litceysel.ru
добавить свой файл
1
Мотивация учения: традиционные ценности и


современные ориентиры


Мотивация (от лат. motus - движение, поворот) - это процессы, методы,
средства побуждения к активной деятельности. Под мотивами понимаются конкретные причины, заставляющие личность действовать, совершать, поступки. Если говорить об учебе, то мотивация учения — это отношение школьника к познавательной деятельности, связанной с конкретным предметом познания; направленность на эту деятельность.

Приоритеты современных школьников

Мотивы учения подразделяются на внешние, исходящие от педагогов, ро­дителей, класса (требования, указа­ния, советы, подсказки), и внутренние, или истинные, мотивы, имеющиеся у самого ученика. Положительное отно­шение школьника к учению характери­зуется: устойчивостью мотивов и их иерархией; умением ставить перспек­тивные цели, предвидеть последствия своей учебной деятельности и поведения; умением преодолевать препятствия на пути к достижению целей; на­личием творческого подхода к учению, увеличением доли самообразования.

Познавательные интерес, активность (интенсивность, прочность, сознательность, систематичность), самостоятельность - важные компоненты мотивации учения. Показателем сформированности мотивов учения является, на наш взгляд, ценностное отношение к образованию. Вслед за Н. Е. Щурковой мы понимаем под этим устойчивую избирательную, предпочтительную связь школьника с учением, придающую учению личностный смысл, значимый для жиз­ни общества и конкретного учащегося.

По данным наших исследований, лишь у 7% старшеклассников городов Кемеровской области ценностная ориентация на «по­знание» имеет высокий рейтинг. Для 40% старших школьников приоритетной является ориентация на «образованность». Эти данные согласуются с результатами иссле­дования, опубликованными И. П. Подласым. А они свидетельствуют о том, что у современных школьников средней полосы России познавательные мотивы по сравне­нию с прочими мотивами учения сформи­рованы в наименьшей степени. В то же вре­мя установлено, что именно эти мотивы больше всего влияют на дидактический процесс, стимулируют учебную самостоя­тельность и целеустремленность. По дан­ным тех же исследований, наиболее раз­виты у школьников мотивы коммуникаци­онные и утилитарно-практические.



Мотивация учения в советской школе

Тяга к образованию на Руси была извеч­ной. Мотивами учения традиционно и ис­торически у нас являлись учебно-познава­тельные интересы, ориентированные на способы добывания и усвоения знаний. Устойчивые нормы и идеалы, традиции конфессиональной педагогики снимали актуальность проблемы мотивации учения ребенка. Изменения, поставившие под со­мнение ценности традиционного российс­кого общества, сделали данную проблему одной из самых значимых в школе.

Отношение молодой советской власти к об­разованию как к ценности с самого начало носило противоречивый характер. С одной стороны, образование, безусловно, станови­лось одним из приоритетных направлений в деятельности партии и государства, его зна­чимость постоянно подчеркивалась, что и выражалось в пристальном внимании к этой сфере. Одно за другим следовали постановления по вопросам образования, подкрепленные бюджетными ассигнованиями. Молодое государство нуждалось в грамотных людях, и в первые годы советской власти образование было востребовано - естественно, по меркам тех лет.

С другой стороны, политика велась такая, что возможности для подлинного развития образования отсутствовали и его ценности не могли реализоваться. Образование имело ярко выраженную политико-идеологическую направленность, что вело к жесткой регла­ментации и унифицированности. Его цен­ность приобретала все более инструменталь­ный характер (средство политического вос­питания, достижения благополучия).

«Оттепель» 60-х не привела к подлинному раскрепощению человека. А в середине 80-х государство снизило затраты на соци­альную сферу и ввело принцип остаточного финансирования. Школу стали нацеливать на повышение мотивации учения путем разъяснения учащимся общественной зна­чимости образования. Когда в начале 90-х ситуация изменилась, то заговорили о праве на свободный выбор профессии, о гумани­зации и гуманитаризации школы. Эти дек­ларации со множеством проблем в сфере образования достались в наследство пост­советскому времени. Вследствие слома тра­диций и непоследовательности в государ­ственной образовательной политике моти­вация учения стала одной из самых актуаль­ных проблем.


Разнообразные общественные мотивы, не одно десятилетие занимавшие ведущее ме­сто, ныне работают слабо, и с этим нельзя не считаться. Более того, не учитывая этого, шко­ла, по всей видимости, обрекает себя на без­результатность - как всякое дело, игнориру­ющее особенности реальной ситуации. В поисках действенных мотивов учения сегод­ня, на мой взгляд, целесообразно опираться, помимо идей советской школы, на идеи и культурные смыслы конфессиональных педа­гогических систем. Эти комплексы педагоги­ческих идей фокусируют в себе основные подходы к проблеме мотивации учения и ее решению, эффективные в настоящий пери­од общественного развития.


Православная педагогика: обучение «из сердца в сердце, из очей в очи»

В основе отношения воспитателя к ребенку в православии лежит свобода, всегда не­разрывно связанная с ответственностью. Она предполагает нравственную отчет­ность за совершенный поступок перед сво­ей совестью и перед Богом. Душе уделяет­ся особое внимание она дороже всего мира со всеми его сокровищами и блага­ми. Духовное начало реализуется в стрем­лении к творчеству, являющемуся отличи­тельной чертой человека.

Принцип педоцентричности - ребенок сто­ит в центре педагогического процесса - обя­зывает учителя принимать воспитанника та­ким, каким его создал Творец. А Он печется о каждой душе независимо от умственных и физических способностей человека. Учитель должен руководствоваться принципом дос­тоинства ребенка — венца творения. Призва­ние педагога состоит в том, чтобы найти к каждому ученику личностный подход, лю­бить каждого в его данности. Принцип индивидуального подхода определяется и тем, что каждая душа уникальна. Это ставит перед учителем задачу выяснить, что конкретно необходимо для духовного роста каждой неповторимой личности, для пробуждения добра в ней, для развития способностей. Принцип целостности в воспитании требует отделять процесс нравственного воспитания от обучения: развитие личности нельзя оторвать от ее физической, психической, социальной жизни.


Кроме заботы об ученике, учитель должен помнить и о самом себе. Важнее всего для него умение любить детей Но при этом ему следует отличать насилие по праву сильного принуждения по долгу любви: первое ожесточает, второе смиряет душу ребенка. Принцип или формирования себе подобного -второй важнейший закон учительства.

Взрослые - авторитетны, и потому учитель должен стремиться к совершенству. Подоб­ное воспитывается подобным: любовь - лю­бовью, доброта - добротой, соответственно, стремление к познанию - стремлением к по­знанию. Учитель - это пример нравственной жизни во всех ее проявлениях. «Истинное обучение - вне слов и предметов. Оно пере­дается из сердца в сердце, из очей в очи. Дети прозорливы, они ясновидцы — учит правосла­вие. В детской психике - тончайшие мемб­раны, которые улавливают как ложь, так и правду. Грубый, жестокий учитель уничтожает эти мембраны и лишает ребенка возможнос­ти правильно оценивать добро и зло. Истин­ный учитель развивает эту способность, кото­рая является не чем иным, как совестью» (Св. Владимиров).

Правила православного учителя: не быть су­дьей ученику; считать ученика умнее, тонь­ше, одареннее себя, испытывать к нему бес­предельное почтение, благоговение, как пе­ред запечатленной тайной; благоговеть пе­ред путем, который ему предстоит пройти; любя ученика, не ждать, что плоды воспита­ния созреют в одночасье; быть терпеливым и смиренным; уметь раскаиваться в своих ошибках публично, перед учениками (и тем самым учить ученика каяться и переживать свой грех); постоянно искать более верную и чуткую педагогическую позицию, анализи­ровать свой опыт, творчески осваивать опыт коллег и педагогическое наследие.

К методам православного воспитания от­носятся диалог, обеспечение выбора дея­тельности, обет, раскаяние, покаяние, са­моуглубление, а также молитва и пост. Пра­вославная педагогика представляет собой опыт огромной внутренней работы по борь­бе с соблазнами и внутреннего очищения; индивидуальной работы с учеником — не только на уровне рационального восприя­тия, но и чувствования; прощения, любви, терпения, удержания от распространения зла. В православной педагогике проблема учения, в том числе мотивации, не ставит­ся как особая. В ней очевиден приоритет воспитания.
Современным несколько однобоким отпечатком этого является позиция «главное, чтобы человек был хороший», которую занимают в школе в случае учебной неуспешности ребенка. Однако общие принципы православной педагогики (принцип педоцентричности) противостоят дан­ной позиции. Более того, внимание к внутреннему миру ребенка, значимость побуж­дения к поступкам, несомненно, важны и для современной светской педагогики.

Обучение «из сердца в сердце, из очей в очи» противоречит бытующим установкам предметоцентризма, утверждает значимость взаимоотношений учителя и ученика в формировании внутреннего мира ре­бенка. В этом смысле опыт православной педагогики неоценим для разрешения про­блем формирования мотивов учения.


Исламская педагогика: главный орган человеческого познания — сердце

Согласно исламской традиции обучение и воспитание основываются на приобре­тении истинного знания: вера здесь в из­вестной степени отождествляется со зна­нием. Хасид 47 гласит: «Если у тебя есть возможности и способности - будь уче­ным, если не получается — учеником, стремящимся к знаниям; если это не удается, то старайся больше слушать речи образованных людей; если и это не получается - имей положительное отношение к просвещению или хотя бы не отрицай, не будь противником просвещения, образования. «Если мусульмане хотят иметь все блага в этой жизни, быть счастливыми, единственное средство для этого - образованность». Отсутствие знания, по исламу, не освобождает человека от ответственности перед обществом, поэтому ислам предписывает образование и познание. Способами педагогического воздействия в исламе признаются:

- поощрение (в старину лучший ученик ехал верхом по улицам, а товарищи его осыпали сладостями);


  • наказание (удары и прочее - в зависи­мости от тяжести провинности); многие выдающиеся мусульмане отрицательно относились к наказаниям как методу пе­дагогического воздействия, понимая, что это подавляет детей, делает их лживыми, ленивыми, безынициативными;

  • стимулирование;

- словесное воздействие: диалогичностъ, эмоциональность, образность, назидательность проповедей.

Сердце (!) признавалось главным «органом» человеческого познания.

Буддийская педагогика: каждый должен быть учителем самому себе


В буддийской педагогике первейший метод познания — глубинное размышление, сосредоточение, концентрация внимания на внутреннем, позволяющие естественно проникать в природу всеобщего («не сотвори, а найди, открой»). У каж­дого человека существуют проблемы, но нечего надеяться, что проблемы исчезнут сами по себе. Мы должны активно действовать: распознавать причины и избавляться от них. Кредо буддизма: мои проблемы никто не решит за меня, только я могу их решить, а другие - только помочь, оказать содействие. Инструментами саморегуляции в процессе воспитания считаются размышление о последствиях поступка и мере ответственности, а также система запретов. Высшая цель самовоспитания - служение другим, иными словами - формирование альтруистической
позиции.

Методы и методики воздействия на внутренний мир человека — слово, убеждение, ограничения и отрешения, психологичес­кие упражнения, диета. Общепедагогическим принципом является медитация, или умение сосредотачиваться. Оно должно стать привычным для человека в учебе, работе, жизни.

Сущность процесса познания по буддиз­му - осознание невежества. Настоящим учителем, мастером является не тот чело­век, от которого ученик получает знания, а тот, кто до основания разбивает в ученике уверенность в своих знаниях и доказыва­ет: «Вы - ничто, вы — нигде, вы ничего не узнали». Учитель должен довести ученика до стадии ученика-воина, стойко преодо­левающего трудности, смело двигающего­ся к разочарованию, которое является при­знаком глубинного разума. Важнейшая пе­дагогическая идея буддизма — каждый должен быть учителем самому себе, позна­вать все на собственном опыте, то есть дей­ствовать.

В основе деятельностного подхода современ­ной школы лежат подобные педагогические принципы: развитие через преодоление трудностей, через осознание и преодоление своего незнания, невежества. Можно было бы в полной мере взять на вооружение и та­кой ведущий метод преодоления незнания, как духовное сосредоточение. К сожалению, современная школа мизерно мало учит кон­центрировать внутренние силы человека для разрешения своих проблем и достижения целей. Практически не учит также использо­вать в познании



Иудаистская педагогика: соответствие действий и поступков заповедям и законам

Мудрость и знание в иудаизме — средство трансляции идеала воспитания. Большую роль в воспитании играют родители. Ос­новной принцип иудейского воспитания — умение родителей добиться полного послу­шания детей суровым, но не деспотичным семейным воздействием, своим личным примером. Главный метод воспитания — воздействие на чувства или «сердце» (центр духовной жизни) ребенка: ученик должен всецело отдаться наставнику, «при­лепиться» к нему всей душой.

Образование как передача исторического опыта является безусловной ценностью в иудейской педагогике. Основное ее
содер­жание — это передача знаний, относящихся к традиционному укладу жизни, а цель -воспроизведение ребенком родительского примера исполнения правил. Иудейская пе­дагогика опирается на дело, действия, по­ступки, осуществленные в строгом соответ­ствии с заповедями и законами иудаизма.


Личные интересы — мотивы учения нового времени

Определить действенные мотивы нового времени, не утратив традиционных ценно­стей — задача современной педагогики. Очевидно, что искать их следует в удов­летворении личных интересов. Наряду с их разнообразием, думается, необходимо оп­ределить и тот мотив, который будет дей­ственным и приемлемым для каждого школьника. Такой мотив, на мой взгляд, определен С. Соловейчиком и А. Лобком в книге «Наука ученичества. Обратная сто­рона дидактики». Авторы пишут, что уме­ние выполнять любую работу с интересом и увлечением - это условие не только ус­пешной учебы, но и полноценной жизни. Обладающий этим качеством в процессе любого дела не просто функционирует как эффективный исполнитель, не просто за­рабатывает деньги, но и обретает себя, на­полняет работу личным смыслом.

Бесспорно, школа не развлекает и не предо­ставляет ученику большого выбора. Учиться в школе с интересом—эго значит иметь чувство долга, выполнять долг охотно, творчес­ки. Именно школа может воспитать культуру такого отношения к учебе и жизни. На мой взгляд, это определение соединяет в себе традиционные российские ценности (долг, ответственность, творчество) и ориентиры нынешнего общества сего рыночным харак­тером и конкуренцией.