litceysel.ru
добавить свой файл
1
Методическая разработка



МЕТОДИКА РАБОТЫ С ХОРОВЫМ КОЛЛЕТКИВОМ МАЛЬЧИКОВ.

(ПЕРВЫЙ ГОД ОБУЧЕНИЯ)


Хоровой коллектив «ДО-МИ-СОЛЬ» существует восемь лет. В хоре занимаются 96 детей, из них 91 человек - мальчики. Прием в хор проводится ежегодно. В хор принимаем всех детей без отбора, без прослушивания, так как Центр Творческого Развития и Гуманитарного Образования «На Васильевском» — учреждение дополнительного образования, и наша задача — организация творческого досуга детей. Принимаем детей без какой-либо подготовки, что называется с нуля. При этом мне как педагогу интересно работать с самыми обычными детьми, которые пришли просто провести время, а как профессиональному хормейстеру интересно научить мальчиков вокально-хоровому искусству, сделать из них сильный хоровой коллектив. Чтобы получить профессиональный хоровой коллектив, необходима кропотливая, качественная вокально-хоровая работа. Современные дети, а в особенности мальчики, в досуговом учреждении не готовы к такой работе. Умения и навыки репетиционной работы необходимо воспитывать! Профессиональная вокально-хоровая работа ведется в Хоровом училище имени М. Глинки, в готовящем певцов и дирижеров, в которое поступают мальчики после конкурсного прослушивания.

По моему мнению, особенности современных мальчиков можно сформулировать так: минимум внимания, минимум понимания, минимум воспитания, особенно когда собирается группа. Современные дети, в большинстве своем, предпочитают проводить время за компьютером (игры, развлечения), у телевизора или на улице. При этом большинство родителей предпочитает отдавать своих мальчиков в спортивные секции (для развития мускулатуры!), однако спортивные секции не всегда способствуют даже сохранению здоровья. Развитие духовности и нравственности осуществляется не в спорте. Конечно, есть родители, которые понимают важность гармоничного развития своего ребенка. Такие родители становятся нашими единомышленниками и, помимо спортивных секций, приводят детей в Центры Эстетического развития (в частности, на разные факультеты нашего Центра и в наш хор).


Обратимся к специфическим музыкальным и вокальным данным мальчиков. Музыкальный слух и певческий голос есть у каждого человека, у каждого ребенка. Только у одних детей музыкальные способности выражены ярко, у других — глубоко скрыты. В процессе работы важно выявить и развивать природные задатки. К сожалению, программа по музыке в дошкольных учреждениях и в общеобразовательных школах не позволяет, музыкальным работникам и учителям музыки углубленно заниматься певческими голосами детей. Да и отношение к предмету «Музыка» в школах у учащихся и их родителей более чем несерьезное. Поэтому большинство детей не интонируют совершенно или интонируют не в своей тесситуре, чаще всего заменяя пение мелодекламацией. Жаль, так как в дореволюционные годы в России, хоры мальчиков были традиционным явлением, их было много, и они обладали достаточно высоким исполнительским уровнем. А в европейских странах и по сей день, хоровое пение мальчиков культивируется и процветает. Это обусловлено церковной традицией и связано, прежде всего, с необычайным вокальным тембром мальчишеских голосов. В качестве примера можно привести всемирно известный Венский хор мальчиков, который существует и сохраняет певческую традицию уже 500 лет!


Моя вокально-хоровая работа с хором мальчиков включает следующие позиции.

Распевания — 5 минут:

«Маленький паровозик» — скачек на ч. 5, гласная «у», исполняется стаккато, по полутонам вверх. Задачи: чистое интонирование ч. 5, активное короткое дыхание носом.

«Попрыгунчик» — Б53, нисходящее и восходящее движение мелодии, исполняется стаккато на гласную «у», по полутонам вверх. Задачи: чистое интонирование Б53, активная работа дыхания.

Вокальные упражнения — 10 минут:

«Ракета» — скачек на ч. 8, гласные «а–ю», исполняется глиссандо. Задачи: выход в свистковый регистр, ч. 8 не фиксированная. Скачок может быть и больше октавы;


«Солнышко-облачко» — Б53 и М53, исполняется нисходящим движением. Задачи: чистое интонирование б. 3 и м. 3, определение их на слух;

«Я пою» — нисходящее движение по Б53; вторая фраза «хорошо пою» исполняется в поступенном движении с V на I ступень. Задачи: чистое интонирование Б53, далее скачек на ч. 5 вверх и аккуратное поступенное движение мелодии вниз;

«Маленькая ракета» — скачек на ч. 5 вверх с нисходящим поступенным движением, исполняется на гласные «а–ю». Задачи: в отличие от упражнения «Ракета» фиксированная ч. 5, чистое интонирование, четкое движение по ступеням вниз.

Гармонические упражнения — 5 минут:

«Маленький паровозик» — исполнение каноном с остановкой на тонике (исходной ноте). Задача: чистое интонирование тоники, в то время как другой голос поет скачек на ч. 5 вверх и вниз;

«Я пою» — исполнение упражнения на два голоса: один голос поет целиком, второй голос — с остановкой на тонике в конце первой фразы «Я пою…». Задача: чистое интонирование тоники, в то время как другой голос поет вторую фразу;

«Мелодическое и эхо» — исполнение разнообразных мелодических оборотов с ритмослогами, нотами, рифмами, именами. Исполнение вслед за педагогом, пение «эхом» на два голоса. Задачи: развитие памяти, чистое интонирование упражнения.


Попевки — 15 минут:

«Куры, гуси»: попевка с удобной интонацией – низходящее поступенное движение мелодии и активная ч.4 в восходящем движении;

«Ой, звоны»: попевка с удобной интонацией - низходящее движение на ч.4, б.2 и восходящее движение - активная ч.4;

«Как у дяди Ермолая»: попевка с удобной интонацией - низходящее движение на ч.4, б.2 и восходящее движение - активная ч.4;

«Петушок»: попевка с удобной интонацией – низходящее движение на б.2, ч.4 и восходящее движение - активная ч.4;


«Два кота»: попевка с удобной интонацией – м.3;

«Паровозик»: интонационно связана с распевкой «Маленький паровозик»: стаккато на V ступени восьмыми длительностями, затем чистое интонирование поступенного движения вниз;

канон «Братец Яков»:

1) сначала одноголосное исполнение,

2) затем пение каноном

Задачи: «широкий шаг» в поступенном движении вверх к III и V ступеням, чистое интонирование поступенного движения вверх на б. 3 и м. 3, ч. 5 и ч. 4;

канон «Пастушья песня»:


  1. сначала одноголосное исполнение,

  2. затем пение каноном.

Задачи: чистое интонирование восходящей ч. 5 с захватом VI ступени, во второй фразе чистое интонирование ч. 4 (скачек со II ступени на V);

канон «Моется цапля»:

  1. сначала одноголосное исполнение,

  2. затем пение каноном.

Задачи: чистое интонирование восходящей ч. 5 с захватом VI ступени, во второй фразе чистое интонирование низходящего поступенного движения;

«Как под горкой под горой»:

  1. одноголосное исполнение,

  2. затем пение каноном.

Задачи: «широкий шаг» в восходящем поступенном движении к IV ступени и осторожное движение вниз к тонике;

«Музыкальный зоопарк» — целый комплекс попевок и маленьких песенок, связанных с интервалами. На каждый музыкальный интервал есть картинка со зверюшкой (принцип ассоциативного мышления), характеристика «зверюшки» и интервала, и соответственная попевка. Задачи: определение на слух, чистое интонирование интервальных скачков.

Ритмические упражнения — 10 минут.

Комплекс ритмических упражнений, построенных по принципу «от простого к сложному», ритмические стихи, скороговорки, работа с ритмическими карточками. Все задания исполняются с ритмослогами и хлопками с указанием длинных и коротких звуков.


Работа над произведением — 15 минут.

Как правило, текст произведения задается на дом (наизусть), мелодия выучивается в классе на слух. Все сложные мелодические или ритмические обороты используются в качестве распеваний, вокальных, гармонических или ритмических упражнений.

Надо отметить, что все распевания, вокальные упражнения, гармонические упражнения, попевки исполняются в высокой тесситуре. Опытным путем необходимо найти наиболее удобную тональность (для разных групп может быть разная тональность — это зависит от детей) и все песенки, попевки исполнять в этой тональности или отстоящих на тон. Через некоторое время почти все мальчики начинают чисто интонировать в пределах As1–F2. Однако группы бывают разные, поэтому этот процесс не всегда идет одинаково. Для одних, чтобы запеть нужен месяц-два, для других — намного больше. Важен конечный результат.

Весь ход занятия включает игровые моменты, при этом важно со временем сформировать серьезный подход к творческому процессу. Также важно во время игры приучить детей трудиться и добиваться необходимых результатов. Время, отведенное на каждую позицию, приблизительное, усредненное. Все занятия по структуре одинаковые, но при этом всегда разные. Например, меняю порядок видов деятельности: распевание и вокальные упражнения всегда вначале, а следующие формы работы могут меняться местами, длиться разное количество времени, что зависит от разных факторов: эмоционального состояния детей, от их внимания, от чувства усталости или, наоборот, бодрости и др. В ходе работы не всегда используются все виды музыкальной деятельности, например, не даю ритмические упражнения, так как необходимо разучить сложное произведение, и над ритмом работаем в рамках этого произведения и т.п.

Хор мальчиков — это совершенно особый коллектив, который отличается от любого другого хора своей энергетикой, эмоциональным состоянием, звучанием голосов и многими другими особенностями. С хором мальчиков работать интересно, но для того, чтобы сложился хор как коллектив, необходимо преодолевать немало трудностей, которые начинаются с самого первого момента знакомства с родителями и детьми. В досуговом учреждении необходимо следить не только за наполняемостью групп, но и сохранять контингент учащихся, при этом растить и воспитывать хоровой коллектив, обладающий хорошим качеством звучания и исполнения. А ведь многие родители и дети считают, что хоровые занятия — это своего рода развлечение, где можно весело провести время. Как настроить родителей и детей на серьезные занятия, на перспективу творческого роста? Первый год занятий (да и все последующие) — это огромная разъяснительная, образовательная работа с родителями и огромная творческая работа с детьми.


К сожалению, многие дети не привыкли трудиться, работать, добиваться хороших результатов. Причины тому разные: не хватает внимания, усидчивости, стремления к достижению цели. Как только появляются трудности, многие предпочитают не преодолевать их, проявляя слабость характера. Многие родители не выдерживают режим занятий, их систематичность. Младших детей на занятия надо приводить, это означается, что необходимо тратить свое время в ущерб чему-то другому. В таких ситуациях опять-таки необходима разъяснительная и воспитательная работа и с детьми, и с родителями. Занятия в хоровом коллективе — это дисциплина, пунктуальность и труд

Профессиональные трудности решаются со временем. От занятия к занятию постепенно приобретаются необходимые умения и навыки. Уровень сложности зависит от года обучения, а смысл того или иного упражнения один и тот же — выработать определенный навык и закрепить знания. Одни и те же музыкальные упражнения с разным уровнем сложности (по годам обучения), повторяемые, исполняемые на протяжении первого и последующих годов, приводят к закреплению навыков и развитию музыкальных способностей у самых обыкновенных детей. С вокально-хоровой стороны в хоре мальчиков необходимо сразу выйти в свистковый регистр, в верхнюю тесситуру, тогда дальнейший процесс вокальной работы будет проходить в правильной позиции. При этом надо помнить, что редко, но встречаются природные альты. Для таких голосов очень важен верхний регистр, тогда в дальнейшем голос будет иметь большой диапазон.

Результативность к концу первого года обучения зависит от того контингента детей, которые пришли в хор. Бывают очень продвинутые группы — через два месяца уже хорошо интонируют, слышат и понимают, что делают и что от них требуют. Бывают другие группы, в которых только к концу учебного года появляются результаты. Первый год фактически является подготовительным. Даже если в течение года нет особых результатов, то со второго года обучения количество и качество проведенной работы начинает переходить на более высокий уровень.


Первый год — это первое серьезное знакомство с миром звуков, с миром музыки. В основном это попевки, детские песни. Обязательно учим и поем произведения композиторов-классиков. Не все идеально получается, но пробуем, работаем. Моя установка направлена на сохранение и наращивание репертуара. Многие знают, что выученное произведение «отлежится» и через некоторое время зазвучит совсем иначе, лучше и интересней.

Восемь лет назад Хоровой коллектив «ДО-МИ-СОЛЬ» начинал свои выступления с произведений Ц. Кюи, детских песен И. Брамса, песен Ж. Металлиди, Р. Бойко и др. Два года назад в Капелле хор исполнял «Gloria» А. Вивальди и отдельные номера из кантаты «Stabat Mater» Д. Перголези с оркестром, произведения И. С. Баха с органом. В этом сезоне хор подготовил большую программу a’capрella — духовная музыка, произведения Р. Шумана, Б. Сметаны, Ф. Пуленка, Ц. Кюи, Р. Щедрина, а также произведения с сопровождением — мотет Ф. Мендельсона, Короткую Мессу Б. Бриттена. Самое главное — не бояться трудностей!


Список использованной литературы для педагога


  1. Птица, К. Б. Очерки по технике дирижирования хором: Материал к курсу техники дирижирования Музгиз, 1948;

  2. Дмитревский Г. Хороведение и управление хором; "Музгиз", 1957;

  3. Чесноков П. Хор и управление им; "Музгиз", 1961;

  4. Локшин Д. Замечательные русские хоры и их дирижеры; "Музгиз", 1963;

  5. Пигров, К. К. Руководство хором / К. К. Пигров. Музыка, 1964;

  6. К. Виноградов Работа над дикцией в хоре; "Музыка", 1967;

  7. Соколов, В. Г. Работа с хором / В. Г. Соколов. Музыка, 1967;

  8. Ветлугина Н.А. - "Музыкальное развитие ребёнка", М., 1968;

  9. Левандо, П. П. Анализ хоровой партитуры / П. П. Левандо. ЛГИК, 1971;

  10. Левандо, П. П. Проблемы хороведения / П. П. Левандо. Л., 1979;
  11. Анисимов, А. Дирижёр–хормейстер : Музыка, 1976;


  12. Г.Г.Нейгауз «Об искусстве фортепианной игры», М., 1978;

  13. Л. Баренбойм «Путь к музицированию», М.1;

  14. Асафьев Б. В. О хоровом искусстве: Сб. статей Музыка, 1980;

  15. Левандо, П. П. Хоровая фактура , Музыка, 1984;

  16. Ильин В. Очерки истории русской хоровой культуры;"Советский композитор", 1985;

  17. Галацкая В. Музыкальная литература зарубежных стран, Москва, "Музыка", 1985;

  18. Мазель Л. О мелодии, Ленинград, 1986;

  19. "Кирилл Кондрашин рассказывает" "Советский композитор", 1989;

  20. Емельянов В.В. - "Фонопедический метод формирования певческого голосообразования: методические рекомендации", Новосибирск, Наука, 1991;

  21. Стулова Г.П. - "Развитие детского голоса в процессе обучения пению", М., 1992;

  22. Венгрус Л.А. - "Начальное интенсивное хоровое пение", СПб., Музыка, 2000;

  23. Анисимов В.П. - "Диагностика музыкальных способностей детей", учебное пособие для Студентов высших учебных заведений", М.,Владос, 2004;

  24. Плужников К.И. - "Механика пения", СПб., Композитор, 2004;

  25. Семенюк, В.О. Хоровая фактура. Проблемы исполнительства. «Композитор», 2008;

  26. Огороднов, Д. E. Музыкально-певческое воспитание детей в общеобразовательной школе. Киев: «Музична Украйина», 1989;

  27. Кирнарская Д. К., Музыкальные способности, М., Таланты – XXI век., 2004;

  28. История русской музыки в 10-ти томах, М., 2002;Кравченко А.И., Культурология, М., 2006;

  29. Шорникова М. Музыкальная литература, Ростов на Дону, издательство "Феникс", 2008;



Список рекомендованной литературы для учащихся

  1. О.Черный. «Римский-Корсаков», Москва, 1959 год. Детгиз;

  2. Р.Добровенский. «Алхимик»;

  3. Р.Добровенский. «Рыцарь бедный»;
  4. С.Лемешев. «Путь к искусству», Искусство, 1968 г;


  5. Ф.Шаляпин. «Страницы из моей жизни», Пермское книжное издательство, 1969;

  6. Ф.Шаляпин. «Маска и душа», Пермское книжное издательство, 1969;

  7. Ю.Анненков. «Портреты», Прижизненное издание. Петроград, 1922;

  8. Д.Самин. «100 великих вокалистов», Издательство: Вече, 2004;.

  9. Л.Норман. «Маэстро Миф», Издательство: Классика-XXI, 2007;

  10. Д. Кабалевский Про трех китов и про многое другое, Москва, Детская литература, 1969;

  11. М. Шорникова Музыкальная литература, Ростов на Дону, издательство "Феникс", 2008;

  12. Е. Критская, Г. Сергеева Учебно-методический комплект по музыке (учебники, хрестоматия музыкального материала, фонохрестоматия), Москва, издательство "Просвещение", 2004;

  13. Э.Финкельштейн Музыкальная азбука, СПб, Композитор, 2001;

  14. Н. Абдурахманова, Н. Регинская. Звуки и краски, пособие по слушанию музыки, СПб, «Союз художников», 2003;

  15. Т. Вийранд Молодежи об искусстве, Таллинн, «Кунст», 2004;

  16. В.В. Медушевский, О.О. Очаковская, Энциклопедический словарь юного музыканта, м., «Педагогика», 2004.



Все вышеперечисленные книги имеются в библиотеке Центра.


Информационная поддержка программы (сайты)

www.tarakanov.ru

www.forumklassika

www.horovik.ru

www.musikforum.ru

www.turetsky.ru  

http://bdh.narod.ru/

www.horist.ru

www.singers.com


www.choralnet.org/

http://www.virtualsheetmusic.com

http://noti.narod.ru

http://www.free-scores.com/index_uk/php3

http://www.notomania.ru

http://blanksheetmusic.net/

http://www.lysator.liu.sel