litceysel.ru
добавить свой файл
1
Калиниченко Наталья Николаевна,


Учитель истории и обществознания

Муниципальное общеобразовательное учреждение

Средняя общеобразовательная школа

С. Липовка

Марксовского района

Саратовской области.

Билеты по обществознанию для переводного экзамена в 8 классе


Цель:

Обобщение знаний учеников по предмету за курс8класса


Задачи:

Учить анализировать предложенные учебные материалы;

Развивать умения мыслить аналитически, проводить сравнения

Воспитывать чувство ответственности


Билет 1


  1. Общество как форма жизнедеятельности людей.

  2. Среди перечисленных предметов, укажи предметы первой необходимости и предметы роскоши: телевизор, джинсы, настенные часы, холодильник, видеомагнитофон, книги, посудомоечная машина, хрустальная люстра, комнатные цветы, CD – проигрыватель, компьютер, новое платье для мамы, набор инструментов для папы, игрушка для младшего брата или сестры.

  3. Прочти фрагмент статьи великого российского ученого и общественного деятеля Д.С.Лихачева, обращенной к школьникам, и ответь на задания. «Отношения природы и человека – это отношения двух культур, каждая из которых по-своему общежительна, обладает своими «правилами поведения». И их встреча строится на своеобразных нравственных основаниях. Обе культуры – плод исторического развития, причем развитие человеческой культуры совершается под воздействием природы издавна (с тех пор как существует человечество), а развитие природы сравнительно с ее многомиллионным развитием – недавно, и не всюду под воздействием человеческой культуры. Одна (культура природы) может существовать без другой (человеческой), а другая (человеческая) не может. Но все же в течение многих минувших веков между природой и человеком существовало равновесие.

Найди в тексте и назовите черты сходства мира природы и мира человека.



Билет 2.


  1. Социальные статусы: понятия, виды.

  2. В предложенном списке укажи предметы личного пользования и семейного: электроэнергия, футбольный мяч, альбом для марок, магнитофон, расческа, кастрюля, горячая вода, зубная щетка, кроссовки.

  3. Прочитай текст и ответь на вопросы к тексту.

«В мире природы, где все взаимосвязано, исчезновение любого вида равнозначно смерти нескольких других. Разрыв единой биологической цепи в конечном итоге неизбежно отразится и на человеке.

Многие виды растений пользуются услугами конкретного опылителя, например бабочки и осы. Стоит уничтожить цветущее растение, часть опылителей покинет эту территорию или погибнет. Оставшиеся растения не смогут дать нужное количество плодов. В результате пострадают травоядные, питающиеся этими плодами, и хищники, охотящиеся на травоядных. Разрыв цепи питания со временем скажется на всех видах растений и животных затронутой экосистемы, в том числе на человеке, у которого есть своем место в этой системе.

К чему приведет исчезновение любого вида в природе? Опираясь на содержание текста, составь логическую схему, показывающую последствия уничтожения одного конкретного вида растений или животных.

Билет 3.

  1. Социальная структура общества.

  2. Исправь ошибки, которые допустил твой сверстник: «В семье, где я самый младший, ко мне обращаются по фамилии. На улице среди приятелей меня величают по имени. Зато в школе ко мне учителя обращаются, называя по кличке».
  3. В рассказе Ю. Ермолаева «Две булочки» описана такая жизненная ситуация: мама предложила дочкам помочь убраться на кузне. В это время Наташа читала книгу о путешествии по Африке, а младшая, Оля, лепила из пластилина. Оля решила сначала помочь маме, а потом продолжить свои занятия. Наташа пообещала прийти чуть позже, после того, как прочитает несколько страниц. Немного погодя Оля вернулась в комнату за Наташей и сказала, что они с мамой уже почти всю посуду перемыли. Не отрываясь от книги, Наташа ответила сестре: «А меня здесь нет, я путешествую сейчас по Африке».


О ком из девочек можно сказать, что она поступила как взрослый человек. Свой ответ поясни.


Билет 4.

  1. Глобальные проблемы современности.

  2. О человеке, добившемся успеха, мастере своего дела, часто говорят: «Он – человек на своем месте». Объясни, что должен знать человек для того, чтобы не ошибиться в выборе своего жизненного пути.

  3. Одна мастерица связала шерстяной плед и продала его за 500 рублей. Она потратила 5 мотков шерсти за 60 рублей за моток. Другая мастерица изготовила кружевную скатерть и продала ее за 700 рублей. Она потратила на нитки 300 рублей и на бисер для украшения 120 рублей. Какую прибыль получила каждая мастерица? Объясни, почему ее размеры различаются.


Билет 5

  1. Духовная сфера жизни общества.

  2. Назовите особенности духовной жизни современной России.

  3. Проанализируй ситуацию, выдели в ней причины конфликта, инцидент.

Вчера Кирилл рассказал лучшему другу Илье о том, что боится кататься с высокой горы, поэтому предпочитает гулять подальше от нее. Собираясь на прогулку, Илья посмеялся над страхами Кирилла в присутствии группы одноклассников. Среди них был Сергей, которого Кирилл недолюбливал за его ехидный язык. Между Кириллом и Сергеем произошла ссора. Илья промолчал.


Билет 6


  1. Мораль.Нравственность.

  2. Назовите основные ценности и нормы морали.

  3. Академик Д.С. Лихачёв говорил,что о добрых людях очень легко,интересно говорить и писать. Потому что добрые люди очень разные и интересные.А плохие – все одинаковые и малоинтересные. А что думаешь ты по этому поводу? Что тебе подсказывает твой личный опыт? Объясни на конкретных примерах.



Билет 7.

  1. Образование.Основные элементы системы образования в Российской Федерации.
  2. Какие функции денег описаны в следующих ситуациях? Пенсионер получает пенсию. Мастер говорит клиенту: «За ремонт вашей обуви вам придется заплатить 250 рублей». Клиент заплатил мастеру 250 рублей за ремонт обуви. Служащий получил зарплату и отложил 1000 рублей, чтобы весной купить сыну велосипед.


  3. Почему различные государства заинтересованы в охране природы не только на своей территории, но и в других районах мира?


Билет 8

  1. Наука в современном мире.Система научного знания.

  2. «Сторонники сотрудничества с природой утверждают, что в наше время, когда возникли тяжелые экологические проблемы, вызванные неразумной хозяйственной деятельностью человека, нужно научиться по-новому относиться к природе». Что значит «по-новому относиться к природе»?

  3. К какому виду бизнеса относятся перечисленные виды деятельности: перевозки грузов; предоставление кредита; закупка партии компьютеров; выпуск газет и журналов; доставка фруктов в магазин; гарантийный ремонт стиральной машины; продажа собственноручных выращенных овощей.


Билет 9.

  1. Религия.Особенности религиозной веры.

  2. Пятнадцатилетний Вася П. систематически подкарауливал учеников начальной школы, заставлял их показывать содержимое карманов и портфелей, отбирал деньги и понравившиеся ему вещи. Как следует квалифицировать действия Васи ? Может ли он быть привлечен к ответственности? Свой ответ поясни.

  3. Что может сделать гражданин для защиты природы?


Билет 10.

  1. Производство. Факторы производства.

  2. Вооруженная группа несовершеннолетних совершила нападение на магазин. По вызову прибыла группа милиции, которой нападавшие оказали сопротивление. Могут ли сотрудники милиции применить спецсредства или огнестрельное оружие? Аргументируй свой ответ.

  3. Нарисуй ступеньки к знаниям, обозначив на них этапы получения образования.


Билет 11.

  1. Рынок и условия его функционирования.
  2. «Переломным в жизни человека становится поступление в школу. Учение, в отличие от игры, становится обязательным занятием ребенка. У него появляются новые права и обязанности». О каких права и обязанностях школьника ты знаешь?


  3. Группа подростков позволила себе оскорбительные высказывания в адрес проходящего мимо милиционера. В ответ милиционер без предупреждения применил против них резиновую палку. Правомочны ли действия милиционера?


Билет 12.

1 . Типы экономических систем.

2. Чем отличаются деловые и личные отношения?

3. Что делает государство для охраны окружающей среды?


Билет 13.

  1. Предпринимательская деятельность.

  2. Что сопутствует успеху в жизни?

  3. В перечне проступков отметь те, которые регулируются моралью: перешел улицу в неположенном месте; обидел своего товарища; отказался оплатить проезд в городском транспорте; оскорбил продавца в магазине; купил краденое; отказал в помощи пожилой соседке. Почему ты так думаешь?



Билет 14.

  1. Доходы граждан и прожиточный минимум.

  2. Составь список дел, если бы ты оказался в группе помощи ученикам начальной школы.

  3. .Водитель, ехавший с большой скоростью, не остановил машину на требования сотрудника ГАИ. Может ли быть применено огнестрельное оружие для остановки автомобиля?


Билет 15

  1. Экономические меры социальной поддержки населения.

  2. Семья Афониных состоит из шести человек. Бабушке 65 лет, она пенсионерка. Афонину Сергею 40 лет, он работает экономистом в банке. Его жене 36 лет, она учитель школы, но сейчас не работает. Полгода назад у них родился ребёнок, и мама ухаживает за ним. Старший сын Афониных уже студент-первокурсник. А их дочка – ученица 5 класса. Охарактеризуйте возможные доходы этой семьи.

  3. Как формируется бюджет в семье.


Билет 16

  1. Семейное потребление.
  2. Страхование – особый вид коммерческой деятельности, связанный с накоплением финансовых средств, для возмещения материальных и других потерь, которые могут наступить в будущем. Клиенты, желающие получить страховые услуги, заключают с компанией договор и платят страховые взносы. За счёт страховых взносов компания накапливает фонд для выплаты страховок. Какие виды страхования являются обязательными в вашей стране.


  3. Какие статьи УК РФ предусматривает наказание за потребление наркотических средств, их распространение.



Билет 17

  1. Семейная экономика.

  2. Как вы понимаете мысль : «Нажить много денег – храбрость; сохранить их – мудрость, а умело расходовать их – искусство». Б. Ауэрбах (1812-1882) , немецкий писатель.

  3. Приведите примеры различных способов создания сбережений в домашнем хозяйсве.



Билет 18

  1. Безработица её причины и последствия.

  2. Резолюция Генеральной ассамблеи ООН №39/248 от 9 апреля 1985 г. Закрепила восемь прав потребителей: 1) право на безопасность товара; 2) право на информацию; 3) право на выбор товара; 4) право на выражение своих интересов; 5) право на удовлетворение основных потребностей; 6) право на возмещение ущерба; 7) право на потребительское образование; 8) право на здоровую окружающую среду. Объясни, как ты понимаешь каждое из этих прав.

  3. Каковы основные причины распространения алкоголизма и наркомании.

Билет 19

  1. Отклоняющиеся поведение.

  2. В структуре общества социальные группы выделяют по различным основаниям. Распределите номера следующих примеров по соответствующим графам таблицы: 1) женщины; 2) автовладельцы; 3) инженеры; 4) христиане; 5) продавцы; 6) горожане; 7) дети; 8) потребители йогурта; 9) граждане государства; 10) любители кино; 11) австралийцы; 12) поклонники творчества певца; 13) вкладчики банка; 14) петербуржцы.

Социальные группы:

Половозрастной

(демографичес-кий)

признак

Территориальный

(поселенческий) признак

Профессиональный

признак


Экономический признак

Политический признак

Культурный признак

Примеры:

Примеры:

Примеры:

Примеры:

Примеры:

Примеры:




  1. Какие вы знаете факторы производства

Билет 20

  1. Нации и межнациональные отношения.

  2. Какое право собственника подтверждают примеры: 1) Гражданин А., проживая за границей, имеет собственную квартиру на родине; 2) Гражданин В. подарил принадлежавший ему автомобиль своему сыну; 3) Гражданин С. На своём автомобиле выполняет работу курьера; 4)Гражданин Т. Имеет загородный дом, в котором не проживает постоянно; 5) Гражданин К. выписал своему сыну доверенность на управление автомобилем.

  3. Какие вы знаете религиозные организации.


Билет 21

  1. Социальная мобильность

  2. Задание практического характера из рабочей тетради.