litceysel.ru
добавить свой файл
1 2 ... 5 6
МОДУЛИ ПРОГРАММ



ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ


«Охрана здоровья, формирование культуры здорового образа жизни,

профилактика зависимости от психоактивных веществ

и асоциального поведения детей, подростков и молодежи»


Содержание

Введение
– 2 стр.

Модуль 1. Психология здоровья – 5 стр.

Модуль 2. Основы нейропсихологии детского возраста – 10 стр.

Модуль 3. Психология аномального развития – 15 стр.

Модуль 4. Эмоционально-поведенческая коррекция – 19 стр.

Модуль 5. Психология отклоняющегося поведения – 25 стр.

Модуль 6. Суицидология – 31 стр.

Модуль 7.
Психология зависимости – 35 стр.

Модуль 8. Профилактика алкоголизма и наркомании – 41 стр.

Модуль 9. Основы мотивационного консультирования – 48 стр.


ВВЕДЕНИЕ


Модули программ предназначены для подготовки и переподготовки кадров по вопросам формирования культуры здорового образа жизни, профилактики зависимости от психоактивных веществ и асоциального поведения детей, подростков и молодежи на основе современных здоровьесберегающих технологий.

Проблема употребления психоактивных веществ детьми, подростками и молодежью в современной России не только остается чрезвычайно актуальной – с каждым годом все более обостряется. Для решения проблемы необходимы концептуально новые подходы к профилактической деятельности.

Для создания здоровьесберегающей среды необходимы объединенные усилия со стороны образовательных учреждений, специалистов в области профилактики, правоохранительных органов и органов здравоохранения, учреждений по вопросам молодежной политики, семьи, представителей правительственных, общественных организаций, сообществ родителей.

В свою очередь специалисты, занимающиеся образованием и воспитанием детей, подростков и молодежи – педагоги, психологи, могут направить свои усилия на формирование зрелой, здоровой личности, способной эффективно преодолевать жизненные трудности, стремящейся к самоактуализации во благо прогрессивного развития общества в целом.


Основные психолого-педагогические компоненты здоровьесберегающих технологий представленные в модулях программы включают следующие аспекты:

Психологический – обеспечивает развитие личностно-средовых ресурсов и адаптивных поведенческих стратегий, коррекцию психологических особенностей личности, способствующих формированию отклоняющегося и аддиктивного поведения.

Потребностно-мотивационный - обеспечивает формирование у детей, подростков и молодежи мотивации и потребности в саморазвитии и самореализации.

Аксиологический – предполагает развитие Я-концепции, осознание ребенком, подростком ценностных, морально-нравственных категорий, осознание собственной уникальности, уникальности окружающих людей, единства с миром во всей его полноте.

Образовательный – обеспечивает повышение социальной и персональной компетентности детей, подростков, молодежи, которая достигается путем получения ими информации о себе и окружающем мире, понимания своих переживаний, получения знаний о возможных способах работы с ними, о способах охраны своего здоровья, конструктивных способах разрешения проблем, о факторах угрожающих благополучию.

Модули в зависимости от направленности курсов повышения квалификации и целевой группы могут быть использованы как в полном, так и в сокращенном объемах.


Целевая аудитория


Психологи общеобразовательных учреждений, учреждений начального, среднего и высшего профессионального образования;

Педагоги, социальные педагоги, педагоги организаторы, педагоги дополнительного образования общеобразовательных учреждений, учреждений начального, среднего и высшего профессионального образования, воспитатели учреждений интернатного типа;

Студенты старших курсов педагогических, психолого-педагогических колледжей и ВУЗов;

Руководители подразделений, ответственных за профилактическую работу в образовательных учреждениях, учреждениях по вопросам молодежной политики, семьи, представители соответствующих отделов правительственных и общественных организаций;



Требования к участникам

Программа повышения квалификации предполагает наличие у слушателей:


  • Основных профессиональных психологических и педагогических компетенций - владение знаниями по блоку общегуманитарных дисциплин, общепсихологических дисциплин (общая психология, психология развития и возрастная психология, основы нейропсихологии), общепедагогических дисциплин;

  • Опыта работы с детьми, подростками, молодежью;

  • Личностной и социальной компетентности, предполагающей приверженность здоровьесберегающему стилю жизни, интеграции здоровьесберегающих, психотехнических элементов в педагогические технологии.


Требования к специалистам, реализующим программу повышения квалификации

Программу переподготовки и повышения квалификации могут реализовать высококвалифицированные специалисты, имеющие:

  • Опыт преподавания в высшей школе;

  • Соответствующую тематике модулей специализацию;

  • Личностную и социальную компетентность, предполагающую приверженность здоровьесберегающему стилю жизни.


Требования к материально-технической оснащенности учреждения для реализации программы

Для реализации программы необходимы: учебная аудитория для проведения лекционных, практических и семинарских занятий, мультимедийное оборудование для презентации, набор слайдов, наглядные материалы на CD, лазерная указка, экран, демонстрационные материалы.


Требования к информационной обеспеченности учреждения для реализации программы

Информационные ресурсы должны включать:

  • библиотеку, имеющую в наличии фонды по психологии, клинической психологии, педагогике, дефектологии.
  • Электронную библиотеку, с возможностью доступа к электронным ресурсам (компьютерный класс, электронные носители информации, доступ в Интернет)



Методические рекомендации по организации изучения модулей.

В процессе обучения основными формами являются: аудиторные занятия, включающие лекции, практические занятия и упражнения, входящие в структуру практических занятий, а также самостоятельная работа. Тематика лекций и практических занятий соответствует содержанию. Учебный модуль является базисом, на котором будут формироваться навыки и умения практической работы специалистов.

Практическое занятие состоит из следующих этапов:

  • проверка исходных знаний;

  • беседа по теме;

  • просмотр видеофильмов других демонстрационных материалов

  • тренинговая часть практического занятия, на которой отрабатываются навыки реализации здоровьесберегающих технологий, навыки самопознания, навыки мотивационного консультирования по охране здоровья.


На практической части занятия преподаватель обращает внимание на наиболее важные аспекты темы, ошибки, допущенные слушателями при обсуждении, а также на самостоятельность и активность работы слушателей с литературой и лекционным материалом. Особое значение имеет практическая часть занятия, где слушатель получает «обратную связь» - определенные критические замечания и позитивную поддержку в отношении приобретенных знаний, навыков и умений.

Для успешного освоения модуля каждый слушатель должен быть обеспечен учебно-методическими материалами. Обязательным условием освоения модуля является самостоятельная работа, выполнение которой контролируется на практических занятиях. Подобная форма развивает навыки поиска научной литературы, ее анализа.


МОДУЛЬ 1

Психология здоровья

Цель и задачи: усвоение слушателями ключевых положений психологии здоровья в их приложении к современной проблематике; осмысленная ориентация в междисциплинарном круге вопросов здоровья; формирование современного представления феномена здоровья; ознакомление с релевантными психодиагностическими приемами; а также создание условий для роста профессионального самосознания слушателей.


Модуль поддерживает инновационный формат преподавания: в качестве приоритетной задачи рассматривается освоение нового системного поля профессиональной деятельности с акцентом на формирование здорового жизненного стиля.

Модуль обеспечивает формирование компетентности слушателей в области психологии здоровья, формирования здорового стиля жизни.

Дисциплина формирует коммуникативные навыки слушателей в виде развития новых содержательных тем взаимодействия, расширения круга смежных специалистов.

Модуль в методическом плане представляет собой сочетание лекционных форм, групповых дискуссий, элементов психологического тренинга с демонстрацией практических упражнений. Каждое занятие условно подразделяется на монологическую (лекция) и диалогическую (демонстрация, дискуссия, упражнения) части. Активные формы работы составляют особую обучающую психотехническую систему и взаимосвязаны между собой.

Задачи:

Обеспечить усвоение слушателями теоретических знаний и практических навыков по следующим аспектам:


  • Ознакомление с многообразными формами проявления здоровья, изучаемых различными смежными дисциплинами;

  • Усвоение основных понятий в области психологии здоровья;

  • Ориентация в различии предметной области акмеологии, валеологии, психологии здорового образа жизни, санологии;

  • Усвоение элементарных диагностических приемов по приверженности здоровому жизненному стилю;

  • Создание эмоционально значимого отношения к изучаемому предмету, достижение перевода основных идей в «личностное знание», инициирование процессов профессионального самосознания и самоисследования.


Требования к уровню освоения содержания модуля.


А) слушатель должен знать и уметь использовать:

  • Теоретико-методологические основы психологии здоровья;

  • Определение здоровья в медицине, психологии и других смежных дисциплинах;


  • Походы к пониманию здоровья в базовых психологических теориях (психоанализе, бихевиоризме, гуманистической психологии, отечественной психологии)

  • Профилактический подход к здоровью – индивидуальный и популяционный;

  • Применение понятия «здоровье» в практической работе;

  • Этические проблемы, связанные с проблемой здоровьесбережения.


Б) слушатель должен иметь навыки:

  • Проведения работы по формированию зрелого отношения к здоровью, формированию целеобразующего и смыслопорождающего оздоровительного процесса;

  • Построения консультативной практики в рамках поддержания и укрепления здоровья.


В) слушатель должен иметь представление о:

  • Здоровье на разных этапах зрелости личности;

  • Здоровье как выражении профессиональной самоактуализации;

  • Процессуальной, инструментальной характеристике здоровья как мотива;

  • Индивидуальном характере оптимального сочетания особенностей психической активности;

  • Области и месте применения психологии здоровья.


Г) Основные знания, необходимые для изучения дисциплины:

Знания, полученные по биологическим, психологическим, педагогическим и другим дисциплинам, в том числе по: общей психологии, возрастной психологии, нейропсихологии, психологии личности, психодиагностике.


УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

Объем модуля и виды учебной работы.

Вид учебной работы Всего часов

Общая трудоемкость 24

Аудиторные занятия: 20

Лекции 10

Практические занятия (СЗ) 10

Самостоятельная работа (СР) 4

Экзамены -

Зачет +

Содержание модуля.


Разделы модуля и виды занятий.

№ п/п

Виды учебной работы

Количество часов

Всего

Наименование разделов

Лекции

ПЗ
СР



Подходы к пониманию здоровья

2

2

-

4



Понимание нормы в психологии и медицине; понятия оптимума, акмэ, вершины жизненного самоопределения

2

2

-

4



Психологический аспект понимания здорового образа жизни, валеологии, санологии.

2

2

-

4



Психодиагностика.

2

2

-

4


Формирование здорового жизненного стиля. Основы консультирования

2

2

4

8

Итого:

10

10

4

24



следующая страница >>