litceysel.ru
добавить свой файл
1 2 3


Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение

Лицей №4 ( ТМОЛ)


Меры и их измерения


Выполнила:

Рашевская Мария,

ученица 5 «б» класса

МОБУ Лицея №4


Руководитель:

Долгополова Татьяна Анатольевна,

учитель математики


Таганрог

2011

Оглавление


3. Меры веса и объема 7


I. Введение

Наш мир многообразен и неповторим. Однако, для того чтобы предметы окружающие нас можно было сравнивать, оценивать, измерять, необходимы некоторые инструменты - специальные меры, т.е. единицы измерения. Ведь как только люди стали людьми, как только они стали изготавливать инструменты и оружие или строить жилища, им сразу понадобилось сравнивать размеры различных предметов. Причем, у разных народов меры измерений были разными.

В ходе исторического развития человек использовал разные меры измерения. Например, части тела: пальцы, руки. Но, поскольку у каждого человека эти величины разные, такие измерения отличались неточностью. Поэтому люди стали вводить меры, которые не были связаны с человеческим телом, например бочки, бутылки и прочие ёмкости. Однако и они не всегда давали точные результаты, так как изготовлялись разными мастерами. И только в 18 веке, с введением метрической системы мер, появились эталонные меры, те, которые мы до сих пор используем в жизни.

Цель данной работы – изучить меры и их измерения.

В ходе работы над проектом, мы поставили следующие задачи:

  • ответить на вопрос: «Зачем человеку нужны измерения?»;

  • рассмотреть меры площадей;

  • изучить меры веса и объема;

  • ознакомиться с измерением времени;

  • рассмотреть денежную единицу измерения;
  • изучить первые единицы длинны;


  • выяснить, на сколько изменился средний рост класса за 4 года.

В работе был сделан анализ монографий и критических статей о единицах измерения: Глейзер Г.И., История математики в школе – М.: Просвещение. 2001, Лиман М.М. Школьникам о математике и математиках. Пособие для учащихся средней школы – М.: Просвещение, 2002, Математический клуб «Кенгуру». Выпуск №12, 2005, Пойа Дж., Математическое открытие. Решение задач: основные понятия, изучение и преподавание. – М.: наука, 1970, Ушакова О.Д., Единицы измерения – И.д. Литера – 2008, Широкова К.П., Таблицы перевода единиц измерений, – М.: 2000;

В ходе работы использовались описательный и сопоставительный методы, анализ, синтез, обобщение.

Выдвинутая гипотеза:

Если исследовать основные виды измерений, то можно провести сравнительный анализ некоторой величины, используя несколько мер измерений одного вида.

II. Меры и их измерения

1. Зачем человеку нужны измерения

Что такое мера? Например, что значит длина? вес? объём? Что значит измерить величины?

Измерения – одно из важнейших дел в современной жизни. Но не всегда было так. Когда первобытный человек убивал медведя, он, конечно, радовался. Это обещало сытую жизнь всему племени. Но он не тащил тушу на весы: в то время никаких весов не было. Не было нужды в измерениях, и когда человек делал каменный топор: всё определялось размером подходящего камня, который удавалось найти. Всё делалось на глаз.

Позднее люди стали жить большими группами. Начался обмен товарами, перешедший потом в торговлю, возникли первые государства. Тогда появилась нужда в измерении. Царские писцы должны были знать, какова площадь поля у каждого крестьянина. Этим определялось, сколько зерна он должен отдать царю. Надо было измерить урожай с каждого поля, а при продаже льняного масла, вина и других жидкостей – объём проданного товара. Когда начали строить корабли, нужно было заранее наметить правильные размеры, иначе корабль затонул бы. [II, 1, с.78] И уж, конечно, не могли обойтись без измерений древние строители пирамид, дворцов и храмов, до сих пор поражающих нас своей соразмерностью и красотой.


Но настоящие меры длины, веса или времени должны быть одинаковыми для всех, иначе будет неразбериха, но договориться об одинаковых мерах очень трудно, поэтому настоящие единицы измерения, с точно установленными значениями, с образцами-эталонами появились довольно поздно. И установлением таких образцов всегда занималось только государство. Ведь правительства с самой глубокой древности занимались организацией войска, строительством крупных сооружений и сбором налогов. А для этого обязательно нужны признанные всеми единицы измерения.


2. Меры площадей

По всей видимости всерьёз человеку понадобилось измерять площади только с появлением земледелия. Ведь от размеров и качества земли зависела жизнь и самого земледельца и его семьи. Именно поэтому большинство самых древних мер площади так или иначе связано с обработкой земли. Чаще всего эти единицы обозначают лишь площадь, которую можно вспахать за день, либо площадь, которую можно засеять определенным количеством зерна.

Исчисление расстояния по промежутку времени, необходимому для прохождения, было использовано и для измерения площадей земельных участков.

В Древнем Риме основной мерой полей служил югер. Югером называли площадь, которую упряжка из двух волов могла вспахать за день. Одновременно с ним использовалась и другая мера – актус, это борозда, которую может пройти вол, не утомившись. Актус равнялся ½ югера. Для измерения более крупных участков применялась центурия – величина, равная 100 двойным югерам.

Подобные единицы были у многих других народов. Например, точно также как югер определялись такие единицы как джофт в Персии и феддан в Древнем Египте. А вот в Исландии единицей площади служил дагслаут – участок земли. Траву с которого можно скосить за один день. Ну. А старинная английская мера хайд попросту равнялась величине участка, который попросту может прокормить одну семью.

Все меры, связанные с трудом земледельца, были приблизительными, ими можно было пользоваться только до тех пор, пока не понадобился точный учет земель.


следующая страница >>