litceysel.ru
добавить свой файл
1

Оглавление

Оглавление 1

Введение 2


1. Методология истории 3

2. Формационный и цивилизационный подходы в историческом познании 3

3. К каким из нижеприведенных фраз являются ключевыми для
формационной методологии, какие - для цивилизационной 5


 Заключение 6

Список литературы 7

Введение


XX век кардинально изменил положение истории в обществе. Некогда слывшая "царицей наук", гордо именовавшая себя "учительницей жизни", история сегодня переживает глубокий кризис, одной из характеристик которого является взаимоотчуждение истории и общества, утрата к ней общественного доверия и, соответственно, резкое падение ее социального статуса. Глубинные причины такого положения вещей следует искать в исторической методологии, не сумевшей найти адекватный ответ на вызов времени. В катастрофических потрясениях XX в. потерпели крушение традиционные основания классической историографии: убеждение в разумности мира и его умопостигаемости, сопряженное с верой в прогрессивный характер исторического развития, постижение закономерностей которого позволяет исторической науке не только осмысливать настоящее, но и предсказывать будущее.

Параллельно этому на протяжении столетия, особенно второй его половины, идет трудный, во многом противоречивый процесс формирования новой истории, соответствующей складывающемуся на руинах старого миропорядка новому миру. В его основе - радикальное теоретико-методологическое перевооружение исторической науки, связанное с поисками нового социального статуса истории. Из всезнающего и непогрешимого руководства к политическому действию она превращается в широкую социокультурную дисциплину, изучающую человека во времени и тем самым способствующую его лучшему пониманию. Связывая под этим углом зрения прошлое с настоящим, гармонизируя общественное сознание, новая историческая наука стремится предоставить мятущемуся в стремительно изменяющемся мире человеку некоторые твердые точки опоры, что и обусловливает ее социальную значимость.


Целью данной работы является методология истории: формационный, цивилизационный и другие подходы к пониманию прошлого.

Поставленная цель привела к решению следующих задач:


  1. рассмотреть методологию истории;

  2. рассмотреть формационный и цивилизационный подходы в историческом познании.



1. Методология истории


Историческая наука и теперь еще не стала в представлениях общества (и части самого научного сообщества) строгой наукой. Однако, на протяжении ХХ в. в ней создано и функционирует направление, которое ставит перед собой задачу теоретического обоснования и идентификации гуманитарного знания как строго научного, а также реализует данный подход в научно-исследовательской деятельности и в образовательных моделях.

Знаменательной вехой на этом пути было создание курса методологии истории (введенного в Петербургском университете с 1906 г. в качестве общего с соответствующими семинарами) и опубликование труда А.С. Лаппо-Данилевского "Методология истории" в 1910 - 1913 гг. Направленность этого труда на формирование логики строгой науки было очевидно для относительно узкого, но сильного своим интеллектуальным влиянием круга гуманитариев. "Работа ученого, писал А.Е. Пресняков, - всегда должна быть насквозь сознательной и планомерной, - таково основное требование "Методологии"1.

……..

2. Формационный и цивилизационный подходы в историческом познании


Для того чтобы выработать объективную картину исторического процесса, историческая наука должна опираться на определенную методологию, некие общие принципы, которые позволяли бы упорядочить весь накопленный исследователями материал, создавать эффективные объясняющие модели. Долгое время в исторической науке господствовали субъективистская либо объективно-идеалистическая методология.

Исторический процесс с позиций субъективизма объяснялся действием великих людей: предводителей, цезарей, королей, императоров и других крупных политических деятелей. Согласно этому подходу, их умные расчеты или, напротив, ошибки, приводили к тому или иному историческому событию, совокупность и взаимосвязь которых определяли ход и исход исторического процесса. Объективно-идеалистическая концепция решающую роль в историческом процессе отводила действию объективных надчеловеческих сил: Божественной воле, провидению, Абсолютной идее, Мировой Воле и т. д.


…………

3. К каким из нижеприведенных фраз являются ключевыми для
формационной методологии, какие - для цивилизационной


Фразы являются ключевыми для формационной методологии: Классовая борьба как движущая сила развития общества; история как линейное развитие от низшего к высшему.

Фразы являются ключевыми для цивилизационной: "воспроизводство материальных благ" как основа человеческого существования; человек как главное действующее лицо истории, многовариантность и альтернативность исторического процесса; закон "вызова - ответа".

 Заключение


Для того чтобы выработать объективную картину исторического процесса, историческая наука должна опираться на определенную методологию, некие общие принципы, которые позволяли бы упорядочить весь накопленный исследователями материал, создавать эффективные объясняющие модели.

К. Маркс сформулировал концепцию материалистического объяснения истории, базирующуюся на четырех основных принципах: принцип единства человечества, принцип исторической закономерности, принцип детерминизма, принцип прогресса.

С точки зрения формационного подхода, человечество в своем историческом развитии проходит пять основных стадий — формаций: первобытнообщинную, рабовладельческую, феодальную, капиталистическую и коммунистическую (социализм — первая фаза коммунистической формации).

Материалистическая концепция истории, базирующаяся на формационном подходе, на протяжении последних 80 лет была господствующей в исторической науке нашей страны. Сильная сторона этой концепции состоит в том, что на основе определенных критериев она создает четкую объяснительную модель всего исторического развития. История человечества предстает как объективный, закономерный, поступательный процесс.

Методологии формационного подхода в современной исторической науке в какой-то мере противостоит методология цивилизационного подхода.

Цивилизационный подход имеет ряд сильных сторон, но также он имеет и слабые стороны.


Оба подхода — формационный и цивилизационный — дают возможность рассмотреть исторический процесс под разными углами зрения.

Список литературы


  1. Барг М.А. Категории и методы исторической науки. М., 1999г;

  2. Дьяконов И.М. Пути истории. М., 2000г;

  3. Дьяков В. А. Методология истории в прошлом и настоящем. М., 2004г.

  4. Жуков Е.М. Очерки методологии истории. 2-е изд. М., 2001г.

  5. Иванов Г.М., Коршунов А.М., Петров Ю.В. Методологические проблемы исторического познания. М., 2001г.

  6. Лаппо-Данилевский А.С. Методология истории. Спб., Т. 1 - 1910, Т. 2 - 1913,переизд. М., 2001г.

  7. Медушевская О. Румянцева М. Методология истории. М., 1997г.

  8. Могильницкий Б.Г. Введение в методологию истории. М., 2000г.

  9. Могильницкий Б.Г. Введение в методологию истории. М., 2002г.




1 Дьяконов И.М. Пути истории. М., 2000г;