litceysel.ru
добавить свой файл
1 2
Методические рекомендации по совмещению профилей в рамках подготовки бакалавров по направлению «Педагогическое образование» со сроком обучения 5 лет с учетом требований работодателей и запросов рынка труда.


Методические рекомендации могут быть использованы руководителями и педагогическими работниками высших учебных заведений России для разработки основных образовательных программ, реализующими федеральные государственные образовательные стандарты высшего профессионального образования (ФГОС ВПО) в рамках подготовки бакалавров по направлению «Педагогическое образование» со сроком обучения 5 лет.

Введение

С начала XXI века в России, как и в других развитых странах, актуализировались проблемы качества образования, подготовки и переподготовки учительства, а следовательно, и организация подготовки и переподготовки профессорско-преподавательского состава педагогических вузов.

В настоящее время идет интенсивное реформирование образования, охватывающее практически все его уровни и требующее систематического анализа тенденций в изменении качества образования на дальнюю и ближайшую перспективу; диверсификация образования, проявляющаяся в значительном расширении объема его содержания в условиях научно-технического прогресса, введения современных методов обучения и информатизации на всех уровнях образования; индивидуализация образования, еще не нашедшая адекватной практической реализации в учебном процессе.

Присоединение России к Болонской декларации потребовало реформирование отечественного образования на различных уровнях. В высшей школе процесс реформирования привел ко многим инновациям, среди которых в первую очередь следует назвать введение двухуровневой системы высшего профессионального образования и компетентностного подхода к трактовке качества результатов образования, положенного в основу разработки образовательных стандартов третьего поколения.

Высшая школа России подвергается той же модернизации и переживает те же трудности, что и образование во многих европейских странах. Сегодня в системе высшего профессионального образования:

- происходит интенсивный рост числа специальностей и специализаций в связи с появлением новых профессий и «демаркации» прежних на рынке труда;


- возрастает роль горизонтальной мобильности выпускников вузов в течение трудовой жизни, что приводит к стиранию граней между классическими академическими и прикладными профессиями;

- развиваются тенденции к повышению ориентации результатов образования на требования работодателей, прозрачности процедур аттестации и аккредитации в условиях сопоставимости результатов образования;

- наблюдается усиление роли непрерывного образования, усложнение задач личностного развития в сочетании с внедрением рыночных механизмов в высшее профессиональное образование.

Педагогическое образование выполняет актуальную задачу кадрового обеспечения дошкольного, среднего, специального, дополнительного образования, а также начального, среднего и высшего профессионального образования России. В современных условиях модернизации российского образования необходимо создать механизм эффективного и динамичного функционирования педагогического образования в соответствии с потребностями развития личности, общества и государства. Результатом модернизации педагогического образования должна стать обновленная система подготовки, переподготовки и повышения квалификации педагогов, отвечающая требованиям, предъявляемым обществом к педагогическим кадрам.

1). Требования к основным образовательным программам ФГОС третьего поколения

Федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС) в качестве обязательных требований к основным образовательным программам (ООП) нового поколения определили:

1. Ориентацию на результаты обучения, выраженные в форме компетенций.

2. Возможность модульного построения образовательного процесса.

3. Учет трудоемкости ООП и ее компонентов в зачетных единицах.

Общеевропейские подходы к выработке общего понимания содержания квалификаций и результатов обучения базируются на компетентностном подходе и попытках по возможности четко установить в контексте компетенций соответствия в триаде «требования к подготовке – содержание образовательной программы – результаты обучения»1.


Компетенции выражают ожидаемые и измеряемые результаты обучения — конкретные достижения студентов (выпускников), которые определяют, что будет способен делать студент (выпускник) по завершении всей или части образовательной программы. Компетенции — интегральная характеристика обучающегося, динамичная совокупность знаний, умений, навыков, способностей и личностных качеств, которую студент обязан продемонстрировать после завершения части или всей образовательной программы.

Согласно принципам Болонского процесса и методологии международного проекта Tuning Educational Structures in Europe (Tuning) / «Настройка образовательных структур в Европе», модуль — совокупность всех видов учебной работы, необходимых для формирования определенной компетенции или группы родственных компетенций; относительно самостоятельная (логически завершенная) часть образовательной программы, отвечающая за формирование определенной компетенции или группы родственных компетенций. Соответственно, модульная образовательная программа — совокупность и последовательность модулей, направленная на овладение компетенциями, необходимыми для присвоения определенной квалификации (бакалавр, магистр и т. п.). Так как требования к структуре ООП сформулированы ФГОС в форме дисциплин, объединенных в учебные циклы, модульное построение ООП не является для вузов обязательным2.

ФГОС использует систему зачетных единиц, ориентированную на Европейскую систему перевода и накопления кредитов (European Credit Transfer System, ECTS).

Вузы, получившие право работать по самостоятельно устанавливаемым образовательным стандартам (СОС), обязаны выполнить норму, установленную ст. 5 п. 4.7 Федерального закона «О высшем и послевузовском образовании». Норма гласит, что требования к результатам освоения и условиям реализации ООП, установленные СОС, не должны быть ниже соответствующих требований ФГОС. Это означает, что в СОС требования к результатам освоения ООП должны быть сформулированы в форме компетенций и расчет трудоемкости всех компонентов ООП должен осуществляться в зачетных единицах. Так как вузы, получившие право работать по СОС, могут устанавливать собственные требования к структуре ООП, не соотнося их с аналогичными требованиями ФГОС, то они вправе отказаться от дисциплинарного (циклового) построения ООП и частично или полностью перейти на модульное обучение.


Основной отличительной особенностью современного педагогического образования является опора на компетентностный подход, который предусматривает ориентацию процесса профессиональной подготовки на получение конкретных результатов решения профессиональных педагогических задач. Построение профессиональной подготовки педагогических кадров должно быть направлено на ожидаемый результат - становление профессиональной компетентности учителя. Таким образом, содержание дисциплин, взаимодействие дисциплин учебного плана, последовательность их освоения должны обеспечивать формирование профессиональной компетентности учителя в соответствии с задачами модернизации современного педагогического образования России.

2). Особенности проектирования основных образовательных программ на основе ФГОС ВПО третьего поколения

Комптентностный подход, как методологическая основа образовательных стандартов нового поколения, создает условия для более эффективного управления качеством профессионального образования и обеспечения соответствия профессиональной подготовки запросам рынка труда. Такой подход подразумевает формулировку целей обучения через компетенции, востребованные в профессиональной деятельности современного работника3.

ФГОС ВПО (как и предшествующие ГОС-1 и ГОС-2) определяет:


    • специфику направления подготовки;

    • сроки реализации ООП;

    • требования к структуре ООП;

    • требования к условиям реализации ООП;

    • требование к результатам освоения ООП

(ранее – требования к уровню подготовки).

Особенности ФГОС ВПО (по сравнению с ГОС-1 и ГОС-2):

  • нет деления на федеральный и национально-региональный компоненты;

  • подробно прописаны виды и задачи деятельности;

  • возможность модульного построения ООП;
  • ориентация на результаты обучения (компетенции);


  • трудоемкость ООП в зачетных единицах;

  • базовая часть: Б – не более 50%, М – не более 30%, С – не менее 70%;

  • разработан совместно с работодателями.

Схема реализации ФГОС:

  • ФГОС по направлению подготовки ВПО определяет 50% содержания подготовки бакалавра, 30% магистра;

  • примерная основная образовательная программа по направлению подготовки создана базовым вузом-разработчиком ФГОС, имеет рекомендательный характер;

  • вузовская основная образовательная программа по конкретному профилю подготовки разрабатывается вузом / факультетом и представляет собой комплект документов.

Основная образовательная программа высшего профессионального образования (ООП ВПО) обеспечивает реализацию федерального государственного образовательного стандарта с учетом вида высшего учебного заведения, образовательных потребностей и запросов обучающихся и включает в себя учебный план, рабочие программы учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) и другие материалы, обеспечивающие качество подготовки обучающихся, а также программы учебной и производственной практики, календарный учебный график и методические материалы, обеспечивающие реализацию соответствующей образовательной технологии4.

Порядок создания ООП в соответствии с ФГОС ВПО (бакалавриат), п.7.1:

Образовательные учреждения самостоятельно разрабатывают и утверждают ООП подготовки бакалавра, которая включает в себя учебный план, рабочие программы учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) и другие материалы, обеспечивающие качество подготовки и воспитания обучающихся, а также программы учебной и производственной практик, календарный учебный график и методические материалы, обеспечивающие реализацию соответствующей образовательной технологии.

2010-2011 годы для российских ВУЗов стали годами массового перехода высшей школы на уровневое образование. Целенаправленно готовить выпускников к решению поставленных задач позволяет выделение новых направлений подготовки бакалавров и магистров в области образования и педагогики. Каждое из этих направлений, при всей их базовой общности, имеет свое особое функциональное предназначение. Направление «Педагогическое образование» служит подготовке бакалавров к педагогической и культурно-просветительской деятельности, а магистров - к научно-исследовательской и научно-педагогической деятельности в сфере образования.


Постановлением Правительства РФ от 30 декабря 2009 г. №1136, разрешена подготовка бакалавров педагогического образования одновременно но двум профилям «с иным сроком обучения», т.е. 5 лет. В соответствии с приказом Министерства образования и науки РФ от 17 января 2011 г. №46 на территории Российской Федерации утвержден и введен в действие федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по направлению подготовки 050100 Педагогическое образование (квалификация (степень) «бакалавр»)» (с изменениями от 31 мая 2011 г.)5.

Действующий ФГОС ВПО представляет собой совокупность требований, обязательных при реализации основных образовательных программ бакалавриата по направлению подготовки 050100 Педагогическое образование образовательными учреждениями высшего профессионального образования (высшими учебными заведениями, вузами) на территории Российской Федерации, имеющими государственную аккредитацию.

Нормативный срок освоения ООП, общая трудоемкость ООП (в зачетных единицах)* и соответствующая квалификация (степень) приведены в таблице 1.

Таблица 1 Сроки, трудоемкость освоения ООП и квалификация (степень) выпускников

Наименова-ние ООП

Квалификация (степень)

Нормативный срок освоения ООП (для очной формы обучения), включая каникулы, предоставляемые после прохождения итоговой государственной аттестации

Трудоем-кость (в зачетных

единицах)

Код в соответствии

с принятой классификацией ООП

Наимено-вание

ООП

бакалавриата


62

бакалавр

5 лет*

300**


* ООП осваивается одновременно по двум профилям направления подготовки (в

соответствии с Постановлением Правительства РФ от 30 декабря 2009 г. N 1136).

** Трудоемкость ООП по очной форме обучения за учебный год равна 60 зачетным единицам.


Сроки освоения ООП бакалавриата по очно-заочной (вечерней) и заочной формам обучения, а также в случае сочетания различных форм обучения могут увеличиваться на один год относительно нормативного срока, указанного в таблице 1, на основании решения ученого совета высшего учебного заведения.

Бакалавр по направлению подготовки 050100 Педагогическое образование готовится к следующим видам профессиональной деятельности:

- педагогическая;

- культурно-просветительская;

- научно-исследовательская.

Конкретные виды профессиональной деятельности, к которым в основном готовится бакалавр, определяются высшим учебным заведением совместно с обучающимися, научно-педагогическими работниками высшего учебного заведения и объединениями работодателей.

Инициатива разработки этой модели и обеспечивающего ее федерального государственного образовательного стандарта принадлежала, как отмечает ректор МПГУ В.П. Матросов, Московскому педагогическому государственному университету, была поддержана Министерством образования и науки и нормативно закреплена постановлением Правительства Российской Федерации № 1136 от 30 декабря 2009 года. Таким образом, на государственном уровне поддержана инициатива, основанная на понимании необходимости и перспективности многопрофильной подготовки педагогов для современной школы. Традиционно (и справедливо) речь шла о важности такой подготовки для сельской малокомплектной школы. Но совмещение профилей актуально для системы общего образования в целом, поскольку позволяет за счет расширения спектра профессиональных компетенций педагогов гибко и с опережением решать новые задачи, обеспечить полную занятость педагогов, а значит, их закрепление в системе образования6.


Пятилетняя подготовка бакалавров одновременно по двум профилям позволяет обеспечить многопрофильную подготовку учителей для сельской малокомплектной школы, способствует социальной защите и закреплению учителей в городских школах, так как решается не только проблема с полной занятостью учителей географии, музыки, обществознания и др., но и подготовкой учителей по таким предметам как (астрономия, черчение, основы религиозной культуры и светской этики и др.). При совмещении с родственными по научной базе предметами решение этих задач станет возможным. Совмещение профилей позволит за счет использования новых технологий обучения высвободить время для практической подготовки будущих педагогов к работе в реальных условиях школы7.

Освещая вопросы подготовки бакалавров по совмещенным профилям, ректор МПГУ В.П.Матросов отмечает, что переход на новые модели подготовки педагогических кадров будет, в случае их успешной реализации, способствовать формированию профессиональных компетенций педагогов нового поколения, готовых эффективно выполнять свою миссию в условиях быстрых, порой противоречивых изменений в образовании8.

Кроме того, в условиях перехода на уровневую подготовку и в связи с экспериментом по прикладному бакалавриату предстоит большая работа по обновлению содержания и организации среднего педагогического образования, внедрению инновационных форм взаимодействия с учреждениями среднего профессионального образования, реализующими программы среднего профессионального образования.

Проблема подготовки педагогических кадров – комплексная проблема, включающая в себя вопросы прогнозирования изменений в педагогических кадрах, совершенствования нормативной базы подготовки учителя, эффективности педагогических практик. По-прежнему остается недостаточно проработанной проблема потребности страны в педагогических кадрах, особенно с учетом проводимой демографической политики и постепенного роста количества детей дошкольного и младшего школьного возраста. В настоящее время ежегодно сокращается государственный заказ на подготовку педагогов, при этом не всегда учитываются такие тенденции, как совмещение, большая доля лиц пенсионного и предпенсионного возраста и педагогов без высшего образования, требуют взвешенного принятия решений вопросы сокращения и преобразования учреждений высшего и среднего профессионального образования педагогического профиля.


3). Отличительные особенности ФГОС ВПО третьего поколения подготовки бакалавров педагогического профиля к реализации ФГОС общего образования

Система высшего профессионального образования

до 2011 г. – ступени образования

бакалавриат

подготовка дипломированного специалиста

магистратура

с 2011 г. – уровни образования

бакалавриат

подготовка специалиста,

магистратура

Анализируя стандарты высшего профессионального образования, следует отметить, что в терминологии существенных изменений не произошло, а фактически произошли изменения коренные. В педагогическом образовании отсутствует уровень подготовки специалиста.

ГОС ВПО 2000 г.:

Специальность – «Физика»

Квалификация – «Учитель физики»

Нормативный срок освоения ООП – 5 лет.

Должность в СОШ – «Учитель физики»

ФГОС ВПО 2010 г.:

Направление подготовки – «Педагогическое образование»

Профиль – «Физика»

Квалификация (степень) – «Бакалавр»

Нормативный срок освоения ООП – 4 года.

Должность в СОШ – «Учитель физики»

В ФГОС ВПО квалификация соответствует уровню образования, а не наименованию профессии (должности), как было ранее в ГОС ВПО.

В настоящее время по направлению подготовки «Педагогическое образование» профили определяют ООП подготовки к определенной профессиональной предметной области. Так, РГПУ им.А.И. Герцена – 28 профилей, МПГУ – 20 профилей. МПГУ подготовил проект ФГОС направления подготовки «Педагогическое образование» с совмещением двух профилей (срок обучения – 5 лет).

Рекомендации: При выборе профиля ООП необходимо соизмерить его с предметными областями, дисциплинами и уровнями общего образования на которые он рассчитан.

При проектировании ООП необходимо предусмотреть подготовку бакалавров к готовности преподавать дисциплину на различных уровнях: интегрированном, базовом и профильном.



следующая страница >>