litceysel.ru
добавить свой файл
1
СЛАВЯНСКАЯ МИФОЛОГИЯ


Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, экран

Требования к уровню подготовки учащихся

Учащиеся должны:


  1. Знать героев и богов славянской мифологии, славянские праздники

  2. Уметь слушать, записывать информацию, получаемую от учителя

Методические рекомендации для учителя

Управление презентацией, номер слайда

Методические рекомендации для учителя, содержание презентации

Слайд 1

Титульный слад. Учитель сообщает тему урока, учащиеся записывают её в тетрадь.

Слайд 2

Учитель:

Сегодня мы узнаем, были ли мифы у древних славян, наших предков. И если были, то кого они почитали, кто был их богами.

Слайд 3

По щелчку возникает информация: текст, вопросы, материал для записи в тетрадь. Термины фетишизм, анимизм, тотемизм учащиеся записывают в тетрадь для последующего заучивания

Самые древние верования – поклонение предметам и явлениям ближайшего окружения

  • Чему в ближайшем окружении могли поклоняться наши предки?

Ребята свободно высказывают своё мнение. Учитель сообщает.

  • Фетишизм – поклонение предметам

  • Анимизм (от лат «анима» - душа) – поклонение растениям

  • Тотемизм – поклонение животным как прародителям

Ребята записывают термины в тетрадь.

С верой в животных связано явление оборотничества. Это процесс, когда животное превращается в человека и наоборот.

  • Вспомните сказки, в которых описывается процесс оборотничества.


«Иван Царевич и Серый Волк», «Финист-Ясный Сокол», «Царевна Лягушка».

Оборотень позже стал считаться злым духом, демоном. Чтобы прекратить превращения оборотня, победить его, надо было выследить, когда в поле, перепрыгнув камень, волк станет человеком или наоборот, и воткнуть кинуть в землю нож за этот камень. Тогда волк больше не сможет превращаться в человека.

Слайд 4

Учитель:

Культ животных у древних славян

У славян, как у всех жителей лесной полосы исключительным почитанием был окружён медведь. Его сила, намного превосходящая силу любого лесного существа, его ловкое лазание по деревьям вызывали восхищение древних охотников, а случаи хождения на задних лапах делали его похожим на людей. Поэтому древние славяне считали медведя своим родственником, величали родным батюшкой, дедушкой, и это величание сохранилось в русских народных сказках и песнях

Слайд 5

Культ медведя

Как и на всякое тотемное животное (животное, которому поклонялись). На медведя наши предки периодически устраивали ритуальную охоту, а потом – ритуальное поедание всей общиной его мяса и крови, после чего остатки трапезы захоранивались. Древние охотники верили, что, съев кусочек медвежьего мяса или отведав крови медведя, они обретут все свойства своего тотема, а главное, будут такими же сильными, как этот зверь.

Почитание медведя связано с почитание Волоса или Велеса – скотьего бога. Медвежья лапа, вывешенная в крестьянской избе, так и называлась – скотий бог

Слайд 6

Культ волка

Волк являлся тотемом для многих племён. Сплочённость волков в стаю, распределение обязанностей внутри стаи напоминали древним людям их собственный коллектив. На особую почитаемость волка у славян указывает тот факт, что в сказках славянских народов из всех диких зверей волк является самым частым персонажем.


  • Какие сказки с участием Волка вы знаете?

Кроме того, у славянских народов существует личные мужские имена: Волк, Вук и уменьшительное Вучко.

Ребята записывают эти имена в тетрадь

Слайд 7

Культ Волка

В нашем сознании образ волка наделён по большей части отрицательными чертами. Не совсем так дело обстоит в русском фольклоре: волк часто помогает героям сказок.

  • Вспомните, когда волк в сказках проявляет себя положительно.

Волк помогает Ивану Царевичу в сказке «Иван Царевич и Серый Волк»

Он считается пожирателем чертей, а встреча с волком в пути – добрая примета.

Вообще в славянской мифологии волк – существо, наделённое даром всеведения. К тому же, по славянским поверьям, люди, обладающие даром сверхъестественного знания, могут превращаться в волков

Слайд 8

Культ растений

Не меньше, чем животных, славяне почитали растения. Почитались как отдельные деревья, так и целые рощи.

Из деревьев славяне больше всего почитали берёзу и дуб, что можно объяснить их повсеместной распространённостью в зоне расселения славян, а также их хозяйственной значимостью.

Слайд 9

Культ дуба

Дуб издавна почитался как дерево, связанное с грозой. До сих пор в народе считается опасным в грозу находиться под дубом, ведь он притягивает молнии. В языческой мифологии славян дуб – дерево Перуна, бога грозы. На острове Хортица стоял громадный дуб. Около него приносили в жертву живых петухов, клали хлеб, мясо, втыкали стрелы.

Тот участок Днепра, где происходили эти события, называется «Перунья рень». С принятием христианства дуб как дерево Перуна попало в немилость. Под страхом церковного суда запрещалось перед дубом молебен петь. Также в силу его связи с грозой и языческим богом грозы дуб был объявлен нечистым деревом


Слайд 10

Политеизм – вера в богов
(«поли» - много)


Перун (Сварог) – бог грозы, молнии и грома

Волос (Велес) – бог скота, торговли и богатства

Даждьбог (Хорос) – солнечное божество

Стрибог – бог ветра, вихря и вьюги

Мокошь – супруга Перуна, богиня плодородия, воды, женских работ и девичьей судьбы

Симаргл – священный крылатый пёс, охраняет семена и посевы

Почему главный бог славян был покровителем грома и молнии?

Ребята записывают имена древнеславянских богов

Слайд 11

Культ Перуна

Н. М. Карамзин писал: «В России до введения Христианской веры первую степень между идолами занимал Перун, бог молнии, которому славяне ещё в 6 веке поклонялись, обожая в нём верховного Мироправителя». И далее, используя записи летописи за 980 год: «Владимир изъявил отменное усердие к богам языческим: соорудил новый истукан Перуна с серебряной головою, и поставил его близ теремного двора, на священном холме, вместе с иными кумирами. Там, говорит Летописец, стекался народ ослеплённый и земля осквернялась кровию жертв»

Слайд 12

Культ Перуна

Владимир, поставив кумир Перуна в Киеве, посылает Добрыню в Новгород учредить там культ Перуна. То есть Перуна в Новгороде не знали и его культ должен был сплотить север и юг или оба главных города, оплот власти Владимира. С принятием христианства культ Перуна был быстро утрачен.

Слайд 13

Культ Перуна

Перун долго был почитаем простым народом. В слове святого Григория сообщается, что Перуну долго ещё молились по окраинам, когда в городах язычество давно было забыто.


После принятия христианства Владимир оказал Перуну особую честь: идола Перуна не изрубили и не сожгли, как других идолов, а совлекли с Киевской горы и с эскортом из 12 дружинников проводили по Днепру до самых порогов. Миновав пороги, Перун оказался на острове, очевидно, на Хортице.


Слайд 14

Культ Перуна

В 1975 году археологами был обнаружен древний морёный дуб, в ствол которого было вставлено в правильном порядке десять кабаньих челюстей. Предполагают, что этот дуб – священное дерево, которое служило для ритуальных обрядов.

Слайд 15

Перун (Сварог) породил двух сыновей (Сварожичей) – солнце и огонь.

Солнце – Дид (дед) Ладо – несёт свет, красоту, мир, любовь и радость. Солнце также называли Люль, Лель, Дажбог, Тур и Волос

Ребята записывают информацию в тетрадь

Слайд 16

Славянские праздники

Этот слайд открывает следующую часть урока. Ребята записывают подзаголовок в тетрадь

Слайд 17

Коляда

Этот праздник совпадает теперь с Рождеством Христовым.

В этот день славят Коляду – солнце, набирающее силу. Прославление состояло в том, что славяне ходили из дома в дом и собирали подаяние в жертву Коляде. Коляды также известен под именем Авсень или Таусень

Слайд 18

Масленица

Языческий весенний праздник, встреча весны и проводы зимы. Зима ассоциировалась у наших предков со смертью, которая представлялась женщиной по имени Мара (Марена, Марана). Её чучело сжигал во время Масленичных гуляний. Кроме того, есть на масленицу блины – это есть солнце, так как блин похож на солнце. В Масленицу живые здороваются с мёртвыми. Блины – это поминальная пища для славян.


Слайд 19

Иван Купала

Этот праздник отмечается 23 июня. В этот день славилось солнце, дающее силу растениям. В этот день собирали травы, так как в эту ночь травы обретают чудодейственную силу. Также в эту ночь капались и топили чучело Мараны. Считалось, что в этот день солнце благотворно действует на воду. Кроме того, зажигали костры и прыгали через них, очищаясь таким образом.

Ночь на Ивану Купалу полна всяких чудес: деревья переходят с места на место, а кто найдёт цветок папоротника, тот сможет понимать язык каждого творения, и ему откроется тайна кладов.

Слайд 20

Поклонение усопшим

У каждого рода, по преданию, был покровитель из умерших, предок, которого называли щур, дед, прадед. Отсюда происходит слово «пращур» - предок. Это божество призывали в моменты опасностей и говорили: «Чур меня! Чур меня!»

Происхождение слов и выражений ребята записывают в тетрадь

Слайд 21

Мелкие демоны славянской мифологии.

Титульный слайд, открывающий 3-ю часть урока. Ребята записывают подзаголовок в тетрадь.

Слайд 22

Домовой

Домашние черти были двух родов: добрые и злые. От добрых чертей лошади жирели, овины наполнялись хлебом. Когда же приходил злой дух, то всякие от него терпели беспокойства. Иногда даже приходилось оставлять дом.

Вера в домового была общераспространённой на Руси. Он покровитель хозяйства, защитник дома.

Этот дух жил в доме, был хранителем дома, иногда наказывающий за нарушение обычаев.

Слайд 23

Анимация слайда происходит автоматически


Русалка

Русалки не какие-то речные нимфы, имя их происходит от слова «русый» (светлый, ясный). Это души умерших, выходящих весною насладиться оживлённою природой. Русалки появляются, когда распустятся вербы. Они до Троицына дня живут в водах, на берега выходят только поиграть. У всех языческих народов вода считается проводником в царство умерших, поэтому-то русалки являются из воды. С Троицына дня до Петрова поста русалки живут на земле, в лесах, на деревьях – любимом месте пребывания душ после смерти.

В тесной связи с русалками находятся водяные дедушки, лешие, кикиморы.

Слайд 24

Анимация слайда происходит автоматически

Леший

Леший (лесовик, лешак, лесной дядя, лисун) – дух леса, враждебный людям. Внешне он напоминает человека, только очень косматого, со спрятанными в гуще волос рожками. Леший может изменять свой рост, становиться ниже травы или выше деревьев. Он перегоняет стада зверей из одного леса в другой. Его можно узнать по лаптям, одетым не на ту ногу, левую полу одежды запахивает правой. В лесу он старается сбить людей с дороги. Напугать. Считалось, чтобы не поддаться лешему, в лесу ничего нельзя есть. Леший – это любимый герой северной мифологии.

Слайд 25

Водяной

Водяной и русалка – обитатели рек и озёр. Особенно почиталась русалка у южных славян и украинцев. В образе русалки сочетались черты духов воды (речные русалки), плодородия (полевые русалки), «нечистых» покойников (утопленниц).

Про славянские предания никто теперь не помнит. Сказались два тысячелетия христианства. Когда древние верования ещё были живы, на Руси не было письменности и мифы не были записаны.

Слайды 26-28 (скрыты)

Содержат ссылки на источники


Слайд 29

Содержит инструкцию

  1. Каждое задание имеет 4 варианта ответа. Ты должен выбрать один правильный.

2. Если ты выбрал правильный ответ, появится «плюс».

3. Если ты выбрал неверный ответ, появится «минус».

4. Переход к следующему заданию осуществляется по кнопке внизу.

Слайды 30-39

Тренажёр

Все слайды работают по одному принципу. Они содержат вопрос и 4 варианта ответа. Работа выполняется коллективно.


Использованная литература

  1. Уроки Кирилла и Мефодия. Литература. 5-6 класс.

  2. Энциклопедия русской литературы. Мифология древних славян. Новый диск