litceysel.ru
добавить свой файл
1 2
Государственное областное образовательное учреждение


среднего профессионального образования

«Кольский медицинский колледж»


Методическая разработка

открытого бинарного практического занятия

по теме:

«Вторичная профилактика при заболеваниях желчного пузыря и желчевыводящих путей» для специальности 060501 «Сестринское дело».





г. Апатиты

2010

Авторы: Григорьева Т.А., преподаватель Кольского медицинского колледжа второй квалификационной категории

Скрябина Т.А., преподаватель Кольского медицинского колледжа


Внутренний рецензент: Девяткина А.Н., председатель ЦМК № 4 «Внутренние болезни», преподаватель высшей квалификационной категории



Рассмотрено и одобрено ЦМК № 4

«Внутренние болезни»

№ протокола 78

От «18» февраля 2010 г.

Председатель________Девяткина А.Н.


Рассмотрено и одобрено ЦМК № 5 «Общепрофессиональных дисциплин»

№ протокола 5

От «24» февраля 2010 г.

Председатель________Яковлева М.Н.


Пояснительная записка

Данная методическая разработка составлена на основе требований Государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования для специальности 060109 «Сестринское дело» и предназначена для проведения открытого бинарного занятия.

Предмет «С.д. в терапии с курсом ПМСП » изучается студентами на 3-м курсе (второй год обучения) и 4-курсе (третий год обучения), а предмет «Физиотерапия» только на 4-м, после изучения основных клинических дисциплин.

При проведении таких занятий студенты закрепляют знания по «С.д. в терапии с курсом ПМСП», развивают клиническое мышление, совершенствуют приобретенные навыки общения с пациентом.


Содержание данной разработки позволяет показать возможные ситуации из профессиональной деятельности медсестры терапевтического и физиотерапевтического профиля.

В качестве приложения пособие содержит принципы правильного питания при заболеваниях желчного пузыря и желчевыводящих путей (диеты 5, 5а), рекомендации по проведению тюбажа в домашних условиях, ситуационную задачу по ФЗТ, тестовый контроль для закрепления полученных знаний.

Данное пособие может быть использовано преподавателями для проведения бинарных практических занятий по «С.д. в терапии с курсом ПМСП» и «Физиотерапии», что способствует усилению межпредметных связей.


Содержание:


1. Методическое обоснование стр.5

2. Цели занятия стр.5

3. Актуальность темы, мотивация к её изучению стр.6

4. Предварительная подготовка студентов к занятию стр.8

5. Этапы занятия, контроль их усвоения стр.9

6. Ход практического занятия стр.10

7. Приложения стр.12

8. Список литературы стр.26





Методическое обоснование

Основными целями системы среднего профессионального образования является подготовка специалистов среднего звена.

Цель обучения состоит в том, чтобы систематизированные знания студент мог не только воспроизвести, но и применить в профессиональной деятельности.

Студенты средних специальных учебных заведений должны овладеть основами профессии, всеми действиями (операциями), которые им предстоит выполнять в профессиональной деятельности. Наряду с функциями манипулятивного характера, специалистам среднего звена придется решать интеллектуальные задачи, требующие обоснованного выбора принимаемого решения из возможных вариантов на основе анализа исходных данных и стоящих перед специалистом задач. Такие задачи носят, как правило, комплексный межпредметный характер.

Осуществление подготовки специалиста более высокой квалификации и приобретение дополнительных знаний в смежной области обеспечивают формирование профессиональной компетенции.

Педагогическая наука и практика предлагает богатый выбор методов и приемов обучения. Творческая деятельность преподавателя состоит в том, чтобы рационально использовать в процессе обучения методы, обеспечивающие максимальное достижение целей – усвоение знаний, формирование умений и навыков, развитие творческого мышления и познавательных интересов и способностей студентов, воспитание личности.

Прогностическая идея занятия состоит в стремлении развивать клиническое мышление и формировать профессиональное реагирование в рамках своей компетенции; показать межпредметную преемственность, закрепление знаний и практических умений по сестринскому делу в терапии и ФЗТ; полученные ранее знания и умения перевести на более высокий познавательный уровень с помощью использования проблемных компонентов, ролевых игровых ситуаций, «погружения» в профессиональную деятельность.

Цели занятия:

Учебная:
обобщить, закрепить и проконтролировать теоретические и практические знания студентов по теме занятия.

Воспитательная: стремиться воспитать чувство ответственности, добросовестности, внимательного отношения к пациентам, формирование профессионального самосознания через погружение в атмосферу деятельности, близкой к профессиональной.

Развивающая: способствовать развитию у студентов способности логически анализировать информацию, интерпретировать её для понимания пациента, развивать коммуникационные навыки.

Поставленные цели достигаются путем использования метода «погружения в профессиональную деятельность» через моделирование профессиональной ситуации. Данный метод активизирует процесс усвоения.

Тема занятия: «Вторичная профилактика при заболеваниях желчного пузыря и желчевыводящих путей»



Место проведения: КМК, доклинический кабинет.



Оснащение:

А. Предметы ухода, медицинское оборудование и инструментарий: минеральная вода, грелка, полотенце, кушетка, бланки направлений, лампа «Соллюкс».

Б. Технические средства обучения: мультимедийная установка, компьютеры, мультимедийное сопровождение, компьютерный тест, столы.

Время: 45 минут.

Актуальность темы, мотивация к её изучению

«Забо­левания желчного пузыря вышли за рамки меди­цины и стали социальной проблемой», и это, к сожалению, не просто красивые слова, это дей­ствительно так. Известно, что до 30 % людей бе­лой расы страдают из-за камней в желчном пу­зыре.

Каждый десятый мужчина и каждая четвертая женщина болеют желчнокаменной болезнью. От 10 до 15 % населения развитых стран, то есть каждая пятая женщина и каждый десятый муж­чина, страдают от желчных камней. Ежегодно в нашей стране выполняется около 600000 опера­ций по удалению желчного пузыря - по частоте встречаемости они занимают второе место после удаления аппендикса.

Достаточно того, что бо­лее 60 % всех больных в хирургических отделе­ниях наших больниц - это именно больные с желчными камнями и осложнениями желчнокаменной болезни.

При этом хронический и острый холецистит, как правило, являются следствием либо ослож­нением желчнокаменной болезни.

Обучение пациента способам управления хроническими заболеваниями приобретает особый смысл и становится важной частью ежедневной работы медицинской сестры. Обучение – одна из функций сестринского персонала, которая нормативно закреплена в «Положении о специалистах» (приказ Минздрава России от 19.08.97 № 249). Сюда входит обучение навыкам ухода и самоухода, правилам приёма лекарственных средств, основам рационального питания, мерам профилактики обострений и осложнений заболеваний.

По требованиям ГОС:


студент должен знать:


  • Анатомо-функциональные особенности и функцию печени, желчного пузыря и желчевыводящих путей;

  • Понятия холецистит, дискенезия желчевыводящих путей, холангит, ЖКБ – их причины, способствующие факторы, классификацию, суть заболевания

  • Основные симптомы и синдромы при заболеваниях желчного пузыря и желчевыводящих путей: жалобы и проблемы пациентов, в зависимости от вида и локализации патологического процесса;

  • Деонтологические аспекты при работе с данной категорией пациентов;

  • Цели и задачи применяемых физических факторов лечения при заболеваниях желчного пузыря и желчевыводящих путей;

  • Показания и противопоказания к применению физических факторов;

  • Особенности применяемых ФЗТ процедур (техника безопасности, дозировка, ответная реакция организма).

Студент должен уметь:

  • Дать рекомендации и обучить пациента принципам рационального питания и диетотерапии при заболеваниях печени, желчного пузыря и желчевыводящих путей, контролировать соблюдение врачебных назначений;

  • Обучить пациента выполнению простых лечебных манипуляций в домашних условиях;

  • Проводить санпросвет работу среди населения по профилактике заболеваний печени, желчного пузыря и желчевыводящих путей;

  • Выполнить процедуру ИК – облучения на эпигастральную область.

Межпредметные связи:

Исток:

- анатомия: строение и физиология желчного пузыря и желчевыводящих путей;

- фармакология: лекарственные средства, применяемые для лечения болезней желчного пузыря и желчевыводящих путей;

- медицинская этика и деонтология, психология общения: этические аспекты работы м/с, правила общения с пациентами;

- организация здравоохранения;

- основы сестринского дела: сестринский процесс, его этапы


- русский язык: медицинская терминология.

Выход:

1.Производственная практика по дисциплине «С.д. в терапии с курсом ПМСП»

2. Профессиональная деятельность медицинской сестры.


Предварительная подготовка: студентам предложено повторить следующие темы занятий:

1. по предмету «Сестринское дело в терапии с курсом ПМСП»:

- изучить текст параграфа «Заболевания желчного пузыря и желчевыводящих путей» (учебник Маколкина В.И. стр. 246-251);

- прочитать конспект лекции по теме: «Сестринский процесс при заболеваниях желчного пузыря и желчевыводящих путей».

2. по предмету «Физиотерапия»:

- прочитать текст параграфа «Светолечение» (учебник Клячкина Л.М. стр.124-162);

- прочитать конспект лекции по теме: «Светолечение».

3. одному студенту приготовить презентацию по теме: «Лечебное питание при заболеваниях желчного пузыря и желчевыводящих путей».

Литература, рекомендуемая для самоподготовки (приложение № 1).

Этапы занятия и контроль их усвоения

п/п

Этапы занятия

Форма и методы проведения каждого этапа

Цель деятельности

Форма контроля усвоения, уровни усвоения

Ориентировочное

время


1.

Вводная часть: организационный

момент;


мотивация;

цели занятия;

-приветствие

-контроль готовности к проведению занятия;


Знакомство студентов с темой, целями, планом занятия.


Подготовить студентов к восприятию учебного материала.

Показать важность изучаемой темы.Создать рабочую атмосферу.





5 мин.

2.

Основная часть:

-контроль исходного уровня знаний;


-закрепление знаний, умений и навыков, применение их на практике


Проводится в форме фронтального опроса

Метод «погружения в профессиональную деятельность» через моделирование профессиональных ситуаций

Закрепление теоретических знаний по теме.


Повторение вопросов темы + практическая отработка способствуют более глубокому изучению темы, лучшему запоминанию.

Фронтальный

опрос


Отработка манипуляции.

Проблемные задания, ситуационные задачи, вопросы.



5 мин.


25 мин.

3.

Заключительная часть:

контроль знаний;


подведение итогов занятия;




Заключительный тест



Оценка знаний, умений и навыков



Компьютерный тест



5 мин

5 мин.




Контроль знаний и умений:

В течение занятия действия студентов на каждом этапе практического занятия оцениваются в баллах, они получают жетоны. Преподаватель фиксирует полученные студентами баллы на доске. Компьютерный тест оценивается автоматически и прибавляется к общему числу баллов. В конце занятия подсчитывается количество баллов. Студент, набравший наибольшее количество баллов объявляется победителем.


Формы контроля: самоконтроль, взаимоконтроль, контроль со стороны преподавателей.

ХОД ЗАНЯТИЯ


1. Организационная часть:

- вступительное слово предоставляется преподавателям Григорьевой Т.А. и Скрябиной Т.А;

- организационный момент (внешний вид, проверка отсутствующих);

- знакомство студентов и присутствующих с темой занятия, целями и планом.

2. Контроль исходного уровня знаний:

Интеллектуальная разминка, включает в себя 5 вопросов по предмету «С.д. в терапии с курсом ПМСП» и 5 вопросов по «Физиотерапии». Вопросы вынесены на мультимедийную презентацию. За каждый правильный ответ студент получает 1 балл.

Интеллектуальная разминка (включает 5 вопросов по С.д. в терапии с курсом ПМСП и 5 вопросов по ФЗТ):

- воспаление желчного пузыря это…(холецистит);

- нарушение тонуса и моторики желчного пузыря и желчевыводящих путей это…(дискенезия);

- наиболее информативный метод обследования органов ЖКТ это… (УЗИ);

- заболевание, сопровождающееся образованием конкрементов в желчных путях это…(ЖКБ);

- для увеличения моторно-эвакуационной функции желчного пузыря применяют… (тюбаж);

- применение физических факторов с лечебной и профилактической целью это… (физиотерапия);

- лихорадочное состояние для назначения ФЗТ это…(противопоказание);

- ответная реакция организма на процедуру ИК - облучения это… (гиперемия);

- процесс, при котором происходит распад молекул на ионы это…(электролиз);

- лечебная ванна с температурой 34-36 оС называется …(индифферентная).


  1. Практическая часть:

Преподаватель поясняет, что студенты группы 43 м/с работают в качестве м/с общей практики, м/с ФЗТ – кабинета, и пациентов.

Действие происходит на занятии в «Школе пациентов», посвящённом правильному питанию при заболеваниях желчного пузыря и желчевыводящих путей, которое проводит м/с общей практики.


«Погружение в профессиональную деятельность» через моделирование профессиональной ситуации № 1.

М/с общей практики рассказывает о принципах правильного питания при заболеваниях желчного пузыря и желчевыводящих путей (приложение № 2). Слушатели (студенты) задают вопросы. Для активизации участников занятия, каждый вопрос студента-слушателя оценивается одним баллом.

«Погружение в профессиональную деятельность» через моделирование профессиональной ситуации № 2.

Один из слушателей спрашивает о проведение тюбажа в домашних условиях. Объясняет 2-ая медсестра (приложение № 3).

«Погружение в профессиональную деятельность» через моделирование профессиональной ситуации № 3.

Второй слушатель говорит о том, что ему назначено ФЗТ - лечение. Где и как его пройти? М/с ФЗТ - кабинета выполняет процедуру с запланированными ошибками. Задача студентов выявить эти ошибки (приложение № 4). За каждую обнаруженную ошибку студент получает 1 балл.


  1. Итоговый контроль знаний с использованием программы My Test (приложение № 5). Оценивается автоматически и прибавляется к общему числу баллов.

  2. Подведение итогов. Преподаватели анализируют проведённое занятие, интересуются мнением студентов о занятии и благодарят за участие. Подсчитывается общее число баллов, объявляется победитель, который получает «отлично» по предмету «Физиотерапия» и помощь в виде одного дополнительного балла на аттестации по предмету «Сестринское дело в терапии с курсом ПМСП»

Приложение № 1

Литература, рекомендуемая для самоподготовки:

основная

  1. Смолева, Э.В. Сестринское дело в терапии с курсом ПМСП/ Э.В.Смолева; под ред. к.м.н.Б.В. Карбухина. – изд.- 2-е. – Ростов н/Д: Феникс, 2005. – 473.
  2. Маколкин, В.И. Внутренние болезни: Учебник / Маколкин В.И., Овчаренко С.И. – изд.2-е перераб. и доп. – М.: Медицина, 1998. – 432 с.


  3. Галкин, В.А. «Внутренние болезни», М.: Медицина, 1987.

  4. Клячкин, Л.М. Физиотерапия / Клячкин Л.М., Виноградова М.Н. - М.: Медицина, 1988.-272с.

дополнительная

1. Заболевания желчного пузыря. Холецистит, холангит / сост. А.А.Седов. – М.: АСТ; СПБ.: Сова, 2008.- 126 с.

2. Лычев, В.Г. Сестринское дело в терапии с курсом первичной медицинской помощи: учебное пособие/ Лычев В.Г., Карманов В.К. - М.: ФОРУМ: ИНФРА – М, 2007.- 544 с.

3. Боголюбов, В.М. Общая физиотерапия / Боголюбов В.М., Пономаренко

Г.Н. - М.: Медицина, 1999. – 432с.


Приложение № 2



следующая страница >>