litceysel.ru 1

Народное образование в


годы Великой

Отечественной войны

(1941-1945)

Работа выполнена учащимися 11 «Г» класса ГОУ ЦО № 1178 Город Москва, 2010 год

22 июня 1941 года на нашу Советскую Родину предательски напала фашистская Германия. Коммунистическая партия призвала советский народ к борьбе с фашистскими захватчиками. Весь советский народ, как один, поднялся на защиту своей Родины, еще более сплотился вокруг партии и правительства, проявил горячий патриотизм, мужество и героизм, организованность и дисциплину как на фронте, так и в тылу.




Суровые испытания, наряду с жителями приграничных, оказавшихся в военном водовороте территорий, предстояло выдержать соотечественникам на всей территории страны. Уже 23 июня 1941 года в Омске состоялся общегородской митинг, на котором присутствовало 100 тысяч человек. В этот же день в военкоматы Омска было подано более 1270 заявлений с просьбой о добровольном зачислении в армию.


Родина-мать зовет!
Всенародный гнев, вызванный вероломным нападением агрессора на страну, вызвал у всех граждан области непреодолимое стремление защищать рубежи своей Родины всеми силами и средствами. 27 июня 1941 года газета "Омская правда" сообщала: "У Исилькульского Дома Советов собрались более 5000 рабочих и служащих предприятий, железнодорожников, колхозников... Они демонстрировали свою готовность выступить с оружием в руках на защиту границ нашей Родины. На митинге выступил председатель исполкома поссовета товарищ


Алексеев. "Я, - сказал он, - иду в ряды РККА. Заверяю своих избирателей, что выполню наказ и буду громить врага, не щадя своей жизни". Труженики совхоза "Боевой" в ответ на нападение фашистской Германии на Советский Союз на своем митинге заявили: "Мы все как один объявляем себя мобилизованными и заверяем нашу партию и советское правительство, что мы готовы хоть сегодня идти в бой, громить фашистских бандитов до их полного уничтожения. Пусть помнят фашистские изверги, что за эту ещё неслыханную в истории провокацию они получат по заслугам".


Такой настрой у населения области
был повсеместным. Война


Удостоверение "За доблестный труд!"
нарушила размах, достигнутый
великими усилиями во всех
отраслях народного хозяйства, в
том числе и в просвещении народа.
Обстановка требовала подчинения
всех источников и ресурсов главной
цели: победе над коварным врагом.
Многие учителя школ были
мобилизованы в Красную Армию.
Значительная часть школьных
помещений была занята под нужды
военведа. В 15 школах Омска и 20
школах сельской зоны

разместились госпитали, эвакопункты, военные ведомства. Несмотря на чрезвычайные сложности, все школы области 1 сентября начали занятия. Из 44 школ Омска 31 стала


заниматься в три смены, остальные - в две смены. В несколько смен стали заниматься школы в Марьяновке, Исилькуле, Калачинске, Любино.

На протяжении всей войны, даже в самый трудный год, учебные заведения продолжали работать, несмотря на появившуюся некоторую текучесть контингента учащихся, связанную с военными обстоятельствами; борьба за всеобуч не прекращалась. Принимались все меры к обеспечению школ всем необходимым для занятий. Не хватало учебников и учебных пособий - их распределяли по группам - на 5-10 человек. В период подготовки к 1941-1942 учебному году в 33-х районах области было проведено 732 воскресника по строительству и ремонту школьных помещений. В них приняло участие более 30 тысяч человек. Несмотря на значительные расстояния от мест непосредственных военных действий, городу и области приходилось делить беды с теми, кто оказался на линии фронта. Уже к началу ноября 1941 года в Омск прибыло 180 тысяч человек, эвакуированных из западных областей страны, в том числе 26 тысяч детей.

При всех усилиях советских, партийных и административных органов отсев из школ предотвратить не удавалось. Многие учащиеся переходили в другие учебные заведения, РУ, техникумы и т.д., часто старших детей оставляли дома для присмотра за малышами, причиной непосещения школы нередко являлись тяжёлые материальные условия. Таким образом, в итоге первого военного учебного года из школ выбыло 13594 человека. Из выбывших 822 выехали за пределы города, 2405 поступили на работу, 2359 перешли на учёбу в школы трудрезервов, 152 заболели и 455 человек выбыли по другим причинам.




30 июля 1942 года СНК СССР вынес
распоряжение "О вовлечении в
школы всех детей школьного возраста
и использовании школьных зданий по
назначению". Распоряжение гласило:
обеспечить вовлечение в школы всех
детей школьного возраста, принимая
все меры к недопущению в течение
учебного года отсева учащихся из
школ. Проводить учебные занятия в
школах в две смены, допуская
введение третьей смены в
исключительных случаях...


Фронтовые сводки
Освободить к 20 августа текущего года все школьные здания, занятые не по назначению, за исключением

используемых под госпитали и эвакуированные предприятия.

Подготовка к очередному учебному году началась заранее. Проблемы обсуждалась во всех инстанциях, от райкомов партии до педсоветов и родительских комитетов школ. Активизировалась работа на своих избирательных участках депутатов районных и сельских советов, в поход за выполнение всеобуча включились комсомольские организации. При районных отделах народного образования создавались материальные фонды в помощь детям фронтовиков, граждане вносили посильные суммы средств. Только по городу Омску в этот фонд было собрано 268324 рубля.

В течение 1942-1943 учебного года в Омске нуждающимся учащимся, преимущественно детям фронтовиков, было выдано 4925 пар обуви, 252 пары валенок, 450 костюмов, 160 пальто, 250 тысяч штук разного трикотажа. В Тарском районе нуждающиеся учащиеся

получили 1054 пары обуви, 190 пальто, в Муромцевском районе одежду получили 356 учащихся. Материальную помощь нуждающимся организовывали сами учащиеся, внутри детских коллективов развернулось своеобразное соревнование за помощь сверстникам. В Чаунинской и Фирстовской средних школах Большеуковского района учащиеся одели и обули 18 своих товарищей. Ученики Калачинской средней школы собрали для нуждающихся 10 центнеров картофеля, центнер моркови и свёклы, шерсть на 10 пар валенок и 28400 рублей денег. Учащиеся Кормиловской средней школы в пользу детей-сирот устроили несколько платных концертов, от которых получили 5500 рублей.




Во многих случаях организовывалось

дополнительное питание учащихся. В школах открывались столовые, изыскивались источники привлечения дополнительных продуктов питания за счёт сбора их у населения, выделения овощей, молока, картофеля хозяйствами. В Омске по решению горсовета было организовано 3 детских столовых, в которых получали питание 3300 детей. Затем было открыто ещё две столовые специально для питания детей фронтовиков, в каждой из них питалось по 1000 детей, организована выдача обедов на дом для дошкольников, на 500 человек.


Классный журнал
В Таре организована столовая на 1000 детей. В Большеречье 118 человек питались в столовой райцентра. Горячие завтраки в этом районе были организованы в 20 школах. В отдалённых от школ поселках при наличии учащихся организовывались так называемые классы-филиалы, куда один-два раза в неделю приезжали учителя из базовых школ и проводили занятия, помогая тем самым ребятам осваивать программу самостоятельно. Широко

практиковалось обучение на дому тех учащихся, кто по ряду причин не мог посещать школу.

В Большереченском районе на дому обучалось 343 ученика, в Москаленском - 198, в Исилькульском - 188, в Марьяновском - 95, в Тюкалинском - 96, в Дзержинском - 63 учащихся.

В 1942 году открываются школы трудовых резервов, в связи с этим начался некоторый отток учащихся из 8-10 классов массовой школы. В 1941-1942 учебном году в школах г. Омска в этой группе классов обучалось 3239 учащихся, а в 1944/45 учебном году - 1999 человек.

14 июля 1943 года СНК РСФСР своим постановлением утвердил инструкцию "Об организации учёта детей и подростков в возрасте от 8 до 15 лет и о порядке контроля за выполнением Закона о всеобщем обязательном обучении". Согласно инструкции, организация учёта детей и подростков, подлежащих обучению, возлагалась на городские, районные, сельские и поселковые советы депутатов трудящихся. Каждый домовладелец, комендант, управдом к 15 августа, в течение 3-х дней должен представить директору школы микрорайона список на детей 8-15-летнего возраста. Списки сверяются с домовыми книгами.





О каждом случае выбытия
ребёнка домовладелец (домком)
обязан в трехдневный срок
поставить в известность школу.
Исполкомы советов обязывались
по каждому случаю непосещения
детьми школы принимать
необходимые меры к устранению
причин, мешающих детям
обучаться в школе. За

несвоевременное определение детей в школу и необеспечение аккуратного посещения ими учебных занятий родители и лица, их заменяющие, привлекаются к административной ответственности.


Новый 1941 год


Таким образом, высокая требовательность правительственных инстанций к выполнению Закона о всеобуче, строгая ответственность местных советов депутатов трудящихся, жилищных должностных лиц, родителей и школы за посещение детьми занятий создавали условия беспрекословного полного обеспечения всеобуча. Суровость войны, многочисленные материальные житейские трудности, формировали у населения особую стойкость, рождали повышенную ответственность за воспитание детей и юношества.

Важнейшим государственным делом считалось устройство детей, оставшихся без попечения родителей, и предупреждение детской беспризорности. В январе 1942 года СНК СССР принял постановление об устройстве детей, оставшихся без родителей. Обязанность по устройству этой категории детей вменялась под личную ответственность председателей Совнаркомов союзных республик, краевых, областных, городских и районных исполкомов. Постановление требовало создать комиссии по устройству детей, оставшихся без родителей.

Дополнительные заботы у местных советов вызывали постоянно прибывающие с прифронтовых территорий осиротевшие дети. В Омскую область за время войны прибыло 142 детских учреждения с количеством детей 15,6 тысяч. 31 мая 1942 года в Омске состоялся антифашистский митинг в защиту детей. Трудящиеся Тюмени и Ишима, Тобольска и других городов области близко к сердцу восприняли обращение участников митинга, в котором говорилось: "Брошен клич - у нас не будет сирот... Товарищи, заменим матерей и отцов молодым гражданам, чьи родители погибли за свободу и независимость нашей Родины. Возьмем осиротевших детей на воспитание. Теплотой, заботой окружим детей фронтовиков, грудью защищающих свою Отчизну".


СНК РСФСР 9 мая 1943 года принял специальное постановление "Об улучшении состояния детских домов". 1 сентября 1943 года Совнарком СССР принимает развёрнутое постановление "Об улучшении работы детских домов". Постановлением определены меры по обеспечению детских домов запасами топлива на предстоящую зиму, установлены единые нормы снабжения детских домов продуктами питания и промтоварами с их централизованным выделением целевым назначением детским домам.


Постановление утвердило порядок медицинского обслуживания, укомплектования детских домов медицинским персоналом, улучшения дела подбора руководящих и воспитательских кадров.

Прибывшие в область эвакуированные из военной зоны детские учреждения размещались и обустраивались в короткие сроки. Слаженная деятельность органов народного образования, бескорыстие и проявление высоких патриотических чувства гражданами оказывали своё благотворное влияние на выполнение задач по размещению, устройству быта и вовлечению в школы детдомовцев.

В отделах народного образования были выделены специальные инспектора, курирующие работу детских домов. В 1942-1943 учебном году в г. Омске при 5-ом отделении милиции была создана детская комната со специальным инспектором по охране детей. К концу войны такие комнаты были созданы при всех райотделах милиции города. Кроме того, с целью ликвидации детской беспризорности, в городе был организован детский приёмник, открыт специальный детский дом.

Подростки, оставившие школу по материальным причинам, трудоустраивались на предприятия. Над ними закреплялось шефство кадровых рабочих. Для продолжения их учёбы в 1942-1943 учебном году в Омске были открыты две вечерние школы, в которых поначалу обучалось 284 подростка. В последующие годы число вечерних школ возрастало. Такие школы по решению областного совета депутатов трудящихся создавались в райцентрах.

Школы рабочей и сельской молодёжи сохранились и в послевоенные годы.

В сентябре 1943 года СНК СССР, а 1 декабря 1943 года СНК РСФСР приняли постановления "О приёме детей семилетнего возраста в школы". В соответствии с этими постановлениями 1-го сентября 1944 года первые классы комплектовались детьми двух возрастов, семи- и восьмилетними. В школы Омска в 1944-1945 учебном году явилось около трех тысяч детей-семилеток.

Дети, оставшиеся без родителей, прибывшие в область, получали особое внимание у местного населения и советов депутатов трудящихся. Уже осенью 1941 года в Омск были эвакуированы детские дома: один - из Карелофинской АССР; двадцать шесть - из Ленинграда; шесть - из Москвы; четыре - из Ленинградской области; четыре - из Запорожья; шесть - из Новочеркасска; один - из Калуги; пять - из Курска; два - из Харькова; пять - из Ворошиловграда; шесть - из московского детского приёмника. В 1940 году в области было 37 детдомов, а к 1943 году их количество возросло до 192. Контингент д/домов и школ-интернатов достиг 21287 человек. На конец 1943 года детских учреждений этого типа уже было 195, в том числе детских домов - 118, интернатов - 77, а общий контингент в них составлял 21639 человек. К этому времени детей-беспризорников, которые нуждались в немедленном устройстве в государственные детские учреждения области, состояло на учёте 4000 человек.

Прибывающие в августе-сентябре 1942 года эвакуированные детские учреждения размещались в основном в северных районах области, в том числе и на территории области, тогда ещё не отделившейся от Омской, ныне - Тюменской. Нередко детские учреждения прибывали без своевременных предупреждений.

И, тем не менее, с размещением их область умело справлялась. Бывшая в то время заведующей облоно Рута в докладе Наркомпросу сообщала, что детские учреждения,

прибывшие в область, размещены в северных районах, помещения подготовлены заранее, дети прибыли благополучно. Суровые условия военной поры с особой силой пробуждали у местных жителей-сибиряков истинные чувства солидарности, доброты, гуманности и чистосердечного человеческого сострадания к прибывающим детям. В документах того времени отмечается: отношение населения к детям детских домов, эвакуированных из центра, в основном исключительно теплое и заботливое.


Детей встречали с пирогами, вареньем, цветами... С пароходов их на руках выносили к причалам. В Исилькульском районе женщины ещё до прибытия детей заготовили картофель, засолили капусту, огурцы, собрали перо для подушек. Ликвидация порожденной войной детской беспризорности вызывала озабоченность и внимание всех слоев населения. Несмотря на тяжелейшее экономическое положение, некоторые колхозы по своей инициативе и на свои средства открывали колхозные детские дома. В Черлакском районе в колхозе "Большевик" (председатель колхоза Ивашко) был открыт детский дом на 50 человек. Собраны продукты питания, одежда, необходимый инвентарь, деньги. Выделено 9,5 тонн картофеля, 3 тонны овощей, 8 поросят, 18 овец, 50 килограммов шерсти на изготовление ребятам валенок.

Такие детские дома были открыты в Тарском, Шербакульском и других районах области. При детских домах с помощью местных властей создаются подсобные хозяйства, организовываются столярные, слесарные, швейные, трикотажные мастерские. Дети делали кирпич, сооружали пристрои, месили глину, заготавливали топливо. Свои подсобные хозяйства детдомовцы вместе с обслуживающим персоналом обслуживали сами. Кроме этого, многие из них оказывали помощь колхозам своим трудом.

Военные сопереживания вместе со взрослыми по-своему выражались детьми. Вот одно из многих писем первоклассников неизвестному солдату:

"Здравствуй, дорогой боец! Мы, дети 1-го класса Готопутовского интерната, шлем вам большой, большой привет. Поздравляем вас с днем Красной армии. Бейте лучше фашистов, а мы будем хорошо и отлично учиться. Мы очень рады, что вы прогнали фашистов от нашего любимого Ленинграда. Напишите, сколько вы убили фашистов? Сколько взяли немецких танков? Мы живем в Сибири. Здесь большие морозы, но мы не боимся. У нас бывают бураны. В группе у нас тепло и красиво, есть большой фикус. Есть ли у Вас санитарные собаки? Сколько они спасли раненых? Напишите какой-нибудь случай про Вас. Какие фашисты? Наверно, страшные, с длинными волосами, какие у них валенки? Из соломы или нет? Гоните скорее фашистов из нашей страны. Гена Р., Клава Е."


Понятно, что война всеми своими тяготами и невзгодами отражалась на состоянии всех слоев населения (постигли беды и детские учреждения). Не одинаковые условия были в различных детдомах и интернатах, Однако все они испытывали определенные трудности.

Перебои с продуктами питания, одеждой, обувью, снабжением детдомов керосином для освещения прослеживаются по всему периоду военного лихолетья. В отчётах органов народного образования директоров детдомов и интернатов можно видеть высказывания, свидетельствующие об ужасном, бедственном положении этих учреждений. В одном из интернатов около 50% детей спят по двое на одной кровати, без матрацев, одеял и подушек. Кухонного инвентаря, посуды не хватает. Керосин для освещения торговыми организациями не отпускается. Выборочно, по IV кварталу 1943 года: организации, обслуживающие 17 детдомов, фонды отоварили следующим образом: сахар - 2%, кондитерские - 3%, масло животное - 59%, мясо - 6%. Из Голышманово поступает сообщение - кроме картофеля из продуктов ничего нет. Хлеба дети 4 дня не получают. Значительную поддержку в питании детские дома получали за счёт собственных подсобных хозяйств. В 1943 году в их распоряжении имелось 1805 га посевов, 484 коровы, 507 свиней, 913 овец, куры и другая птица, 412 лошадей.

Не меньшими трудности были и в учебно-воспитательном процессе. Нехватка учебников, тетрадей, иногда дети писали на старых брошюрах, газетах, на всю группу приходилось по 2-3 учебника. У директоров и воспитателей этих учреждений не имелось должной квалификации. Всего 72 директора имели высшее образование, 111 - среднее, а 12 не имели и среднего образования. Среди воспитателей с высшим образованием было 92 человека, со средним - 399 и 163 не имели среднего образования. В августе 1944 года часть территорий Омской области отошла к вновь образованной Тюменской области. В результате в Омской области осталось 104 детских учреждения данного типа, в том числе детских домов 82 и 22 интерната.

Уже к зиме 1944 года в области принят ряд мер по улучшению положения в детских домах и интернатах. Улучшены помещения в Горьковском, Исилькульском, д/доме № 4, № 23, Марьяновском, Черлакском, Саргатском, Солдатском, Кормиловском, Любинском районах. Построены бани. Проведена работа по разукрупнению детских домов, открыт детприемник НКВД на 100 мест. С августа по декабрь 1944 года в детдома направлено 636 детей. Намечено открыть ещё* 9 детских домов. К зиме детские дома подготовились лучше, завезено топливо. В 64 детских домах проведён ремонт помещений, заготовлено сено для скота.


Многочисленные проблемы, касающиеся быта и жизни в детских учреждениях оставались у детей, утративших родительское попечение, до конца войны, продолжались они и в первые послевоенные годы. Вместе с тем нельзя не заметить высокого чувства сплоченности, дружбы, детско-юношеской солидарности, внимания и заботы старших о младших, присутствие необъяснимого внутридетдомовского родства среди воспитанников, что являлось залогом всеобщего выживания. Несмотря на все трудности, в детдомах проводились вечера дружбы, конкурсы, дни фестивалей, самодеятельные художественные выступления. Выпускались стенгазеты у себя в детдоме. Дети помогали выпускать стенгазеты в колхозах. Выходили для выступления с детской самодеятельностью на полевые станы, на фермы.

В работе школ трудности, связанные с войной с ещё большей силой проявились в 1942-1943 учебном году, Текучесть и нехватка педагогических кадров, многосменность учебных занятий не только в городских, но и в ряде сельских школ при весьма скудной обеспеченности последних освещением, недостаток, а порой и отсутствие учебников и школьно-письменных принадлежностей - всё это не могло не ограничивать возможностей школы в борьбе за высокие, качественные показатели работы. И если к концу учебного года школы области, преодолевая значительно возросшие трудности, пришли с показателями не только не ниже, но и выше показателей предшествующих лет, то приписать это следует патриотическому подъёму, охватившему учителей и учащихся, их политической сознательности, диктующей необходимость работать лучше, чем до войны, эффективнее, плодотворнее.

В отчете облоно за 1942/43 учебный год сказано: при всех недостатках, которые имеют ещё место в деятельности школ нашей области, мы с удовлетворением можем констатировать повышение качества школьной работы в истекшем учебном году по всем основным её разделам. Выполнялся всеобуч: в 1940/41 учебном году в школах обучалось 88,6% детей школьного возраста, а в 1942/43 - 90,4%.

Отсев из школ в 1942/43 учебном году был значительно меньше, чем в предыдущие годы. Причем, отсев по уважительным причинам - переезд родителей, болезни, смерть, мобилизация в РУ и ФЗО, призыв в РККА - составляет 60,8%. Значительное место среди причин отсева занимает материальная необеспеченность - 27,3% от общего отсева. Немало в области школ, добившихся полного охвата обучением проживающих в обслуживаемых ими районах детей.

Наряду с многочисленными примерами серьёзной и эффективной борьбы школ за осуществление всеобуча, можно привести немало примеров беспечного, преступного, халатного отношения к этому огромнейшей государственной важности вопросу. В Самаровской начальной школе Крутинского района, насчитывающей в начале учебного года 85 учащихся, к концу года осталось только 12. За срыв всеобуча зав. школой Скачкова с работы снята.

Проведение учебных занятий приходилось сочетать с участием детей в общественно полезных делах - в оказании помощи взрослым в ведении дел хозяйственных. Работа на полях и фермах нередко нарушала привычный ритм школьных занятий. По этой причине нередки случаи отставания от программы по некоторым предметам, кое-где из-за отсутствия преподавателей школы вынуждены удлинять сроки учебного года.

К чести учительства нашей области следует сказать, - значится в отчёте, - что в огромном своем большинстве программный материал пройден в более короткие сроки без ущерба для качества. Возросла требовательность учителей к себе и учащимся. Больше внимания стало уделяться отстающим. Успеваемость в школах за последние годы характеризуется следующим образом.



Уч. год

1-4 классы

5-7 классы

8-10 классы


1-10 классы

1940-1941

83,6%

73,8%

82,2%

80,2%

1941-1942

84,3%

79,9%

90,4%

83,2%

1942-1943

85,5%

83,0%

89,0%

85,2%

По сравнению с предыдущими годами, в 1942/43 учебном году сократилось второгодничество. Причинами, отрицательно влияющими на состояние учебно-воспитательного процесса, следует считать:

  1. текучесть, а кое-где отсутствие педагогических кадров;

  2. приход в школы молодых учителей взамен ушедших на фронт. Вновь пришедшие нередко не имели ни необходимого опыта, ни должной подготовки;

  3. отсутствие нормальных условий для проведения учебных занятий (скученность в классах, плохое освещение, нехватка керосина, стекол для ламп и др.);

  4. недостача учебников, тетрадей, письменных принадлежностей;

  5. ослабленный контроль за учебно-воспитательным процессом руководителей школ, отделов народного образования.

Однако из всех причин следует выделить главную - нехватка педагогических кадров, которая составляет 300 с лишним человек. Вследствие этого школы вынуждены исключать некоторые предметы из учебного процесса на длительное время. Воспитательная работа с учащимися строилась на основе требований, предъявляемых условиями времени. Военная обстановка диктовала эти условия, исходя из них и проводились учебные занятия и различного рода внеклассные мероприятия. В воспитательных целях, там, где было уместно, особенно на уроках гуманитарного цикла, в процесс изучения предмета, не в ущерб логическому смыслу, привлекался материал о героическом прошлом страны. Детям сообщались многочисленные факты из героики Великой Отечественной войны, из подвигов, совершаемых нашими людьми в повседневные будни. В жизнь школ в обязательном порядке вошли каждодневные краткие политинформации, проводились лекции. В качестве политинформаторов зачастую выступали учащиеся-старшеклассники. Исходными источниками для политической работы являлись материалы газет, радио, рассказы побывавших в боях фронтовиков.


Общественно-массовые мероприятия среди школьников ориентированы на решение общих задач, связанных с достижением победы над врагом.

В счёт полезных дел объявлен сбор средств среди учащихся на помощь фронту. По городу Омску собрано 528357 руб. Тарская средняя школа № 1 путём отчисления заработка от погрузочно-разгрузочных работ и непосредственных взносов на строительство танка собрала свыше 50 тысяч рублей. В телеграмме на имя т. Сталина учащиеся обещали учиться так, чтобы быть достойными подвигов своих отцов и братьев. Из поступивших из 20 районов сведений за первое полугодие на фронт школьники отправили 4495 посылок, учащимися г. Омска собрано для отправки 7970 разных вещей. Только по 11 районам учащимися собрано 9440 кг шиповника и 1741 кг разного другого лекарственного сырья.

В 1941/42 учебном году в школьные программы было введено военно-физическое воспитание, а в следующем году - военно-физическая подготовка. Юноши считали своей обязанностью готовиться к службе в армии. В 8-10 классах введена допризывная подготовка. В 1942/43 учебном году в школах области было подготовлено из учащихся 6-10 классов 37800 сандружинниц и 1086 телеграфистов, радистов и телефонистов, а в следующем году - 41042 бойцов-лыжников.

В целях развития среди учащейся молодёжи массовой спортивной работы, направленной на расширение и углубление знаний и навыков, полученных учащимися по военной подготовке, Наркомпрос РСФСР организует добровольное спортивное общество учащихся школ и педагогических училищ "Смена". По этому поводу издан специальный приказ облоно, обязывающий все школы, педучилища организовать плановую работу в этом направлении. Ставятся задачи - организовать кружки, секции, тиры, обеспечить школы спортивным инвентарём, организовывать спортивные соревнования. Облоно подготовил специальную инструкцию по содержанию и объёму проверочных испытаний по военной подготовке.

Для юношей программой определялись: тактическая подготовка, куда включалась проверка действий бойца-наблюдателя, бойца-разведчика. По огневой подготовке: знание материальной части оружия, подготовка и ведение стрельбы. По строевой подготовке: владение ружейными приёмами и т.д. Аналогичная программа составлена и для девушек. Школьницами изучались уставы, подготовка и сдача норм на оборонные значки, проводились занятия сандружинниц.

Предложено активизировать работу по проведению спортивных соревнований, созданию детских и юношеских спортивных коллективов. На 15 декабря 1943 года в области организовано 130 детских спортивных коллективов, с общим числом членов в них 9694 человека. Особо активную деятельность в организации спортивной работы в школах проявляли комсомольские организации области.