litceysel.ru
добавить свой файл
1





Муниципальная научно-практическая конференция школьников

«Молодежь и наука-2012»

Полное название темы

« Плоскостопие: методы диагностики и коррекционно-профилактической помощи»

Название направлений форума

«Естественные науки и инженерные технологии»

Тип работы

Исследовательский реферат

Возрастная номинация

8-9 классы

Фамилия имя автора

Неводничев Константин

Территория

Село Тасеево

Место учёбы

МБОУ «Тасеевская СОШ №1»

Класс

8

Место выполнения работы

МБОУ «Тасеевская СОШ №1»

Руководитель

Граф Марина Геннадьевна, МБОУ «Тасеевская СОШ №1», учитель биологии, 2-24-18

e-mail (обязательно), контактный телефон





Аннотация

Выполнил: Неводничев Константин;

Место учёбы: Село Тасеево, МБОУ «Тасеевская СОШ №1», 8 класс;


Название: «Плоскостопие: методы диагностики и коррекционно-профилактической помощи»;

Учитель: Граф Марина Геннадьевна, учитель биологии;

Цель научной работы: выявить методы диагностики плоскостопия и установить степень распространенности плоскостопия среди учащихся 8-9 классов, а также предложить комплекс упражнений, направленный на коррекцию и профилактику плоскостопия у учащихся.

Методы проведенных исследований:

1.Анализ литературы по проблеме исследования, включая Интернет-ресурсы и статистические данные в Тасеевском военном комиссариате.

2. Опрос учащихся и проведение диагностики на наличие плоскостопия (эксперимент).

3. Анализ полученных результатов.

Основные результаты исследования: выявлены методы диагностики плоскостопия, установлена степень распространенности плоскостопия среди учащихся, разработан буклет по профилактике плоскостопия.

СОДЕРЖАНИЕ


Введение 4

I. Плоскостопие: Методы диагностики и коррекционно-профилактическая помощь 6

2.1 Плоскостопие. Причины возникновения плоскостопия 6

2.2 Виды плоскостопия и степени нарушения функции стопы 6

2.3 Методы диагностики плоскостопия 7

2.4 Определение степени распространения плоскостопия среди учащихся 8-9 классов МБОУ «Тасеевская СОШ №1» 7

2.5 Результаты исследования 8

III. Заключение 11

IV. Литература 12

V. Приложение 13


Введение

Во всем мире здоровье подрастающего поколения вызывает серьезную тревогу. Несмотря на то, что в образовательных учреждениях и в нашей школе большое внимание уделяется задаче формирования безопасной и здоровой среды для учащихся, огромное количество детей страдают заболеваниями опорно-двигательного аппарата. Одной из наиболее распространенных болезней является плоскостопие. К тому же количество учащихся, страдающих данным заболеванием, незначительно, но все-таки растет. Плоскостопие является причиной, по которой, юношей либо вовсе не берут в армию, либо признают годными к военной службе, но с незначительными ограничениями. Чтобы убедиться в объективности всего ранее описанного, приведу некоторые статистические данные.


По статистическим данным Тасеевского военного комиссариата, я узнал, что в 2010 году среди призывников было выявлено 18 человек, страдающих плоскостопием. В 2011 году уже 21 призывник, из них пять призывников оказались полностью не годны к службе (Приложение 1). Количество молодых людей, страдающих плоскостопием, ежегодно, хотя незначительно, но все-таки увеличивается, что является причиной либо списания в запас юношей призывного возраста, либо несения военной службы в тех войсках, в которых физическая нагрузка на нижние конечности снижена (например, связь, автобат и другие).

Так как я являюсь учеником школы, а в дальнейшем и призывником, я решил изучить этот вопрос более подробно. Это поможет мне и моим одноклассникам избежать в дальнейшем данной проблемы.

Учитывая то, что плоскостопие легче предупредить, чем лечить я поставил перед собой следующую цель: выявить методы диагностики плоскостопия и установить степень распространения плоскостопия среди учащихся 8-9 классов, а также предложить комплекс упражнений, направленный на коррекцию и профилактику плоскостопия.

Для достижения цели я поставил перед собой следующие задачи исследования:


  1. Проанализировать источники информации по данному вопросу.

  2. Познакомиться с методами диагностики плоскостопия.

  3. Установить степень распространения плоскостопия у учащихся 8-9 классов.

  4. Предложить коррекционно-профилактическую помощь при плоскостопии.

Для достижения поставленных целей мною были использованы методы исследования:

1. Анализ литературы по проблеме исследования, включая Интернет-ресурсы и статистические данные в Тасеевском военном комиссариате.


2. Проведение диагностики на наличие плоскостопия (эксперимент).

3. Анализ полученных результатов.

Объект исследования: анатомо-физиологическое развитие стоп у учащихся 8-9 классов.

Предмет исследования: степень распространения патологии стоп и способы коррекционно - профилактической помощи.

Гипотеза исследования: я предполагаю, что среди учащихся 8-9 классов примерно 20% страдают плоскостопием.

Анализ данной работы позволяет отметить ее практическую и теоретическую значимость. Теоретическая значимость исследования определятся тем, что его результаты позволяют получить научные представления о патологии в развитии стопы и определить методы её коррекции. Авторы, посвятившие свои исследования данной области медицины: Есиновская Г.Н., Коваль Г.Ю., Новаченко Н.П., Жарков П.Л., Трубников В.Ф., Тютин Л.А., Антипенко В.С., Кишковский А.Н. и другие работают в области обследования и диагностики профилактики.

Практическая значимость заключается в поиске адекватных способов пропаганды профилактики плоскостопия, способов выявления, опасности развития заболевания, методов коррекции, способствующих предупреждению развития осложнений, и как следствие будет оказывать позитивное влияние на здоровье учащихся.

I.Плоскостопие: Методы диагностики и коррекционно-профилактическая помощь


2.1 Плоскостопие. Причины возникновения плоскостопия

Анализируя литературу, я узнал, что плоскостопие - это деформация стопы, характеризующаяся понижением ее сводов. При начинающемся плоскостопии у человека возникают боли и судороги в ногах. Так как плоскостопие развивается медленно, то организм постепенно привыкает к таким нарушениям и плоская стопа не вызывает особых беспокойств. Однако в дальнейшем, при постепенном старении организма, незаметно деформировавшаяся стопа становится причиной тяжелых заболеваний. Врачи констатируют, что больной фактически становится инвалидом, начинает при ходьбе пользоваться палкой[4]. Кроме этого, в связи с развитием плоскостопия происходит нарушение кровообращения и нарушение осанки (сколиоз).


По изученным мною источникам информации, самой распространенной причиной является различная нагрузка на ноги, а также неправильно подобранная обувь. Иногда плоскостопие может передаваться по наследству от родителей или развиваться вследствие болезней, таких как рахит, полиомиелит, сахарный диабет. У женщин плоскостопие встречается в четыре раза чаще, чем у мужчин. Для них факторами риска являются беременность, высокий каблук у обуви, длительное стояние на ногах и избыточный вес. Проанализировав научную литературу, я узнал наиболее распространенные причины, способствующие возникновению и развитию плоскостопия. К ним относятся недоразвитие мышц стопы; большие физические нагрузки; излишняя масса тела; длительное пребывание в постели (в результате болезни); ношение неправильно подобранной обуви; косолапость; Х-образная форма ножек; травмы стопы, голеностопного сустава, лодыжки; наследственная предрасположенность.

2.2 Виды плоскостопия и степени нарушения функции стопы

Из научной литературы я узнал, что плоскостопие может быть врожденным и приобретенным. Врожденное плоскостопие встречается очень редко, а вот приобретенное может быть разной формы. Различают статистическое плоскостопие, возникающее вследствие слабости мышц голени и стопы, а также связочного аппарата и костей. Рахитическое плоскостопие возникает после перенесенного заболевания рахита, при котором нарушается нормальное развитие костей стопы. Травматическая форма плоскостопия возникает в случае неправильно сросшихся костей при переломах. Паралитическое плоскостопие чаще всего возникает после перенесенного заболевания полиомиелита.

Из литературы я узнал, что при плоскостопии можно определить несколько степеней деформации стопы (Рис.1).

При плоскостопии первой степени можно увидеть лишь небольшое нарушение стопы, при котором возникает боль и усталость после ходьбы. Легкий массаж и ножные ванночки снимают легко такую усталость. Плоскостопие второй степени уже хорошо заметно, при этом может измениться даже походка, а боль при ходьбе распространяется от голеностопного сустава до коленного. При плоскостопии третьей степени стопа становится полностью плоской, что приводит к постоянным болям в ногах и в позвоночнике, что может привести к сколиозу.




Рисунок 1. Степени деформации стопы


2.3 Методы диагностики плоскостопия

В научной литературе описаны три метода диагностики плоскостопия.

Метод плантографии (лат. planta подошва, ступня + греч. grapho писать, изображать) общее название методов определения плоскостопия по отпечатку подошвенной поверхности стопы. Этот метод можно использовать в домашних условиях, для этого достаточно намочить ногу водой и оставить отпечаток стопы на бумаге. По простым расчетам легко можно рассчитать индекс наличия плоскостопия. Используя подометрический метод Фринлянда можно вычислить подометрический индекс. Чтобы его рассчитать необходимо, измерить длину и высоту стопы (расстояние от подошвы стопы до верхнего края ладьевидной кости), затем умножить высоту стопы на 100 и разделить на длину стопы. Если результат получился 29-31, то это считается нормой. Если же результат получился меньше, значит, имеется плоскостопие. Наиболее точным методом определения плоскостопия является метод рентгенографии, при котором делаются снимки обеих стоп под нагрузкой стоя. Затем только врач ортопед может установить степень плоскостопия и назначить лечение.

2.4 Определение степени распространения плоскостопия среди учащихся 8-9 классов МБОУ «Тасеевская СОШ №1»

Определение степени распространения плоскостопия мною проводилась по методу плантографии. В медицинском кабинете нашей школы имеется плантограф. За помощью для проведения диагностики я обратился к медицинской сестре. Она помогла мне взять отпечатки стоп учащихся 8-9 классов. Для получения отпечатков берется чистый лист бумаги, который кладется в плантограф. Учащийся наступает на него ногой и на бумаге остается четкий отпечаток стопы. Далее я обрабатывал плантограммы по методу Штритера, который состоит в том, что к наиболее выступающим точкам медиального края отпечатка стопы проводится касательная линия (АБ), из середины которой (точка В) восстанавливается перпендикуляр, пересекающий медиальный край в точке Г, а латеральный – в точке Д и подсчитывается индекс (Рис.2)[2].


Обработка плантограмм по методу Штритера

Состояние продольного свода стопы определяется по формуле

I = ГД/ВД х 100

и оценивается следующим образом.

- от 0 до 36 % - высокосводчатая стопа

- от 36,1 до 43 %- повышенный свод

- от 43,1 до 50 % - нормальный свод

- от 50,1 до 60 % -уплощение свода

- от 60,1 до 70 % -плоскостопие

2.5 Результаты исследования

Свои исследования я проводил в МБОУ «Тасеевская средняя общеобразовательная школа № 1» в медицинском кабинете школы. Мною было обследовано 40 учащихся 8-9 классов, из которых 20 юношей и 20 девушек (Рис.3).



Рисунок 3. Распределение учащихся по гендерному признаку

Анализируя полученные данные плантограмм, я получил следующие результаты (Рис.4). Среди учащихся нормальный свод стопы имеют 10 учащихся (25%). Остальные учащиеся имеют разной степени отклонения от нормы. Среди них 10 учащихся (25%) имеют плоскостопие, высокий свод стопы имеют 4 учащихся (10%), 7 учащихся (17,5%) имеют повышенный свод стопы, а уплощенную стопу имеют 9 учащихся (22,5%).





Рисунок 4. Распределение показателей индекса Штритера

При повышенном тонусе мышц наблюдается повышенный свод стопы. При этом нарушается амортизационная функция стопы, рассчитанная на работу под нагрузкой, равной массе тела. Такая жесткая «рессора» – высокосводчатая стопа - передает на скелет все удары не хуже распластанной, которая наблюдается при плоскостопии[6].


Я выявил, что различными формами патологии стоп среди учащихся страдают 12 юношей и 18 девушек, что соответствует статистике (Рис.5).



Рисунок 5.Распределение патологии по гендерному признаку

При анализе видов плоскостопия я выявил, что только у одного учащегося имеется врожденное плоскостопие, а у остальных приобретенное (Рис.6).



Рисунок 6. Распределение плоскостопия по происхождению

При обследовании нормальный свод стопы имеют только 10 человек, что составляет 25%. Различные патологии стоп обнаружены у 30 человек, что составляет 75% от общего числа обследованных, среди которых 18 девушек и 12 юношей. В том числе, у 10 учащихся обнаружено плоскостопие разной степени тяжести. У одного учащегося плоскостопие выявлено врожденное, а у девяти приобретенное.

2.6 Коррекционно - профилактическая помощь при плоскостопии

Анализируя различные источники информации, я узнал, что лечить плоскостопие придется очень долго. Для этого требуется желание и терпение пациента. Комплексное лечение назначает только врач ортопед[3]. Определив степень деформации стопы, дальше определяется лечение и профилактика плоскостопия. Для профилактики плоскостопия применяют: лечебный массаж (Приложение 3), гимнастику (Приложение 2), а также используют специальную ортопедическую обувь и стельки супинаторы. Лекарственные препараты назначают лишь при сильной боли.

Поскольку любое заболевание проще предупредить, чем лечить, я считаю важным:


  1. Проводить организационно-пропагандистскую работу через проведение тематических классных часов на тему: «Плоскостопие. Чем оно грозит?» В ходе проведения акции распространять заранее подготовленные памятки с рекомендациями о способе диагностики плоскостопия и методах профилактики.

  2. Очень тщательно следить за подбором обуви, так как именно тесная обувь может привести к плоскостопию (Приложение 4).

  3. Обратить внимание на медицинский осмотр учащихся врачами, т.к., например, за 8 лет моего обучения в школе, несмотря на то, что бригада врачей регулярно проводит профилактические медицинские осмотры, хирург ни разу не осмотрел у меня и моих одноклассников ни стопы, ни позвоночник.



III. Заключение


Изучая данный вопрос, я сделал вывод, что плоскостопие является распространенным заболеванием и его легче предупредить, чем лечить. Плоскостопие может привести к осложнениям и деформациям костей стопы, а также различным заболеваниям опорно-двигательного аппарата (артрит, артроз, сколиоз, остеохондроз, радикулит, позвоночная грыжа). В ходе работы, я изучил научную литературу, познакомился с методами диагностики плоскостопия, а также научился определять разные виды плоскостопия. Теперь зная методы профилактики плоскостопия, я могу дать советы своим одноклассникам. Планирую выступить перед учащимися на классных часах. В дальнейшем я думаю продолжить работу над данной темой и выяснить наличие у обследованных мною учащихся заболеваний, причиной которых может быть плоскостопие.

Полученные в ходе практического исследования данные, позволяют утверждать, что выдвинутая в результате теоретического анализа проблемы, гипотеза подтвердилась. Реальная степень распространения плоскостопия оказалась даже на 5 % выше предполагаемой, что еще раз подтверждает актуальность выбранной темы.

IV. Литература



  1. Билич Н.П. Медицинская популярная энциклопедия. – М. АСП, 1997.

  2. Тупиев И.Д., Хабибуллина И.Р. Спортивная морфология – Уфа, 2006.

  3. Чаговадзе А.Г. Предупреждение и лечение плоскостопия. – М. Медицина, 1965.

  4. Энциклопедия здоровья. под ред. В.М. Петренко. – М, 1992.

  5. http://medportal.ru

  6. http://www.pozvonok.ru

V. Приложение


Приложение 1

Статистические данные Тасеевского военного комиссариата

Год

Количество призывников с плоскостопием

(всего)

Из них, количество признанных годными к военной службе с незначительными ограничениями

Из них, количество признанных ограниченно годными к военной службе, т.е. в мирное время не годными вовсе

2008

16

7

9

2009

17

16

1

2010

18

17

1

2011

21

16


5



Приложение 2

Гимнастика для коррекции плоскостопия

Приложение 3

Массаж при плоскостопии

Массаж снимает мышечную усталость тела и улучшает обмен веществ в организме. Благодаря массажу улучшается кровообращение органов. Массаж делается в расслабленном состоянии. Человек может сам сделать себе массаж ног, и тем самым предупредить развитие плоскостопия.

Основные приемы массажа:

  • Необходимо массировать голень по направлению от голеностопного сустава к коленному (разминать, растирать, постукивать и поглаживать).

  • Растирать стопу тыльной стороной согнутых пальцев.

  • Стопу нужно массировать от пальцев к пятке.

  • Для массажа ног можно использовать различные резиновые коврики и валики, или мяч.

  • После массажа рекомендуют сделать ванночку для ног, особенно перед сном. Нужно взять два тазика с холодной и горячей водой и попеременно держать ноги. Сначала в горячей воде, затем в холодной воде. Можно в воду добавить настой различных трав, морскую соль или питьевую соду.

Приложение 4

Правильный выбор обуви



  • Обувь должна быть на гибкой подошве и невысоком каблуке.

  • Лучшая обувь кожаная, не имеет запаха, не пачкает руки и носки.

  • У женской обуви каблук не выше 4-5 см, без платформы и с широким носком.
  • У детской обуви каблук должен занимать по длине не менее трети подошвы.

  • Спортивная обувь должна иметь гибкую подошву.