litceysel.ru
добавить свой файл
1
                В связи с требованиями включения НРК в изучении отдельных предметов в общеобразовательных учреждениях я предлагаю учителям русского языка и литературы материал, который был собран мною самостоятельно из различных источников, обработан и систематизирован.


 

Методическая разработка по НРК

учителя русского языка и литературы

высшей квалификационной категории

Рогожниковой Елены Владимировны.

Тема:

Реализация национально-регионального компонента содержания языкового и литературного образования.

Цель работы: использование разнообразных технологий реализации НРК для приобщения учащихся к богатствам культуры и художественной литературы, традициям русского народа, развитие чувства патриотизма и гражданственности.

Национально-региональный компонент – часть школьного образования обладает самоценностью и самозначимостью, своими корнями уходит в прошлое педагогической науки.

Краеведение или родиноведение как народное знание о своих родных местах зародилось в далеком прошлом. Эти сведения были отражены в летописях XV- XVI веков. Важнейшую роль в России сыграл К. Д. Ушинский.

Он обосновал родиноведческий принцип в обучении, показал их большие воспитательные образовательные возможности.

Документальное обеспечение.

В постановлении ЦК ВКП(б) от 25.08.1932г. «Об учебных программах» было указано на необходимость «в учебные программы ввести элементы краеведения». Эти истоки и получили основы дальнейшего развития краеведения. В школах были организованы литературно- краеведческие музеи, кружки, факультативы.

 

Принцип построения регионального материала.

       Региональность-учет особенностей региона.

       Гуманизация- знание о человеке, самопознание.

       Историзм – явления «в призме» истории.


       Комплексность материала.

 

Изучение предмета с опорой на специфику среды, ее обычаи, традиции вызывает у учащихся желание познать культуру своего народа, формирует их нравственные ценности.

 

Для реализации НРК необходимо четко формулировать цели урочной деятельности:

       Формирование представления о национальной литературе, литературных традициях уральского народа.

       Пробуждение и углубление чувства любви к своей малой родине, чувства кровного родства с ее прошлым и настоящим , чувства толерантности к народам, населяющим наш край.

       Воспитание художественного читательского вкуса.

 

Выбор формы проведения региональных уроков языка и словесности будет зависеть от ряда факторов:

       От профиля и проблемы школы.

       От интересов и вкусов, полноты «методической копилки» преподавателя.

       От особенностей и запросов ученического коллектива и отдельных учащихся.

 

Виды деятельности учащихся для реализации НРК:

       Классная. Уроки разных типов, в том числе литературно- краеведческие викторины, олимпиады, элементы фольклорного и литературно-краеведческого театра. Заочные путешествия по уральской земле с использованием карты + произведения из Хрестоматии Литература Южный Урал.


       Учебная.

       Внеклассная работа с книгой (чтение и изучение легенд и сказов, отыскивание справок в словарях и энциклопедиях, подбор материалов из периодических изданий.)

       Развитие устной, письменной речи учащихся через сочинения разных жанров.

       Эвристическая деятельность

       Участие в читательских конференциях, экскурсии в музеи школ, города, области.

       Творческая.

       Выпуск газет, альманаха, заметок.

       Литературно-краеведческие вечера, гостиные, проекты.

       В конце года отмечается:

       заинтересованность учащихся в изучении регионального материала, положительные оценки,

       развитие творческих способностей,

       участие их в различных конкурсах,


       признание своей национальности, так как поселок многонациональный.

       Формы работы по реализации Н Р К, которые я использую в своей работе.

       Заочные литературные путешествия ( экскурсии)

«По литературному Уралу» (От Радищева до Горького). В кабинете были подобраны экспозиционные материалы , которые использовались на уроках литературы и русского языка).

       Театральный Челябинск ( поездки в ТЮЗ, Новый Художественный Театр, Драм. Театр). Сочинения-отзывы, выставки иллюстраций, фоторепортажей о спектаклях.

       Исследовательские, экзаменационные работы, рефераты, сообщения «Художественный мир сказов Бажова», «Сказы, легенды из сундука», «Влияние творчества А. С. Пушкина на развитие национального музыкального искусства» и др.

       Декады словесности (круглый стол, встречи с поэтами- копейчанами, потанинцами, «погружение» в поэзию уральских поэтов, рубрика «Живые самоцветы слов»).

       Летние задания-экспедиции «Путешествие в слово», «Откуда пришли слова», «Интересно о словах», «Бабушкина сказка» с последующей защитой на уроке.

       Литературные гостиные « В Урале Русь отражена», «Нежность к русой земле».


       Путешествие по горному Уралу «Милые зеленые горы…» Ильменский заповедник, Чашковский хребет, Золотой каньон, пещера Сугомак, озеро Еловое, Кисегач, (Сочинения-описания, путевые заметки, «Уральская природа в творчестве поэтов».Из хрестоматии Литература Южный Урал).

       Межрегиональные связи- путешествия в г.Екатеринбург (Памятные литератур- ные места: «Литературный квартал», Музей книги «Страна чудес», Бажовский зал в музее камнерезного и ювелирного дела, Свердловская киностудия.)Творческие работы.

       Внеклассное мероприятие «Пота-нинские посиделки», в котором воедино соединились многие виды искусств: литература, театр, анимация, музыка, фольклор, художественное творчество учащихся и родителей, древние народные промыслы Урала.

       Все эти формы работы развивают и воспитывают творческую активность, культуру и бережное отношение к традициям Урала.







 

 

Реализация НРК предполагает модульный курс «Вокруг тебя мир» УМК для 5-8 классов

       Выбран по нравственно-гуманистическому назначению.


       Дополняет, а не замещает курс литературы.

       Согласован с основной программой по литературе.

       Задачи литературного образования сочетает с воспитательными задачами.

       Материал содержит художественные и публицистические тексты,1/3 зарубежной литературы + русские произведения.

       Материал курса позволяет дозированно включать правовую информацию.

       Цель данного курса: правовую информацию сочетать с воспитательными задачами и раскрыть учащимся нравственно- гуманистическое назначение произведения.

       Методика данного УМК носит развивающий характер. Методические рекомендации содержат пояснительную записку, характеристику УМК, планирование по проблемно- тематическому принципу, анализ модели урока этико- правового ядра.

       Положительным моментом является то, что в книгах для чтения содержатся тексты, к которым составлен словарь терминов, творческие и проблемные задания. Цель данного курса: правовую информацию сочетать с воспитательными задачами и раскрыть учащимся нравственно- гуманистическое назначение произведения.

       Методика данного УМК носит развивающий характер. Методические рекомендации содержат пояснительную записку, характеристику УМК, планирование по проблемно- тематическому принципу, анализ модели урока этико- правового ядра.

       Положительным моментом является то, что в книгах для чтения содержатся тексты, к которым составлен словарь терминов, творческие и проблемные задания. Желательно, чтобы их выполняла вся семья. Оценки ставлю только положительные.

       Желательно, чтобы их выполняла вся семья. Оценки ставлю только положительные.

       Реализация языкового НРК предполагает широкий спектр направлений:

       Краеведческое:

       Топонимика. Что изучает топонимика. Книга Н.И. Надеждина « топонимика-язык земли, а земля есть книга, где история человечества записывается в географической номенклатуре». Рассматриваем с учащимися классификацию топонимов: ойконимы - жилище, оронимы - гора, гидронимы - вода, урбатонимы - город, годонимы - дорога и др.

       Мы узнали с учащимися, что в Копейском городском округе около 800 топонимов.

       Зкскурс в историю поселка. Получив задания, учащиеся узнали, что название наш поселок Потанино получил по имени .известного русского купца- подрядчика, принимавшего участие в строительстве Сибирской железной дороги. Основан поселок в 1892г как станция. Своим рождением поселок обязан месторождению глины-трепела.


Для ее переработки был построен завод.

       Место своей семьи в истории поселка, края.( Школьный музей, сочинения о бабушке, расскажи о фотографии и др.)

       Предания о крае ( Тайна названия наших озер. Использую книгу Ю. Подкорытова «Сказки из старинной шкатулки» легенду об озере Тугайкуль. Узнали ребята и о названии своего озера Шелюгино. Рождено оно было в болотной котловине в 1943 г. В основе его названия- русское диалектное слово- шелюга- « красная верба ( краснотал)».

И по сей день вокруг озера распускаются деревья красной вербы.

       Экскурсии. По улицам поселка. О чем рассказывают нам названия. Выясняем, что названия годонимов произошли от имен и фамилий: ул. Есенина, Бойко, М. Тореза и др., от имен городов: ул. Луганская, Южно- уральская, Потанинская и др., от названий полезных ископаемых: ул. Алмазная, Гранитная, переулок Хрустальный, от положительных прилагательных: Ул. Театральная, Приозерная и др.

В Потанино, исследовав улицы, мы определили неофициальное название ансамбля улиц « Музыкальный поселок». Это улицы, названные в честь знаменитых композиторов: Алябьева, Рахманинова, Рубинштейна.

       Вариант языкового НРК.

       Наша культура.

       Роль языка в современном обществе.

«Какой язык мы учим и на каком говорим». Диспут.


       Язык улиц.( Варианты разговорной речи).

       Язык наших бабушек. Почему надо сохранять диалектную речь. Запиши разговор или историю своей бабушки.

       Язык родных лесов (берез). Языковые особенности произведений уральских поэтов. «Погружение» в поэзию. Конкурс чтецов.

       Читаем и пишем заметку в газету(соотносим с темой урока).

       «Родная улица моя». Имена наших улиц. Мини – эссе.

       Имя моего дома. Топонимические викторины.

       «Живой как жизнь». Изменения в русском языке в XIX веке. Новые слова.

       «Берегите наш язык.» Что значит беречь язык. Сочинение – рассуждение.

       При проведении данных уроков учитель дает возможность учащимся познакомиться с историей региона, вый-ти за границы учебника, провести сравнение по принципу: «прошлое- настоящее», « общероссийское- уральское».

       Для реализации уроков НРК важно привлекать интересный для учащихся социокультурный материал:


       информационный(статьи в газетах);

       аналитико-проблемный;

       краеведческие находки;

       факты рекламы, живой речи современников.

« Надо привести учащимся примеры, когда одно хорошо употребленное выражение охватит всю душу ученика, так как оно ближе всего к его сердцу, звучит доверчивее для его уха». Н.А.Лавровский. Методист XIX века.

 

  Пособия- помощники.

       Новикова Т.Ф. Язык и жизнь: система элективных курсов региональной направленности.- Белгород. 2005г.

       Барашков В.А. А как у вас говорят? Пособие для учащихся- М. 1986г.

       Лыжова Л.К. Лингвокраеведение как отражение регионального компонента в преподавании русского языка.- Воронеж 2002г.