litceysel.ru
добавить свой файл
1 2 3
ГОУ СПО МО


«Серпуховское медицинское училище»


Методическая разработка для самостоятельной работы студентов по дисциплине «Сестринское дело в акушерстве и гинекологии»


ТЕМА: « Сестринский процесс в планировании семьи при ВИЧ позитивном статусе пациентки».


Преподаватель:

СЕЛИЩЕВА СВЕТЛАНА ЕВГЕНЬЕВНА





Серпухов

2012г


ПЛАН РАБОТЫ:


ПЛАН :


  1. Актуальность темы, частота встречаемости.

2. Сестринский процесс в планировании семьи при ВИЧ позитивом статусе пациентки.

2.1.Сестринский диагноз.

2.2. Жалобы, проблемы пациентки при обращении в кабинет ПС.

2.3.Планирование сестринских вмешательств.

2.4. Оценка эффективности.

2.5. Сестринское обеспечение.


3. Модели педагогики медицинской сестры кабинета планирования семьи при ВИЧ позитивном статусе пациентки .

4. Приложения


ЦЕЛИ:


1.УЧЕБНАЯ –

  • Используя межпредметные связи («здоровый человек и его окружение», «генетика», «Основы сестринского дела» ), изучить вопросы паланирования сестринских вмешательств при ВИЧ позитивном статусе пациентки кабинета планирования семьи.

  • Изучить формы сестринской педагогики при данной патологии.

  • Изучить вопросы оказания психологической помощи пациенткам с ВИЧ.

2.РАЗВИВАЮЩАЯ-



3.ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ –

  • воспитывать чувство уважения к пациентам , независимо от их статуса.

  • воспитывать чувство сострадания и сочувствия к ВИЧ позитивным людям , стремление оказать им не только медицинскую , но и моральную, действенную психологическую помощь.


МОТИВАЦИЯ ТЕМЫ:


Эпидемия ВИЧ/СПИДа переросла сегодня в глобальный кризис и представляет одну из наиболее серьезных угроз для развития и социального прогресса. В странах, где болезнь получила наибольшее распространение, эпидемия уничтожает достигнутые за десятки лет результаты развития, подрывая экономику, создавая угрозу для безопасности и стабильности общества. В африканских государствах к югу от Сахары, где эпидемия уже оказала опустошительное воздействие, кризис породил чрезвычайную ситуацию.

Принося страдания больным и их близким, ВИЧ/СПИД одновременно глубоко затрагивает социально-экономические структуры общества и создает значительную опасность для сферы труда. Болезнь поражает наиболее производительную часть рабочей силы, вынуждая предприятия во всех отраслях экономики нести колоссальные издержки, вызванные снижением производительности труда, увеличением производственных затрат и ростом случаев потери квалификации и производственного опыта. Кроме того, ВИЧ/СПИД приводит к нарушениям основополагающих трудовых прав, которые выражаются в дискриминации и стигматизации работников и людей, живущих с ВИЧ/СПИДом или пострадавших от него. Сильнее всего эпидемия и ее последствия сказываются на слабо защищенных в социальном плане категориях населения, в том числе на женщинах и детях.


.

В гинекологической практике медицинские работники все чаще стали сталкиваться с пациентками, имеющими Вич позитивный статус. Если в 90 годы прошлого века появление в стационаре или в женской консультации такой пацинтки было равносильно «ЧП», то в последние годы эта проблема перестала кого либо удивлять. ВИЧ распространяется по стране семимильными шагами, и только в последние годы Правительство стало принимать серьезные меры по борьбе со СПИДом и его профилактикой. Только в последние годы стали нормально финансировать центры по борьбе со СПИДом, появились программы по финансированию лечения больных СПИДом и ВИЧ инфицированных, стали разрабатываться целостные программы по защите прав ВИЧ позитивных людей,по их образованию в воросах планирования семьи, безопасности окружающих, по отработке поведения при приеме антиретровирусной терапии.


С чем же приходится чаще всего сталкиваться медицинским работникам?


Как правило, женщины, обращающиеся в кабинет планирования семьи или в женскую консультацию, узнают о своем статусе ВИЧ – инфицированной после того ,как пройдут обследование на эту


инфекцию, либо после того , как будет доставлена по экстренным показаниям в стационар, за редким исключением после медицинского осмотра при устройстве на работу. (До настоящего времени обследование на инфекции не является обязательным для некоторых категорий работников).


Рассмотрим пример , при котором пациентка обратилась в кабинет планирования семьи, уже зная свой ВИЧ позитивный статус. Ей 25 лет, работает оператором туристической фирмы. Замужем около 10 месяцев , муж неинфицирован. О своем статусе узнала случайно. 2 месяца назад попала в ДТП, после которого бригадой скорой помощи была доставлена в травматологическое отделение, где после обследования и узнала об инфицировании. Муж осведомлен об инфицировании жены, принял спокойно и поддержал ее . Женщина сообщила, что ближайшие родственники не знают о ее проблеме.

Объективно: пациентка астенична, рост 175 см , вес 59 кг, кожные прокровы бледно – розовые.

Из анамнеза: часто болела в детстве инфекционными заболеваниями .

Гинекологический статус: менструация с 14 лет, установилась сразу, по 4-5 дней ,через 30 дней, гинекологическую патологию отрицает. Р-0, Б-0 .

О механизме инфицирования говорит неохотно, но признает факт случайной половой связи около года назад, до знакомства с мужем.

Оба супруга проходят курс антиретровирусной терапии.

На момент обращения, ее волновали следующие вопросы:

1.Как защитить мужа от инфицирования, есть ли другие методы контрацепции, помимо отказа от полового контакта.

2.Могут ли родиться у ВИЧ инфицированной матери здоровые дети?


3.Если супруги решатся иметь ребенка, не будет ли ей отказано в акушерско-гинекологическом стационаре в медицинской помощи ?

4.Может ли она инфицировать и своих родителей.?

Психоэмоциональное состояние пациентки : беспокойство, страх, угнетение настроения, резкая смена настроения.


ВЫДЕЛИМ ПРОБЛЕМЫ ПАЦИЕНТКИ:


Настоящие:


  • страх за жизнь свою и близких;

  • страх дискриминации;

          • желание иметь в браке детей,



          • боязнь рождения больного ребенка;



  • дефицит знаний о ВИЧ инфекции, о своих правах

  • пациента;

  • дефицит знаний о методах контрацепции при ВИ Ч;



Потенциальные :

Вероятность инфицирования супруга;

Развитие СПИДа;


Приоритетная проблема:

Дефицит знаний о методах контрацепции при ВИЧ позитивном статусе одного из половых партнеров;

Страх дискриминации и рождения больного ребенка.


Краткосрочная цель:

Пациентка отметит, что она в состоянии отличать многие виды контрацепции к концу первой недели занятий с медицинской сестрой (после 2-х занятий в кабинете ПС), у нее улучшится психоэмоциональное состояние в результате совместных действий медицинской сестры кабинета ПС , мужа пциентки, врача диетолога, работников центра по борьбе со СПИДом и самой пациентки, у пациентки появится мотивация для дальнейшего проведения занятий.


Долгосрочная цель сестринского вмешательства:

Пациентка отметит пополнение знаний о ВИЧ инфекции, гигиене


личной и гигиене питания ВИЧ инфицированого, о режиме дня, о препаратах, применяемых для проведения антиретровирусной терапии и о возможности рождения здорового ребенка при соблюдении всех требований к режиму в результате проведенных занятий с медицинской сестрой кабинета ПС к концу занятий.

Все вмешательства в данном случае могут разделяться на независимые и взаимозависимые.

Так как пациентка отличается особым статусом и психологическим дисбаллансом , работа медицинской сестры будет сводиться в основном к сестринской педагогике и психологии и главная задача –


научить пациентку жить с ВИЧ , не чувствуя себя другой, не такой как все, знать свои гражданские права .


Составим план сестринских вмешательств на


КРАТКОСРОЧНУЮ ЦЕЛЬ:








1.





Обеспечение лечебно-охранительного режима

(независимое)


1.Контроль за соблюдением режима дня.

2.При участии мужа пациентки контроль за продолжительностью сна с доступом свежего воздуха.

3.При участии мужа пациентки контролировать соблюдение режима труда, отдыха(исключая воздействие вредных факторов окружающей среды, подавляющих иммунитет).






2.

Обеспечение наблюдения за пациенткой

(взаимозависимое), (независимое).

1.Наблюдение за пациенткой.

2.Совместно со специалистом центра борьбы со СПИДом,где наблюдается пациентка,осуществлять контроль за мониторированием АД и t тела, за аппетитом и весом пациентки, цветом кожных покровов.












































3.



Обеспечение санитарно-эпидемиологического режима.

(независимое.)



1.Контролировать соблюдение режима личной гигиены и эпид. мероприятий в местах общего пользования дома(туалете, ванной ).

2.Разъяснить пациентке и ее мужу необходимость соблюдения этих мероприятий.




4.




Обеспечение и соблюдение диетотерапии

(взаимозависимое)



1.Уделить особое внимание приему пищи, ее качеству, и количеству.

2.Совместно с диетологом рекомендовать легко усваиваемую пищу, богатую витаминами , минеральными веществами.



5.



Обеспечение психологической помощи

(независмое)



1.Оказать психологическую поддержку.




6.



Сестринская педагогика

(независимое)



1.Оценить уровень знаний пациентки о ВИЧ/СПИДе,и получить информированное согласие пациентки на получение дополнительной информации, в том числе и непосредственно интересующих ее.

2.Уделить особое внимание соблюдению эпидемиологического режима в домашних условиях, как профилактика инфицирования родственников.

3.Уделить внимание вопросу соблюдения режима питания, качеству питания.

4.Особо уделить внимание режиму дня и вопросам валеологии.

5.Беседа с женщиной о необходимости пунктуально выполнять назначения врача по применению антиретровирусных препаратов.

6.Совместно с женщиной осуществлять оценку результатов занятия.

7.Оценить мотивацию пациентки в продолжении занятий с ней по вопросам планироваия семьи при ВИЧ.





Ведение мед. документации - Заполнить мед.документацию


Оценка эффективности:

ЦЕЛЬ ДОСТИГНУТА , если

пациентка отметит улучшение психоэмоционального состояния, получит мотивацию на проведение дальнейших занятий с ней по вопросам планироваия семьи при ВИЧ, отметит повышение уровня знаний о своем заболеваниии и о методах контрацепции.



Составим план сестринских вмешательств на

Долгосрочную цель:






Планирование

Реализация

1.


Обеспечение лечебно-охранительного режима

(независимое)


1.Совместными усилиями мед. сестры, мужа пациентки создать психологический покой.

2.Осуществлять контроль за соблюдением режима дня.

3.Совместными действиями мужа пациетки и самой пациентки обеспечить продолжительный сон пацинтки с доступом свежего воздуха.

4.Научить пациентку правильно отдыхать и расслабляться, некоторым приемам закаливания и поддержания иммунитета.




2.



Обеспечение наблюдения за состоянием пациентки

(незевисимое),(взаимозависимое)



1.Совместно с врачом кабинета ПС , и ркаботниками центра борьбы со СПИДом осуществлять динамическое наблюдение за иммунной системой пациентки.(взаимозависимое).

2.Осуществлять совместный контроль за весом , цветом кожных покровов, овариально- менструальным циклом (регулярность менструации, продолжительность, количество выделений)(взаимозависимое.)

3. Наблюдать за настроением пациентки.(независимое)

3.

Обеспечение психологической помощи

(независимое), (взаимозависимое)

1.Увеличить время общения с пациенткой с 2 занятий в неделю до 3-х, по продолжительности до 1,5 часов

2.Организовать досуг.(независимое)

3.Проводить совместные с мужем пациентки беседы(независимое)

4. Совместно с психологом, научить пациентку избегать стрессовые ситуации, влияющие на иммунную систему , и гипоталамо- гипофизарную систему.(взаимозависимое)



4.


Обеспечение санитарно-эпидемиологического режима

(независимое), (взаимозависимое).


1.Обучить и контролировать совместно с мужем пациентки частое проведение уборки жилых и подсобных помещений с применением дез.средств.(независимое).

2. Обучить и контролировать совместно с работниками ЦБ со СПИДом правильно обрабатывать нательное и постельное белье , предметы личной гигиеныпосле применения, во избежании инфицирования мужа ВИЧ.(взаимозависимое).






5.

Обеспечение и соблюдение диетотерапии

(независимое),(взаимозависимое)


  1. Совместно с диетологом уделять внимание знаниям пациентки об особенностях питания при ВИЧ, и приеме антиретровирусной терапии, при планировании зачатия. (взаимозависимое)

  2. Уделять внимание качеству принимаемой пациенткой пищи, ее кратности, витаминному и минеральному составу.(независимое)




6.

1.Медикаментозное

(зависимое), (взаимозависимое)


1.Познакомить пациентку с антиретровирусными препаратами , их воздействием на вирус , на репродуктивную систему , на развивающийся плод при продолжении антиретровирусной терапии после зачатия .(зависимое),(взаимозависимое).

2.Познакомить пациентку с возможными вариантами оплодотворения без контакта с ее влагалищной средой, содержащей ВИЧ.(зависимое).

3.Совместно с работниками центра борьбы со СПИДом, осуществлять за эффектами АРВТ.

4. Обучить методам фитотерапии для укрепления иммунитета и репродуктивного здоровья.

7.


Подготовка к дополнительным методам исследования


1.Разъяснить пациентке, что планируя беременность, необходимо пройти обследование на другие инфекции, передающиеся половым путем (ППВЧ,ЦМВ, ВПГ, хламидиоз, мико-уреаплазмоз, гонорею и трихомониаз, являющиеся фоновыми заболеваниями при ВИЧ.(причем обследование проходят оба супруга).

2.Объяснить пациентке особенности сдачи анализа на половые гормоны ФСГ, ЛГ, пролактин, тестостерон и необходимость этого обследоания для ЭКО.

3.Обьяснить пациентке необходимость контроля за титром вируса в крови.


8.

Обеспечение консультаций специалистов по назначению врача

(зависимое), (взаимозависимое).

1.Психолога,

2.Юриста,

3.Генетика,

4.Гинеколога –эндокринолога,

5..вирусолога-иммунолога

9.

Сестринская педагогика

(независимое)

1.Оценить уровень знаний пациентки после реализации краткосрочной цели о ее заболевании, выявить ее мотивацию на получение дальнейшей информации.


2.Уделить особое внимание вопросам приверженности здорового образа жизни и режима питания и приема антиретровирусных препаратов строго по расписания для достижения

максимального эффета лечения

3.Беседы с пациенткой и ее мужем о ВИЧ инфекции, О методах контрацепции при ВИЧ у одного из половых партнеров, подбор наиболее удачных методов контрацепции при ВИЧ, методика применения презерватива.

4.Проведение тренингов для осуществления оценки результатов занятий.

5.Проведение занятий и бесед по подготовке пациентки к ЭКО.

6.Проведение бесед с показом видеороликов о правиах ВИЧ инфицированного человека , о возможности материнства при ВИЧ, о возможности рождения зорового ребенка при соблюдении режима приема антиретровирусной терапии.



Ведение мед.документации Заполнить медицинскую доку-

ментацию.


Оценка эффективности:


Цель достигнута, если в результате совместных действий медицинской сестры кабинета планирования семьи , врача кабинета планирования семьи, специалистов центра борьбы со СПИДом, психолога, диетолога , а так же пациетки и ее мужа , пациентка к концу месяца будет знать методы профилактики ВИЧ/СПИДа в семье, ей будет подобран метод котрацепции, безопасный для ее полового партнера,пациентка не будет испытывать втутренний дискомфорт из-а своего ВИЧ статуса, будет знать свои права пациента, будет знать о возможности рождения здорового ребенка при соблюдении всех назначений врача при приеме антиретровирусной терапии .


Сестринское обеспечение:


1.Журнал амбулаторного приема больных форма 025/у


2.Журнал патронажа форма 039 – 1/у


3. Тонометр, термометр.


4. Гинекологическое кресло

5.Набор одноразовых инструментов для осмотра врачом, стерильные перчатки, защитные экраны.



6.Набор ПЦРовских пробирок для взятия крови на гормоны, на инфекции , другая лабораторная посуда.


7.Тематические разработки для проведения бесед с пациентками на темы планирования семьи, брошюры, плакаты и листовки.


8.Видеоролики на темы : «Контрацепция», «ВИЧ-мифы и реальность», «Жизнь или смерть», «Оплодотворение в пробирке».


ВЗЯТИЕ МАТЕРИАЛА ИЗ ЦЕРВИКАЛЬНОГО КАНАЛА
НА БАКТЕРИОЛОГИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ.


Цели:
1. Определить флору воспалительного процесса половых органов женщины.
2.
Определить чувствительность возбудителей к ряду антибиотиков.
Показания:
1. Воспалительные заболевания половой системы.
2. Предоперационное обследование по поводу операций на половых органах.


Условие: соблюдение правил асептики и антисептики, а также личной
медицинской защиты при работе с биологическими жидкостями человека


.

3.Полученное информированное согласие от пациентки на проведение манипуляции
Оснащение: гинекологическое кресло, зеркало Куско, стерильная пробирка с петлей и притертой пробкой, корнцанг, длинный пинцет, дез.раствор для обработки наружных половых органов, стерильные ватные шарики, перчатки, сухой спирт, блюдце, коробок спичек, направление в лабораторию.
Техника выполнения манипуляции.
1. Приготовить сухой спирт и коробок со спичками.
2. Надеть стерильные перчатки.
3. Обработать дез.раствором наружные половые органы пациентки.
4. Ввести во влагалище зеркало Куско и обнажите шейку матки.
5. Удалить ватным шариком выделения с поверхности шейки матки.
6. На блюдце поджечь сухой спирт.
7. Взять специальную стерильную пробирку, откройте пробку и извлеките

петлю с ватой.

8. Над пламенем горящего спирта быстро провести петлю.
9. Ввести петлю в цервикальный канал на глубину 1 см и сделайте внутри
вращательное движение.
10. Края пробирки быстро пронести над пламенем сухого спирта.
11. Петлю с полученным материалом ввести в пробирку, не касаясь ее краев.
12. Проверить, чтобы пробка плотно закрывала пробирку.
13. Вывести зеркало из влагалища.
14. Погасить пламя!
На бланке направления в лабораторию указать фамилию, имя, отчество, возраст, клинический диагноз пациентки, номер истории болезни, цель исследования, место взятия материала, название организации, направившей анализ, фамилию врача и дату.



ТЕСТЫ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ДИАГНОСТИКИ РЕПРОДУКТИВНОЙ СИСТЕМЫ


ЖЕНЩИНЫ В РАЗЛИЧНЫЕ ФАЗЫ МЕНСТРУАЛЬНОГО ЦИКЛА.
ОПРЕДЕЛЕНИЕ СИМПТОМА “ЗРАЧКА”.
Цель:
диагностика:
- эстрогенной насыщенности организма пациентки в различные дни менструального цикла;
- овуляции.
Показания:
1. Эндокринопатии: миома матки, эдометриоз, нейроэндокринные синдромы (склерополикистоз яичников, предменструальный синдром, гипепролактинемия, адреногенитальный синдром).
2. Бесплодие.
Условие: симптом “зрачка” оценивается в определенные дни менструального цикла — на 7, 14,21.
Оснащение: гинекологическое кресло, влагалищное зеркало, пеленка, стерильные перчатки, корнцанг стерильные ватные шарики.
Сущность феномена “зрачка”.

В течение менструального цикла под влиянием эстрогенов и гестагенов происходит изменение шеечной слизи. Количество слизистого секрета в канале шейки матки зависит от эстрогенной насыщенности организма. Наибольшее его количество наблюдается во время овуляции. Тест оценивается визуально и в баллах (1-З), один балл соответствует показателю (+). Феномен “зрачка” основан на расширении наружного отверстия шеечного канала и появлении в нем прозрачной стекловидной слизи в 1-ю фазу менструального цикла, максимально — во время овуляции (З балла = +++). Он определяется при осмотре шейки матки в зеркалах. Скопление слизи в наружном зеве напоминает зрачок. Тест не характерен для патологических изменений шейки матки.


Техника выполнения манипуляции.
1. Ввести зеркало во влагалище и обнажить шейку матки.
2. Внимательно осмотреть наружный зев шейки матки на наличие в нем слизи.
З. Отметить диаметр в баллах и в миллиметрах.
4. Вывести зеркало из влагалища.
5. Зафиксировать показатель в документе.






следующая страница >>