litceysel.ru
добавить свой файл
1
Мысли о воспитании





Наши дети — это наша старость.

Антон Семенович МАКАРЕНКО

Людвиг ван Бетховен как-то сказал: ”Нет никакого другого признака человечности, кроме доброты". Воспитать человека – значит воспитать, “пробудить” в нем “чувства добрые” (А.С.Пушкин).

В системе человеческих ценностей нравственность занимает совершенно особое место. Моральное сознание детерминирует поведение людей и их взаимоотношения - межличностные, групповые, социальные. Нравственный критерий применим в качестве оценочного основания ко всем областям человеческой деятельности.

Трудно провести черту, разделяющую поток времени на две неравные части: до и после возникновения нравственности. Еще труднее определить сам момент озарения человечества светом нравственных представлений. Становление - это всегда процесс. Становление моральных представлений, норм, принципов, традиций, ставших первоначально единственным регулятором человеческих отношений, - длительный, сложный и противоречивый процесс.

Формирование моральных норм, принципов, традиций знаменует собой переход от стихийных форм регулирования поведения и взаимоотношений к упорядоченным, сознательно регулируемым. Нравственные представления человека, формировавшиеся на протяжении веков, нашли отражение в таких категориях, как добро, зло, справедливость, совесть, долг, смысл жизни, счастье, любовь, в моральных нормах и принципах, регулирующих отношения людей.

Девять десятых тех людей, с которыми мы встречаемся, являются тем, что они есть — добрыми или злыми, полезными или бесполезными — благодаря воспитанию.

Джон ЛОКК

Знаменитый английский философ Джон Локк (1632-1704), известен и как педагог, построивший свою модель воспитания исходя из принципов собственной философской системы. Самое главное для человека – воспитание физическое, умственное и нравственное, конечную цель которого Локк представлял в античных традициях – "Mens sana in corpore sano" («Здоровый дух в здоровом теле» – лат.), то есть в обеспечении здорового духа в здоровом теле.


Локк сформулировал ряд общих методических положений, которые не утратили своей значимости для развития гражданского достоинства человека и личности в условиях современной системы воспитания и образования. Локк уделял большое внимание воспитанию нравственности человека через воспитание разума и логического мышления.

Это ясно изложено в простом и точном евангельском изречении "Как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними" (Матф.7,12.).

Свои взгляды на методы обучения Джон Локк изложил в ставшем классическом трактате «Мысли о воспитании» (1693), где философ утверждал, что образование должно основываться на развитии у детей интереса к учению и любознательности. Локк говорил о решающем влиянии среды на воспитание, о необходимости учета естественных склонностей ребенка и формирования у него здорового тела и духа. При этом воспитание нравственное и физическое одинаково важны.

Каждый человек располагает определенным количеством способностей, которые он в процессе своего взросления и своего противоборства с окружающим миром продолжает развивать.
Родители (поначалу наиболее важные для ребенка персоны окружающего мира), а затем и другие люди, влияющие на его воспитание, могут ускорять или задерживать развитие способностей, которые в начале жизни ребенка еще являются неразвитыми и поддающимися формированию.

Как-то раз дедушка спросил своего внука, о чем он так сильно задумался. Внук ответил: «Деда, в моем сердце дерутся два волка. Один – злой и страшный, второй – милый и добрый». «Какой же из них победит?» – спросил дедушка. «Тот, которому я позволю это сделать», – ответил внук.

БЛЕКХОК

Добро – ключевая нравственная ценность. Другие нравственные ценности не просто связаны с этой, но почти все (во всяком случае, основные) лишь модифицируют ее как особое межчеловеческое отношение. Ведь быть нравственным - это и значит быть, прежде всего, добродетельным, то есть направленным (и в намерении и в действии) к добру. Добродетелен тот, кто намерен делать, и делает добро, реализует его в своем отношении к другим людям.


Добро может реализоваться и через честность, правдивость, и через ответственность, порядочность, милосердие, совестливость.


Добро не лежит на дороге, его случайно не подберешь. Добру человек у человека учится.   

Ч. АЙТМАТОВ

Добро бывает разным. Иногда человек убежден в собственной доброте только потому, что никому не делал зла, но попробуйте спросить, для кого и когда он сделал доброе дело, и окажется, что такого примера в своей жизни и сам он не найдет. Но, бывает, человек совершает добрый поступок, повинуясь непреодолимому движению души, не взвешивая, не раздумывая. И вдруг оказывается, что необычность поступка, простодушное открытое его бескорыстие не укладываются в привычные мерки и представления, вызывают недоумение или даже недоверие. 
Как прокрадывается в душу недоверие к чужой безоглядной доброте? Потому ли не верит ей человек, что сам на такую доброту неспособен? Или потому, что ему пришлось однажды ошибиться, не разглядев чьей-то подделки под бескорыстие, и с той поры он недоверчиво вглядывается в любой, истинно добрый поступок, ища в нем тайную цель? А ведь, казалось бы, мы хорошо знаем, какой быстроты действия требует крайний миг, когда надо помочь человеку, видя, что он беззащитен и несчастен. Тут уж действительно надо спешить, помогать без оглядки, и никакого нет дела до того, поверит ли кто-нибудь в твою доброту или нет: важно лишь с ней не опоздать…

Тот, кто делает добро другому, делает больше всего добра самому себе - не в том смысле, что ему будет за это награда, а тем, что сознание сделанного добра даёт уже большую радость.   

Древнеримский философ СЕНЕКА

В любой из его модификаций, добро может быть, и бывает значимым, полезным. Оно полезно, во-первых, для того, в отношении к кому реализуется. Во-вторых, что осознается не сразу, добро полезно и для того, кто его делает. И потому, что доброе отношение может вызывать такое же ответное. И потому, что даже безответно творимое добро способно согревать душу творящего. И потому, что именно добрые отношения и дела явно приносят пользу обществу, в котором живет человек.


И именно поэтому добро, а не зло в любом обществе оказывается нормой отношений и поведения.

"Не убий", "не укради", "не лги", "не прелюбодействуй", все моральные кодексы фиксируют уже не просто полезность добра, как таковую (и вредность зла), а обязательность, нормативность добра, момент его долженствования.

"А в чём самая большая цель жизни? Я думаю: увеличивать добро в окружающем нас. А добро – это, прежде всего счастье всех людей. Оно слагается из многого, и каждый раз жизнь ставит перед человеком задачу, которую нужно уметь решать. Можно и в мелочи сделать добро человеку, можно и о крупном думать, но мелочь и крупное нельзя разделять. Многое, как я уже говорил, начинается с мелочей, зарождается в детстве и в близком...". 

Из «Писем о добром и прекрасном» Д.С. ЛИХАЧЁВА

Говорить о значимости добра можно много и долго. Хочется, чтобы девизом и смыслом жизни человека стали простые и нужные слова: «Спешите делать добро!».