litceysel.ru
добавить свой файл
1
Максимова Антонина Васильевна,


учитель географии


Использование краеведческого материала при изучении географии.


Одним из оптимальных методов обучения учащихся является краеведение. Регионально- национальный компонент преподавания в географии дает возможность использовать краеведческий материал. Краеведение в школе охватывает большой круг вопросов- изучение географии. Истории, природы, этнографии, экономики своей местности. Большое значение в краеведении имеет топонимика. Топонимика, раскрывая смысловое значение местных географических названий- сел, рек, озер, равнин и возвышенностей, активизируют познавательный интерес учащихся, привлекают их поисково-исследовательской работе.

Перед краеведами стоит задача выявить и записать все реально существующие имена рек, озер, гор, поселений, так как они являются памятниками языка, истории, культуры, географии. Они приравниваются к архитектурным памятникам, историческим документам. Топонимы могут быть как очень древними. Так и довольно молодыми, они заключают в себе важную культурно- историческую информацию, связанную с духовной и материальной культурой или природой. Они могут указывать на физико-географические особенности, приметы местности, особенно те, которые в настоящее время еже исчезли: истреблены животные, сведен лес, высохла река или озеро или, наоборот, затопленные обширные территории под водохранилища, вместе с ними и уникальные археологические памятники. Топонимы - наша память о языке, об истории и географии. Топоним- имя собственное, название любого географического объекта. Изучением топонимов занимается наука- топонимика. Топонимика изучает происхождение, содержание и закономерности развития географических названий. Слово это греческого происхождения, сложное, состоит из двух слов: топос - « место» и онома - « имя», то есть топонимика- наука об именах, названиях мест. Изучение топонимики является одним из факторов успешного усвоения географической номенклатуры в региональном курсе географии.


К числу устных источников краеведческих сведений следует отнести и беседы, встречи со старожилами, знатоками старины, хранящие местные предания, традиции. Их рассказ всегда интересен своей нестандартностью, помогает представить колорит эпохи. Происхождение топонима характеризуют объект на каком- то определенном историческом этапе и дают информацию об этом этапе.

Указанные особенности позволяют рассматривать изучение топонимики в школьном курсе географии как реализацию одного из аспектов исторического подхода.

Важное образовательное и воспитательное значение изучения топонимов нашло отражение в проекте образовательного стандарта основного общего образования по географии. Согласно требованиям указанного документа, основная нагрузка по реализации исторического и экологического подхода к преподавании регионального курса географии, топонимики ложится на географию своей республики.

Внедрение топонимических сведений в школьный курс региональной географии мы рассмотрим на примере географии Республики Саха ( Якутия). В Республике Саха изучением топонимики занимаются ряд ученых. Первая работа по якутской топонимике была написана А.Д. Стреловым в 1925 г. Топонимика Якутии весьма сложна в лингвистическом отношении. Она богата языковыми пластами: юкагирским, тунгусо-маньчжурским, тюркским, монгольским, русским и, возможно, других древних языков. К.Ф. Гриценко впервые выделила в гидронимах Якутии тунгусские, палеоазиатские, русские гидронимы и названия неизвестного происхождения. Она проанализировала более 3000 гидронимов Якутии. Ареал распространения якутских гидронимов, иноязычные топонимические слои. К.Ф. Гриценко впервые применила метод картографирования для выявления диалектных особенностей в географических названиях. В.Д. Монастырский на основе собранного и систематизированного материала сделал лингвистический анализ якутских топонимов. Его работа имеет немаловажное значение в изучении якутской топонимики. Работа Н.М. Иванова «Монголизмы в топонимии Якутии» представляет собой первое монографическое описание топонимов - монголизмов. Ведущим ученым-топонимистом является М.С. Иванов- Багдарыын Сюлбэ. Он занимается изучением топонимики много лет. Объездил всю Якутию и прилегающие районы соседних краев, областей и создал уникальную 300- тысячную картотеку топонимов Якутии. Он опубликовал 9 книг по топонимике, которые носят историко- этнографический характер. Они написаны на основе богатого полевого материала с использованием литературных, картографических и архивных источников. Багдарыын Сюлбэ перед собой ставит цель- воспитать молодежь в духе уважения к истории и быту своего народа, к природе и призывает молодежь к изучению географических названий родного края. Его книги являются хорошим методическим пособием для учителей и тех, кто интересуется и изучает топонимику Якутии.


Основной целью изучения топонимики в школьном курсе географии является использование топонимов в географическом краеведении. Главной задачей является изучение и сохранение местных топонимов, раскрытие новых страниц истории родного края. Решение данной задачи позволит решить главные экологические проблемы в топонимике. Позволит не потерять связь поколений, даст дополнительную информацию о природе, истории и географии родного края.

Изучение топонимики родного края ведется в нашей школе за счет часов школьного компонента 1 час в неделю в 8 классе. Составлена программа « Введение в топонимику» по данному спецкурсу.

В связи с переходом школы на профильное обучение, курс топонимики изучается в 9 классе как элективный курс предпрофильной подготовки учащихся. Элективный курс « Топонимические легенды родного края» рассчитан на 12 часов. Данный курс является межпредметным и обогащает содержание базовых курсов географии, истории.

Наиболее целесообразно начинать изучение топонимики с вводного урока «Топонимы Якутии: происхождение и развитие». На уроке рассматриваются вопросы географического положения территории, история заселения и формирование народов. Вводятся основные понятия и термины (топонимика, топоним, микротопоним), раскрывается роль географических названий в нашей жизни, особенности формирования географических названий области. На последующих уроках учащиеся знакомятся с главными источниками и материалами для изучения топонимики. Работа сопровождается практическими занятиями, где учащиеся работают с картами и атласами, литературными источниками. Учащимся даются опережающие задания по темам творческих работ. Эти задания содержат поисковый характер, нацеливают учащихся на сбор и обработку местного краеведческого материала, тем самым учащиеся привлекаются поисково- исследовательской работе. В течении учебного года учащиеся изучают топонимы, знакомые с детства названия приобретают иной смысл и значение. Изучение микротопонимов ведется по смысловому значению географических терминов, классифицировав их по компонентам природы: топонимы гидрографические, орографические, геоботанические, экономико-географические, ландшафтные.


Нами собран большой топонимический материал, который помог установить некоторые данные по краеведению, истории, географии родного края. Объектом исследования являются микротопонимы Ботуобуйинского наслега, ныне территория администрации с. Таас- Юрях Мирнинского района РС(Я). Среди местных топонимов преобладают гидронимы. Это естественно, так как наш край расположен в бассейне реки Вилюй и ее притоков - Чона, Улахан Ботуобуйа, Куччугуй Ботуобуйа. Географические названия рек древние по своему происхождению и содержат в себе уникальные сведения об истории заселения этой территории. Вилюй ниже устья Чоны на протяжении 400 км имел тунгусское население, которое образует Брагатский род. Поэтому часть гидронимы являются тунгусского происхождения, смысловое значение которых иногда трудно определить. Заселение территории тунгусскими племенами подтверждаются архивными материалами. В бассейне реки Чона были велись раскопки и были найдены уникальные предметы быта и охоты, их ученые ( С.А. Федосеева, Н.Д. Архипов) относят позднему неолиту ( Ымыйахтахская культура 4,1- 3,3 тыс. лет назад). К сожалению, эти уникальные археологические памятники затоплены водами Вилюйского водохранилища.

В названиях рек и озер отражаются: особенности гидрологического режима, особенности русла, рельеф, цвет воды, особенности растительности и животного мира. В названиях озер отражается их форма и особенности озерных котловин. Многие топонимы происходят от личных имен, они отражают этническое прошлое и историю заселения территории. В топонимах отражаются особенности ландшафта, хозяйственная деятельность населения, предметы быта и труда. Территория расположена в зоне тайги. Местность заболочена. В тайге часто встречаются лесотундровые участки, называемые местным населением ээйи. ( Моховые и лишайниковые тощеберезовые ельники). Топонимов с названием ээйи встречаются повсеместно. Всего в географических названиях получили отображение 7 пород деревьев и кустарников ( бэс, харыйа, тиит, иирэ, ует, ыарга и т.д.). Леса часто подвергались лесным пожарам, поэтому в топонимах часто встречаются названия курунг ( выжженный лес, гарь). Часто встречаются в топонимах слова куду, обозначающие солонцеватую почву. Много топонимов отображают названия лесных животных и рыб, обитающих в данной зоне (локойдоох, чакыр табалаах, эьэбит, кубалаах, алысардаах, хараначчылаах и т.д.).

В местных топонимах встречаются теонимы- имена святых, языческих богов, перешедших топонимические наименования. Например, это местности Танара Уоттаах, Танаралаах, Дунурдээх. В географических названиях часто встречаются диалектные слова, присущие для населения данной местности. Знание местных диалектов упрощает расшифровку многих географических названий и доказывает, что топонимы являются летописью и памятниками истории. Изучение топонимов необходимо продолжить, открыть новые страницы истории, географии родного края, тем самым сохранить их для будущих поколений.