litceysel.ru
добавить свой файл
1
Методические рекомендации к проведению Дня Знаний


«Наш великий могучий русский язык»

Подготовила Курякина Н.Л.

МОУ лицей «РИТМ» г. Хабаровска

Цель: Воспитывать любовь и уважение к родному языку, формировать навыки речевого общения, познакомить учащихся с историей развития русского языка, с основными требованиями к культуре речи, установить зависимость между речевой культурой человека и его общей культурой.

Предварительная подготовка: подобрать меткие и образные высказывания о русском языке, пословицы и поговорки, афоризмы, подготовить презентацию, плакаты.

Эпиграф: «Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык, - это клад, это достояние, переданное нам нашими предшественниками!»

И.С.Тургенев

Вступительное слово учителя: Язык – это наша история, наше богатство, наша культура, это язык А.С.Пушкина, И.С.Тургенева, Л.Н.Толстого и других великих хранителей красоты и образности родного языка.

В речи человека, как в зеркале, отражается его культура, воспитанность.

Учащийся читает стихотворение Анны Ахматовой «Мужество».

Это стихотворение было написано в суровые годы Великой Отечественной войны, когда фашистские захватчики шли по нашей родной стране, завоевывая наши земли.

Мы знаем, что ныне лежит на весах

И что совершается ныне.

Час мужества пробил на наших часах.

И мужество нас не покинет.

Не страшно под пулями мертвыми лечь,

Не горько остаться без крова, -

И мы сохраним тебя, русская речь,

Великое русское слово.

Свободным и чистым тебя пронесем,

И внукам дадим, и от плена спасем

Навеки!

Учитель:

В традициях русского народа и, особенно, его армии было пламенное слово, призывающее к защите своего Отечества. Так, накануне Куликовской битвы Сергий Радонежский благословил русских воинов на великую победу над монголо-татарами; перед сражением над шведами под Полтавой Петр I произнес слова: «Воины! Вот и пришел час, который решит судьбу Отечества! Итак не должны вы помышлять, что сражаетесь за Петра, но за государство, Петру врученное, за род свой, за отечество, за православную нашу веру и церковь… А о Петре ведайте, что ему жизнь его не дорога, только бы жила Россия в блаженстве и славе, для благосостояния вашего».


Русский язык сложился не сразу, на это ушли целые тысячелетия. В нем есть и заимствованные из других языков слова:

-армяк, базар, барабан, деньги, сарафан, сарай, тюфяк, халат (татарский),

-ассамблея, гавань, фейерверк, навигация, матрос (английский, голландский),

-суши, айкидо, сенсей (японский),

-гламур, макияж, пальто, репертуар (французский).

С чем может быть связано появление иностранных слов в нашем языке? Многие слова из европейских языков вошли в обиход россиян во времена Петра, им был введен и лично утвержденный легкий для чтения и написания гражданский щрифт. Как отмечал позже М.В.Ломоносов, «при Петре Великом не одни бояре и боярыни, но и буквы сбросили с себя широкие шубы и нарядились в летние одежды». И в современное время русский язык постоянно обогащается.

Вопрос учащимся: А какие вы знаете заимствованные слова? (учащиеся могут назвать слова: офис, менеджер, маркетинг, форс-мажор и другие).


Загадочная Россия (проводят учащиеся)

Чего не знаешь, того не разгадаешь.

Смекалка во всяком деле выручит.

(Русские пословицы).


1. Викинг – воин скандинавов,

Тот народ суровых нравов.

Как его, скажите, детки,

Называли наши предки? (Варяг).


2. Правил в Киеве тот князь,

И молва о нем неслась.

Все соседи князя знали

И мудрейшим называли. (Ярослав).


3. Назови боярский дом:

Там наличники резные,

Есть и башенки на нем,

И крылечки расписные. (Терем).


4. В каждом городе большом

Средь церквей его найдем.

Как зовется главный храм,

Предстоит ответить вам. (Собор).


5. Такой пирог раз в год пекут

И в церковь к батюшке несут.

Он станет после освященья

Для православных угощеньем. (Кулич).


6. Триста лет тому назад

Был заложен этот град.

В Невской дельте, средь болот.

Здесь рождался русский флот.

(Санкт-Петербург).


7. Петр диковинки любил,

Собирал их и копил.

Из причуды царской сей

Первый создан был музей. (Кунсткамера).


8. Я – центр краевой

Над Амуром-рекой. (Хабаровск).


9. Он звучит торжественно,

Все встают приветственно –

Песню главную страны

Уважать мы все должны. (Гимн).


10. Он дополняет гимн и флаг,

Любой страны он главный знак.

У России он особый,

Ты назвать его попробуй. (Герб).




Шутить по-русски.

Шутка – минутка, а заряжает на час.

(Русская пословица)

Можно провести в форме викторины (используя жетончики за правильный ответ).

«Самый сообразительный».

1.Какая разница между попом и рекой Волгой? (Поп – батюшка, а Волга – матушка).

2.Какой предлог русского языка «бежит» по Италии? (По – река, самая длинная в стране).

3.В каких глаголах русского языка «течет» африканская река Нил? (Во многих глаголах прошедшего времени, мужского рода, единственного числа: уронил, хранил, вспомнил, женил, обвинил, чинил, звонил, манил).

4.Какой песок в Волге? (Мокрый).

5.Какой полуостров жалуется на свои размеры? (Ямал).

6.Какой российский город ласково называют именем Владик? (Владивосток).

7.Какими в старой России были и дворяне и дороги? (Столбовыми).

«Самый эрудированный».

Вопросы-тесты (можно написать на карточках и раздать из «Корзинки знаний»).


1.Как звучит открытое объявление боя или борьбы по древнему кличу наших предков?

А) бегу на Ты, Б) иду на Вы, В) стою на Я, Г) мчусь на Они.


2.Назовите старинный синоним слов «битва», «война».

А) ругань, Б) брань, В) скандал, Г) ссора.


3.Назовите разновидность кулачного боя на Руси.

А) крыша на крышу, Б) стенка на стенку, В) забор на забор, Г) окно за окно.


4.Как называется вид русской народной миниатюрной живописи темперой на лаковых изделиях из папье-маше?

А) Лакейская роспись, Б) Холуйская миниатюра, В) Холопские узоры, Г) Кучерский орнамент. (Возникла в 1932 г. в поселке Холуй Ивановской области на основе иконописного промысла).

5.Закончите крылатую фразу М.Горького: «Любите книгу – источник …»

А) диктантов и изложений, Б) макулатуры, В) киносценариев, Г) знаний.

6.Как называется одна из разновидностей русской частушки?

А) страдания, Б) мучения, В) угрызения, Г) пытки.


Учитель: О культурном облике человека мы судим не только по тому, как он выражает свои мысли и чувства. В устной и письменной речи раскрываются содержание и глубина мыслей, эмоциональная культура человека.

Послушайте выдержки из детских сочинений и сделайте соответствующие выводы.

«И барыня на собачку так разозлилась, что она ее чуть-чуть не укусила».

«Петр своим ужасным видом наводил прелесть и могущество».

«Мне понравилась эта книга, потому что в ней очень смешные юморы».

«Графиня умирает и, испугавшись, уходит из этого дома».

«В Карелии есть чистые и плодородные рыбой реки».

«Пончик испугался, и у него все помлело в груди».

«И тут война кончилась и победила половцев».

«И даже бросился защищать учеников от змеи, хотя не знал, как с ними бороться, так как никогда их не видел».


Учитель: Мудрое и доброе слово доставляет радость, глупое и злое, необдуманное и бестактное – приносит беду. Приведите примеры из жизни.

Японский ученый Масару Эмото провел ряд экспериментов – рядом с обычной водой, которая затем кристаллизовалась, произносились разные слова. Каково было удивление, когда взгляду предстали самые разные кристаллы. Самые красивые – были реакцией воды на слова «любовь», «добро», «благодарность» (показывает изображения), а вот такой кристалл образовался на слово «дурак» (показывает изображение).

В чем же тут дело? За каждым нашим словом стоит эмоция - положительная или отрицательная. Человек, который обильно использует в своей речи нецензурные выражения, излучает агрессию, внутреннюю тревожность и заряжает окружающих отнюдь не положительными эмоциями. А значит дело не только в словарном запасе человека, а дело в состоянии его души. Давайте задумаемся – какие чувства мы отправляем в этот мир, когда начинаем говорить.

Давайте попытаемся этот мир немного изменить!

Ответьте на вопросы:

1.Как связана культура речи с культурой чувств?

2.По каким признакам можно судить о культуре человека?

3.Какова связь между чувствами, речью и воспитанностью человека?

4.Всегда ли вы придерживаетесь речевого этикета в общении с людьми?

Эстетика речи состоит


  • в ее подчинении определенным нормам произношения, ударения, построения слов, словосочетаний, предложений;

  • в ясности, эмоциональности и доступности;

  • в чистоте, отсутствии слов-паразитов, словесных штампов;

  • в яркости, образности, выразительности.

Большое значение имеют темп речи, интонация, владение мимикой и жестами, которые помогают передать эмоциональную окраску, смысл сказанного.

Речь служит средством общения людей. Как стать интересным собеседником? (беседа с учащимися).


1.Какими качествами должен обладать хороший собеседник?

2.Какие трудности вы испытываете в речевом общении?

3.Легко ли находить контакт с людьми разного возраста?

(Можно «проиграть» ситуации разговора с мамой или другом по телефону, встречу и приветствие одноклассников, соседей и т.д.)

4.Можно ли по разговорной речи судить о культуре человека?

Французский философ Вольтер говорил: «Прекрасная мысль теряет всю свою цену, если дурно выражена». А русская пословица гласит: «Слово не воробей, вылетит – не воротишь».

И в заключение - составить «Правила ведения разговора». Например:

1.Уважительно относись к собеседнику.

2.Следи за своей речью, тщательно подбирай выражения.

3.Не применяй слов-сорняков (паразитов).

4.Наблюдай за тем, как говорят образованные, культурные люди, бери положительный пример.

5.Будь тактичен с собеседником.

Подведение итогов.

«Язык – это история народа. Язык – это путь цивилизации и культуры» (А. Куприн).

Следует обратить внимание учащихся на эпиграф, предложенный в начале урока.