая рефлексия может происходить по поводу событий случившихся как в психологическом пространстве участников, так и в пространстве физической реальности. В то же время в результате применения этого метода происходят события в пространстве дискурса, в котором этот метод и осуществляется, и эти события также становятся предметом обсуждения. Анализ индивидуальных переживаний усиливает сплоченность группы и одновременно облегчает самораскрытие участников.

Групповая рефлексия может происходить в форме дискуссий разного типа, например, в форме неструктурированной (нерегламентированной) дискуссии, в которых тренер пассивен, темы выбираются самими участниками, время дискуссии формально не ограничивается.

С точки зрения содержания групповой рефлексии можно говорить о том, что этот метод может быть представлен в виде, например, дискуссии интеракционного типа, материалом которой служат структура и содержание взаимоотношений между участниками группы.

В ходе групповой рефлексии участники группы развивают умения воспринимать, понимать и оценивать других людей, самих себя, свою группу. Они получают вербальную и невербальную информацию о том, как их воспринимают другие люди, насколько точно их собственное самовосприятие. Они приобретают умения глубокого самоанализа, а также смысловой и безоценочной интерпретации себя и других людей.


Важнейшее значение при этом приобретает реализуемая в процессе групповой рефлексии многосторонняя обратная связь. Этого вопроса мы уже касались выше.

Существует огромное количество разно­образных классификаций групповых дискуссий (по-видимому, это связано с тем фактом, что подавляющее большинство специалистов относит дискуссию к важнейшим тренинговым методам). Вот только несколько вариантов.

Дискуссии могут быть:


  • по цели: 1) информационные (нацеленные на сбор информации); 2) конфронтационные (наце­ленные на формулировку противоположных точек зрения); 3) императивные (нацеленные на дости­жение общего согласия) (Г.В.Быков);

  • по результативности: 1) конструктивные и 2) неконструктивные (В.П.Захаров, Н.Ю.Хрящева);

  • по ведущей детерминанте: 1) вызванные проти­во­речивой природой изучаемого объекта; 2) выз­ван­ные несовершенством старых и новых знаний (Б.М.Кедров);

  • по уровню организации: 1) структурированные (с заранее запланированной темой и отведенным временем и порядком проведения); 2) неструк­тури­рованные (развивающиеся спонтанно и фор­маль­но не ограниченные по времени).

По последнему критерию еще выделяют: 1) дискуссии с явным лидером; 2) дискуссии без лидера; 3) дискуссии с переменным лидерством.

В процессе дискуссии взаимопонимание участников является основополагающим условием ее продуктивности. Великие китайские философы были великими психологами. Приведенный ниже афоризм Чжуан-Цзы стоит многих томов рассуждений о понимании людьми друг друга: «Ловушка нужна для ловли зайцев. Поймав зайца, забывают про ловушку. Слова нужны, чтобы поймать мысли: когда мысль поймана, про слова забывают. Как бы мне найти человека, забывшего про слова, — и поговорить с ним!»

В тренинговой группе, как правило, используется безоценочная обратная связь, то есть такое сообщение, исходящее от участников, которое отражает прежде всего чувства, переживаемые человеком при восприятии поведения другого. Например: "Когда я вижу, как ты обращаешься к Сергею, мне становится стыдно и обидно". Никаких "ярлыков" и никаких утверждений типа "Знаешь, Вова, ты человек недалекий" не допускается.


Под обратной связью в общении понимается процесс и результат получения информации о состояниях партнера по общению и о его восприятии поведения субъекта. В широком смысле механизм обратной связи рассматривается как одна из важнейших особенностей функ­ционирования психики.

В узком смысле обратная связь обычно понимается как те сообщения, которые получает субъект от объекта (или другого субъекта) как ответ на его воздействия и которые используются субъектом для корректировки дальнейшего взаимодействия с этим объектом (субъектом). В тренинге под обратной связью имеют в виду механизм взаимопонимания, заключающийся в получении информации о том, какое воздействие он оказал на других и какое впечатление о нем сложилось у его партнеров по общению, и корректировке стратегии дальнейших комму­никаций.

Именно обратная связь выступает важнейшим механизмом формирования диспозиционных умений — способности занимать определенную диспозицию по отношению к ситуации, на основе имеющейся системы субъективных отношений.

В реальной жизни далеко не все люди имеют шанс получить искреннюю, безоценочную обратную связь. Бывает, что мнений и суждений о себе и на работе и дома человек наслушался уже вдосталь. Но суждения эти, категоричные, явно оценочные, предвзятые, пристрастные, не могут быть приняты — срабатывает защитный психологический механизм отрицания.

Случаются ситуации, когда в обыденной жизни человек просто не имеет возможности услышать хоть какое-то мнение о себе — нет рядом людей, которым можно полностью довериться. Нет близких, способных на полную искренность. Да и небезопасно это — не всегда те, кто рядом, нас щадят. В условиях интернатного учреждения это может происходить часто.

В тренинговой группе создается ситуация, позволяющая увидеть свое отражение в глазах других людей, отлично понимающих сущность твоих переживаний, поскольку сами они переживают почти то же самое. Каждый может выступить "зеркалом", дающим отражение. Наверное, среди этих "зеркал" есть и "кривые". Но возможность "смотреться" в целую галерею "живых зеркал" является, по-видимому, самым важным преимуществом групповой психологической работы, не достижимым никаким другим способом. В тренинговой группе могут быть высказаны разные мнения, и тут уж человек сам может решать, с какой обратной связью согласиться, а какую отвергнуть.


Взаимодействие в группе в пространстве дискурса часто создает эмоциональное напряжение, которое помогает прояснить психологические проблемы каждого. Создавая дополнительные трудности для тренера, психологическое напряжение в группе может (и должно) играть конструктивную роль, подпитывать энергетику групповых процессов. Задача тренера — не дать напряжению выйти из-под контроля и полностью разрушить отношения в группе. Продуктивные конфликты помогают прояснить отношения между людьми, научить их выражать подлинные чувства, способствуют нахождению неординарных способов взаимодействия, создают динамику группового развития.


3. Метод построения диспозиций.


В число техник, относящихся к этому методу, входит значительная часть ролевых игр, а также упражнения, в которых моделируется система отношений, сложившихся между участниками группы, такие, например, как "Скульптура группы" или различные социометрические процедуры, реализуемые в активной двигательной форме.

Все эти техники позволяют организовать разворачивание тренинговых событий в ситуации "здесь и теперь" в пространстве физической реальности того помещения (или помещений), где проводится тренинг.

Группа способна отразить общество в миниатюре, а значит, делает очевидными такие скрытые факторы, как давление партнеров, социальное влияние и конформизм. По сути дела, в процессе реализации метода построения диспозиций в группе моделируется система взаимоотношений и взаимосвязей, характерная для реальной жизни, а это дает участникам возможность увидеть и прожить в "концентрированном" виде такие события, сущность которых неочевидна в житейских ситуациях.

В группе участники могут идентифицировать себя с другими, "сыграть" роль другого для лучшего понимания его и себя и для знакомства с новыми эффективными способами поведения. В результате идентификации, то есть отождествления себя с другим человеком, сознательного уподобления себя ему, возникают эмоциональная связь, сопереживание, эмпатия. Не вызывает сомнения важность этих переживаний в плане содействия личностному росту и развитию самосознания.


Идентификация, являющаяся, как известно, одним из механизмов стихийного развития личности, становится в группе надежной опорой происходящих с людьми изменений.

То, что сразу бросается в глаза даже самому неопытному участнику группы — родственная связь между многими тренинговыми процедурами и детскими играми. Их объединяет не только форма (инструкции тренера, правила, соревновательный характер, непредсказуемость итога, приоритет процесса над результатом и т.д.), но — что важнее — глубинный духовный смысл творческого проживания, порождающего новый опыт происходящего события.

Игра создает новую модель мира, приемлемую для ее участников. В рамках этой модели задается новая воображаемая ситуация, часто изменяется не только семантика привычных понятий и действий, но и их смыслы, "спрессовывается" время, до краев наполняясь интеллектуальными и эмоцио­нальными событиями. К особенностям игры относится также ее эвристичность, дух творчества, пронизывающий все разворачивающиеся действия. Ведь результат игры изначально непредсказуем, имеет вероятностный характер, что и придает каждой игре привлекательную неповторимость знакомого по эмоциональному эффекту, но невоспроизводимого в точности события.

Чтобы возник и начал жить новый игровой мир, должны совпасть векторы устремлений, желаний, творческих возможностей играющих людей. На развитие мира игры действуют и другие факторы: владение игроками техникой игры, их понимание своего места в реальном и игровом мире, отношения окружающих к личности и к самой игре, культурная ситуация в целом, влияющая на положение игры и игровых сообществ.

Кто из нас не помнит из своего детства магическую формулу: "А давайте поиграем...", после которой скамейка возле подъезда вдруг мгновенно превращалась в пиратский фрегат, низкорослые заросли кустов непостижимым образом приобретали очертания крепостных стен, а лохматый Петька с восьмого этажа, поглаживая очевидную для него и для нас бороду, водил эфесом несуществующей шпаги по морской карте. Любой взрослый не раз с ироничной улыбкой наблюдал игру "в войну", в ходе которой звучат реплики: "Та-та-та! Ты убит! Я в тебя расстрелял всю обойму!", "А я из последних сил в тебя гранату кинул!", "А я ее поймал и назад кинул!"


Ни один из играющих не оспаривает права другого домыслить и разрешить возникшую игро­вую ситуацию тем или иным, пусть даже малоправдоподобным, способом, лишь бы про­исхо­дящее не противоречило основным поло­жениям и установкам игры. "Сыграем в "Пятнашки"?", — предлагает инициативный отрок скучающей компании сверстников. "Давай! Классная игра!" — оживленно отзывается юная поросль. Они уже знают, что "классная", но ведь еще понятия не имеют, как именно сейчас она будет разворачиваться!

Игра в психологическом тренинге выполняет две самые важные функции: диагностическую и развивающую.

Диагностическая функция игры определяется тем, что она обладает большей предсказа­тель­ностью, прогностичностью, чем любая другая человеческая деятельность, во-первых, потому что человек ведет себя в игре "по максимуму" (физи­ческие силы, интеллект, творчество), во-вторых, игра сама по себе — особое "поле самовыра­жения", в котором человек наиболее естественен, искренен, открыт.

Развивающая функция ролевой игры определяется тем очевидным фактом, что значение игры для раскрытия сущностных сил человека переоценить попросту невозможно.

Недаром Й.Хейзинга в своей знаменитой книге "Homo ludens" ("Человек играющий") позволяет себе не скрывать пафос по поводу сакрального значения игры: "Бытие игры всякий час подтверждает, причем в самом высшем смысле, супралогический характер нашего положения во Вселенной... Мы играем, и мы знаем, что мы играем, значит, мы более чем просто разумные существа, ибо игра есть занятие внеразумное" (Й.Хейзинга, 1992, с. 13).

Среди ролевых игр, относящихся к методу построения диспозиций, следует назвать игры-проживания, игры-драмы, творческие игры, спонтанно-импровизационные игры.

Понятия игр-проживаний и игр-драм были предложены коллективом специалистов под руководством М.Р.Битяновой (2003).

По их мнению, игра-проживание позволяет создать условия для совместного и одновременно индивидуального, личного освоения некоторого придуманного пространства, условие для построения в его рамках межличностных отношений, создания и осмысления ценностей личного существования в данной ситуации. Таким пространством может стать, например, необитаемый остров. Сущностью игры-драмы является погружение участников в ситуацию, в которой за коллизиями сюжета и изысками антуража возникает необходимость самоопределения каждого участника и совершение личного выбора. В результате такого выбора человек оказывается в ситуации символического проживания выбранного пути. Становятся очевидными все потери и обретения, все последствия выбора, за которые каждый должен нести полную ответственность. Иначе говоря, игра предоставляет возможность совершать игровые выборы, за которыми стоят выборы ценностно-смысловые, и осознавать систему своих жизненных ценностей.


Творческие игры связаны с необходимостью проявить креативность и находчивость, свои явные и скрытые потенциалы в ситуации, неожиданно предложенной тренером. Тренер, например, может попросить участников за двадцать минут поставить балет на определенную тему или спектакль по сказке, которую нужно тут же сочинить. Спонтанно-импровизационные игры схожи с предыдущим видом игр. Но в отличие от творческих игр они проводятся без всякой предварительной подготовки и используются тогда, когда возникают неожиданные проблемы, требующие немедленного разрешения. Роли при этом могут не распределяться, а попросту захватываться.

Игры в рамках этого метода позволяют каждому участнику тренинга найти способ объединения эмоционального и рационального компонентов "Я", примирить тенденцию "Я" к самоутверждению через расширение границ своего влияния и тенденцию следовать социальным ограничениям. Благодаря этому явлению в игре идет соотнесение "Я" и "других", намечается понимание зависимости от партнеров по игре. Ценность своего "Я" начинает сочетаться с ценностью "других".

В заключение лекции о методах работы с событиями, «случающимися» на тренинге, хочется вспомнить одну старую хасидскую историю о раввине, в которой говорится о самом важном условии успешности решения возникающих перед людьми проблем.

Однажды раввин вел с Господом разговор о Рае и Аде. "Я покажу тебе Ад",— с этими словами Господь ввел раввина в комнату, полную исто­щенных, отчаявшихся людей, сидящих вокруг большого круглого стола. В центре стола стоял дымящийся горшок с тушеным мясом, такой огромный, что с лихвой хватило бы каждому. Мясо источало такой восхитительный аромат, что рот у раввина наполнился слюной. Тем не менее никто не прикасался к еде. Каждый из окру­жающих стол едоков держал в руке ложку с очень длинной ручкой — достаточно длинной, чтобы дотянуться до горшка и набрать полную ложку мяса, но слишком длинной, чтобы ею можно было положить мясо в рот. Раввин понял, что страдания этих людей и в самом деле ужасны.


"А теперь я покажу тебе Рай", — сказал Господь, и они вошли в другую комнату, точную копию первой — тот же большой, круглый стол, тот же гигантский горшок мяса, те же ложки с длинными ручками. Однако здесь царила атмосфера веселья: все были сытыми, упитанными и розовощекими. Раввин в замешательстве посмо­трел на Господа. "Все очень просто, — объяснил Господь. — Требуется лишь определенный навык. Дело в том, что люди в этой комнате научились кормить друг друга!" 


Словарик темы:

Гештальт (от нем. Gestalt – структура, целостность, образ) обозначает целостные (т.е. не сводимые к сумме своих частей) структуры сознания.

Обратная связь (в общении) – процесс и результат получения информации о состояниях партнера по общению и его восприятии поведения субъекта.

Рефлексия – психологический механизм самосознания, способность к анализу самого себя.

Идентификация – отождествление себя с другим человеком, сознательное уподобление себя ему.


Литература


Основная:


  1. Вачков И.В. Основы технологии группового тренинга. Психотехники: Учебное пособие.— М: Ось-89, 2000.— 224 с.

  2. Вачков И.В. Психология тренинговой работы: Содержательные, организационные и методические аспекты ведения тренинговой группы. – М.: Эксмо, 2007. – 416 с.

  3. Пезешкян Н. Торговец и попугай. Восточные истории и психотерапия. М.: Прогресс, 1992.— 240 с.

  4. Практикум по психологическим играм с детьми и подростками / Под общей ред. М.Р.Битяновой.— СПб.: Питер, 2003.— 304 с.

  5. Рудестам К. Групповая психотерапия. Психокоррекционные группы: теория и практика. – М.: Прогресс, 1993. – 368 с.


Дополнительная:

  1. Деркач А.А., Ситников А.П. Формирование и развитие профессионального мастерства руководящих кадров: социально-психологический тренинг и прикладные психотехнологии. Вып. 1-2. – М.: Луч, 1993. – 72 с.


  2. Игры – обучение, тренинг, досуг… / Под ред. В.В.Петрусин­ско­го // В четырех книгах. – М.: Новая школа, 1994. – 368 с.

  3. Карвасарский Б.Д. Психотерапия. М., 1985. – 297 с.

  4. Кипнис М. Драмотерапия. Театр как инструмент решения конфликтов и способ самовыражения. – М.: Ось-89, 2002.

  5. Козлов Н.И. Лучшие психологические игры и упражнения. – Екатеринбург: Изд. АРД ЛТД, 1997. – 144 с.

  6. Коротаева Е.В. Игровые модули общения: учебные материалы к тренингу. – Екатеринбург, 1995. – 31 с.

  7. Кричевский Р.Л., Дубовская Е.М. Психология малой группы: теоретические и прикладные аспекты. – М.: Изд. МГУ, 1991. – 207с.

  8. Никандров В.В. Антитренинг, или Контуры нравственных и теоретических основ психотренинга.— СПб.: Речь, 2003.— 176 с.

  9. Перлз Ф. Опыты психологии самопознания (практикум по гештальттерапии).— М.: Гиль-Эстель, 1993.— 240 с.

  10. Прутченков А.С. Трудное восхождение к себе. Методи­ческие разработки и сценарии занятий социально-психоло­гичес­ких тренингов. – М.: Российское педагогическое агентство, 1995. – 140 с.

  11. Хейзинга Й. Homo ludens. В тени завтрашнего дня.— М.: Прогресс, Прогресс-Академия, 1992.— 464 с.

  12. http://www.psyinst.ru/library.php?part=article&id=1146; Й.Хейзинга Homo ludens. Статьи по истории культуры. Составитель, переводчик и автор вступительной статьи Д. В. Сильвестров. М., 1997.


Вопросы для самопроверки:


  1. Раскройте содержание понятия «метод концентрации присутствия» в тренинге. Приведите примеры конкретного воплощения этого метода.

  2. Раскройте содержание понятия «метод групповой рефлексии» в тренинге. Приведите примеры конкретного воплощения этого метода.
  3. Раскройте содержание понятия «метод построения диспозиций» в тренинге. Приведите примеры конкретного воплощения этого метода.