litceysel.ru
добавить свой файл
1 2 3
Мифомотивы Рея Брэдбери в производстве «Что–то страшное грянет»


Введение ..……………………………………………………………………..2


1раздел Теоретические основы изучения романа «Что – то страшное грядет»………………………………………………………………………….4


1.1Положение Брэдбериведения на сегодняшний день……………………..4

1.2Лунарных мифомотив................................................................................9


2 раздел:……………………………………………………………………….17


2.1Первый образ Белой Богини………………………………………………17

2.2Весники Белой Богини, животные путники……………………………….21

2.3Символика…………………………………………………………………..25


Заключение…………………………………………………………………….32


Список использованной работы…………………………………………….34


Введение

В ХХ веке актуализируется изучение классического и архаического мифа. Этому поспособствовало проникновение мифологических сюжетов и мотивов в художественные произведения.

Происходит переплетение мифологических сюжетов с историей страны, историко – культурной реальностью прошлых лет, бытовой мифологии. В связи с этим миф начинает восприниматься не только в архаическом варианте, но как свойство человеческого сознания.

Активный интерес к мифу вызван следующими причинами: актуальность мифа осознается через интерес к архаическим традициям, миф рассматривается как материал, который позволяет раскрыть специфику архаического мышления, то есть раскрыть ментальность современного человека, с помощью мифа становится возможным решение глобальных проблем бытия – история мифа трактуется как символический первообраз, который имеет большое значение во все времена.

И исходя из приведенной выше аргументации, актуальным становится исследование писателей у которых неомифологические тенденции являются ведущими. Таким является Рей Дуглас Брэдбери.

Творчество Р.Брэдбери весьма основательно изучено в литературоведении США, России, Украине и других странах. Отзывы критиков на произведения Р.Брэдбери появились ещё в 40–50–х годах и были направленны они на его научно–фантастические новеллы.


В последующие годы выходят его самые известные произведения: «Марсианские хроники» и роман «451° по Фаренгейту». С этих произведений начинается взлет в его творчестве. Выход этих произведений обусловил появление научных работ касающихся проблемам научной фантастики и доли толчок к дальнейшим исследованиям творчества Р.Брэдбери.

Исследованием его творчества занимались: Вл. Гаков, В.И Киселева, Э. Кузьмина , П. Молитвин , В.Г Новикова , Н. Пальцев , В. Ревич, В.В. Виноградов, С.Г. Воркачев, В. фон Гумбольдт, В.И. Карасик, В.В. Колесов, Т.Н. Колокольцева, Н.А. Красавский, Е.С. Кубрякова, Дж. Лакофф, Д.С. Лихачев, М. Минский, А.А. Потебня, А.В. Рудакова, О.Н. Селиверстова, Э. Сепир, Г.Г. Слышкин, Ю.С. Степанов, И.А. Стернин, Б. Уорф, Е.И. Шейгал и другими.

Актуальность исследования определяется тем что существует необходимостью изучения произведения «Что Страшное грядет» Р. Брэдбери с мифологической стороны, так как до этого времени в таком аспекте оно не было изучено.

В данной работе изучаются мифопоэтические проявления в тексте романа.

Цель исследования: изучение романа «Что–то Страшное грядет» в мифопоэтическом аспекте.

Задачи исследования:

– изучение состояния брэдбериведения на сегодняшний день;

– выделение основных мифологических мотивов романа;

– определение характеристик луннарного мифомотива в романе;

– выявления мифологического подтекста в романе;

Объектом исследования станет исследование в мифологическом аспекте роман «Что–то страшное грядет» (Something Wicked This Way, 1962).

Теоретическая значимость заключается в том, что анализ произведения Рея Брэдбери преподнесен со стороны мифологии. Практическое применение данная работа может найти в работе преподавателя литературы в вузе, колледже и школе, где может быть предложен спецкурс или факультатив по научной фантастике. Работа состоит из введения, двух разделов, разбитых на параграфы, заключения и списка используемой литературы.


Раздел 1 Теоретические основы изучения романа «Что – то страшное грядет»


    1. « Литературные подходы к изучению творчества Р. Брэдбери»


Рэй Дуглас Брэдбери (р. 1920) - американский писатель XX века, с именем которого связано одно из интереснейших явлений мировой художественной литературы - научная фантастика. Начиная с 40-х годов (выход в печати первых произведений Р. Брэдбери), писатель последовательно, вплоть до настоящего времени, проходит почти все фазы литературной истории века, продолжая и развивая традиции американской фантастики. Он разработал многие жанры научной фантастики, создав, кроме того, произведения, близкие к реалистическому методу.

Один из виднейших американских исследователей творчества Р.Брэдбери В.Л.Джонсон так определяет круг его творческих интересов: «Рэй Брэдбери - писатель, с особым мастерством передающий свои мечты на бумаге... Его мечты о магии и перевоплощении, добре и зле, маленьком городе в Америке и каналах Марса... популярны и долговременны... Темы, которые интересуют Брэдбери, многочисленны: магия, ужасы, монстры; ракеты, роботы, путешествия во времени и в космосе; взросление в среднезападном городе в 1920-е годы и старение в заброшенной земной колонии на другой планете»[ 34; С. 3-4].

Английский писатель и серьезный исследователь научно-фантастической литературы (и творчества Брэдбери) Кингсли Эмис называет Брэдбери «Луи Армстронгом в научной фантастике»[52; С С. 170-182], способным лучше, чем любой из его коллег, «видеть жизнь на другой планете как нечто необычное, но не сомнительное или ужасающее».

Такая оценка творчества Брэдбери в принципе совпадает с точкой зрения российского фантастиковеда А.Н.Осипова, определившего эстетическое место Р.Брэдбери в научной фантастике как художника слова, на протяжении четырех с лишним десятилетий поражающего читателей «своим дарованием тонкого лирика и психолога, красочного стилиста и рассказчика, обладающего магией в любом привычном земном явлении увидеть романтику, непривычность, фантастическую наполненность тайным смыслом, что дает ему широчайший диапазон художественных проявлений разнообразных замыслов» [46; С. 212-213].


Первые критические отклики на произведения Р. Брэдбери появились еще в 40-50-х годах и относились они к его научно-фантастическим новеллам. Так в американской литературе появился новый писатель. Знакомство читательской публики с творчеством Брэдбери продолжилось в последующие годы, а с появлением в 1950-м году «Марсианских хроник», в 1953 - романа «451° по Фаренгейту» начинается взлетная фаза в творчестве Брэдбери, которая обусловила появление обстоятельных научных трудов, посвященных проблемам научной фантастики и предваривший новый этап в дальнейшем исследовании творчества Брэдбери.

В российском литературоведении, не очень богатом брэдберианой, также существуют исследования творчества Р.Брэдбери. Первые отклики на отдельные произведения писателя в советской критике появляются вскоре после того, как несколько его произведений были переведены на русский язык и опубликованы в 60-70-х г. Одним из первых рецензентов сборника рассказов Брэдбери «Фантастика Рэя Брэдбери» был К.Андреев, написавший предисловие к этому сборнику.

В.Г.Новикова в диссертации «Фантастическая новелла Рэя Брэдбери» глубоко исследовала поэтику фантастической новеллы Брэдбери, отнеся ее к жанру фэнтези и видя ее своеобразие в «использовании категории фантастического как структурообразующего понятия, и бытовой, реальной детали, которая выступает в роли тропа, вызывающего комплекс ассоциаций и несущего идею о двуединстве мира, где прошлое таит в себе будущее, а смерть - возрождение»[46; С. 213-214].

Диссертация М.И.Киселевой «Рэй Брэдбери. Традиция и современный контекст» близка нам по теме, так как вторая часть нашей работы также предполагает исследование традиций и новаторства в творчестве Брэдбери.

Я поддерживаю мысль М.И.Киселевой о том, что писатель во многих своих произведениях видит продолжение библейских тем, мотивов, сюжетов. Но при этом мы предлагаем иное видение эстетической роли библейской темы в творчестве Брэдбери: на наш взгляд, это не продолжение библейских мотивов, а использование библейских ситуаций как универсальный (и традиционный) прием классической мировой литературы, их оригинальная интерпретация, направленная к созданию собственной картины современного мира.


Диссертация Ю.С.Серенкова «Особенности жанрового мышления Рэя Брэдбери» представляет собой большой интерес прежде всего по широте охвата существующей литературы теоретико-философского и практически-исследовательского планов на английском языке (и русском тоже), что дает возможность автору работы точнее исследовать свою тему и сформировать свои выводы.

Лучшие его произведения относятся к жанру фэнтези: а лучшие из них — рассказы ужасов. Как уже отмечалось, лучшие ранние рассказы Брэдбери собраны в замечательном сборнике издательства «Аркхэм Хаус» «Темный карнавал» (Dark Carnival). Нелегко приобрести это издание — «Дублинцев» американской фантастики.

Многие рассказы, первоначально опубликованные в «Темной ярмарке», можно найти в позднейшем сборнике «Октябрьская страна» (The October Country), который есть в продаже. Сюда включены такие классические рассказы леденящего ужаса, как «Кувшин», «Толпа» и незабываемый «Маленький убийца». Прочие рассказы Брэдбери, печатавшиеся в 40-х годах, так ужасны, что теперь автор отрекается от них (некоторые были превращены в комиксы и напечатаны с разрешения молодого Брэдбери в Е.С.).

В одном из них рассказывается о могильщике, который совершал чудовищные издевательства над покойниками, но при этом обладал несомненной странной моралью; например, когда три дружка, любивших злобно посплетничать, погибли в результате несчастного случая, могильщик отрезал им головы и похоронил вместе, рот к уху и ухо ко рту, чтобы они вечно могли наслаждаться пересудами.

О том, как его собственная жизнь отразилась в романе «Что-то страшное грядет», Брэдбери пишет так: «Это итог моей любви к Лону Чейни, к волшебникам и причудливым героям, которых он сыграл в двадцати фильмах» [17;С. 15].

Многие произведения Рея Бредбери источают его тягу к звёздам, дышат космическим романтизмом и жаждой первооткрывателя. Автор воспринимает надвигающуюся космическую экспансию человечества скорее как абстрактный символ гениальности и таланта homo sapiens. Духом страсти первооткрывателей пропитаны рассказы «Конец начальной поры», «Космонавт», «Золотые яблоки Солнца» и «Икар Монгольфье Райт» [ 4; С- 24-25].


Вместе с тем, автор постоянно предупреждает потомков о возможных драматических последствиях освоения межзвёздных пространств. Обычный метеорит, кусок безжизненной скалы блуждающей в космическом пространстве обрывает жизнь героев «Калейдоскопа», а в произведении «Тут могут водиться тигры», незнакомая планета, оказавшаяся единым живым организмом восстаёт против неуёмного аппетита землян к её богатым ресурсам.

На пыльных тропинках далёких планет космических путешественников подстерегают автоматический «Мёртвый город» и чужая кровавая история – «Спящий в Армагеддоне».

Фантастическая обстановка для Р. Брэдбери - только средство заглянуть в самые интимные уголки сознания и преподнести их в самом неожиданном свете. Даже в его «чисто фантастических» произведениях не найти специфических словечек а-ля сайенс-фикшн.

Талант Рея Бредбери необычно силён и многогранен. В каждом из его героев просматриваются черты самого автора – немолодого человека с детской душой.


1.2 Лунарный мифомотив


В ХХ веке актуализируется изучение классического и архаического мифа. Этому поспособствовало проникновение мифологических сюжетов и мотивов художественные произведения. И происходит переплетение мифологических сюжетов с историей страны, историко-культурной реальностью прошлых лет, бытовой мифологией. И в связи с этим миф начинает восприниматься не только в архаическом варианте, но и как свойство человеческого сознания.

Такой активный интерес к мифу вызван следующими причинами: актуальность мифа осознается через интерес к архаическим традициям, миф рассматривается как материал, который позволяет раскрыть специфику архаического мышления, то есть раскрыть ментальность современного человека, с помощью мифа становиться возможным решение глобальных проблем бытия – история мифа трактуется как символический первообраз который, имеет большое значение во все времена.

Творчество Р. Брэдбери ранее рассматривалось только со стороны высокохудожественной фантастики, а так как художественная фантастика вся пронизана мифопоэтическими мотивами, то будет не без основательным предположить, что в произведениях Р. Брэдбери содержится большой и разветвленный мифологический контекст. Исследованием его творчества занимались: Вл. Гаков, В.И Киселева, Э. Кузьмина, П. Молитвин, В.Г Новикова, Н. Пальцев, В. Ревич и др.


В произведении Р. Брэдбери «Что – то страшное грядет» прослеживается лунарный мофомотив.

Концепция Р. Грейвза английского писателя и выдающегося ученого - мифолога основывается на положении, что вся древнее искусство развивалось из как обряда поклонения тройственной богине Луны (которую Р. Грейвз называет Белой Богиней), правящей в небе, на земле и под землей.

Доказательства этой концепции у Р. Грейвза складываются из двух групп: во–первых, это разнообразные свидетельства существования культа Тройственной богини у народов Средиземноморья и Северной Европы, во–вторых, поэтические примеры, в которых явлены те или иные стороны образа Белой Богини[ 59; С. 32].

Образ Белой Богини связан с мифологией и реальностью. В мире существуют, по крайней мере, две реальности: эмпирическая, наблюдаемая (наш вещный мир) и внеэмпирическая, невидимая (информационный мир структур).

Первая реальность является отражением и проявлением второй. Первая протекает во времени, во второй царит вечность. Первая воспринимается внешними органами чувств, вторая - внутренними. Первая познается сознанием (разумом), вторая - подсознанием (иррационально, интуитивно).

Мифологическое же мышление символически соединяет эти две реальности в одну мифическую реальность, снимая противоречие между ними.

Луннарный мифомотив символизирует  символизирует бессмертие и вечность, постоянное обновление, просвещение. Кроме того, Луна олицетворяет темную сторону природы, ее невидимый аспект; духовный аспект света во тьме; внутреннее знание, интуитивное, иррациональное и субъективное; человеческий разум в виде отраженного света божественного Солнца.

Является символом глаза ночного, а Солнце является глазом дневным. Луна символизирует также периодическое возобновление творения, время и меру.

Такая концепция прослеживается на протяжении всего сюжета произведения Р. Брэдбери. Символами луны в романе является Карнавал. Карнавал в романе - нечто целостное, единое, даже живое. Если захотим, мы сможем представить себе его облик, "внешность", его характер[ 46;С 216-217].


Он и воспринимается Вилли и Джимом как отдельное живое существо, а действующие "от его имени" служащие Карнавала - его шестеренки, передаточные механизмы.

Карнавал приходит извне, он не рождается в самом городе. Возможно, для большинства из нас, не слишком знакомых с обычаями и традициями провинциальных американских городков, это кажется странным - по меньшей мере - непривычным. Мы больше знакомы с европейскими карнавалами и при этом слове представляем себе вполне определенную картину: праздник, который рождается внутри города, долго - целый год, с окончания предыдущего карнавала, или даже дольше - созревает в нем и, наконец, в один день выплескивается наружу. Карнавал - лицо города, его изюминка, его "визитная карточка" и особенная гордость перед теми городами, в которых карнавала не устраивают.

Самый знаменитый из европейских карнавалов, венецианский, для многих и многих неитальянцев - воплощение души Италии или, по крайней мере, души Венеции. Но в маленький американский городок Карнавал, Праздник часто приходит откуда-то извне - из большого, яркого и шумного мира, лежащего за пределами города.

Впрочем, "Карнавалы прибывают на восходе", - резонно замечает Вилли. Всегда, но не тогда, когда приезжает Карнавал мистера Мрака.

Образ Карнавала по ходу действия меняется: сначала - это просто "что-то страшное", которому даже названия нет, и неясно, что же в нем такого "страшного". Непонятно, зачем ему мальчики Джим и Вилли, почему с таким упорством он преследует их и зачем так стремится заполучить себе[ 44; С 233-251].

Потом, в рассказе отца Вилли, Карнавал предстает мельницей, перемалывающей человеческие страхи, чудовищной печью, топящейся ими. В первую очередь - страхом перед смертью, перед падением в Ничто. Так Карнавал становится еще одним воплощением инфернального зла. Такому Злу уже никакие мотивации не требуются: дьявол вредит человеку потому, что он - Враг рода человеческого.

Но, чем дальше читаешь, тем более уверяешься, что не все так просто, и Карнавал не просто очередной образ дьявола. По крайней мере для автора. Не затем он придумал это блистательное и чудовищное увеселительное заведение, чтобы банально пугать героев и читателя. И вот, уже ближе к концу романа, появляется мысль: на что все это похоже? Зачем эта погоня за четырнадцатилетними мальчишками - именно за мальчишками, не за взрослым человеком? Ведь не для того же, чтобы читателю стало особенно муторно от сопереживаемого страха? Конечно, существуют законы жанра. Да, Брэдбери не Стивен Кинг и никогда в такой манере не пишет, однако "закрутить" приличную (то есть жуткую) страшилку он вполне способен. Здесь этого нет, ужасы гораздо более символичны, чем натуралистичны.


Тогда зачем они нужны? Есть одно предположение на этот счет: Карнавал - личное Испытание героев. Выстоит ли Вилли в открытом противостоянии, не отступит ли перед лицом совершенно чуждой ему, агрессивной мощи? И выстоит ли Джим под напором своей "темной" половины, удержит ли ее в своей власти, или она возьмет власть над ним? Вокруг них бродит множество не выдержавших Испытания: продавец громоотводов, и мисс Фоули, и безымянные "уродцы".

Каждому из них было предложено что-то свое, каждому было предъявлено его личное слабое место его "точка надлома". Такая же точка надлома предъявлена Джиму - но не Вилли. И если для Вилли это - первый бой, то для Джима - искушение.

Для Джима и Вилли это столкновение - первое, и оно становится чем-то вроде инициации (не зря же Брэдбери почти напрямую говорит об этом еще в прологе). Инициация же по сути - разрешение войти во взрослый мир, а право на это нужно доказать, пройдя серьезные, иногда смертельные испытания.

В древние времена в этих случаях о безопасности испытуемых не заботились принципиально: гибель во время испытаний служила самым надежным доказательством того, что человек не смог бы стать полноценным членом племени. Потом нравы смягчились, но по традиции испытания все равно должны выглядеть смертельными - хотя бы для испытуемого.

Рассуждая таким образом, мы подходим к довольно неожиданному выводу: Карнавал не только зло, но и благо. По крайней мере в той степени, в какой он послужил своеобразной "инициацией" для двух главных героев романа, для них он - благо. Они столкнулись с неведомой им ранее силой, нашли способ справиться с ней и добились успеха, отстояв свои личности. Они узнали собственные слабые места и получили предупреждения[ 38;С.17].

А Вилли - еще и подарок, ибо то, что он открыл в своем отце, та близость двух родных не только по крови людей, о которой он так тосковал, пришла к ним обоим в этом Испытании.

Впрочем, считать ли Карнавал Испытанием, а следовательно, принимать ли во внимание все остальные рассуждения на эту тему - каждый может решить самостоятельно. Есть еще кое-что, о чем в связи с романом хотелось бы поговорить. Внимательные читатели Брэдбери наверняка заметили одну особенность его произведений: один и тот же сюжет у него нередко повторяется, ситуация рассматривается заново и часто в совершенно ином свете. В романе "Что-то страшное грядет" - целая россыпь подобных сюжетов и мотивов. К примеру, карусель, вращаясь на которой можно стать старше или младше, - практически копия "чертова колеса" из одноименного рассказа, где проходимец использовал его для краж (этот момент есть и в романе). И кончилось это для вора так же печально, как и для мистера Кугера. Комната кривых зеркал с ее жуткими чудесами есть в рассказе "Карлик". Однако есть сюжеты, которые в романе словно превратились в негативный снимок, где на месте белых фигурок оказываются черные[34;С. 3-4].


Мистер Мрак, владелец "Представления Демонических Теней" и "Демонического Театра", хоть тоже покрыт живыми рисунками с ног до головы, тому, первому, прямая противоположность. Уж он-то полновластный хозяин своим картинкам, кукловод в этом рисованном театре марионеток.

Или вот еще один "негативный отпечаток". Почему-то при чтении романа мне в голову приходит сопоставление: мистер Электрико, он же Кугер, совладелец Карнавала, бездыханный труп, оживить которого (для дальнейших злых дел) способно только электричество, - и "электрическая бабушка" из рассказа "Электрическое тело пою!". Кажется, что электричество, дававшее "бабушке" жизнь, - это какое-то совершенно другое электричество, по крайней мере происходит из совсем другого источника - может быть, от пластин солнечных батарей, сияющих, как крылья стрекозы, а вовсе не из чрева чугунных, надсадно воющих, скрипящих и визжащих динамо-машин. Читателю, хорошо знакомому с творчеством Брэдбери, известно его своеобразное (если, конечно, по привычке относить его к научным фантастам) отношение к технике.

Техника, мертвое железо по сути, которому каким-то образом дано подобие жизни, у Брэдбери слишком часто становится врагом человека - в первую очередь когда он неоправданно доверяется ей, надеется с ее помощью разрешить какую-либо из самых больных своих проблем.

К примеру, найти счастье или избавить людей от одиночества: в рассказе "Убийца" такое избавление от одиночества превращается в полноценный кошмар невозможности ни на минуту остаться наедине с самим собой. И это своего рода парадокс, что один из самых светлых, нежных, "солнечных" рассказов Брэдбери написан о роботе, по существу машине. Карнавал на улицах Грин-Тауна: фирменные кошмары от Брэдбери и философские размышления о темноте, притаившейся внутри каждого из нас[ 18; С 250-253].

В своем произведении Р. Брэдбери передал читателям образ Белой богини, который связал и с мифологией, и с реальностью. Мифология и реальность изображают два мира писателя, которые перетекают друг в друга, превращаясь в мифическую реальность, стирая все границы. Образ Белой богини, луннарные мифомотивы символизируют смерть и вечность, постоянное просвещение и обновление.



следующая страница >>