litceysel.ru
добавить свой файл
1 2 ... 5 6


Министерство общего и профессионального образования Свердловской области

Управление образования МО «Камышловский муниципальный район»

МОУ «Порошинская средняя общеобразовательная школа»


Чергинец Ю.Г.


Социально-политический проект школьника:

технологический аспект.


Методические рекомендации по разработке социально-политических проектов.


Екатеринбург

2011


ББК 74.266.7


Рецензенты: Ахметшина Л.И., заместитель заведующей представительства ИРО г. Камышлов.

Сонина М.Н., руководитель Предметной лаборатории образовательной области «Обществознание», учитель обществознания и экономики МОУ гимназии № 23

г. Челябинска.


Методические рекомендации адресованы педагогам образовательных учреждений различных видов и типов, выступающим в качестве руководителей при создании учащимися социально-политических проектов.

В данном пособии даётся подробное описание деятельности учителя (руководителя проекта) и учащихся при создании и реализации социально-политических проектов.

Пособие может быть полезно учащимся, студентам и педагогическим работникам, занимающимся социальным проектированием.


Содержание.

Пояснительная записка……………………………………………5

Понятийный аппарат ………………………………………...........7

Цели и задачи социально-политического проектирования ……10

Специфика социально-политических проектов ………………...11

Виды социально-политических проектов………………………12

Основные требования к социально-политическому проекту…..12

Структура социального проектирования ……………………….14

Ожидаемые результаты социально-политического проектирования учащихся ……………………………………….16

Роль педагога в социальном проектировании учащихся……….17


Выбор темы социально-политического проекта ………………21

Технология разработки социально-политического проекта..……………………………………………………………23

Требования к оформлению социально-политического проекта……………………………………………………………..30

Паспорт проектной работы ………………………………………31

Портфолио социально-политического проекта ……………….. 33

Рекомендации по защите социально-политических

проектов …………………………………………………………. 34

Типичные ошибки при работе над социально-политическими проектами …………………………………………………………35

Критерии оценивания социально-политического проекта……..36

Заключение ………………………………………………………..42

Использованная литература ……………………………………...44

Рекомендуемая литература для учителя ………………………...46

Рекомендуемая литература для учащихся ………………………48

Интернет-ресурсы ………………………………………………...49

Приложение 1. Методы социологического исследования в социально-политических проектах ……………………………...50

Приложение 2.Словарь основных понятий ……………………..54


Уважаемые коллеги!


В настоящее время гражданское образование учащихся становится самостоятельным и важным звеном российского образования. В основу современного гражданского образования положена идея участия личности в жизни общества. Она предполагает сочетание формирования навыков социальной практики с глубоким усвоением основ социальных наук.

Одним из интенсивных методов социальной практики является социально-политическое проектирование, осуществляемое как на уроках, так и во внеурочной деятельности школьников.

Данное пособие предназначено для педагогов различных образовательных учреждений, а также для всех, кто поддерживает идеи гражданского образования обучающихся и реализует их, используя метод проектов.

Основная идея пособия состоит в том, что активная гражданская позиция молодых людей легче формируется, если обучающиеся принимают участие в образовательном процессе, а именно участвуют в коллективных социальных и социально-политических проектах.


Автор надеется, что предлагаемый опыт работы по использованию технологии социально-политического проектирования поможет педагогам приобщить подростков к решению социально значимых проблем, развить их коммуникативные навыки, адаптировать к жизни в меняющемся обществе.


Пояснительная записка.


Важнейшей задачей современной России являются дальнейшая демократизация и построение гражданского общества. Для решения этой задачи необходимо воспитать поколение граждан с высокой демократической культурой, способных к социальному творчеству, умеющих действовать в интересах совершенствования своей личности и всего общества. Сегодня достойный гражданин России – это человек, знающий свои права, осознающий свою причастность к судьбе Отечества, его прошлому, настоящему и будущему, человек с высоким уровнем гражданского самосознания, гражданской инициативы и гражданской ответственности.

Особую роль в становлении гражданина России играет школа, где ученик получает знания и навыки, необходимые для успешного участия в социально значимых проектах и инициативах. Однако формирование активной гражданской позиции невозможно без приобретения практического опыта защиты своих интересов и интересов коллектива, опыта активного социального действия и нормотворчества.

Своевременность и необходимость создания социально-политических проектов учащимися обусловлена тем, что при определенном правовом и политическом нигилизме, пассивности и отчуждения значительной части населения страны от политической жизни необходимо как-то стимулировать, поощрять и поддерживать ростки социальной активности молодежи. Социальное проектирование не имеет жесткого ограничения во времени, в месте приложения сил. Оно делает возможным приобретение школьниками реального опыта участия в жизни сообщества, решения социально значимых проблем.

В ходе проектной деятельности обучающиеся приобретают возможность соотнести общие представления, полученные на уро­ках, с реальной жизнью, в которую вовлечены они сами, их дру­зья, семьи, с социальными и политическими событиями, проис­ходящими в масштабах микрорайона, города, края, наконец, страны в целом.


По мнению брянских педагогов-исследователей Беспаловой С.В. и Виноградовой Н.А, социальное проектирование является ведущим видом деятельности для подростков. То есть благодаря участию в социальном проектировании подростки имеют возможность решить наиболее важную проблему возраста – утвердиться в современном обществе и установить взаимодействие с миром взрослых. Ребятам это интересно, поэтому они активно включаются в социальное проектирование. Я согласна с мнением педагогов-исследователей и поэтому в своей работе стараюсь уделять социальному проектированию большое внимание. У школы есть хоть и небольшой опыт участия в конкурсах социально значимых проектов районного, межтерриториального и областного уровней (таких как «Будущее за нами», «Мы выбираем будущее», областном конкурсе социально значимых проектов «Живинка в деле»). Есть проекты удачные, но иногда из-за недостаточного обеспечения методической и справочной литературой, отсутствия практических навыков в проектной деятельности, работы не всегда интересны и актуальны. Главное для меня то, что дети, участвующие в социальном проектировании, очень быстро меняются положительно, становятся более активными. У подростков, занимающихся социальным проектированием, появляется привычка замечать не только личные проблемы, но и проблемы окружающих людей. Эти дети не боятся взяться за решение социального вопроса, знают, как это сделать, доводят дело до конца. Все эти качества помогают ученикам в жизненном самоопределении, а это значит, что школа выполняет свою образовательную и воспитательную функцию.

Когда мы с ребятами начали работу над социально-политическими проектами, серьёзной проблемой для нас стало отсутствие литературы, где бы содержались методические рекомендации по созданию такого вида проектов. В основном опиралась на труды И.С. Огоновской, в которых подробно описана работа по проектированию. Но социально-политический проект – это особый, отличающийся от других вид проектов. Поэтому действовать приходилось методом проб и


ошибок. Теперь, когда у меня накопился хоть и небольшой опыт работы над социально-политическими проектами, появилось желание поделиться им с другими педагогами.

Надеюсь, что данное пособие поможет педагогам и учащимся, начинающим работать над социально-политическими проектами более грамотно и результативно организовать свою деятельность и успешно презентовать свои проекты на различных конкурсах.


Понятийный аппарат.


У
спех в современном мире во многом определяется способностью человека организовать свою жизнь как проект: определить дальнюю и ближайшую перспективу, найти и привлечь необходимые ресурсы, наметить план действий и, осуществив его, оценить, удалось ли достичь поставленных целей. Многочисленные исследования, проведенные как в нашей стране, так и за рубежом, показали, что большинство современных лидеров в политике, бизнесе, искусстве, спорте — люди, обладающие проектным типом мышления. Сегодня в школе есть все возможности для развития проектного мышления с помощью особого вида деятельности учащихся — проектной деятельности.

И хотя проектная деятельность все чаще применяется в общеобразовательных школах, до сих пор еще не сформировалось представление о том, какой она должна быть. Проектом могут называть работу самого различного жанра: от обычного реферата и нестандартного выполнения стандартного задания (ответ по географии или истории с исполнением песен и танцев изучаемой страны или эпохи) до действительно серьезного исследования с последующей защитой по принципу курсовой или дипломной работы.

Термин «проектирование» происходит от лат. «projectus» - брошенный вперёд, это – процесс создания прообраза предлагаемого или возможного объекта или состояния. Это деятельность, результатом которой является научно – теоретически и практически обоснованное определение вариантов прогнозируемого и планового развития новых процессов и явлений. Проект – это последовательность шагов по эффективному решению проблемы в конкретные сроки с привлечением оптимальных средств и ресурсов.


Под ученическим
проектом мы подразумеваем специально организованный учителем и самостоятельно выполняемый учащимися комплекс действий по решению значимой для учащегося проблемы, завершающихся созданием продукта.

Проектная деятельность обучающихся - совместная учебно-познавательная, творческая или игровая деятельность учащихся, имеющая общую цель, согласованные методы, способы деятельности, направленная на достижение общего результата деятельности. Непременным условием проектной деятельности является наличие заранее выработанных представлений о конечном продукте деятельности, этапов проектирования (выработка концепции, определение целей и задач проекта, доступных и оптимальных ресурсов деятельности, создание плана, программ и организация деятельности по реализации проекта) и реализации проекта, включая его осмысление и рефлексию результатов деятельности.

Чтобы проектная деятельность была успешной, необходимо научить детей самостоятельно мыслить, находить и решать проблемы, привлекая для этой цели знания из разных областей, умения прогнозировать результаты и возможные последствия разных вариантов решения, умения устанавливать причинно-следственные связи. Это достигается с помощью метода проекта.

Под методом проектов подразумевается технология организации образовательных ситуаций, в которых учащийся ставит и решает собственные проблемы, и технологию сопровождения самостоятельной деятельности учащегося. Метод проектаэто способ достижения дидактической цели через детальную разработку проблемы, которая должна завершиться вполне реальным, осязаемым практическим результатом, оформленным тем или иным способом.

Социально-политический проект – это модель предлагаемых изменений в ближайшем социальном окружении в виде:

а) словесного описания предполагаемых действий по осуществлению указанных изменений;

б) графического изображения (чертежей, схем и т.д.);


в) числовых показателей и расчетов, необходимых для осуществления планируемых действий.

Социально-политическое проектирование есть способ выражения идеи улучшения окружающей среды языком конкретных целей, задач, мер и действий по их достижению, а также описание необходимых ресурсов для практической реализации замысла и конкретных сроков воплощения описываемой цели.

Социальное проектирование — особый вид деятельности, результатом которого является создание реального социального «продукта», имеющего для участников проекта практическое значение. Это комплексное явление, структура которого состоит из элементов: социальной пробы, социальной практики и социального проекта. Эти три элемента структурно связаны друг с другом. Так, в ходе социальной пробы подросток получает информацию о социальных объектах, в ходе социальной практики происходит отработка социальных навыков, познание социальной действительности.


Цели и задачи социально-политического проектирования.


Цель социально-политического проектирования:

- привлечение внимания школьников к актуальным социально-политическим проблемам данного местного сообщества;

- включение школьников в реальную практическую деятельность по разрешению одной из этих проблем силами самих учащихся.

Основные задачи социально-политического проектирования:

- повышение общего уровня культуры школьников за счет получения дополнительной информации;

- формирование навыков «разумного социального» поведения в сообществе;

- совершенствование полезных социальных навыков и умений (планирование предстоящей деятельности, расчет необходимых ресурсов, анализ результатов и окончательных итогов и т.п.).

- формирование активной гражданской позиции учащихся в рамках школы и социума;

- достижение нового уровня взаимодействия семьи, учебного учреждения, органов управления образованием, детских и молодежных общественных организаций в воспитании и социализации детей и молодежи;


- восстановление ответственности и активной роли государства в воспитании юных граждан.


Специфика социально-политических проектов.


Социально-политический проект, подготовленный и реализуемый силами школьников, по своей природе – инициативный.

Школьники – инициаторы проекта - сами:


  1. Выявляют одну из социально-политических проблем местного сообщества.

  2. Формулируют цели и задачи работы над решением данной проблемы.

  3. Проводят первичную подготовку плана и необходимых материалов для реализации проекта.

Далее:

а) сами завершают разработку проекта;

б) обращаются в заинтересованные организации с просьбой провести экспертизу и/или поддержать проект;

в) сами реализуют свой проект.

Главное – реальное улучшение социальной ситуации в местном сообществе.

Успешность того или иного социально-политического проекта зависит как от индивидуальной или общественной потребности в организации определенной деятельности, так и от достижения эффекта в социальной сфере и расширения числа людей, получающих пользу от реализации проекта.

Необходимым и достаточным условием конкурентоспособности проекта является сочетание нереализованного спроса на данный вид деятельности и профессиональных, организационно-финансовых возможностей организации/учреждения, реализующих данный проект.


Виды социально-политических проектов.


С учетом типа взаимодействия проектных групп с разными слоями общества можно выделить:

Школьные проекты, затрагивающие важные аспекты учебного процесса и школьной жизни, изменяющие существующие или разрабатывающие новые правила для школьного сообщества;

Гражданско-патриотические проекты, направленные на решение социальных проблем родного края;

Проекты общественного взаимодействия, решающие социальные задачи во взаимодействии с разными слоями общества и органами власти;


Проекты молодежного социально-ответственного бизнеса, направленные на удовлетворение общественно значимых потребностей, осуществляющиеся во взаимодействии с обществом и органами власти;

Нормотворческие проекты, разрабатывающие поправки к законам, бюджетам, предлагающие новые муниципальные и федеральные правовые акты и привлекающие к их обсуждению и принятию представителей общества и органов местного самоуправления власти.


Основные требования к социально-политическому проекту.


Требования к социально-политическому проекту совпадают с требованиями к любому другому проекту учащихся. Особое внимание при работе над такими проектами следует обратить на жизнеспособность социально-политического проекта, которая включает в себя определение перспектив развития проекта в дальнейшем, возможности его реализации в других условиях, чем он может быть продолжен.

К другим требованиям можно отнести следующие:


        • Актуальность (проект должен отражать социально-политическую ситуацию в стране, регионе и т.д.)

  • Ограниченность (по времени, целям и задачам, результатам и т.д.) – это характеристика проекта, позволяющая контролировать ход его реализации по четко определенным этапам на основании обозначенных, измеряемых результатов каждого этапа.

Ограниченность проекта означает, что он содержит:

- этапы и конкретные сроки их реализации;

- четкие и измеряемые задачи;

- конкретные и измеряемые результаты;

- планы и графики выполнения работ;

- конкретное количество и качество ресурсов, необходимых для реализации.

  • Целостность – общий смысл проекта ясен и очевиден, каждая его часть соответствует общему замыслу и предполагаемому результату.
  • Последовательность и связность – логика построения частей, которые соотносятся и обосновывают друг друга. Цели и задачи напрямую вытекают из поставленной проблемы. Бюджет опирается на описание ресурсов и сочетается с планом.


  • Объективность и обоснованность – доказательность того, что идея проекта, подход к решению проблемы оказались не случайным образом, а являются следствием работы авторов по осмыслению ситуации и оценки возможностей воздействия на нее.

  • Компетентность автора и персонала – адекватное выражение осведомленности авторов в проблематике, средствах и возможностях решения вопроса. Владение персонала технологиями, механизмами, формами и методами реализации проекта.


Структура социально-политического проектирования.


Выступая сложным системным образованием, социальное проектирование включает в себя социальную пробу, социальную практику и социальный проект.

Под социальной пробой понимают такой вид социального взаимодействия, в ходе которого подросток получает и присваивает информацию о социальных объектах и явлениях, получает и осознает опыт своего социального взаимодействия.

Социальная практика — это, во-первых, процесс освоения, отработки социальных навыков и, во-вторых, познание не внешней, демонстрируемой, заявляемой стороны социальной действительности, а внутренней, сущностной, часто скрытой и неочевидной.

Социальный проект — наиболее сложный тип социального проектирования. Данная деятельность предполагает создание в ходе осуществления проекта нового, ранее не существовавшего, как минимум в ближайшем социальном окружении, социально значимого продукта. Этот продукт деятельности является средством разрешения противоречия между социальной трудностью, проблемой, воспринимаемой как личностно значимая, и потребностью личности, а сама деятельность — мостом, связывающим социум и личность.

Социальная проба, практика и проект соотносятся между собой как понятия разного объема и разной ширины, различаются по уровню и сложности организации. С одной стороны, наиболее простым типом деятельности является проба, более сложным — практика (по навыкам, длительности, ответственности и приобретаемому опыту) и наиболее сложным — проект. С другой — освоение социальной практики предполагает получение опыта социальной пробы в заданной теме. Прежде чем отрабатывать социальные навыки на этапе социальной практики, в ходе социальной пробы необходимо получить опыт социального взаимодействия. Прежде чем узнавать «изнанку жизни», необходимо познакомиться и с ее видимой стороной. Реализация социального проекта предполагает включение в качестве проектных шагов отдельных элементов действия в рамках социальной пробы или практики. Для освоения подростком социальной практики или социального проекта как вида деятельности не обязательно содержательное единство осуществляемых этапов. Таким образом, проба, практика и проект могут существовать как взаимодополняющие, опосредующие виды деятельности, но могут существовать и как самостоятельные, конечные, завершенные, в зависимости от целей и содержания деятельности.


Социальное проектирование — цельное комплексное явление, и его элементы содержательно, логически и структурно связаны друг с другом. В ходе социальной пробы происходит познание социальной действительности, в ходе социальной практики — проблематизация того, что было познано на этапе пробы, а в ходе проектной деятельности — преобразование социального объекта, явления, ситуации.

Объектом деятельности в ходе социального проектирования могут выступать:

• социальные явления («социальные негативы» — курение, наркомания, сквернословие, алкоголизм);

• социальные отношения (отношение к старикам, к молодежи, к детям; отношение к клиенту, к потребителю, к заказчику; политическое взаимодействие, влияние, др.);

• социальные институты (органы власти и управления, политическая партия, школа, больница, магазин, почта, парикмахерская и др.);

• социальная среда: ландшафт в целом (городской, сельский), социальный ландшафт (пандусы, остановки, реклама, места отдыха, выгула собак, игровые площадки, внешний вид и обустройство стадиона и т.п.)

Субъектами социальной пробы, практики и проекта становятся подростки и взрослые, вовлеченные в проектирование

Как и любая другая деятельность, социальное проектирование не может быть освоено подростком вдруг, одномоментно. Навыки межличностного взаимодействия, приобретенные подростком в других видах деятельности, умение и способность к продуктивной деятельности, общий уровень психического развития — те критерии, качественные характеристики которых, с одной стороны, являются показателями степени готовности подростка к социальному проектированию, а с другой — базой, основой проектирования. Поэтапное прохождение через пробу, практику и проект формирует внутри предшествующей деятельности предпосылки для развития следующей. Параллельно с этим должна быть специально организована учебная деятельность подростка, целью которой является освоение содержания понятия «социальное проектирование» и основных навыков его проведения.



Ожидаемые результаты социально-политического проектирования учащихся.


  1. Повышенная социальная активность старшеклассников, их готовность принять личное практическое участие в улучшении социальной ситуации в местном сообществе.

  2. Готовность органов местного самоуправления выслушать доводы школьников и принять их предложения по улучшению социальной ситуации.

  3. Реальный вклад старшеклассников в изменение социальной ситуации в местном сообществе.

  4. Положительные изменения в сознании школьников, повышение уровня общей культуры школьников.

  5. Наличие у членов проектных групп сформированных навыков коллективной работы по подготовке и реализации собственными силами реального социально полезного дела.

  6. Изменение общественного мнения, увеличение числа жителей, готовых лично включиться в практическую деятельность по улучшению социальной ситуации в местном сообществе.

  7. Овладение элементами правовой и политической культуры.



Роль педагога в социально-политическом проектировании учащихся.


Важным вопросом является роль и позиция взрослого (педагога) в социальном проектировании. Педагог в проектировании может выступать только с позиции соучастия, сотрудничества, совместной деятельности. Вместе с тем на разных этапах социального проектирования позиция педагога может значительно различаться в зависимости от ожиданий учащихся, особенностей социальной и педагогической ситуаций, уровня сформированности готовности учащихся к социальному проектированию и навыков социального взаимодействия.

Большое значение имеет готовность (и способность) педагога к смене традиционного для него способа общения с позиции старшего, взрослого, наставника на позицию равного, соучаствующего, принимающего самостоятельность подростка и готового передать подростку ответственность за его поступки. Собственные коммуникативные и организационные навыки педагога в ходе социального проектирования подвергаются значительной нагрузке и проверке, т.к. основная задача взрослого в ходе проектирования — это оказание организационной, консультативной и экспертной помощи подростку. Педагог выступает своего рода буфером между жесткой социальной действительностью и социальной неопытностью, наивностью и максимализмом подростка. И роль этого буфера — не исказить социальную действительность, не «надеть» на подростка розовые очки, приукрашая ее, а обеспечить безопасность ребенка в процессе взаимодействия со средой — психологическую в первую очередь. Можно говорить о том, что в ходе социального проектирования педагог вынужден «выпадать» из традиционной и привычной для него собственно педагогической деятельности в социально-педагогическую.


Педагог, использующий метод проектов в своей деятельности, выполняет одновременно целый ряд ролей, каждая из которых сложна и ответственна. От того, как удастся педагогу-наставнику сыграть эти роли, зависит и успех от­дельного учащегося и целой группы в решении поставленных задач. Роли педагога в проектировании школьников достаточно полно раскрыты в работе Огоновской И.С. « Избирательное право и политико-правовая культура молодёжи: Методические рекомендации по организации и содержанию научно-исследовательской деятельности учащихся в рамках конкурса «Мы выбираем будущее».


Роли педагога при работе над проектом.



Специалист по теории управления проектами Project management


• объясняет ученикам суть проектной деятельности как формы работы, цели и типологию проектов;

• излагает общую структуру исследования и объясняет методо­логические моменты и понятия (объект, предмет, гипотеза, положения гипотезы, цель, задачи, вывод) и связи между ни­ми;

• дает представление о существующих количественных и каче­ственных методах исследований (статистические, математи­ческие методы, социология, групповая динамика, моделиро­вание и т.п.);

• объясняет суть методов исследования;

• знакомит с методами и технологиями поиска и обработки ин­формации (первичная и вторичная информация, источники информации и т.д.);

• объясняет ученикам, что такое достоверность информации и как её оценивают.


Куратор проекта


• осуществляет властные полномочия;

• распределяет ресурсы (время, внешние ограничения);

• изменяет, утверждает задания, график работы над проектом;

• ведет переговоры с организациями, помощь или содействие которых необходимы при выполнении работы. Например, учителю нужно договориться о том, чтобы учени­ков пустили на заседание избирательной комиссии, органа местного самоуправления и т.д.



Руководи­тель проек­та


• осуществляет руководство разработкой общей логической структуры проекта и детального плана выполнения проекта;

• определяет контрольные точки (этапы, даты, к которым нужно завершить определенные части проектной работы). Обычно к концу работы назревает ситуация, известная как «аврал», причем не во всех случаях можно в таких условиях успешно справиться с задачами. Реперные точки позволяют разделить большой итоговый аврал на несколько «этапных», которые сделают окончание работ менее «болезненным»;

• осуществляет трекинг (отслеживание процесса) и оценку проекта;

• распределяет ресурсы внутри группы;

• решает оперативные вопросы;

• оценивает работу членов группы.


Координа­тор (тайм- кипер)


• следит за соблюдением графика (времени) выполнения работ;

• организует совещания рабочей группы;

• контролирует заполнение документов (протоколов, ведомо­стей и др.).

Роль и функции тайм-кипера целесообразно поручить кому-либо из наиболее ответственных учащихся, — в этом случае учи­телю придется контролировать только его работу.



Консуль­тант.



• консультирует в предметной области;

• помогает составить перечень проблем, сформулировать и/или уточнить тему;

• помогает определить метод исследования, соответствующий конкретной задаче;

• провоцирует креатив, получение учащимися неочевидных выводов.


Выбор темы социально-политического проекта.


Тема проекта — самый важный момент в организации проектной дея­тельности школьников. Наиболее простой путь — использовать формулировку темы, опубликованную в каком-либо сборнике или методическом пособии. Учитель (руководитель) в данной ситуации рискует не столько потерей новизны, сколько воз­можным отсутствием интереса к этой теме у школьников и нехваткой собст­венных знаний для консультирования по содержанию темы.

Тема, придуманная учителем, а еще лучше — учителем совместно с уче­никами — мощный мотивирующий фактор для успешной работы над проектом.

Чтобы самостоятельно придумать тему проектной работы, можно исполь­зовать следующие приемы:


  • Соединение изучаемого материала с практикой. Например, изучая из­бирательное право, учащиеся могут выполнить проект под названием «Избира­тельное право и возраст избирателя: отношение и готовность учащихся 9-х классов школы №... к осуществлению политического выбора».

  • Использование межпредметных связей. Например, «Избирательное право на страницах Интернет-сайтов: насколько достоверна информация?» или «Экологические проблемы человечества и право человека на жизнь: как решить проблему?».

  • Поиск ответа на вопрос. К примеру, «Как выбрать депутата, чтобы по­том не было стыдно за свой выбор?», «Как организовать самоуправление в школе?», «Что делать, если тебя не устраивает закон?». Ответы на эти вопросы могли бы быть представлены в виде проектных работ.
  • Выделение проблем, противоречий («Правовое государство в России: реальность или мечта?», «Многопартийность в России: хорошо это или плохо?» и т.д.). Разновидностью приема может быть изучение состояния какой-либо про­блемы. Примером могут служить проблемы абсентеизма, нарушения прав чело­века в конкретном случае («Проблема абсентеизма среди взрослых и молоде­жи», «Роль учащихся в школьном самоуправлении» и др.)



Примерные темы социально-политических проектов

• Мои предложения в программу развития политической и правовой культуры молодежи России

• «Как нам обустроить Россию?»

• Билль о правах школы №...

• День прав человека в школе №...

• Программа создания клуба «Будущий избиратель»

• Разработка плана деятельности штаба кандидата в депутаты

• Политические и государственные деятели моего города: опыт составления биографического словаря

• Наш наказ депутату...

• Памятка избирателю

• Рекомендации участковой (окружной) избирательной комиссии

• Как сделать молодежь активной на выборах?

• Цикл телепередач по избирательному праву.

• Если бы я был кандидатом в депутаты, то...

• Я хочу организовать партию...

• Модель молодого избирателя будущего

• Имидж политического лидера: программа победы на выборах

• Компьютерная игра «Путь к успеху»

• Путеводитель для будущего избирателя.

• Создание брошюры «Правдивая история о правах детей»

• Создание школьной газеты

• Школьный двор моей мечты

• Благоустройство школьного двора

• Сохраняя прошлое — сохраним будущее

• Семья как главный фактор формирования гражданской позиции ребёнка

• Школьный музей как одно из условий формирования гражданина


Технология разработки социально-политического проекта.


Работу над созданием и реализацией социально- политического проекта условно можно разделить на три этапа:

  • разработка проекта

  • реализация социально-политического проекта

  • подведение итогов работы над проектом

Рассмотрим более подробно каждый этап работы над социально-политическим проектом.

Этап разработки проекта.


На данном этапе происходит подготовка к работе над проектом и планирование работы.

Проследим пошаговую реализацию этапа.

1. Выбор темы, заинтересовавшей проектную группу.

2. Изучение общественного мнения. Данный шаг включает в себя:


  • изучение социально-политической ситуации в местном сообществе с помощью методов социологического исследования (Приложение 1);

  • составление отчета о проведенном исследовании;

  • формулирование выводов на основе изучения полученного материала.



следующая страница >>