litceysel.ru
добавить свой файл
1
Федеральное агентство по образованию


Федеральное государственное автономное

образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Сибирский федеральный университет»


УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ


Дисциплина

НАРОДНАЯ ХУДОЖЕСТВЕННАЯ КУЛЬТУРА


Укрупненная группа 070000 «Культура и искусство»


Специальность 071401.65 «Социально-культурная деятельность»


Гуманитарный институт


Кафедра рекламы и социально-культурной деятельности


Красноярск


2010

1. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ВЕДЕНИЮ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ


Учебным планом изучения дисциплины «Народная художественная культура» предусмотрены два вида самостоятельной работы:

1) самостоятельное изучение теоретического материала;

2) подготовка и написание контрольной работы.

В то же время к самостоятельной работе относится и подготовка к итоговому контролю знаний по данной дисциплине – экзамену.


    1. Самостоятельное изучение теоретического материала


Самостоятельное изучение теоретического материала реализуется как при изучении материалов лекций с обращением к указанным в ней источникам, так и при самостоятельном освоении материалов указанных литературных источников. Освоение материала учебного курса предполагает не только освоение конспектов лекций, но и самостоятельный поиск, систематизацию и представление информации по заданным темам в форме ответов на экзамене.


Темы для самостоятельного изучения теоретического материала:


1. Общее понятие о народной художественной культуре как о системе видов и жанров.

2. Историческая динамика развития народной художественной культуры: актуальное существование народной культуры; ее бытование в качестве традиции – процессы консервации народного промысла и собирательства фольклорного наследия.


3. Соотношение народной художественной культуры и массовой народной культуры.

4. Устойчивые характеристики произведений народного искусства.

5. Мифологические корни народной художественной культуры: миф как народная картина мира и роль народной художественной культуры в отношении мифа.

6. Особая функциональность произведений народной культуры.

7. Русские народные верования в системе народной художественной культуры: роль верований в культуре, специфика славянских религиозных представлений, их взаимодействие с христианством в русской народной культуре.

8. Фольклор и фольклористика: возникновение и развитие фольклора, его жанровая система, становление и развитие науки о фольклоре.

9. Празднично-обрядовая культура как синтетическое качество: взаимодействие всех видов народного искусства в обряде.

10. Классификация обрядов как способов фиксации и реализации цикла человеческой жизни: сущность русских обрядов и праздников.

11. Русские календарные праздники: синтез язычества и христианства в русской праздничной культуре.

12. Русское декоративно-прикладное искусство: его роль в системе народного искусства, памятники русского народного декоративно-прикладного искусства.

13. Орнамент как основное художественное средство декоративно-прикладного искусства: связь орнамента и мифа, типы орнамента, его функция в произведениях декоративно-прикладного искусства, символика славянского орнамента и его взаимодействие с христианской традицией в системе древнерусского орнамента.


    1. Письменная контрольная работа


Письменная контрольная работа выполняется студентами в течение семестра. Для написания письменной контрольной работы студентам предоставлен список тем на выбор. Выполнять работу по выбранной теме рекомендуется в соответствии с предложенным планом контрольной работы.

Контрольная работа оформляется по установленному стандарту.


Стандарт формы контрольной работы: объем до 20 листов формата А4

Стандарт структуры контрольной работы: титульный лист, план (оглавление), введение (в котором отражается актуальность работы, степень исследования темы, методология, новизна реализуемого автором подхода, а также формулируется тот аспект выбранной темы, который предполагается сделать центральным); основное содержание (в соответствии с предложенным планом), заключение, список использованной литературы.

Стандарт оформления контрольной работы:, размер полей (со всех сторон) – 25 мм, кегль 14, шрифт Times New Roman. Возможно использование иллюстраций, которые оформляются в качестве приложений. Текст контрольной работы предоставляется на проверку в печатном виде с пронумерованными страницами.


Темы письменных контрольных работ:


1. Понятие «народная художественная культура».

План основной части:

1. Соотношение понятий «народная культура», «светская культура», «религиозная культура», «массовая культура».

2. Составляющие элементы народной художественной культуры: народные верования, фольклор, декоративно-прикладное искусство, празднично-обрядовая культура; их взаимосвязи.

3. Черты народной культуры.

4. Историческая динамика развития народной художественной культуры.


2. Мифологические корни народной художественной культуры.


План основной части:

1. Понятие «миф». Природа, функции и типы мифов.

2. Взаимосвязь мифа и других повествовательных форм.

3. Логика мифологического мышления.

4. Особенность мифологической картины мира древних славян.


3. Русские народные верования.

План основной части:

1. Своеобразие славянского языческого мировоззрения: пантеон божеств, структура мироздания.

2. Сущность человека и идеалы жизни славян.

3. Магическая функция некоторых форм верований: язычество в народном быту.


4. Феномен двоеверия на Руси: специфика перехода от языческой картины мира к христианской и ассимиляция образов.


4. Возникновение и развитие фольклора.

План основной части:

1. Проблема определения понятия «фольклор».

2. Возникновение фольклора, его связь с мифололгией. Специфика русского фольклора.

3. Способы сохранения фольклорного наследия.

4. Фольклористика – наука о фольклоре. Объект и предмет науки, этапы становления и развития.


5. Специфические признаки фольклора и основные фольклорные жанры.

План основной части:

1. Общая характеристика фольклора.

2. Специфические признаки фольклора, их значение.

3. Жанровая система фольклора.

4. Специфика жанров русского фольклора.


6. Эпические прозаические жанры фольклора.

План основной части:

1. Взаимосвязь жанров фольклорной необрядовой поэзии.

2. Эпосы и саги. Легенды и притчи.

3. Сказка как десакрализованный миф.

4. Исторические и топонимические предания.


7. Сказка как прозаический жанр фольклора.

План основной части:

1. Определение и виды сказок.

2. Мифологические и исторические основы сказок.

3. Структура сказки. Архетипичность мотивов и сюжетов.

4. Сущность и значение сказок.


8. Эпические стихотворные жанры фольклора.

План основной части:

1. Общая характеристика эпических стихотворных жанров фольклора.

2. Специфика русской народной былины.

3. Исторические песни как жанр фольклора.

4. Баллады.


9. Словесно-музыкальные произведения фольклора.

План основной части:

1. Песня как основной вид словесно-музыкального фольклора.

2. Обрядовые и необрядовые песни.

3. Детский музыкальный фольклор.

4. Малые лирические жанры (частушки, припевки и т.д.).


10. Малые нелирические жанры фольклора.

План основной части:

1. Малые нелирические жанры как феномен народной культуры.

2. Значение фольклорных произведений малых нелирических жанров в народном быту и их связь с мифологией.

3. Пословицы и поговорки.

4. Происхождение и развитие загадки.


11. Музыкально-хореографические жанры фольклора.

План основной части:

1. Истоки народной хореографии.

2. Народный танец как обрядовое действо, его специфика и назначение в контексте народной культуры.

3. Основные виды народного танца.

4. Способы сохранения фольклорной хореографии. Ансамбли народного танца как профессиональное сценическое направление.


12. Народный театр: драматические произведения фольклора.

План основной части:

1. Происхождение и развитие народного театра, формы его бытования.

2. Тематика и проблематика народных драм.

3. Тематика и проблематика народных комедий.

4. Влияние народного театра на профессиональное театральное искусство.


13. Декоративно-прикладное искусство в системе народного творчества.

План основной части:

1. Декоративно-прикладное искусство: его связь с другими видами искусства и место в системе народной художественной культуры.

2. Утилитарная и художественная функции произведений декоративно-прикладного искусства.

3. Виды декоративно-прикладного искусства, их классификация. Русские народные ремесла.

4. Орнамент: его роль в произведениях декоративно-прикладного искусства, классификация типов орнамента, символика орнамента русской народной художественной традиции.


14. Обрядовая поэзия как жанр фольклора.

План основной части:


1. Общая характеристика обрядовой поэзии, ее назначение. Народная этимология как инструмент магии.

2. Календарная поэзия.

3. Семейно-бытовой фольклор.

4. Заговоры как пространство общения с миром сверхъестественного. Функция и специфика лексической формы заговора.


15. Обряды в русской народной культуре. Обрядовый фольклор.

План основной части:

1. Сущность и значение обрядов, обряд как фиксация моментов жизни и обретение человеком нового качества. Классификация обрядов.

2. Обряды рождения ребенка. Заговоры-благопожелания для младенцев.

3. Семейные обряды «перехода» в русской традиции.

4. Обряды и обычаи, связанные со смертью и проводами умершего. Ритуальные плачи.


16. Народные художественные промыслы.

План основной части:

1. Специфика народных художественных промыслов, формирование местных художественно-ремесленных школ.

2. Виды народных промыслов.

3. Традиционные центры народных промыслов России, их виды изделий и специфика местной художественной традиции.

4. Современное состояние и развитие народных художественных промыслов, актуальность и способы сохранения традиционных форм.


17. Праздники народного календаря.

План основной части:

1. Сущность и значение праздников в народной культуре. Основные идеи календарных праздников.

2. Славянская календарная традиция: функция календарных праздников как особых узловых точек годового цикла, их роль в процессе включения человека в систему Мироздания.

3. Взаимосвязь древнеславянских религиозных верований и христианства в праздничной народной культуре.

4. Основные русские праздники: Святки (Рождество, Новый год, Крещение), Масленица, Пасха, Троица, День Ивана Купалы, Покров.

18. Народное художественное творчество и профессиональное искусство: современные проблемы взаимосвязи.


План основной части:

1. Общая характеристика процессов участия народного творчества в сфере профессионального искусства и взаимная востребованность этих элементов художественной культуры.

2. Актуальность традиционного народного художественного творчества и феномены его поддержки и сохранения сегодня.

3. Фольклорные произведения в творчестве профессионалов сферы искусства: способы связи, значение фольклора в современной художественной культуре, причины его актуальности в сфере профессионалов.

4. Профессиональные фольклорные коллективы России: русский фольклор, фольклор других народностей России, феномены их сохранения и взаимосвязи.


19. Основные виды искусства в современной народной художественной культуре.

План основной части:

1. Общая характеристика современной народной художественной культуры и связь с традиционной русской народной культурой.

2. Виды искусства современной народной художественной культуры.

3. Жанровая система современной народной художественной культуры.

4. Основные центры современной народной художественной культуры в России и их специфика.


20. Организация и научно-методическое руководство народным творчеством.

План основной части:

1. Народное творчество как явление культурного досуга и организационная проблема.

2. Взаимосвязь и соотношение традиционного и современного народного творчества.

3. Технологические основы работы с самодеятельным художественным коллективом.

4. Народная художественная культура в современном образовательном пространстве.


21. Народная художественная культура в современном образовательном пространстве.

План основной части:

1. Характеристика народной художественной культуры как формы фиксации и бытования народного мировоззрения.

2. Образовательные функции народной художественной культуры и ее форм.


3. Опыт включения народной художественной культуры в современное образовательное пространство: методы, формы, способы организации.

4. Возможные новационные ходы участия форм народной художественной культуры в образовательном процессе как способы освоения традиционного народного мировоззрения и национальной системы ценностей.


Темы письменных контрольных работ определены в соответствии с материалом разделов учебной дисциплины. Темы сформулированы с учетом необходимости детализированного изучения данного материала по причине его краткой в лекциях, потому самостоятельный труд студента в форме написания контрольной работы направлен на дополнение фактического и теоретического материала лекционного курса и выстраивания целостного представления по материалу дисциплины.

Также преподаватель учебной дисциплины должен рекомендовать студентам следующий алгоритм подготовки и написания контрольной работы:


  1. поиск и отбор литературы по теме;

  2. изучение источников;

  3. формулировка того аспекта выбранной темы, который возможно сделать центральным;

  4. отбор и фиксация необходимой информации по выбранному аспекту темы, подготовка списка литературы;

  5. анализ найденной информации и формулировка продуктивных выводов;

  6. формирование текста введения, основного содержания работы и заключения;

  7. подбор материала и подготовка приложений.

Студент также имеет право консультироваться по поводу написания творческой работы у преподавателя, читающего лекции, на любом из этапов подготовки работы.


1.3. Подготовка к итоговому контролю

Итоговым контролем по дисциплине «Народная художественная культура» является экзамен. Перед сдачей экзамена студент обязан получить оценку за письменную контрольную работу у преподавателя, читающего лекции. Студент, не выполнивший контрольную работу по неуважительным причинам или получивший по итогам ее проверки неудовлетворительную оценку, может быть не допущен к экзамену.


Экзамен представляет собой устный ответ на вопросы экзаменационного билета по материалам разделов дисциплины. Вопросы экзаменационного билета включают в себя содержание изученных разделов и тем. Каждый из экзаменационных билетов включает в себя один вопрос.

На подготовку к ответу на вопросы билета планируется 30 минут. Ответ на вопросы экзаменационного билета оценивается преподавателем, читающим лекции, с позиции их полноты и корректности. Экзаменационная оценка фиксируется в зачетной книжке студента.


Вопросы к экзамену

по курсу «Народная художественная культура»

1. Общая характеристика русской народной художественной культуры.

2. Теория народной художественной культуры: специфика понятия и содержание сферы.

3. Классификация составляющих народной художественной культуры и роль каждого из компонентов.

4. Миф как ядро появления и развития народной художественной культуры.

5. Специфика русской мифологии и ее отражение в народных произведениях.

6. Фольклор как составляющая народной художественной культуры.

7. Русский фольклор: виды и жанры, классификация, связь с мифом.

8. Декоративно-прикладное искусство как составляющая народной художественной культуры.

9. Русское декоративно-прикладное искусство: традиционные виды, связь с другими формами народной художественной культуры.

10. Празднично-обрядовая культура как составляющая народной художественной культуры.

11. Теория ритуала как основание праздника и обряда в народной культуре.

12. Русская празднично-обрядовая культура.